город Томск |
|
3 марта 2023 г. |
Дело N А45-36535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Сбербанк России" (N 07АП-839/23), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2022 по делу N А45-36535/2021 (судья Наумова Т.А.) по заявлению Публичного акционерного общества "Сбербанк России", г. Москва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, г. Новосибирск третье лицо Монастырева Анжела Юрьевна о признании незаконным и отмене постановление от 09.12.2021 N 232/21/54000-АП
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Шипкова О.А., представитель по доверенности от 06.04.2022, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" (по тексту - заявитель, Общество, ПАО "Сбербанк") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (по тексту - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановление от 09.12.2021 N 232/21/54000-АП. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Монастырева Анжела Юрьевна (далее - Монастырева А.Ю.).
Решением суда от 29.12.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить требования. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Управление 04.10.2021 поступило обращение Монастыревой Анжелы Юрьевны N 76289/21/54000-кл, по факту нарушения требований Федерального закона N 230-ФЗ.
08.10.2021 Управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 432 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.57 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение.
В адрес ПАО "Сбербанк России" направлено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно ответу на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 19.10.2021 ПАО "Сбербанк" следует, что между Монастыревой А.Ю. и ПАО "Сбербанк" заключены потребительские кредитные договоры от 18.08.2019 (дата выхода на просрочку 27.09.2021), 01.10.2019 (дата выхода на просрочку 13.09,2021), 16.11.2019 (дата выхода на просрочку 17.09.2021), договор на получение кредитной карты (дата выхода на просрочку по кредитной карте 25.09.2021). В связи с неисполненными обязательствами Монастыревой А.Ю. перед ПАО "Сбербанк" проводятся мероприятия по возврату просроченной задолженности. Телефонный номер с обозначением "900" принадлежит ПАО "Сбербанк".
Монастыревой А.Ю. в подтверждение своих доводов представлены скриншоты текстовых сообщений, детализация телефонных переговоров от ПАО "МТС".
ПАО "Сбербанк" осуществляло взаимодействие с Монастыревой А.Ю. посредством направления текстовых сообщений по номеру телефона: 8913***, используемого Монастыревой А.Ю.
Так, в ходе анализа представленной информации в обращении и дополнительно полученных сведений от ПАО "Сбербанк России" и Монастыревой А.Ю. установлено, что в текстовых сообщениях ПАО "Сбербанк" в нарушение требований пункта 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, указало наименование кредитора как "Сбербанк Онлайн", однако, согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц полным наименованием кредитора является Публичное Акционерное Общество "Сбербанк России", сокращенное наименование ПАО "Сбербанк".
22.11.2021 по факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа с участием уполномоченного представителя заявителя, был составлен протокол N 232/21/54000-АП об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 14.57 КоАП РФ.
09.12.2021 управлением с участием уполномоченного представителя общества было рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, вынесено постановление, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 рублей, штраф назначен в пределах санкции указанной статьи, обстоятельства, с учетом повторности нарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ предусмотрено, что совершение кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере потребительского кредита (займа).
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности, которые нарушают законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, является кредитор или лицо, действующие от его имени и (или) в его интересах.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 названного Кодекса, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 23.92 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 23.92 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:
1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, его заместители;
2) руководитель структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, его заместители;
3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, их заместители.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 N 1402 Федеральная служба судебных приставов (далее также - ФССП России) определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр.
Данные полномочия предусмотрены также в пункте 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов".
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством (часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ).
Приказом ФССП России от 20.08.2021 N 456 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, а также в сфере нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование.
В территориальных органах ФССП России к ним относятся:
- начальники отделов Главных управлений (управлений) Федеральной службы судебных приставов, в полномочия которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, их заместители;
- начальники структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители (по поручению руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации).
В соответствии с данным приказом должностные лица Федеральной службы судебных приставов, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего перечня, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.57 КоАП РФ.
До 01.10.2021 полномочия должностных лиц ФССП России и территориальных органов составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, и проводить административное расследование в соответствии с частями 2 и 4 статьи 28.3 и частью 2 статьи 28.7 КоАП РФ, были установлены Приказом ФССП России от 19.02.2021 N 60.
Таким образом, вывод общества о том, что компетенция Управления по составлению протоколов и рассмотрению дел по статье 14.57 КоАП РФ распространяется только на юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, является ошибочным.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении N 232/21/54000-АП от 22.11.2021 составлен заместителем начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности А.Н. Бадажковой, дело об административном правонарушении N 080/21/54000-АП рассмотрено заместителем руководителя Управления Ф.Г. Плесовских в полномочия которого входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, то есть составление протокола об административном правонарушении и его рассмотрение осуществлялось уполномоченными на то должностными лицами.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что нормы статьи 23.92 КоАП РФ определяют орган и его должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ. Таковым является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Данная статья не содержит норм, исключающих возможность рассмотрения должностными лицами ФССП России дел, предусмотренных статьей 14.57 КоАП РФ, в отношении каких-либо субъектов ответственности. Вместе с тем, возможность рассмотрения данных дел, предусмотренных частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, Управлением не связана с видами деятельности лиц, привлекаемых к ответственности, в том числе с возможностью (невозможностью) контроля за осуществлением ими основной деятельности.
Относительно вменяемого обществу правонарушения.
В целях защиты прав и законных интересов физических лиц правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств, устанавливаются Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 230-ФЗ при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
При осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 230-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона N 230-ФЗ предусмотрены условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ в телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, в целях возврата просроченной задолженности, должнику должны быть сообщены: 1) фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах; 2) сведения о наличии просроченной задолженности, в том числе могут указываться ее размер и структура; 3) номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение пункта 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, 12.10.2021 в 15:44 по инициативе ПАО "Сбербанк" на телефонный номер 8913***, используемый Монастыревой А.Ю., направлено текстовое сообщение без указания наименования кредитора.
В нарушение пункта 3 части 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, 12.10.2021 в 15:44 по инициативе ПАО "Сбербанк" на телефонный номер 8913***, используемый Монастыревой А.Ю., направлено текстовое сообщение без указания номера контактного телефона кредитора. Текстовые сообщения направлены 06.10.2021 в 10:42, 06.10.2021 в 12:06, 07.10.2021 в 10:31, 07.10.2021 в 11:50, 07.10.2021 в 12:03, 10.10.2021 в 10:31, 11.10.2021 в 10:32, 11.10.2021 в 10.32, 11.10.2021 в 11:37, 12.10.2021 в 15:44.
При этом коллегия суда соглашается и признает ошибочным довод банка о том, что текстовое сообщение носит информативный характер, относится к текущему обязательству.
Как следует из материалов дела, в представленных Монастыревой А.Ю. скриншотах абонент с номером "900" взаимодействовал с помощью текстовых сообщений. Текстовое сообщение от 12.10.2022 (15:44) имело следующее содержание: "Для оплаты задолженности по кредитной карте СберБанка с карты другого банка пройдите по ссылке...".
При этом в сообщениях 06.10.2021 в 10:42, 06.10.2021 в 12:06, 07.10.2021 в 10:31, 07.10.2021 в 11:50, 07.10.2021 в 12:03, 10.10.2021 в 10:31, 11.10.2021 в 10:32, 11.10.2021 в 10.32, 11.10.2021 в 11:37 указано четко на напоминание о наличии просроченной задолженности по кредитному договору, по банковской карте, указаны суммы задолженности, что указывает на взаимодействие именно с целью возврата просроченной задолженности.
В приведенных сообщениях содержится только указание на возможность уточнения поступления платежа через СберБанк Онлайн. Наименование кредитора не указано.
Исходя из содержания текста сообщения, взаимодействие банка и должника состоялось по причине просроченной задолженности, а значит обществом нарушены положения Федерального закона N 230-ФЗ.
Из материалов дела установлено, что абонент с номером "900" (Сбербанк Онлайн) не является кредитором по кредитным обязательствам с должником Монастыревой А.Ю.
Иные текстовые сообщения, отправленные Монастыревой А.Ю., содержали следующий текст: "Напоминаем, Вам необходимо внести обещанный платеж до 07.10.2021 в счет погашения просроченной задолженности по кредитному договору_".
При этом, отклоняется довод Общества о том, что "Сбербанк Онлайн" - это система интернет-обслуживания клиентов Сбербанка, и по сути такое наименование нельзя воспринимать как отсутствие наименования кредитора в целом.
В силу частей 1, 5 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование, фирменное наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Следовательно, в сообщениях, направленных должнику ПАО "Сбербанк России" использовало лишь часть наименования юридического лица, указанного в том числе в выписке из ЕГРЮЛ, без указания организационно - правовой формы, что противоречит требованиям пункта 1 части 6 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ, где кредитору предписано указывать его наименование.
Таким образом, привлечение ПАО "Сбербанк России" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, обоснованно.
Доводы о том, что вменялось только одно нарушение в части 12.10.2021, опровергается содержанием протокола и постановления, в которых указано на нарушения по состоянию на 06.10.2021 в 10:42, 06.10.2021 в 12:06, 07.10.2021 в 10:31, 07.10.2021 в 11:50, 07.10.2021 в 12:03, 10.10.2021 в 10:31, 11.10.2021 в 10:32, 11.10.2021 в 10.32, 11.10.2021 в 11:37. Не указание в графе "время и дата совершения правонарушения" иных дат, кроме последнего нарушения 12.10.2021 не ведет к незаконности нарушения, поскольку данная графа заполняется для целей определения срока давности привлечения к ответственности. В данном случае последнее взаимодействие состоялось 12.10.2021, в связи с чем, обосновано указана крайняя дата с которой исчисляется срок давности привлечения к ответственности.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Федерального закона N 230-ФЗ в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований Федерального закона N 230-ФЗ.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично - правовых обязанностей.
Какие-либо доказательства использования Управлением доказательств по делу, полученных с нарушением действующего законодательства, не представлены.
Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы общества не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Оснований для применения административного наказания в виде предупреждения апелляционный суд также не усматривает.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что назначение административного наказания, предусмотренного минимальным пределом санкции, при отсутствии по делу отягчающих ответственность обстоятельств является правом административного органа, а не его обязанностью, в связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о назначении управлением административного наказания в отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не в минимальном размере, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не основанный на норме права.
В рассматриваемом случае, размер штрафа определен административным органом в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственностью.
При этом назначение административным органом штрафа не в пределах минимального размера не противоречит общим правилам назначения административного наказания. Максимальный же размер штрафа применен не был.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа суд не усмотрел.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается, поскольку исходя из части 4 статьи 208 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.12.2022 по делу N А45-36535/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Публичного акционерного общества "Сбербанк России" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-36535/2021
Истец: ПАО "Сбербанк России"
Ответчик: Управление федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Третье лицо: Монастырева Анжела Юрьевна, ПАО "Сбербанк России", Седьмой арбитражный апелляционный суд