г. Санкт-Петербург |
|
04 марта 2023 г. |
Дело N А21-8259/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-148/2023) ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2022 по делу N А21-8259/2022, принятое по заявлению ООО "Автомобиль с пробегом Калининград" к ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автомобиль с пробегом Калининград", (далее - ООО "Автомобиль с пробегом Калининград", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным уведомления Государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, заинтересованное лицо) от 20.04.2022, об обязании установить с января 2022 года класс профессионального риска и страховой тариф, соответствующий подтвержденному основному виду экономической деятельности - "Торговля автотранспортными средствами" (код ОКВЭД 45.1).
Решением от 24.11.2022 суд признал недействительным уведомление Фонда от 20.04.2022 о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении ООО "Автомобиль с пробегом Калининград", обязал Фонд установить ООО "Автомобиль с пробегом Калининград" с января 2022 года класс профессионального риска и страховой тариф, соответствующий подтвержденному основному виду экономической деятельности - "Торговля автотранспортными средствами" (код ОКВЭД 45.1)
В апелляционной жалобе Фонд просит указанное решение отменить как необоснованное, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы настаивает на том, что заявитель не представил в установленный законом срок до 15.04.2022 подтверждения основного вида экономической деятельности, в связи с чем Фондом определён 11 класс профессионального риска. Апеллянт отметил, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены или изменения установленного на текущий год тарифа по страховым взносам при предъявлении страхователем справки о подтверждении основного вида экономической деятельности с нарушением установленного срока.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, состоит на учёте в органе социального страхования, является плательщиком страховых взносов.
Общество в срок, предусмотренный в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), а именно не позднее 15.04.2022, не представило заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2021 год.
Уведомлением от 20.04.2022 Фонд установил обществу тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,20 процента, что соответствует виду экономической деятельности общества "Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества, ОКВЭД 68.10.1", имеющей наиболее высокий класс профессионального риска (11 класс) из видов экономической деятельности общества, которые указаны в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (л.д. 9).
Данное уведомление направлено в адрес заявителя сопроводительным письмом от 02.06.2022 (л.д. 10).
При этом указанный вид экономической деятельности общества был определен фондом в качестве основного вида экономической деятельности в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, так как в установленный срок общество не представило в фонд документы, предусмотренные пунктом 3 Порядка N 55, для подтверждения основного вида экономической деятельности в целях установления ему в 2022 году тарифа страховых взносов исходя из соответствующего этой деятельности класса профессионального риска.
Не согласившись с указанным уведомлением Фонда, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое уведомление, обязав заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N713), пункт 8 которых предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил N 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
На основании положений пункта 11 Правил N 713 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок N 55.
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
Пунктом 3 Порядка N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Вместе с тем, законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55, представлены страхователем хотя и с нарушением установленного срока, но до направления ему уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, суд верно указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика-организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, в случае, если до момента установления фондом размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, страхователь предоставил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, Фонд должен оценить эти документы и учесть их при определении размера страхового тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, заявитель подтвердил основной вид деятельности предусмотренными пунктом 3 Порядка N 55 документами за пределами установленного срока - 15.04.2022, т.к. заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности было размещено на Шлюзе приема документов Фонда социального страхования 30.04.2022.
Данное заявление было отклонено по причине предоставления сведений за пределами установленного срока. Заявление с необходимыми документами направлено обществом в адрес фонда посредством почтовой связи 13.05.2022.
Вместе с тем, необходимые документы были направлены заявителем и получены заинтересованным лицом до направления заявителю (02.06.2022) оспариваемого уведомления Фонда.
Однако, несмотря на наличие указанных документов на момент направления оспариваемого уведомления, Фонд неправомерно оставил их без оценки и не учел при определении размера страхового тарифа.
Согласно представленной обществом справке-подтверждению основного вида экономической деятельности за 2021 год, основной вид экономической деятельности ООО "Автомобиль с пробегом Калининград" - "Торговля автотранспортными средствами", страховой тариф которого составляет 0,40 %, что Фондом не опровергнуто.
Доводу фонда о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены или изменения установленного на текущий год тарифа по страховым взносам, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с учетом которой данный довод правомерно отклонен как несостоятельный.
Отсутствие в нормативных правовых актах утверждённой процедуры порядка пересмотра размера страхового тарифа на основе представленных страхователем позднее установленного срока сведений для подтверждения основного вида деятельности не является основанием для возложения на него обязанности по уплате страховых взносов в повышенном размере.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая отсутствие законодательного запрета на пересмотр размера страхового тарифа Фондом в случае поступления подтверждающих документов с нарушением установленного срока, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что при установленных обстоятельствах оспариваемое уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.04.2022 является незаконным, нарушает права и законных интересы заявителя.
Вывод суда первой инстанции соответствуют материалам дела, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права. Несогласие Фонда с оценкой имеющихся в деле обстоятельств не свидетельствует о неправильном разрешении спора и не является основание к отмене судебного акта.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2022 по делу N А21-8259/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8259/2022
Истец: ООО "Автомобиль с пробегом Калининград "
Ответчик: ГУ Калининградское региональное отделение фонда социального страхования РФ