г. Владивосток |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А51-12230/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Сбербанк России", общества с ограниченной ответственностью "Агат",
апелляционные производства N 05АП-324/2023, N05АП-323/2023
на решение от 12.12.2022
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-12230/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ИНН 8703010984, ОГРН 1158709000240)
к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2721117859, ОГРН 10427001529901042700152990)
третье лицо: Публичное акционерное общество "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195),
о признании незаконным решения о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, выраженного в протоколе от 29.06.2022 N 106-ч,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "АГАТ" - конкурсный управляющий ООО "АГАТ" Цуркан Сергей Григорьевич (участие онлайн), на основании определения о продлении срока конкурсного производства (резолютивная часть) от 31.05.2022, на основании определения срока процедуры конкурсного производства от 05.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер), Слинкова В. Г. (участие онлайн), по доверенности от 21.10.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 810),
от ПАО "Сбербанк России" - Тертычный А. А. (участие онлайн), по доверенности от 28.12.2020, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 12183).
от Департамента по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу - Осинькина Е.Д. (участие онлайн), по доверенности от 25.03.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 70719),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - заявитель, общество, ООО "Агат") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу в лице Комиссии по рассмотрению вопросов по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент, Дальнедра) о признании незаконным решения о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, выраженное в протоколе Комиссии от 29.06.2022 N 106-ч.
Определением от 31.10.2022 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено публичное акционерное общество "Сбербанк России".
Решением суда от 12.12.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ПАО "Сбербанк России" и ООО "Агат" обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 12.12.2022, общество и третье лицо просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Агат".
В обоснование доводов апелляционных жалоб их заявители настаивают на отсутствии бесспорных доказательств факта как направления, так и получения ООО "Агат" уведомления от 21.06.2021 N 19/21 о допущенных обществом нарушениях Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами. Указывают, что дата направления письма с представленным трек-номером - 30.07.2021, то есть письмо отправлено со значительным временным перерывом относительно даты, указанной в спорном уведомлении (21.06.2021). Также, по мнению апеллянтов, нормы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N2395-1), регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в пунктах 20, 21 Закона оснований принять решение о досрочном прекращении лицензии на право пользования участками недр.
Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционных жалобах и отзыве на них.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Агат" предоставлено право пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ с целевым назначением и видам работ для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр ручей Верхний Кытэнваам, левый приток р. Большой Анюй, расположенном в Чукотском автономном округе, Билибинского района. Дата государственной регистрации лицензии - 19.06.2019.
Срок окончания действия лицензии - 19.06.2034.
Управление геологии твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию во исполнение пункта 12 протокола по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17.02.2021 N ЮТ-П47-2029 провело анализ выполнения условий пользования недрами лицензий, действующих на территории Дальневосточного федерального округа, по результатам которого Дальнедра направлено письмо от 28.04.2021 N 04-30/6339. Указанным письмом Департаменту в соответствии с подпунктом 4 пункта 95 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, поручено рассмотреть состояние дел с проведением работ, в том числе по лицензии АНД 01334 БЭ и принять решение в рамках проведения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и информацию о проделанной работе необходимо внести в (столбцы 28-37) согласно приложению и предоставить в Роснедра почтой и на электронный адрес, указанный ниже, не позднее 21.06.2021.
По результатам заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами на территории Дальневосточного федерального округа, отнесенным к полномочиям Дальнедра (далее - Комиссия) оформлен протокол от 17.06.2021 N 2010-ч.
Из указанного протокола (пункт 7) следует, что во исполнение требований письма от 28.04.2021 N 04-30/6339 Роснедра, по итогам рассмотрения материалов, в том числе по лицензии АНД 01334 БЭ, установлено наличие нарушения пункта 4.1.5 Условий пользования недрами - подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом РФ "О недрах" (установленный срок 20.06.2020), поскольку согласно информации Чукотнедра у ООО "Агат" отсутствует технический проект разработки месторождения ручей Верхний Кытепваам, левый приток р. Большой Анюй, согласованный в соответствии с Законом РФ "О недрах".
Комиссия пришла к выводу рекомендовать Дальнедра направить ООО "Агат" уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ в связи с невыполнением существенных условий пользования недрами и обязать недропользователя в течение 3 месяцев, с даты получения уведомления, устранить имеющиеся нарушения и уведомить об этом Дальнедра.
Чукотнедра выдано уведомление от 21.06.2021 N 19/21 (исх. N 01-12-12/346 от 21.06.2021) о допущенных ООО "Агат" нарушениях Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ и о возможном досрочном прекращении права пользования недрами, в котором указав на допущенное нарушение пункта 4.1.5 Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ и в соответствии со статей 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", уведомили о необходимости устранения допущенных нарушений в течение 3 месяцев со дня получения настоящего уведомления.
Также в уведомлении было указано, что информация об устранении нарушений должна быть подтверждена документально и представлена в Чукотнедра в течение установленного срока.
Уведомление (исх. N 01-12-12/346 от 21.06.2021) получено юридическим лицом 18.08.2021. Срок исполнения уведомления истек 18.11.2021.
По истечении срока, указанного в уведомлении, в соответствии с решением руководителя Северо-Восточного межрегионального управления Росприроднадзора от 18.11.2021 N 389 "О проведении внеплановой документарной проверки ООО "Агат", проведена внеплановая документарная проверка в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (реестровый N 10001423078).
По итогам проверки Росприроднадзором оформлен акт внеплановой документарной проверки от 03.12.2021 N 943/д/УВ-21. Из указанного акта следует, что при проведении проверки были рассмотрены следующие документы и сведения:
1) находившиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа - Условия пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ. Протокол Чукотнедр от 21.07.2020 N 23 "Заседания территориальной комиссии по разведке месторождений полезных ископаемых".
2) полученные посредством межведомственного взаимодействия - письмо Отдела геологии и лицензирования по Чукотскому автономному округу Дальнедра от 19.11.2021 N 01-12-12/758.
3) объяснение ООО "Агат" от 29.11.2021 б/н с приложением копий документов.
В ходе проверки Росприроднадзором установлено, что выявленные нарушения Условий лицензии АНД 01334 БЭ, указанные в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21 (исх. N01-12-12/346 от 21.06.2021) не устранены, поскольку не подготовлен и не утвержден в установленном порядке технический проект разработки месторождения, не согласован в соответствии с Законом РФ "О недрах" не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии и пункта 4.1.5 Условий лицензии АНД 01334 БЭ на право пользования недрами, чем нарушены требования пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах.
Данные обстоятельства явились основанием для выдачи обществу предписания об устранении выявленных нарушений от 03.12.2021 N пр/925/д/ИП-21 в срок до 03.03.2022.
Чукотнедра направлено на электронный адрес: agat.1012@mail.ru, s.arbupr@mail.ru. ООО "Агат" извещение в соответствии с пунктами 26, 28 Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами, утвержденного приказом Минприроды России и Роснедра от 13.10.2021 N 743/08, в котором сообщило, что 29.06.2022, в 8-00 (московского времени), по адресу: 690000, г. Владивосток, Океанский проспект, 29, каб. 30 состоится заседание Комиссии по принятию решений о досрочном прекращении права пользования недрами, приостановлении осуществления права пользования недрами и ограничении права пользования недрами по лицензиям на пользование недрами в соответствии с прилагаемым списком.
В данном списке имеется указание, в том числе, на нарушение пункта 4.1.5 Условий пользования недрами по лицензии АНД01334 БЭ (дата государственной регистрации 19.06.2019).
В ходе рассмотрения материалов, Комиссией установлено и зафиксировано в протоколе от 29.06.2022 N 105-ч, что Северо-Восточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, была проведена внеплановая документарная проверка уведомления Чукотнедра от 21.06.2021 N 19/21 в отношении ООО "Агат" и выявлено, что не устранены нарушения в установленные сроки, в части выполнения условий пользования недрами (акт 943/д/УВ21 от 03.12.2021).
Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 17.05.2021 по делу N А80-22/2021 в отношении ООО "Агат" введена процедура наблюдения сроком на 4 месяца.
Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 09.09.2021 по делу N А80-22/2021 в отношении ООО "Агат" срок наблюдения продлен на два месяца.
Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 06.12.2021 по делу N А80-22/2021, на основании пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 33 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) в отношении ООО "Агат" судом принято решение о признании ООО "Агат" несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него процедуры конкурсного производства сроком на шесть месяцев (до 02.06.2022).
На заседании Комиссии Дальнедра 19.04.2022 было решено дать возможность ООО "Агат" устранить нарушения условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ и вопрос о досрочном прекращении права пользования в отношении ООО "Агат" рассмотреть после 02.06.2022.
От ООО "Агат" в Чукотнедра (вх. N 01-10-12/321 от 26.04.2022), была представлена проектная документация "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота ручья Верхний Кытепваам левого притока реки Анюй в Билибинском муниципальном районе Чукотского автономного округа (лицензия АНД01334 БЭ)", том 3. Графические приложения, (ПД10/02-2-ГП), других вложений почтовое отправление не содержало.
Ввиду не соответствия представленной проектной документации пунктам 13-15 "Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127 (далее - Правила N 2127), в соответствии с пунктом 17 указанных Правил, представленный Техпроект был возвращен ООО "Агат" без рассмотрения, (исх. Чукотнедра N 01-12- 12/328 от 26.04.2022, отправлен Почтой России).
От ООО "Агат" в Чукотнедра (вх. N 01-10- 12/363 от 13.05.2022) была представлена на согласование в территориальную комиссию по разработке месторождений полезных ископаемых по Чукотскому АО проектная документация "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота ручья Верхний Кытэпваам левого притока реки Анюй в Билибинском муниципальном районе Чукотского автономного округа (лицензия АНД 01334 БЭ)".
Протоколом ТКР от 20.06.2022 N 22 в согласовании проектной документации было отказано в связи с не соответствием представленного Техпроекта требованиям по рациональному использованию и охране недр, составу и содержанию Техпроектов определенных правилами подготовки Техпроектов, а так же требованиями к структуре и оформлению Техпроектов в соответствии с подпунктами "б", "г" пункта 23 Правил N 2127.
Протокол ТКР по Чукотскому автономному округу от 20.06.2022 N 22 в соответствии с пунктом 21 Правил N 2127, был направлен на адреса электронной почты, указанные в заявлении о рассмотрении Техпроекта (agat.1012@mail.ru и s.arbupr@mail.ru). Установив, что в срок, указанный в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, от ООО "Агат" в Чукотнедра не поступила информация об устранении нарушений условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, Комиссией решено досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии АНД 01224 БЭ.
Полагая, что указанное решение, выраженное в протоколе от 29.06.2022 N 106- ч, является незаконным и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая приведенные заявителем доводы ошибочными, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона N 2395-1.
В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1).
Согласно положениям статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
ицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Статьей 20 указанного Закона установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
По справедливому суждению суда первой инстанции, соответствующему правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 07.05.2015 по делу N 305-КГ14-6820, А40-800/2014, проведение работ на участке недр в отсутствие технического проекта, либо с нарушением его положений, равно как и без необходимого согласования технического проекта или изменений к нему, является нарушением условий лицензии и требований действующего законодательства о недрах.
В статье 35 Закона о недрах названы задачи государственного регулирования недропользования, к которым в том числе относится обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
В силу статьи 36 Закона о недрах государственное управление отношениями недропользования осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр, которым является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, пунктами 2.3.6, 2.3.10 Положения о департаменте по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 05.08.2019 N 321, Дальнедра принимают решения о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр в соответствии с установленными полномочиями, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов.
В рассматриваемом случае предметом обжалования является решение, выраженное в протоколе от 29.06.2022 N 106- ч, о досрочном прекращении права ООО "Агат" пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по принятию решений о досрочном прекращении права пользования участками недр, определяет Административный регламент от 29.09.2009 N 315, утративший силу с 01.01.2022 (далее - Административный регламент).
В порядке пункта 94 Административного регламента государственная функция по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным, в том числе в случае нарушения недропользователем существенных условий лицензии.
В силу пункта 95 Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках вышеуказанной государственной функции являются, в том числе:
- представления (предложения) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок (подпункт 2);
- представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации (подпункт 3);
- данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 4).
В целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, в соответствии с приказом Роснедр образуется постоянно действующий совещательный орган - комиссия по досрочному прекращению права пользования недрами (пункт 106 Административного регламента).
По правилам пункта 109 Административного регламента, в случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
Как предусмотрено Административным регламентом, утратившим силу с 01.01.2022, решению о досрочном прекращении права пользования участками недр предшествует, в частности:
- подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами, рассмотрение материалов на Комиссии и принятие рекомендательного решения (пункт 99);
- решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии (пункт 108);
- пользователю недр направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 109);
-срок, устанавливаемый в уведомлении, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 110);
- комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение Комиссии в случае неустранения пользователем недр нарушений, указанных в уведомлении (пункт 111);
- приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывается в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр (пункт 117).
На момент вынесения оспариваемого решения от 29.06.2022 вступил в силу Приказ Минприроды России, Федерального агентства по недропользованию N 743/08 от 13.10.2021 "Об утверждении Порядка прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами" (далее - Порядок прекращения права пользования недрами N 743/08).
и которого может быть досрочно прекращено или ограничено или осуществление права пользования недрами которого может быть приостановлено, с использованием Личного кабинета недропользователя и (или) адреса его электронной почты (при наличии) или почтовым отправлением по адресу, указанному в заявке, а в случае досрочного прекращения права пользования недрами или приостановления осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр также с использованием Портала, извещение о рассмотрении документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами и ограничению права пользования недрами на заседании Комиссии не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты ее заседания (абзац 2 пункта 26 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08).
На основании пункта 27 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08 пользователь недр, указанный в абзаце втором пункта 26 настоящего Порядка, вправе направить Комиссии письменные пояснения и (или) возражения по вопросу досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами и сведения о представителе пользователя недр, направляемом для участия в заседании Комиссии, не позднее 1 рабочего дня до даты ее заседания.
В соответствии с пунктом 29 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08 на заседании Комиссии осуществляется рассмотрение комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка.
Из пункта 33 указанного Порядка следует, по результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка, Комиссия вправе принять следующие решения:
1) о досрочном прекращении права пользования недрами;
2) о приостановлении осуществления права пользования недрами;
3) об ограничении права пользования недрами;
4) о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, по истечении срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 41 настоящего Порядка;
5) об отказе в досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр;
6) о прекращении процедуры без осуществления досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами
Решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах", принимается Комиссией при условии, что по результатам рассмотрения и анализа документов по досрочному прекращению права пользования недрами установлено наличие случаев, предусмотренных подпунктами 2 - 4, 6 и 7 пункта 7 настоящего Порядка (пункт 37 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08).
Как верно отмечено судом первой инстанции, положения статей 20, 21 Закона о недрах не устанавливают безусловную обязанность уполномоченного органа при наличии оговоренных оснований принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами.
Вместе с тем, пункт 4 статьи 21 Закона о недрах предусматривает, что решение о прекращении права пользования недрами по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Закона, может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, срок для добровольного устранения выявленных нарушений может быть установлен административным органом от трех месяцев до одного года. При этом исчисление установленного срока начинается не с момента подписания соответствующего уведомления уполномоченным должностным лицом и его направления в адрес лицензиата, а с момента получения такого уведомления недропользователем.
Решение о прекращении пользования недрами по основанию пункта 2 статьи 20 Закона о недрах может быть принято не ранее истечении указанного в уведомлении срока на устранение допущенных нарушений, исчисленного с указанной даты вручения уведомления (фиксации вручения).
В определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О указано, что Закон о недрах, определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами
В соответствии с пунктом 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1862-О-О интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона 12 о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункты 2 и 5 части второй статьи 20 Закона о недрах). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
С учетом разъяснений Конституционного суда РФ, данный механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможность исправления выявленных нарушений условий лицензионного соглашения, допущенных обществом и данное регулирование обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности, и тем самым направлено на установление баланса публичных и частных интересов в сфере недропользования
В Определении от 09.03.2017 N 565-О "Конституционный Суд Российской Федерации указал, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования.
Понятие существенного условия лицензии относится к числу оценочных. При этом, при выдаче лицензии уполномоченные органы указывают непосредственно в прилагаемых к лицензии условиях пользования недрами (в лицензионных соглашениях), какие из них относятся к "существенным" для целей применения норм Закона о недрах, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.
Из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявления о признании незаконным решения о досрочном прекращении лицензии на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, судам необходимо исследовать фактические обстоятельства, объективно препятствовавшие заявителю исполнить лицензионные обязательства в сфере недропользования, а также все иные обстоятельства, на которые он ссылается, не ограничиваясь только лишь формальным установлением необходимых условий применения такой меры принуждения, и дать оценку данной мере на предмет ее соответствия требованиям справедливости, пропорциональности, соразмерности и адекватности ее применения допущенному нарушению, необходимости обеспечения защиты, баланса публичных и частных интересов в данной сфере правоприменения.
Из протокола от 29.06.2022 N 106-ч следует, что по результатам рассмотрения материалов Комиссия пришла к выводу, что в срок, указанный в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, и исходя из даты его получения 18.08.2021, информация об устранении нарушений Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ в Департамент до 18.11.2021 не поступила, в связи с чем, было принято решение досрочно прекратить право пользования недрами ООО "Агат" по данной лицензии.
Обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является надлежащее уведомление лицензианта о нарушении и неустранении выявленных нарушений в установленный в уведомлении срок. До истечения данного срока решение о прекращении права пользования по рассматриваемому основанию принято быть не может.
Отклоняя доводы апеллянтов об отсутствии доказательств подтверждающих факт направления в адрес ООО "Агат" почтовым отправлением уведомления о выявленных нарушениях от 21.06.2021 N 19/21, которым лицензиату сообщалось о предоставлении срока для их устранения, течение которого начинается с даты получения такого уведомления, апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, приходит к следующему.
ООО "Агат" осуществляет свою деятельность в том числе на основании выданной Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу лицензии на пользование недрами (дата регистрации - 19.06.2019, срок окончания действия лицензии - 19.06.2034) с целевым назначением: для разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с лицензией АНД 01334 БЭ и пунктом 4.1.5 Условий пользования недрами - "подготовка и утверждение в установленном порядке технического проекта разработки месторождения, согласованного в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах": не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии (не позднее 19.06.2020 включительно) и пунктом 4.2.3 Условий пользования недрами - "срок ввода месторождения в разработку (эксплуатацию)": не позднее 12 месяцев с даты утверждения технического проекта.
Согласно пункта 12 Условий пользования недрами, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, в том числе в случае нарушения пользователем недр сроков, указанных в пунктах 4.1.1 - 4.1.5 настоящих Условий (пункт 12.1).
Судом верно отмечено, что общество, получая право пользования недрами по лицензии, согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
Из материалов дела судом установлено, что Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) по результатам мониторинга выполнения условий пользования недрами, проведенного Управлением геологии твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию, с приложением Перечня лицензий, действующих на территории Чукотского автономного округа, поручило Дальнедра принять решение о возможно досрочном прекращении права пользования недрами, по которым выявлены нарушения условий пользования недрами (письмо Роснедра от 28.04.2021 N 04- 30/6339).
По результатам рассмотрения материалов Комиссией установлено нарушение пункта 4.1.5 Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, поскольку обществом не подготовлен и не утвержден в установленном порядке технический проект разработки месторождения, согласованный в соответствии с Законом РФ "О недрах": а именно, не позднее 12 месяцев с даты государственной регистрации лицензии (установленный срок -20.06.2020). Данные обстоятельства отражены в протоколе от 17.06.2021 N 2010-ч.
На основании подпункта 4 пункта 95 Административного регламента в адрес ООО "Агат" направлено уведомление от 21.06.2021 N 19/21 о допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, если в течении 3 месяцев с даты его получения нарушения не будут устранены.
Уведомление направлено почтовым отправлением, имеющим трек номер 68900061233550 по адресу, указанному в Едином Государственном реестре юридических лиц: 689450, г, Билибино, мкр. Восточный, д. 2, корп. 2, кв. 17.
Согласно информации официального интернет сайта почта России почтовое оправление с указанным трек-номером получено ООО "Агат" 18.08.2021. Следовательно, последней датой возможного устранения для общества выявленных нарушений Условий пользования недрами лицензии является 18.11.2021.
Согласно подпункта 5 пункта 41 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08, действующего с 01.01.2022 уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать срок устранения нарушений, который не может быть менее трех и более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях.
19.04.2022 Комиссией по результатам заседания по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АНД 01334 было принято решение дать возможность обществу устранить допущенные нарушения Условий пользования недрами, указанными в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, предоставив для этого новый срок до 02.06.2022. Иными словами ООО "Агат" дополнительно была предоставлена возможность по устранению допущенных нарушений, указанных в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21.
Отклоняя доводы заявителя о том, что срок для устранения нарушений, указанный в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, не истек к дате принятия Комиссией Дальнедра решения о досрочном прекращении прав общества по лицензии АНД 01334 БЭ, отраженного в протоколе от 29.06.2022 N 106-ч, суд первой инстанции верно счел их несостоятельными, исходя из следующего.
Заседание Комиссии по вопросу рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования участком недр по лицензии АНД 01334 БЭ в порядке пункта 106 Административного регламента состоялось 17.06.2021, по результатам которого Комиссией оформлен протокол от 17.06.2021 N 2010-ч
В течение 20 рабочих дней согласно положениям пункта 109 Административного регламента, с момента получения протокола заседания Комиссии 21.06.2022 Департаментом оформлено уведомление N 19/21 о допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, которое впоследствии было направлено в адрес ООО "Агат" услугами почтовой связи.
Департаментом подтверждено, что указанное уведомление от 21.06.2021 N 19/21 зарегистрировано в журнале исходящей корреспонденции 21.06.2021.
Почтовое отправление, содержащее указанное уведомление, действительно зарегистрировано Почтой России только 30.07.2021 (идентификационный номер 68900061233550). Однако указанное обстоятельство, а именно направление спорного уведомления спустя месяц с момента его вынесения, вопреки доводам апеллянтов, не нарушило права ООО "Агат" в части устранения в установленный срок допущенных нарушений условий лицензии, поскольку срок устранения ранее выявленных нарушений Условий пользования недрами начал течь только с момента получения данного уведомления. Спорное уведомление вручено адресату, по данным сайта "Почта Росси" - 18.08.2021.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 63 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Согласно номеру почтового отправления 68900061233550 уведомление от 21.06.2021 N 19/21 получено обществом 18.08.2021.
Доказательств нарушения органом почтовой связи порядка оказания услуг почтовой связи в материалы дела не представлено.
Следовательно, именно с 18.08.2021 начало исчисления течения срока для добровольного устранения выявленных нарушений. В связи с изложенным, на момент вынесения оспариваемого решения (29.06.2022), у Дальнедра имелись сведения, предоставленные Почта России, о получении ООО "Агат" 18.08.2021 направленного в его адрес уведомления от 21.06.2021 N 19/21, срок исполнения которого истек 18.11.2021.
Также суд учитывает, акт от 03.12.2021 N 943/д/УВ-21, составленный Северо-Восточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении ООО "Агат" по результатам проведенной внеплановой документарной проверки в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, из которого следует, что выданное ООО "Агат" уведомление от 21.06.2021 N19/21 (о допущенных нарушениях пункта 4.1.5 Условий лицензии АНД получено юридическим лицом 18.08.2021.
Согласно поступившего письма Отдела геологии и лицензирования по Чукотскому автономному округу Дальнедра от 19.11.2021 N 01-12-12/758, информация об устранении нарушения, изложенного в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21 от ООО "Агат", не поступала.
Из акта проверки следует, что ООО "Агат" письменно 29.11.2021 сообщило, об изготовлении и представлении на рассмотрение и согласование в территориальную комиссию по разведке месторождений полезных ископаемых (ТКР по Чукотскому автономному округу) во исполнение нарушений пункта 4.1.5 условий пользования недрами (Приложение N 1 к лицензии АНД 01334 БЭ) проектной документации "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота ручей Верхний Кытэнваам (лицензия АНД 01334 БЭ) на 2020-2034 годы" (вх. от 17.06.2020 N 01-10-11/455). 23.07.2020 технический проект был возвращен в связи с выявленными недостатками (Протокол от 21.07.2020 N 23 "Заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых", исх. N 01-11-11/389 от 23.07.2020). Работы по устранению замечаний в техническом проекте планируется закончить не позднее 20.12.2021.
Согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу "Перечень текущих арбитражных процессов по процедурам несостоятельности (банкротства) в Чукотском автономном округе по состоянию на 01.11.2021" в отношении ООО "Агат" введена 13.05.2021 года процедура банкротства в виде "наблюдения" (заявление от 27.01.2021 N А80-22/2021).
По результатам внеплановой документарной проверки Росприроднадзором сделаны выводы, что по состоянию на 03.12.2021 указанные в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21 (исх. N 01-12-12/346 от 21.06.2021) допущенные ООО "Агат" нарушения пункта 4.1.5 Условий лицензии АНД 01334 БЭ, не устранены. Данные обстоятельства явились основанием для выдачи Росприроднадзором предписания об от 03.12.2021 N пр/925/д/ИП-21, которым на общество возлагалась обязанность в срок до 03.03.2022 устранить выявленные нарушения пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах. Доказательств направления Росприроднадзору возражений на сведения, изложенные в акте внеплановой документарной проверки от 03.12.2021 N 943/д/УВ-21, а также факт оспаривания в установленном порядке предписания от 03.12.2021 N пр/925/д/ИП-21, ООО "Агат" в материалы дела не представлено.
Из изложенного следует, что в ходе внеплановой документарной проверки обществу было известно об уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, указанных в нем нарушениях и предоставленных сроках для их устранения. В свою очередь Росприроднадзор в ходе внеплановой документарной проверки убедился в получении уведомления от 21.06.2021 N 19/21, учел позицию ООО "Агат", изложенную в объяснениях от 29.11.2021 и установил неустранение выявленных нарушений Условий пользования недрами, ранее указанных в данном уведомлении.
Письмом от 13.01.2022 N СЖ-08-02-30/381 Росприроднадзор направил Федеральному агентству недропользования акт проверки от 03.12.2021 N пр/925/д/ИП21 и предписание от 03.12.2021 N пр/925/д/ИП-21.
Также в указанном письме сообщено, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах в результате проверки выявлены систематические нарушения, что является основанием, при котором право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено, ограничено, в связи с чем, направляют материалы о результатах проверки для принятия решения в пределах компетенции.
Письмом от 21.03.2021 N 04-30/4784 Управление геологии ТПИ Федерального агентства по недропользованию поручило Дальнедра в срок до 29.04.2022 рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользования недрами, по лицензиям, в отношении которых территориальными органами Роснедр выданы уведомления о допущенных нарушениях, по которым срок устранения нарушений истек до 14.03.2022, в том числе: лицензия АНД 01334 БЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении ручей Верхний Кытэпваам, левый приток р. Большой Анюй, расположенном в Билибинском районе, Чукотского автономного округа, (дата регистрации - 19.06.2019, дата окончания - 19.06.2034), предоставленная ООО "Агат".
К заседанию Комиссии по рассмотрению материалов о досрочном прекращении лицензии, назначенному на 19.04.2022 общество своих обязательств, предусмотренных подпунктами 4.1.5 Условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, не исполнило. Конкурсный управляющий ООО "Агат" направил в адрес Чукотнедр заявление о согласовании проектной документации от 19.04.2022 N 179 во исполнение допущенных нарушений, указанных в уведомлении от 21.06.2022 N 19/22.
При этом, 26.04.2022 поступил только Том. 3 Графические приложения, в связи с чем, письмом от 26.04.2022 N 01-12-12/328 Чукотнедра уведомило конкурсного управляющего ООО "Агат" о результате рассмотрения проектной документации и вернули заявочные материалы ввиду отсутствия полного комплекта заявочной документации.
Согласно пункту 3 Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2127 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
В пунктах 13-14 Правил N 2127 указано, что для согласования проектной документации пользователь недр подает соответственно в Федеральное агентство по недропользованию, его территориальный орган или в уполномоченный орган заявление с приложением следующих документов:
- проектная документация, подписанная уполномоченным представителем пользователя недр и скрепленная печатью (при наличии, в случае представления на бумажном носителе) пользователя недр, за исключением подписи на титуле, утверждающей проектную документацию;
- копия предыдущего решения комиссии или уполномоченного органа (если рассмотрение проектной документации проводится повторно).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 2127 проектная документация подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. По результатам согласования проектной документации она утверждается пользователем недр.
Согласно подпункту 1 пункта 20 Правил N 2117 рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 25 рабочих дней со дня представления материалов пользователем недр.
Заявочная документация к заявке от 19.04.2022 N 179 поступила в Чукотнедра 13.05.2022 и на заседании Территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых по Чукотскому автономному округу была рассмотрена проектная документация "Технический проект на разработку месторождения россыпного золота ручья Верхний Кытэпваам левого притока реки Анюй в Билибинском муниципальном районе Чукотского автономного округа (лицензия АНД 01334 БЭ)".
Результаты рассмотрения ТКР по Чукотскому автономному округу отражены в протоколе от 20.06.2022 N 22, из которого следует, что представленная ООО "Агат" проектная документация по составу и содержанию не соответствует требования, определенным постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127 и приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218. В Разделе 3 Протокола ТРК от 20.06.2022 N 22 указаны замечания в предоставленной конкурсным управляющим проектной документации (всего 21 нарушение).
По итогам рассмотрения заявочной документации ТКР по Чукотскому автономному округу решила отказать в согласовании представленной проектной документации на основании подпункты "б", "г" пункта 23 Правил N 2127.
Согласно пункту 21 Правил N 2127 по результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявлении в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанных решений.
Конкурсный управляющий ООО "Агат" электронным письмом был извещен о результатах рассмотрения проектной документации письмом от 28.06.2022 N 01-12- 12/505 с приложением копии протокола ТКР N 22.
Исходя из изложенного, конкурсный управляющий ООО "Агат" мог полностью ознакомиться со всеми замечаниями по проектной документации, которые выявила ТКР по Чукотскому автономному округу в ходе рассмотрения заявочных материалов.
Таким образом, Чукотнедра, получив 13.05.2022 заявку на согласование технического проекта от 19.04.2022 в течение 25 рабочих дней со дня его регистрации, рассмотрели данное заявление и вынесли соответствующее решение
Доказательств того, что в срок, указанный в уведомлении от 21.06.2021 N 19/21, от ООО "Агат" в Чукотнедра поступала информация об устранении нарушений условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ, апеллянтами не представлено. Как не представлено и доказательств устранения нарушений условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ ни в суд первой, ни суду апелляционной инстанции.
В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08 на электронную почту agat.1012@mail.ru 21.06.2022 обществу было 21 А51-12230/2022 направлено, не позднее чем за 7 рабочих дней, извещение о проведении заседания Комиссии Дальнедр 29.06.2022.
Согласно абзаца 2 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" при разрешении вопроса о том, имел ли место факт направления обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, допустимыми доказательствами будут являться в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страниц, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения (статьи 55 и 60 ГПК РФ, статьи 64 и 68 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 29, подпункта 1 пункта 33 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08, Комиссия, по итогам рассмотрения материалов, установив, что пользователь недр не устранил нарушения условий пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ в сроки, указанные в уведомлении от 21.06.2022 N 19/21, пришла к выводу о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии на основании пунктов 2,3,4 части 2 статьи 20 Закона о недрах (в редакции изменений, вступивших в силу с 01.01.2022), подпунктов 2,3,4 пункта 7 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08, действующего с 01.01.2022. Данное решение оформлено протоколом заседания Комиссии от 29.06.2022 N 106-ч в соответствии с пунктом 44 Порядка прекращения права пользования недрами N 743/08.
Исходя из установленных обстоятельств, суд полагает что такое поведение общества в отсутствие реализации полномочий Департамента по досрочному прекращению права пользования недрами, фактически могло создавать ситуацию бессрочного резервирования данного месторождения за заявителем в ожидании устранения Департаментом допущенных им нарушений, что привело к нарушению баланса интересов участников рассматриваемых правоотношений.
Таким образом, процедура досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии АНД 01334 БЭ Департаментом не нарушена, осуществлена в соответствии с законодательством о недрах, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, действующим до 31.12.2021 и Порядком прекращения права пользования недрами N 743/08, действующим с 01.01.2022, в котором отсутствует переходная норма, которая регламентировала, что правоотношения, возникшие до вступления в силу Порядка, регулируются предыдущим актом. В связи с чем, вывод суда первой инстанции, вопреки доводам апеллянтов, коллегия находит правильным.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О, определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.2012 N ВАС-11235/12, от 31.05.2011 N ВАС-3866/11, недропользователь обязан соблюдать все требования лицензионного соглашения; при решении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами устанавливается наличие обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему исполнению обязательств в сфере недропользования.
Общество заключило с органом, выдавшим лицензию на право пользования недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, следовательно, приняло на себя обязательства по его исполнению; нарушение условий лицензионного соглашения влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
ООО "Агат" с учетом положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Неисполнение недропользователем существенных условий лицензии в отсутствие объективных, не зависящих от него и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, предоставляет органу, выдавшему лицензию на пользование недрами, право принятия решения о досрочном прекращении права такого пользования в установленный законом срок. Судом отмечается, что Департамент в апреле 2022 года повторно предоставил обществу срок для устранения выявленных нарушений, которым недропользователь не воспользовался. При этом общество, получая право пользования недрами по лицензии АНД 01224 БЭ, согласилось с условием о досрочном прекращении права пользования в случае нарушения существенных условий лицензии.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 07.05.2015 по делу N А40-800/2014 указано, что в случае не устранения нарушений, указанных в уведомлении, право пользования недрами должно быть досрочно прекращено.
На основании изложенного, апелляционный суд поддерживает итоговые выводы суда первой инстанции о том, что вынесенное Департаментом по недропользованию по Дальневосточному Федеральному округу решение, отраженном в протоколе от 29.06.2022 N 106-ч о досрочном прекращении права пользования недрами ООО "Агат" по лицензии АНД 01334 БЭ, соответствует нормами Закона о недрах, Порядку прекращения права пользования недрами, и вопреки доводам об обратном, не нарушает права и законные интересы общества.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения и правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на апеллянтов судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей, в размере 1 500 руб.
Излишне уплаченная ПАО "Сбербанк России" при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату из федерального бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2022 по делу N А51-12230/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Сбербанк России" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 10.01.2023 N 248435 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12230/2022
Истец: ООО "АГАТ", ООО Конкурсный управляющий "Агат" Цуркан С.Г.
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ