г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А41-71149/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Темниковой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Люберецкий городской жилищный трест" (истец) - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента городского имущества города Москвы (ответчик) - Соловьев А.М. по доверенности от 10.10.2022 года, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Люберецкий городской жилищный трест" на Решение Арбитражного суда Московской области от А41-71149/22 по иску АО "Люберецкий городской жилищный трест" к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Люберецкий городской жилищный трест" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с 01.05.2021 по 31.07.2022 в размере 390 253 руб. 17 коп., и государственную пошлину в размере 10 805 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Люберецкий городской жилищный трест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Протоколом от 10.04.2015, АО "ЛГЖТ" была утверждена управляющей компанией многоквартирного дома N 67, расположенным на ул. Инициативная, г. Люберцы. С собственниками помещений в многоквартирном доме были заключены договоры управления многоквартирным домом.
Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами выдана государственной жилищной инспекцией Московской области 30.03.2015 N 59.
Все управляющие компании, занимающиеся управлением многоквартирными домами, без исключения с 01.07.2019 должны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ. То же самое касается ТСЖ, ЖК, иных специализированных потребительских кооперативов.
Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в Интернете - www.dom.gosuslugi.ru (Приказ Минкомсвязи РФ N 504, Минстроя РФ N 934/пр от 30.12.2014), оператор системы - ФГУП "Почта России" (Распоряжение Правительства РФ от 28.02.2018 N 329-р).
Переход к раскрытию информации в ГИС ЖКХ был поэтапным (статья 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ, статья 5 Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ).
На официальном сайте ГИС ЖКХ в Интернете - www.dom.gosuslugi.ru имеется информация о том, что АО "ЛГЖТ" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Инициативная, д. 67.
В указанном доме располагается нежилое помещение, площадью 664,6 кв. м, находящееся в собственности города Москвы (N 50-50-22/031/2008-052 от 26.06.2008).
АО "ЛГЖТ", обращаясь с исковым требованием в суд, указало, что задолженность Департамента городского имущества города Москвы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома N 67 (в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в указанном доме), составляет 390 253 руб. 17 коп. за период с 01.05.2021 по 31.07.2022.
Претензия истца от 03.08.2022 оставлена ответчиком без удовлетворения.
Поскольку ответчик требования истца в досудебном порядке не исполнил, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости:
- на нежилое помещение общей площадью 664,6 кв. м, местоположение: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Инициативная, д. 67, пом.1, кадастровый номер 50:22:0010109:1831.
Согласно представленной выписке из ЕГРН, указанное нежилое помещение принадлежит городу Москве, собственность 50-50-22/031/2008-052 от 26.06.2008.
Сведений о том, что данные регистрационные записи в ЕГРН не соответствуют действительности, оспорены в установленном порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 2008 года по настоящее время обязанность по содержанию имущества должен исполнять ответчик, в том числе в заявленный в настоящем иске период с 01.05.2021 по 31.07.2022.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Такими Правилами являются утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.06 "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме".
В силу Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт.
Подпунктом "а" пункта 28 Правил N 491 установлено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
При этом обязанность нести расходы на содержание общего имущества собственником помещения в многоквартирном доме или нежилом здании, в котором отдельные помещения принадлежат различным собственникам, не зависит от наличия или отсутствия договора, а также не зависит от фактического использования помещения, что согласуется с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10.
В соответствии с пунктом 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Между собственниками указанного выше многоквартирного дома и АО "ЛГЖТ" заключены договоры управления многоквартирными домами.
В соответствии с заключенными договорами, его условия являются одинаковыми для всех собственников помещения в МКД.
По условиям договора управления собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги с учетом всех пользователей указанных услуг, а также производить иные платежи установленные решениями общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Порядок и сроки внесения платы за содержание помещения и коммунальные услуги установлены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Как уже указано выше, в силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир и нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, так и законные владельцы указанных помещений.
В соответствии частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Поскольку собственники не приняли решение об установлении тарифа, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01.07.2017 по 30.06.2018 утвержден Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области N 15-ПА от 28.06.2017 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений на территории городского округа Люберцы".
Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01.07.2018 по 31.12.2018 утвержден Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области N 2516-ПА от 29.06.2018 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений на территории городского округа Люберцы" в редакции N 1 от 29.06.2018, с 01.01.2019 по 30.06.2019 Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области N 2516-ПА от 29.06.2018 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений на территории городского округа Люберцы" в редакции N 3 от 31.10.2018.
Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01.07.2019 по 30.06.2021 утвержден Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области N 2439-ПА от 28.06.2019 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений на территории городского округа Люберцы".
Размер платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01.07.2021 по 30.06.2022 утвержден Постановлением Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области N 2210-ПА от 29.06.2021 "Об утверждении платы за содержание жилых помещений на территории городского округа Люберцы".
Таким образом, задолженность ответчика перед АО "ЛГЖТ" по оплате за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Инициативная, д. 67, пом.1, составила 390253 руб. 17 коп. за период с 01.05.2021 по 31.07.2022.
Обязанность нести расходы за жилое помещение и коммунальные услуги определена законом и не связана с наличием дополнительных условий (в том числе, заключения договора управления многоквартирным домом и выставление счетов). Отсутствие договора не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных услуг истцом Указанная позиция подтверждается судебной практикой Определением Высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N ВАС12390/12.
Ответчиком не представлено доказательств не предоставления истцом спорных услуг либо предоставления их ненадлежащим образом.
Кроме того, управляющая компания не обязана доказывать факт выполнения работ и размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников.
Доказательства оплаты денежных средств за заявленный период, ответчиком на момент рассмотрения дела не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании задолженности подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности принадлежности спорного помещения ответчику подлежат отклонению.
В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 26.08.2022 (л.д. 26-27), из которой усматривается, что нежилое помещение, площадью 664,6 кв. м, находится в собственности города Москвы (N 50-50-22/031/2008-052 от 26.06.2008).
Департамент, являясь представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы, осуществляет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, а также осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях (пункт 6.10 вышеназванного Положения о Департаменте городского имущества города Москвы.
Пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по выполнению полномочий собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы.
В соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы Департамент является представителем субъекта Российской Федерации - города Москвы, выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2022 по делу N А41-56925/21 установлено, что спорное нежилое помещение принадлежит городу Москве.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации выступать представителем в суде может орган государственной власти в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.12.2022 по делу N А41-71149/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71149/2022
Истец: АО "Люберецкий городской жилищный трест"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы