г. Саратов |
|
03 марта 2023 г. |
Дело N А12-13807/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Цуцковой М.Г., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравцовой А.Д.,
с участием в судебном заседании:
представителей публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" - Харченко В.Н., действующего на основании доверенности от 01.01.2023 N 497-22, Репниковой Г.Н., действующей на основании доверенности от 01.01.2023 N 214-22, Трофимовой О.Ю., действующей на основании доверенности от 01.01.2023,
представителей общества с ограниченной ответственностью "Волгаэнергосеть" - Нечаевой О.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2023, Аристовой И.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2023, Нечаева Э.Г., действующего на основании доверенности от 09.01.2023,
представителей Комитета тарифного регулирования Волгоградской области - Ляшенко Н.В., действующей на основании доверенности от 03.02.2023 N 14, Сторублевцевой Н.В., действующей на основании доверенности от 13.01.2023 N 10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 6 октября 2022 года по делу N А12-13807/2022, по иску общества с ограниченной ответственностью "Волгаэнергосеть" (400042, г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д.1, оф.230; ИНН 3443930152, ОГРН 1143443018652),
к публичному акционерному обществу "Россети Юг" (344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 49; ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096),
третье лицо: Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, 7; ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Волгаэнергосеть" (далее - истец, ООО "Волгаэнергосеть") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) к публичному акционерному обществу "Россети Юг" в лице филиала - "Волгоградэнерго" (далее - ответчик, ПАО "Россети Юг") о взыскании неосновательного обогащения за период апрель - декабрь 2021 года, в сумме 24 393 370 руб. 80 коп., пени за период с 21.05.2021 по 31.03.2022, в размере 2 627 732 руб. 82 коп., с последующим начислением пени на сумму невыплаченного неосновательного обогащения с 01.04.2022 по день фактического исполнения обязательств по оплате, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. N 497.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен - Комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее - третье лицо, Комитет).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2022 года по делу N А12-13807/2022 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение за период апрель - декабрь 2021 года, в сумме 24 393 370 руб. 80 коп., пени за период с 21.05.2021 по 31.03.2022, 2 627 732 руб. 82 коп., а всего 27 021 103 руб. 62 коп., а также пени, начисленные на сумму невыплаченного неосновательного обогащения с 01.04.2022 по день фактической уплаты долга за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 г. N 497, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 23 500 руб.
ПАО "Россети Юг", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель указывает, что исковые требования сводятся к возложению на ответчика обязанности по оплате услуг по передаче электроэнергии по объектам электросетевого хозяйства, не учтенным в тарифных решениях на 2021 год. Последствием действий по принятию ООО "Волгаэнергосеть" электросетевого оборудования явилось увеличение нагрузки на котловую выручку без очевидных дополнительных источников её получения и перераспределения этой выручки в свою пользу вопреки принятому тарифному решению. По мнению апеллянта, увеличение объема электрической энергии и мощности вследствие приобретения нового оборудования, которое не учитывалось при тарифном регулировании приводит к необоснованному росту необходимой валовой выручки, поскольку они не оценены и не признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
ООО "Волгаэнергосеть" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на жалобу, в котором возражает против ее удовлетворения.
КТР Волгоградской области представлены письменные пояснения по делу, в которых третье лицо указывает, что при рассмотрении апелляционной жалобы имеют место новые обстоятельства, открывшиеся после принятия судом первой инстанции судебного акта по делу и не учтенные судом при принятии решения, однако имеющие существенное значения для объективного рассмотрения дела, в частности третье лицо указывает, что ООО "Волгаэнергосеть" 2023 года утратило статус сетевой организации, прекратило осуществление регулируемой деятельности, а потому на 2023 год для ООО "Волгаэнергосеть" невозможно будет учесть экономические обоснованные расходы и доход, который должен поступить от филиала "Волгоградэнерго" за 2021 год по причине невозможности осуществления корректировки необходимой валовой выручки ООО "Волгаэнергосеть". Кроме того, Комитет указывает, что по результатам анализа деятельности ООО "Волгаэнергосеть" за 2021 год установлен избыток (излишек) полученных средств в размере 40 329,72 тыс. руб. (без учета потребительских цен на 2022 и 2023 годы), который невозможно учесть в рамках тарифного регулирования на 2023 год. При указанных обстоятельствах, по мнению Комитета, заявленная истцом ко взысканию с ответчика сумма неосновательного обогащения для последнего таковой не является, в случае удовлетворения иска эти денежные средств будут являться расходами филиала "Волгоградэнерго", которые должны будут учитываться при установлении тарифа для потребителей, а потому источником оплаты данных расходов, по сути, выступят потребители услуг - население.
Позиция Комитета приведена в письменных пояснениях и дополнениях к ним.
Представители ПАО "Россети Юг", ООО "Волгаэнергосеть" и Комитета в судебном заседании поддержали правовые позиции, изложенные в жалобе и отзывах на нее соответственно.
В судебном заседании, открытом 15 февраля 2023 года, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 22 февраля 2023 года до 10 часов 30 минут, объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11-13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках".
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ПАО "Россети Юг", ООО "Волгаэнергосеть" и Комитета, изучив и исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела истец, обращаясь с настоящим иском, указывает, что ООО "Волгаэнергосеть" является коммерческой организацией, имеющей статус сетевой организации, владеющей на праве аренды объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии.
ООО "Волгаэнергосеть" и ПАО "Россети Юг" являются смежными сетевыми организациями на территории Волгоградской области, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей.
В соответствии с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу А12-48269/2016 с указанной даты между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 8 от 01.05.2016.
Приказом Комитета Тарифного регулирования Волгоградской области N 49/20 от 25.12.2020 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ПАО "Россети Юг" и ООО "Волгаэнергосеть", действующие с 01.01.2021.
Таким образом, по мнению истца, регулирующим органом установлено и подтверждено право ООО "Волгаэнергосеть" на получение вознаграждения в размере соответствующего тарифа за оказываемые им услуги по передаче электрической энергии на территории Волгоградской области с 01.01.2021.
Истец указывает, что в период с апреля по декабрь 2021 года ООО "Волгаэнергосеть" оказало ответчику услуги по передаче электрической энергии с помощью электросетевого оборудования, принадлежащего ООО "Волгаэнергосеть" на законных основаниях: ПС "Промзона", ТП-1046, ТП-507, ТП-1273, ТП-82, ТП-293, ТП-152, ТП-198, ТП-248, ТП-6284, КЛ-0,4 кВ до МКД б-р 30 лет Победы,50, ТП-3010 и КЛ-0,4 кВ к ж/д 10а по ул. Лавочкина, ТП-291, ТП-430А, ТП-3061, ТП-856, ТП-1709 Т-2, ТП-2629 Т-1, ТП-2643, ТП-2655, ТП-6258 б-р 30 лет Победы,11А, ТП-6272 б-р 30 лет Победы,11Г, КЛ-0,4 кВ от ТП-47, КЛ-0,4 кВ от ТП-51, КЛ-0,4 кВ от ТП-10, ТП-22, ТП-41, ТП-9, ТМ-250 кВа, КЛ-6 кВ -400-м, ТП-8, РУ-6 кВ яч. N 2, КТП-2, ТМ-250 кВа, КЛ-6 кВ -50 м, ВЛ-6 кВ - 650 м, РП-1 яч. N 2, яч. N 5, ТП-3, РУ-6 кВ яч. N 7.
Объем оказанных услуг (переданной электрической энергии из электрических сетей ООО "Волгаэнергосеть" в электрические сети ответчика) за исковой период апрель - декабрь 2021 года подтверждается ведомостями показаний СКУЭ о показаниях счетчиков, расходе энергии и мощности, подтверждающими объём переданной электрической энергии с помощью электросетевого оборудования, принадлежащего ООО "Волгаэнергосеть" на законных основаниях, и рассчитан в сводной ведомости по неосновательному обогащению за период апрель - декабрь 2021 года, представленной истцом.
Общий объем оказанных услуг (переданной электроэнергии по сетям ООО "Волгаэнергосеть") за указанный период составил 19 881 470 кВт/ч.
Стоимость оказанных услуг по передаче электроэнергии по сетям истца за период апрель - декабрь 2021 года составляет 24 393 370 руб. 80 коп.
Истец, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате фактически оказанных за период апрель - декабрь 2021 года, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 1102, 1105, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, принимая во внимание письмо Комитета исх. N 1-02-12/3137 от 16.09.2022, согласно которому объекты электрохозяйства в учете тарифов для ООО "Волгаэнергосеть" на 2021 год не участвовали, но подлежат учету при корректировке тарифов ООО "Волгаэнергосеть" на 2023 год, установив факт оказания истцом услуг по передаче электрической энергии, отсутствие доказательств их оплаты, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска и взыскании с ответчика неосновательного обогащения за оказанные в заявленный период услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Таким образом, процессуальный закон обязывает суд апелляционной инстанции оценить представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и отразить в судебном акте мотивы, по которым он пришел к своим выводам, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, исходя из принципов равноправия сторон и состязательности процесса (статьи 8, 9, 71, 168, 169, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции в ходе судебного разбирательства, установив фактические обстоятельства дела, принимая во внимание гарантированное законом равенство тарифов на услуги по передаче электрической энергии, реализация которого на территории Волгоградской области осуществляется через котловую экономическую модель, пришел к выводу о недоказанности истцом факта наступления на стороне ответчика неосновательного обогащения в силу следующего.
Спорные отношения регулируются нормами главы 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон об электроэнергетике), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения N 442), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Федеральным законом об электроэнергетике установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках (абзац 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона об электроэнергетике).
В целях реализации полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительный власти в числе прочего устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 24 Федерального закона об электроэнергетике).
Согласно абзацу первому пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Федеральный закон об электроэнергетике в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике рассматривает достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20). Так, перечисляя принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, статья 23 данного федерального закона относит к ним определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, а также учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 23 Федерального закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При установлении регулируемых цен (тарифов) учету подлежит необходимая валовая выручка, которой в силу пункта 2 Основ ценообразования признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Исходя из положений пунктов 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
Абзацем девятнадцатым пункта 2 Основ ценообразования подконтрольные расходы определяется как расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.
В силу абзаца второго пункта 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов является одним из долгосрочных параметров регулирования, который на основании абзаца двадцатого пункта 12 поименованных Основ не пересматривается в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу девятнадцатому пункта 38 Основ ценообразования на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Основами ценообразования предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 данного документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзац двадцатый пункта 38).
В соответствии с абзацем десятым пункта 7 Основ ценообразования в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено названым документом. К экономически обоснованным расходам, в том числе, относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Абзацами первым и третьим пункта 7 Основ ценообразования предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) этого документа).
Согласно действующему законодательству в области тарифного регулирования превышение подконтрольных фактических расходов по итогам истекшего года над плановыми не влечет за собой учет их в необходимой валовой выручке на последующий год.
Кроме того, в последующем долгосрочном периоде регулирования при установлении базового уровня подконтрольных расходов регулирующим органом анализируется обоснованность фактических расходов за предыдущий период для включения их в тарифное решение.
Данное нормативное регулирование направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов организаций энергетической отрасли и интересов потребителей, что предполагает наличие недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в указанной сфере.
Реализация этого принципа на территории Волгоградской области осуществляется через котловую экономическую модель, в рамках которой денежные средства, оплаченные потребителями по единому (котловому) тарифу, впоследствии распределяются между участвовавшими в оказании услуг сетевыми организациями по индивидуальным тарифам, установленным для пар смежных сетевых организаций (пункт 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, далее- Методические указания N 20-э/2).
При расчетах в рамках указанной модели потребитель заключает договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с той сетевой организацией, которую регулирующий орган определил в регионе держателем котла, поскольку только для нее устанавливается тариф для расчетов с потребителями услуг (покупателями и продавцами электроэнергии). В этих правоотношениях держатель котла является исполнителем услуг и получает плату от всех потребителей услуг в регионе. Иные территориальные сетевые организации, участвующие в передаче электроэнергии в регионе, получают оплату за свои услуги от держателя котла по индивидуальным тарифам в рамках исполнения договорных обязательств по передаче электроэнергии, в которых держатель котла является заказчиком услуг (пункт 8, пункты 34 - 42 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 42 Правил N 861, пунктом 63 Основ ценообразования, пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке расчет единых (котловых) тарифов в регионе производится на основе необходимой валовой выручки, определяемой исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии и суммы прибыли, отнесенной на передачу электрической энергии. Для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов пары сетевых организаций определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой.
Порядок расчета и исходные данные, на основании которых устанавливаются котловые и индивидуальные тарифы, указаны в разделе VIII и таблице N П1.30 Методических указаний N 20-э/2 по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке.
Размер тарифа рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки как соотношение между валовой выручкой, необходимой для качественного и бесперебойного оказания услуг по передаче электроэнергии, и объема этих услуг. При определении необходимой валовой выручки в расчет принимается стоимость работ, выполняемых организацией на объектах электросетевого хозяйства, находящихся у нее на законных основаниях и используемых для передачи электроэнергии.
По общему правилу, тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о плановых (прогнозных) величинах.
В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода (пункты 12, 17, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Предложенные регулируемыми организациями величины проверяются экспертным путем на соответствие экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, на обеспечение экономической обоснованности затрат на передачу электроэнергии. Кроме того, учитывается результат деятельности сетевых организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона об электроэнергетики, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Из указанных правовых норм в их совокупности следует, что участие в регулируемой деятельности всех сетевых организаций и учет их интересов при принятии тарифного решения определяют обязанность сетевых организаций придерживаться в своей деятельности установленных параметров. Следование этим величинам должно обеспечивать как формирование котловой валовой выручки, так и ее справедливое и безубыточное распределение между сетевыми организациями.
Следовательно, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении, поскольку решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа (тарифное решение), включающее как котловой, так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные интересы всех электросетевых организаций, входящих в "котел".
В рассматриваемом споре предметом иска является взыскание денежных средств в сумме 24 393 370 руб. 80 коп., которые, по мнению истца, являются неосновательным обогащением ответчика, возникшим в результате неоплаты услуг по передаче электрической энергии, оказанных ООО "Волгаэнергосеть" в период с апреля по декабрь 2021 года, по объектам электросетевого хозяйства, не учтенным в тарифных решениях на 2021 год.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" разъяснено, что в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества (работ, услуг), принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом (работами, услугами); размер переданного имущества; период пользования спорным имуществом в целях определения размера неосновательного обогащения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в силу "котловой" модели тарифного регулирования ("котел снизу") на территории Волгоградской области ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" является "котлодержателем", у которого аккумулируются оплаченные потребителями по "котловому" тарифу денежные средства за оказанные услуги по передаче электрической энергии. В целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается последующее перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями по индивидуальным тарифам.
Приказом Комитета от 25.12.2020 N 49/20 для взаиморасчетов между филиалом "Волгоградэнерго" и ООО "Волгаэнергосеть" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
Согласно пункту 9 Методических указаний 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования.
В силу пункта 10 Методических указаний 98-э результаты деятельности регулируемых организаций учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 Методических указаний N 98-э.
Исходя из толкования вышеперечисленных правовых норм, при установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования, Комитетом должна ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки всех сетевых организаций, в том числе ООО "Волгаэнергосеть" и ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго".
Факт установления для ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" и ООО "Волгаэнергосеть" необходимой валовой выручки на 2021 год (приказы Комитета от 26.12.2018 N 48/18, от 25.12.2020 N 49/13) лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) ООО "Волгаэнергосеть" было подано в Комитет заявление исх. N ВЭС-531/22 от 26.04.2022 (вх. N 31/3412 от 26.04.2022) об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год с обосновывающими документами.
24.08.2022 ООО "Волгаэнергосеть" письмом исх. N ВЭС-936/22 от (т. 4, л.д. 124) уведомило Комитет о том, что общество не намерено осуществлять регулируемую деятельность в части оказания услуг по передаче электрической энергии в 2023 году.
Принятие ООО "Волгаэнергосеть" такого решения не противоречит положениям статьи 2 ГК РФ, согласно которой предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Таким образом, с 2023 года ООО "Волгаэнергосеть" утратило статус сетевой организации, не осуществляет регулируемую деятельность по передаче электрической энергии, тарифы для истца на 2023 год не устанавливались.
Данные обстоятельства истцом не опровергнуты.
Материалами дела подтверждается и объективно следует письма Комитета от 16.09.2022 исх. N 1-02-12/3137, что объекты электрохозяйства, с использованием которых в исковой период истцом оказывались услуги по передаче электрической энергии, не учитывались при установлении при тарифном регулировании на 2021 год.
При утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год Комитетом не были учтены расходы ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго", о взыскании которых заявлено ООО "Волгаэнергосеть" по настоящему делу, равно как не были учтены спорные расходы при расчете корректировке необходимой валовой выручки в предыдущие периоды регулирования. Иное истцом не доказано.
Корректировка необходимой валовой выручки ООО "Волгаэнергосеть" при установлении тарифов на 2023 год невозможна по причине прекращения обществом регулируемой деятельности.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Комитетом в соответствии с Методическими указаниями N 98-э проведен анализ результатов деятельности ООО "Волгаэнергосеть" за 2021 год, по итогам которого установлен избыток (излишек) полученных средств в размере 40 329,72 тыс. руб. (без учета потребительских цен на 2022 и 2023 годы) (т.4, л.д. 115-120).
Истец возражал против анализа результатов деятельности, проведенного Комитетом в отношении ООО "Волгаэнергосеть", и представил свой расчет результатов деятельности ООО "Волгоэнергосеть".
Как следует из пояснений Комитета, письмо ООО "Волгаэнергосеть" N ВЭС-1240/22 от 24.10.2022, направленное в адрес Комитета с расчетными постатейно величинами, определенными самой организацией, подтверждает согласие ООО "Волгоэнергосеть" с постатейными величинами, рассчитанными Комитетом по формулам Методических указаний N 98-э.
Изучением расчета результатов деятельности ООО "Волгоэнергосеть", составленного истцом, и анализа деятельности организации, выполненного Комитетом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что несогласие истца с расчетом Комитета выражается в том, что государственным органом в области регулирования тарифов при расчете не были учтены следующие позиции: "Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии (ОЭП)"; "Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии (БЭП) по спорным точкам, не принятым Россети в середине года (справочно)"; "Корректировка инвестиционной программы ввиду необеспеченности источниками в тарифе в рамках реконструкции СНТ Колос (заявитель Ващенко А.А.)"; "Корректировка фактических расходов, предусмотренных п. 5 ст. 37 Федерального закона N 35-ФЗ. Исполнение обязательств по установлению ПКУ согласно ФЗ-522 в 2021 году путем перераспределения неиспользованных в 2020 году средств на установку приборов учета, снятых при установлении необходимой валовой выручки на 2022 год"; "Корректировка необходимой валовой выручки по итогам выполнения показателей надежности и качества услуг".
Однако, указанные выше спорные позиции не учитываются при определении результатов деятельности за предыдущий период регулирования (2021 год) и не предусмотрены пунктом 11 Методических указаний N 98-э, а потому не учитывались органом государственного регулирования при расчете.
Эти позиции участвуют при формировании плановых расходов на очередной период регулирования, то есть на 2023 год (i год).
В этой связи, поскольку ООО "Волгоэнергосеть" самостоятельно приняло решение не осуществлять регулируемую деятельность в 2023 году и с 01.10.2022 передало имущество (объекты электросетевого хозяйства) другой организации (ООО "Волгаэнергосеть-СНТ"), тарифы для ООО "Волгоэнергосеть" на 2023 год не устанавливались, а потому избыток (излишек) средств, полученный ООО "Волгоэнергосеть" по результатам регулируемой деятельности за 2021 год, невозможный к учету в рамках тарифного регулирования на 2023 год, по сути, является доходом истца.
Установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из принципов государственного регулирования тарифов, а также реализованной в Волгоградской области котловой экономической модели взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии, принимая во внимание утрату истцом статуса сетевой организации, невозможность корректировки необходимой валовой выручки ООО "Волгаэнергосеть" на 2023 год, отсутствие доказательств учета спорных расходов в сумме 24 393 370 руб. 80 коп. при тарифном регулировании ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" на 2023 год, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта наступления на стороне ответчика неосновательного обогащения, а равно сбережения или приобретения ПАО "Россети Юг" в лице филиала "Волгоградэнерго" денежных средств за счет ООО "Волгаэнергосеть".
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
Судебные расходы суд апелляционной инстанции в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на истца, как на сторону, не в пользу которой состоялся судебный акт.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2022 года по делу N А12-13807/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгаэнергосеть" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение искового заявления в сумме 134 606 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Волгаэнергосеть" в пользу публичного акционерного общества "Россети Юг" судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
М.Г. Цуцкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13807/2022
Истец: ООО "ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ"
Ответчик: ПАО "РОССЕТИ ЮГ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ВОЛГОГРАДЭНЕРГО"
Третье лицо: АС ВО, ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, КОМИТЕТ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ