г. Хабаровск |
|
03 марта 2023 г. |
А73-14392/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича: Куликова Ю.А., по доверенности от 05.03.2022;
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края: Борман А.С., по доверенности от 09.01.2023;
от третьего лица: Краевого государственного бюджетного учреждения "Центр ОПИК": Шокурова Л.Б., по доверенности от 17.01.2023; Логунова Ж.Н., по доверенности от 17.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края
на решение от 24.10.2022
по делу N А73-14392/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Пака В.В.
к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края
о признании недействительным распоряжения
третье лицо: Краевое государственное бюджетное учреждение "Центр ОПИК"
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович (далее - заявитель, ИП Пак В.В.) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Правительства Хабаровского края (далее - ответчик, Управление госохраны) о признании недействительным и не подлежащим применению распоряжения Управления госохраны от 27.05.2022 N 27.1.4/107 "О несогласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры" (далее - третье лицо, КГБУ "Центр ОПИК").
Решением от 24.10.2022 суд удовлетворил заявленные требования, признал недействительным распоряжение Управления госохраны.
Суд обязал Управление госохраны принять меры, необходимые для инициирования процедуры изменения записей в Едином государственной реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
- за номером - 271620544260005 в части исключения сведений об объекте культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная", 1964 г., расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901 - 1986 гг.;
- за номером - 271620544260025 в части исключения сведений об объекте культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная", 1964 г., расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, числящегося как памятник градостроительства и архитектуры.
Кроме этого, суд взыскал с Управления госохраны в пользу ИП Пака В.В. 300 руб. в счет возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление госохраны заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
До начала судебного заседания Управлением госохраны заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - Акта государственной историко-культурной экспертизы от 01.01.2023.
В судебном заседании представитель Управления госохраны поддержал заявленное ходатайство, а также доводы апелляционной жалобы.
Представители КГБУ "Центр ОПИК" также поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИП Пак В.В. в представленном отзыве, дополнениях и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения. Возражал в приобщении в качестве дополнительного доказательства Акта государственной историко-культурной экспертизы от 01.01.2023.
Рассмотрев заявленное ходатайство Управления госохраны о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства, судебная коллегия его отклонила, поскольку заявителем не представлены доказательства наличия уважительных причин невозможности представления данного документа в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 01.10.1998 Законодательной Думой Хабаровского края принято постановление N 280 "О постановке на государственную охрану как памятника истории и культуры краевого значения архитектурно-градостроительного комплекса площади им. Ленина в г. Хабаровске", которым постановлено принять с 1 января 1998 года на государственную охрану как памятник истории и культуры краевого значения архитектурно-градостроительный комплекс площади им. Ленина в г. Хабаровске. Приложением к постановлению отражен список памятников истории и культуры краевого значения, подлежащих государственной охране:
1. Эспланда площади с партерами и комплексом фонтанов, дата 1951-1957 гг., адрес: пл. им. Ленина;
2. Гостиница "Центральная", дата 1964 г., адрес: ул. Пушкина, 52;
3. Контора "Дальспирта", дата: 1927; 1975 гг.; адрес: ул. Муравьева-Амурского, 54;
4. Почтово-телеграфная контора, дата: 1901-1903, 1936-1938, 1960, 1986 гг., адрес: ул. Муравьева-Амурского, 58;
5. Общежитие медицинского института, дата: 1952-1956 гг., адрес:
ул. К.Маркса, 4.
Из комплекса площади им. Ленина на государственной охране уже состояли следующие здания:
1. "Высшая партийная школа", 1954 г., ул. Муравьева-Амурского, 33 (Решение Крайисполкома N 171 от 18.07.91 г.);
2. "Медицинский институт", 1962 г., ул. Муравьева-Амурского, 35 (Решение Крайисполкома N 171 от 18.07.91 г.);
3. "Хабаровское реальное училище", 1901-1902; 1900-1903 гг., ул. Пушкина, 54 (Указ Президента N 176 от 20.02.95 г.);
4. "Братская могила бойцов Особой Дальневосточной Армии, погибших во время ликвидации конфликта на Китайско-Восточной железной дороге", 1929 г.,1950 г., площадь им. Ленина, (Решение Крайисполкома N 65 от 14.02.57 г.);
5. "Памятник В.И. Ленину", 1925 г., Площадь им. Ленина (Постановление СМ РСФСР N 1327 от 30.08.60 г.).
20.08.2008 изготовлен Паспорт памятника "Комплекс площади им. В.И. Ленина" арх. N 483, во вкладыше N 5 которого отражено следующее: "1964 г. заняла гостиница "Центральная" (ул. Пушкина, 52). Проект гостиницы на 303 места был разработан в 1960 г. Хабаровским проектным институтом "Крайпроект" под руководством главного архитектора проекта Антоновой и главного инженера В.М. Дмитриева. Автором проекта выступил архитектор Е.Д. Мамешин. Постройки периода кон. 1950-х - нач. 1960-х гг. органично вписались в историческую среду площади, сформировав единый градостроительный ансамбль, где преобладающим архитектурным стилем стал советский неоклассицизм".
09.02.2015 приказом Министерства культуры Хабаровского края N 65/01-15 утверждены границы территории и режим использования земель в границах данной территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника архитектуры и градостроительства) "Комплекс площади им. В.И. Ленина", г. Хабаровск, в составе:
1. Эспланда площади с партерами и комплексом фонтанов, дата 1951-1957 гг., адрес: пл. им. Ленина;
2. Гостиница "Центральная", дата 1964 г., адрес: ул. Пушкина, 52;
3. Контора "Дальспирта", дата: 1927; 1975 гг.; адрес: ул. Муравьева-Амурского, 54;
4. Почтово-телеграфная контора, дата: 1901-1903, 1936-1938, 1960, 1986 гг., адрес: ул. Муравьева-Амурского, 58;
5. Общежитие медицинского института, дата: 1952-1956 гг., адрес: ул. К.Маркса, 4.
09.11.2016 Министерством культуры РФ принят приказ N 50368-р, в соответствии с которым приказано зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901-1986 гг. (далее - ансамбль), расположенный по адресу (местонахождение): Хабаровский край, г. Хабаровск, площадь им. В.И. Ленина, ул. Пушкина, д. 52, ул. Муравьева-Амурского, д. 54, 58, ул. Карла Маркса, д. 60, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный номер 271620544260005.
09.11.2016 Министерством культуры РФ также принят приказ N 50601-р, в соответствии с которым приказано зарегистрировать объект культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная", 1964 г. (далее - памятник), расположенный по адресу (местонахождение): Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, входящий в состав объект культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901-1986 гг., в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоить ему регистрационный номер 271620544260025.
09.03.2017 приказом Управления госохраны N 17.1.2/31 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И Ленина" (ансамбль), расположенного по адресу (местонахождение): Хабаровский край, г. Хабаровск, площадь им. В.И. Ленина,ул. Пушкина, д. 52, ул. Муравьёва-Амурского, д. 54,58, ул. Карла Маркса, д. 60.
ИП Пак В.В. с 2006 года является собственником гостиницы "Центральная" (г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52), о чем сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости N 27-27-01/010/2006-989 от 07.04.2006.
В период с 15 марта 2021 г. по 19 февраля 2022 г. по заявлению ИП Пак В.В. проведена государственная историко-культурная экспертиза.
Согласно выводам заключения (акт) государственной историко-культурной экспертизы от 19 февраля 2022 г., является обоснованным исключение из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная", 1964 г., расположенного по адресу; Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина" д. 52, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901 - 1986 гг. (далее - Акт ГИКЭ от 19.02.2022).
21.04.2022 ИП Пак В.В. обратился в Управление госохраны о размещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Акта ГИКЭ от 19.02.2022, который был размещен в период с 27.04.2022 по 23.05.2022.
Письмом от 19.05.2022 N 28708-19.3.60 по результатам рассмотрения Акта ГИКЭ от 19.02.2022 КГБУ "Центр ОПИК" направило в адрес Управления госохраны Заключение о неправомерном выводе Акта ГИКЭ об обоснованности исключения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная", 1964 г., расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Пушкина, д. 52, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901-1986 гг.
По результатам публичных обсуждений Управлением госохраны в соответствии со статьями 28 - 32 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с постановлением Правительства Российской Федераций от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" принято оспариваемое распоряжение от 27.05.2022 N 27.1.4/107.
О принятом распоряжении Управление госохраны в адрес ИП Пак В.В. направило уведомление от 01.06.2022 N 19.3.56-7728.
Не согласившись с распоряжением Управления госохраны от 27.05.2022 N 27.1.4/107, считая его незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы предпринимателя, ИП Пак В.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение, а также непринятие Управлением госохраны мер, необходимых для инициирования процедуры изменения записей в реестре, одновременно нарушают права ИП Пак В.В. в полноправном использовании Гостиницы "Центральная", препятствующим, в том числе, в реконструкции здания по разработанному инвестиционному проекту реконструкции гостиницы.
Также суд указал, что поскольку границы памятника архитектуры объекта по адресу: г. Хабаровск, ул. Пушкина, 52 определены по границам объекта недвижимости, а согласно статье 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей, поэтому пока здание гостиницы, будет иметь статус "памятника культуры краевого значения", гостиницу невозможно будет и реконструировать и фактически эксплуатировать, (так как оно в существующем виде не соответствует пожарным и иным нормам).
Суд апелляционной инстанции не может согласить с указанными выводами в связи со следующим.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в ЕГРОКН (номер в реестре 271620544260025) с 09.11.2016 содержатся сведения об объекте "Гостиница "Центральная": вид объекта - "Памятник", общая видовая принадлежность - "Памятник градостроительства и архитектуры". Документы о постановке на охрану - Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 01.10.1998 N 280.
Также с 09.11.2016 в ЕГРОКН (номер в реестре 271620544260005) содержатся сведения об объекте "Гостиница "Центральная", как входящего в ансамбль "Комплекс площади имени В.И. Ленина", 1901-1986 гг.
Указанные сведения в отношении объекта "Гостиница "Центральная" в ЕГРОКН включены на основании статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ, как принятого на государственную охрану в 1998 году в соответствии с законодательными и иными правовыми актами РСФСР.
Согласно паспорту ансамбля от 20.08.2008, площадь им. Ленина является ядром планировочного каркаса исторического центра города. Замыкает с северо-восточной стороны ул. Муравьева-Амурского, находящуюся с площадью на одной оси. Ее архитектурный образ сформирован под влиянием градостроительных принципов 1950-х годов, в формах характерных для советского неоклассицизма. Основу ее композиции составляет продольная ось, расположенная на замыкании главной улицы города Муравьева-Амурского. На оси находится широкая пешеходная эспланада и главный фонтан площади. Несмотря на то, что застройка, расположенная с четырех сторон площади, представлена зданиями различных стилей и периодов, она составляет единый градостроительный ансамбль. Ведущим и наиболее выгодным ракурсом для восприятия ансамбля площади является вид, раскрывающийся при подходе с ул. Муравьева-Амурского, где периметральная застройка площади имеет разрыв, оформленный двумя угловыми зданиями высотой в 6 этажей. В перспективе, на замыкании продольной оси площади на ее северо-восточной стороне расположено 4-х этажное здание бывшего реального училища (объект культурного наследия, ул. Пушкина, 54), фланкированное с двух сторон постройками советского периода (объекты культурного наследия, ул. Пушкина, 52, Карла Маркса, 60), решенными в стиле советской неоклассики.
Композиционно главный фасад здания бывшего реального училища задает размер пешеходной эспланаде площади по ширине. Выполненное в сочетании красного и темно-серого кирпича, здание бывшего реального училища контрастирует с окружающими оштукатуренными и светло окрашенными зданиями, доминируя в застройке северо-восточной стороны площади. Достаточно низкая, по сравнению с окружающими постройками, этажность здания не воспринимается таковой из-за небольшого холма, на котором оно возведено. Мощеная площадка перед центральным ризалитом завершается прямоугольной трибуной, врезанной в склон холма. По оси трибуны на высоком трехступенчатом постаменте установлена трехметровая скульптура В.И. Ленина
Здания, расположенные с двух сторон от бывшего реального училища, имеют торцовые башеннообразные акценты, ориентированные по осям зеленых партеров площади и композиционно фланкируют здание бывшего реального училища. Справа расположена 5-ти этажная гостиница "Центральная" (Пушкина, 52), слева - 4-х этажное общежитие медицинского института (ул. Карла Маркса, 60). Общежитие обращено на площадь торцовым фасадом, а гостиница - продольным. Башеннообразные акценты на этих зданиях на один этаж выше основных объемов. Из-за того, что общежитие установлено на холме вместе с бывшим реальным училищем, оно воспринимается одной этажности с гостиницей. Оба здания с оштукатуренными фасадами, декорированными в духе послевоенной неоклассики.
Таким образом, Гостиница принята на государственную охрану как элемент ансамбля площади, соответственно, его предметом охраны являются прежде всего градостроительные характеристики: силуэт, этажность, стилистические и композиционные особенности главного фасада. Предмет охраны ансамбля утвержден Приказом Органа охраны от 09.03.2017 N 17.1.2/31.
Согласно паспорту Гостиницы от 23.11.2004 здание входит в архитектурно-градостроительный комплекс центральной площади города им. В.И. Ленина, играет активную роль в формировании северо-восточной стороны площади. Отражает характерные для 1950-х годов композиционные приемы, связанные со стилем советской неоклассики. Историко-культурная ценность Гостиницы отражена в утвержденном предмете охраны (приказ от 27.10.2017 г. N 17.1.2/231).
Довод заявителя об отсутствии законных оснований для включения Гостиницы в реестр, как самостоятельного памятника, так и в составе ансамбля, является несостоятельным в связи со следующим.
Здание Гостиницы принято на государственную охрану на основании постановления Законодательной Думы Хабаровского края от 01.10.1998 N 280 как один из элементов ансамбля. Данное постановление принято Законодательной Думой Хабаровского края в пределах установленной компетенции в соответствии с действующим законодательством, что не оспаривается сторонами.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 73-ФЗ, а также пунктом 5.4.3 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, Минкультуры России совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляет формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно статье 20 Федерального закона N 73-ФЗ регистрация объекта культурного наследия в реестре представляет собой присвоение объекту культурного наследия регистрационного номера в реестре и осуществляется актом федерального органа охраны объектов культурного наследия.
В силу положений пункта 4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации, утвержденного приказом Министерства культуры Российской Федерации от 03.10.2011 N 954, основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану).
Таким образом, обязанность по сохранению Гостиницы и ансамбля возникает с момента принятия их на охрану государством и, следовательно, соответствующие обязательства существуют вне зависимости от наличия/отсутствия данных об объекте культурного наследия в реестре.
По смыслу пункта 7 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о статусе объекта культурного наследия не является основанием для несоблюдения требований по его сохранению (определение Верховного Суда РФ от 17.12.2018 N 38-АПГ18-7).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона N 73-ФЗ " исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Согласно статье 28 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Как указывалось выше по инициативе ИП Пак В.В. в период с 15 марта 2021 г. по 19 февраля 2022 г. проведена государственная историко-культурная экспертиза, согласно выводам которой, является обоснованным исключение из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта культурного наследия регионального значения "Гостиница "Центральная".
Исходя из требований пункта 2 статьи 23 Федерального закона N 73-ФЗ, экспертиза должна содержать выводы об утрате изложенных в паспортах и предметах охраны особенностей, явившихся основанием для их постановки на государственную охрану.
Вместе с тем, как следует из Акта ГИКЭ от 19.02.2022, экспертами исследовался предмет охраны объекта культурного наследия "Гостиница Центральная", в целом же, как элемент ансамбля вопрос не рассматривался.
Раздел 12 Акта ГИКЭ от 19.02.2022 в значительной части посвящен описанию конструктивных особенностей Гостиницы на момент проведения экспертизы, включая информацию о номерах, коридорах, холлах и лестничных клетках, которые в соответствии с приказом Органа охраны от 27.10.2017 г. N 17.1.2/231 не относятся к предмету охраны.
Выводы об утрате изложенных в паспортах и предметах охраны ансамбля и Гостиницы особенностей, явившихся основанием для их постановки на государственную охрану, экспертиза не содержит.
Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 31 и 32 Федерального закона N 73-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе (далее - Положение N 569).
Пунктом 30 Положения N 569 установлена обязательная процедура рассмотрения заключения экспертизы.
Орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия в срок не более 3 рабочих дней после принятия решения о несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относятся:
несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия;
истечение 3-летнего срока со дня оформления заключения экспертизы;
выявление в отношении эксперта, подписавшего заключение экспертизы, обстоятельств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения;
нарушение установленного порядка проведения экспертизы;
представление для проведения экспертизы документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, содержащих недостоверные сведения.
Выражая несогласие с вынесенным распоряжением, заявитель указывает, что оно не соответствует пункту 30 Положения, так как не мотивировано, не содержит причин, по которым было принято.
Данный довод апелляционный суд полагает несостоятельным, поскольку ни Федеральный закон N 73-ФЗ, ни Положения N 569 не предусматривают указания в решении причин несогласия с выводами заключения экспертизы, данные требования предусмотрены для изложения в уведомлении.
Вместе с тем, как следует из уведомления от 01.06.2022 N 19.3.56-7728 в нем указаны основания, в соответствии с которыми принято оспариваемое распоряжение.
То обстоятельство, что заявитель не согласен с приведенными в уведомлении основаниями, само по себе не свидетельствует о незаконности принятого распоряжения.
Нарушение обязательной процедуры рассмотрения заключения экспертизы, предусмотренной пунктом 30 Положения N 569, апелляционным судом не установлено.
Доводы заявителя о том, что при принятии решения не были учтены иные мнения в частности предложение члена союза архитекторов Киршева М.Ф.; Чернова В.А. - член Русского географического общества с 2014 г.; Шумилкиной Н., не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств, подтверждающих указанный факт, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что принятое Управлением госохраны решение в виде распоряжения и уведомление соответствуют закону.
Также не нашли своего подтверждения доводы заявителя о нарушении оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, с 07.04.2006 ИП Пак В.В. является законным владельцем объекта культурного наследия.
Приобретая в собственность здание-памятник, ИП Пак В.В. предварительно подписал охранное обязательство собственника недвижимого объекта культурного наследия (от 20.12.2005), в котором определены публичные обязанности собственника по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН), а также предусматриваются определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 47.6 Федерального Закона N 73-ФЗ). Условиями данного охранного обязательства работы по реконструкции здания не предусматривались.
Приобретая здание-памятник в собственность, ИП Пак В.В. был предварительно уведомлен о его особом статусе, о запрещении изменять его внешний облик, габариты, стилистику фасадов.
В 2011 году Министерством культуры Хабаровского края согласован заявленный ИП Паком В.В. проект по реконструкции гостиницы "Центральная", однако указанный проект реализован он не был.
Довод заявителя, что здание невозможно реконструировать и фактически эксплуатировать, так как оно в существующем виде не соответствует пожарным нормам, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно материалам дела, предмет охраны элемента ансамбля площади не содержит требований сохранения первоначальной планировочной структуры. Планировочная структура здания может иметь изменения, как несущего состава, так и перепланировку помещений за счет перегородок, также не регламентируется характер декоративного оформления интерьеров.
Однако, согласно инвестиционному проекту намерения ИП Пака В.В. связано с желанием увеличить площадь здания на счет всевозможных надстроек и пристроек к зданию, что неизбежно приведет к изменению его силуэта и объемных характеристик, что не соответствует требованию законодательства об объектах культурного наследия.
Иные доводы заявителя также не принимаются судебной коллегией, как не нашедшие своего подтверждения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.10.2022 по делу N А73-14392/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Пак Вячеславом Владимировичем требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14392/2022
Истец: ИП Пак Вячеслав Владимирович, представитель заявителя Куликова Юлия Александровна
Ответчик: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Правительства края
Третье лицо: КГБУ "Центр ОПИК", Краевое государственное бюджетное учреждение "Центр ОПИК"