06 марта 2023 г. |
Дело N А83-4186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кравченко В.Е.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" - Гридиной Л.В. по доверенности от 09.01.2023 N 5,
до объявленного перерыва с участием представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - Бойко Л.Н. по доверенности от 09.01.2023 N 26 (с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Керченского городского суда),
в отсутствие представителей Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Черного С.П., Притуленко С.Л., Попова А.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2022 по делу N А83-4186/2021, принятое по заявлению отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации", при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Черного С.П., Притуленко С.Л., Попова А.А., о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" о взыскании излишне выплаченной пенсии и ежемесячной денежной выплаты в сумме 1 218 994,46 рублей, возникшей в связи с предоставлением недостоверных сведений об установлении инвалидности в отношении Черного С.П., Притуленко С.Л., Попова А.А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Черный С.П., Притуленко С.Л., Попов А.А.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2022 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, фонд обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что предоставление ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" недостоверных сведений относительно срока установления инвалидности гражданам Черному С.П., Притуленко С.Л., Попову А.А. повлекло незаконную выплату пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в общей сумме 1 218 994,46 рублей.
От пенсионного фонда поступили документы об изменении наименования юридического лица на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым. На основании п. 4 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение наименования лица, участвующего в деле, принято судом.
В судебном заседании 16.02.2023 объявлен перерыв до 27.02.2023.
После объявленного перерыва отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Черный С.П., Притуленко С.Л., Попов А.А. явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Черный С.П., Притуленко С.Л., Попов А.А. являлись получателями страховой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 23.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), назначенной в соответствии с п.1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 "О социальной защите населения в Российской Федерации".
Основанием для назначения пенсии и ЕДВ Черному С.П. являлась выписка из акта осмотра МСЭК серия КР-12 N 008308, выданная 13.05.2015 Керченской межрайонной медико-социальной экспертной комиссией.
Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 N 1849988, 10.06.2016 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N14, Черному С.П. с 01.06.2016 установлена третья группа инвалидности "бессрочно" (с исправлениями).
Основанием для назначения пенсии и ЕДВ Попову А.А. являлась выписка из акта осмотра МСЭК серия КР-12 N 031936, выданная 27.02.2014 Керченской межрайонной медико-социальной экспертной комиссией.
Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 N 1840158, 29.02.2016 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N14, Попову А.А. с 01.03.2016 установлена третья группа инвалидности "бессрочно" (с исправлениями).
Основанием для назначения пенсии и ЕДВ Притуленко С.Л. являлась выписка из акта осмотра МСЭК серия КР-12 N 020015, выданная 09.07.2013 Керченской межрайонной медико-социальной экспертной комиссией.
В соответствии с выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2013 N 1853389, 17.08.2016 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы N14, Притуленко С.Л. с 01.08.2016 установлена третья группа инвалидности "бессрочно".
В результате проведенной сверки сведений о гражданах, не явившихся на очередное переосвидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы Республики Крым, проведенной ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ и ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Крым, установлено, что основания для установления Черному С.П., Притуленко С.Л., Попову А.А, инвалидности бессрочно по имеющимся в деле МСЭ документам отсутствуют.
05.06.2020 решением Управления выплата пенсии и ЕДВ Черному С.П., Попову А.А. и Притуленко С.Л. была прекращена на основании письма ГУ-ОПФР от 26.05.2020 N 8483/03-18.
По мнению пенсионного фонда, в результате предоставления недостоверных сведений Бюро N 14 филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России Черному С.П., Попову А.А., Притуленко С.Л. была излишне выплачена страховая пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата в общем размере 1218994,46 руб.
С целью возмещения в добровольном порядке указанных сумм Управлением в адрес ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" направлялось извещение с просьбой в добровольном порядке возместить сумму переплаты. Поскольку в добровольном порядке требования удовлетворены не были, фонд обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу ст. 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (ст. 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пп. 2 и 3 ст.401 ГК РФ).
Таким образом, для возникновения ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность таких условий, как факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценивая наличие условий для удовлетворения заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно пункту 35 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (далее - Правила), выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Пунктом 4 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N 310-н, зарегистрирован в Минюсте 21.12.2012 N 26297 (далее - Порядок N 310) предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС). Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В ЕАВИИАС фиксируется вся информация о результатах предоставления государственной услуги по медико-социальной экспертизе, начиная с регистрации заявления о предоставлении госуслуги до принятого экспертного решения по результатам проведенного освидетельствования каждого обратившегося гражданина.
ЕАВИИАС зарегистрирована в реестре федеральных государственных информационных систем с 2012 года и является единственным источником первичной информации для расчета данных по формам государственного статистического наблюдения "7-собес".
Материалами дела подтверждается, что ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в ЕАВИИАС включены сведения в отношении: Черного С.П. - установлена 3 группа инвалидности, общее заболеваний, с 10.06.2016 до 01.07.2017; Попова А.А. - установлена 3 группа инвалидности, общее заболевании, с 29.02.2016 до 01.03.2017; Притуленко А.А. - установлена 3 группа инвалидности, общее заболевание, с 17.08.2016 до 01.08.2017.
При рассмотрении настоящего дела судом правомерно учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженная в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, согласно которой, нельзя не учитывать и то, что в соответствии как с прежним, так и действующим правовым регулированием порядка рассмотрения заявлений о назначении трудовой (страховой) пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в целях пенсионного обеспечения документов на всех этапах пенсионного процесса (пункт 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб; пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Так, согласно пункту 22 Правил обращения за страховой пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; возвращает заявителю подлинники представленных им документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Согласно пункту 23 Правил обращения за страховой пенсией решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Схожее правовое регулирование было установлено и применительно к назначению другого вида социального обеспечения инвалидов - ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ и также производимой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р утверждена Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция создания, ведения и использования ФРИ). К поставщикам информации для формирования и ведения информационной системы отнесен, в том числе, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Плану мероприятий по реализации Концепции создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 16.07.2016 N 1506-р обеспечен информационный обмен федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" с информационными системами: ПФР; единой автоматизированной вертикально интегрированной информационно-аналитической системой по проведению медико-социальной экспертизы; единой интегрированной информационной системой "Соцстрах".
Согласно пункту 3 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674 (далее - Правила ведения ФРИ) функционирование реестра осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих его совместимость и взаимодействие с иными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставление государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Пунктом 4 Правил ведения ФРИ установлено, что государственным заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации реестра, а также его оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Подпунктом "ж" пункта 14 Правил ведения ФРИ определено, что оператор реестра обеспечивает направление уведомления в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации о выявленных нарушениях своевременности, достоверности и полноты представления и размещения сведений в реестре.
Согласно действующему Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н) Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в целях установления, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты осуществляют межведомственное информационное взаимодействие и несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления сведений, необходимых для осуществления ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8).
Учитывая изложенное правовое регулирование, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, пенсионный фонд наделен полномочиями по проверке правильности оформления и достоверности содержащихся в документах сведений.
Кроме того, руководствуясь приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (вместе с "Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2011 N 19539), положениями пунктов 2, 4, 5 8, 9 Приложения N 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.11.2010 N 1031н, суд обоснованно пришел к выводу о том, что внесение рукописных исправлений в бланк справки, подтверждающей факт установления инвалидности, а также в бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Учитывая изложенное, пенсионный фонд получив выписку из акта освидетельствования Черного С.П. серии МСЭ-2013 N 1849988, Попова А.А. серии МСЭ-2013 N 1840158 с рукописными исправлениями срока установления инвалидности на "бессрочно", должно было запросить подтверждающие сведения из ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты РФ, из ЕАВИИАС.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что истцом были приняты какие-либо меры, направленные на проверку и оценку достоверности направленных бюро N 14 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Крым" Минтруда России в целях получения пенсионного обеспечения выписок из актов освидетельствования Черного С.П., Попова А.А, правильности оформления указанных выписок, с учетом данных, содержавшихся в ЕАВИИАС.
Как указано фондом, с 08.09.2017 в пилотном режиме им осуществляется назначение пенсий и ежемесячной денежной выплаты на основании сведений, полученных из ФГИС ФРИ. Таким образом, с указанной даты у фонда имелась возможность установить несоответствие сведений, содержащихся в ФГИС ФРИ со сведениями, ранее представленными фонду, в т.ч. в отношении Притуленко С.Л.
Ссылка пенсионного фонда на то, что в ФГИС ФРИ отсутствовали и отсутствуют сведения об установлении Притуленко С.Л. инвалидности сроком на 1 год материалами дела не подтверждается. Напротив, как указано в письме ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по РК от 26.05.2020 N 8483/03-18, во ФРИ у отношении 7 указанных в письме граждан, в т.ч. Притуленко С.Л., инвалидность установлена на определенный срок (т.1 л.д. 14). При этом представленными ответчиком доказательствами с достаточной степенью достоверности подтверждается внесение в ЕАВИИАС сведений об установлении Притуленко С.Л. инвалидности на 1 год.
Принимая во внимание, что истцом заявлено о взыскании с ответчика суммы назначенных Притуленко С.Л. пенсии и ЕДВ начиная с августа 2017 года, суд приходит к выводу о том, что истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникновением заявленных ко взысканию убытков.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 306-ЭС16-13489 по делу NА12-41251/2015 одним из существенных обстоятельств, имеющим значение для правильного разрешения возникшего спора, является установление виновного лица, чьи действия повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, которым в силу названных положений статьи 25 Закона N 173-ФЗ и статьи 28 Закона N 400-ФЗ может являться как работодатель, так и работник (пенсионер). Из Акта медико-социальной экспертизы гражданина Притуленко С.Л. N2141.14.92/2016 следует, что по результатам освидетельствования гражданину была выдана справка серии МСЭ2013 N1853389, т.е. реквизиты указанной справки идентичны реквизитам справки, на основании которой Притуленко С.И. была назначена пенсия и ЕДВ. При этом, по утверждению истца, указанная справка поступила ему от ответчика, в то время как согласно указанному Акту, справка была получена Притуленко С.И.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым требований в связи с недоказанностью истцом наличия предусмотренных законом условий для взыскания убытков с ответчика.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.08.2022 по делу N А83-4186/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4186/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Попов А. А., Притуленко С. Л., Черный С. П., ГУ ОПФ РФ по Республике Крым