22 апреля 2024 г. |
Дело N А83-17591/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Архипенко А.М.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Администрации города Евпатории Республики Крым - Павленко Ж.Н.,
представителя общества с ограниченной ответственностью "Виктория"- Завацкой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2023 года по делу N А83-17591/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктория" к Администрации города Евпатории Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Отдела архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Виктория" подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление (с уточнением) о признании незаконным принятого Администрацией г. Евпатория решения (изложенного в письме) N 86 от 31.05.2023 и в протоколе заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым от 17.05.2023 [вопрос N 2] об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка КН: 90:18:010179:20 с "предпринимательство" на "туристическое обслуживание"; об оспаривании бездействия Администрации; о взыскании с Администрации судебной неустойки в размере 5.000 руб. за каждый? день неисполнения решения суда по делу.
Решением суда первой инстанции принят отказ ООО "Виктория" от требований в части оспаривания бездействия Администрации, производство по делу в этой части прекращено; признано незаконным решение Администрации об отказе в изменении ВРИ земельного участка; на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Виктория", изменить ВРИ земельного участка КН:90:18:010179:20 на "туристическое обслуживание" (код 5.2.1) и вынести постановление без учёта оснований, приведённых в оспоренном решении Администрации и протоколе Комиссии. С Администрации в пользу ООО "Виктория" взыскана судебная неустойка в размере 1.000 руб. за каждый день неисполнения решения суда по делу и понесённые судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3.000 руб. Из федерального бюджета ООО "Виктория" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб.
Судебный акт мотивирован тем что, установленный для арендуемого заявителем земельного участка вид разрешенного использования "предпринимательство", не соответствует как первоначально заключенному договору аренды земельного участка, так и действующему градостроительному регламенту, не предусматривающему в данной территориальной зоне расположения такого вида разрешенного использования как "предпринимательство".
Администрацией подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами, так как земельный участок представлен для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом, что в соответствии с действующим законодательством и градостроительной документацией соответствует виду разрешенного использования "туристическое обслуживание" (код 5.2.1).
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя - доводы отзыва на апелляционную жалобу.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции, исследовав доказательства в совокупности, установил следующие обстоятельства.
17.03.2023 с целью приведения в соответствие с действующими ПЗЗ МО ГО Евпатория ООО "Виктория" подало в Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым заявление об изменении ВРИ земельного участка КН: 90:18:010179:20 площадью 171.558 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г Евпатория, Симферопольское шоссе, между "Аквапарком" и развлекательным комплексом "Солнышко", с ВРИ "предпринимательство" на ВРИ "туристическое обслуживание". К заявлению приложены договора аренды земельного участка от 15.12.2016 и 08.06.2016.
31.05.2023 Администрация г. Евпатория, учитывая протокол заседания Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки МО ГО Евпатория N 6 от 17.05.2023, вынесла решение (изложенное в письме) N 86 об отказе в изменении вида разрешенного использования названного земельного участка.
Из оспариваемого решения Администрации и протокола Комиссии следует, что единственным основанием для отказа в изменении ВРИ явилось снижение размера арендной платы, что противоречит бюджетным интересам муниципального образования.
Согласно представленным письменным доказательствам следует, что первоначально вышеназванный земельный предоставлен обществу в аренду по договору аренды земельного участка от 15.12.2006 арендодателем - Евпаторийским городским советом, сроком до 14.12.2056 для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом, целевое назначение земельного участка - земли коммерческого использования.
По постановлению Администрации г. Евпатория N 1159-п от 23.09.2015 земельный участок КН:90:18:010179:20 отнесён к категории: земли населённых пунктов, ВРИ: предпринимательство (4.0).
Право аренды переоформлено в соответствии с законодательством Российской Федерации - 08.06.2016 между арендодателем - ДИЗО Администрации г. Евпатории, и арендатором - ООО "Виктория", подписан договор аренды земельного участка площадью 171.558 кв.м., КН:90:18:010179:20, категория: земли населенных пунктов, ВРИ: предпринимательство, цель предоставления земельного участка - для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом.
Согласно кадастровой выписке, письменных пояснений, выписок из ЕГРН, на земельном участке КН:90:18:010179:20 расположены принадлежащие заявителю объекты капитального строительства: КН:90:18:010181:5 корпус 1 площадью 90,6кв.м., КН:90:18:010181:3 ТП площадью 48,8кв.м., КН:90:18:010181:1 насосная 9,6к.в., КН:90:18:010181:2 административное здание 71,3кв.м., КН:90:18:010181:6 ТП 49,23кв.м., КН:90:18:010181:4 корпус 222квм., КН:90:18:010181:9 нежилое здание 6квм., КН:90:18:010181:8 уборная 39,6кв.м., КН:90:18:010181:10 уборная 39,5кв.м., КН:90:18:010181:11 иное строение 114,3кв.м.
Согласно Генерального плана МО ГО Евпатория (утв. решением Евпаторийского горсовета от 02.11.2018 N 1-81/1 с изм.), Правил землепользования и застройки МО ГО Евпатория (утв. решением Евпаторийского горсовета от 28.02.2019 N 1-86/2 с изм.), вышеназванный земельный участок полностью расположен в территориальной зоне Р - 1 рекреационное назначение, в границах зоны с особыми условиями использования территории: водоохранная зона, зона охраны природных объектов городского округа Евпатория Республики Крым.
По ранее действовавшему Генеральному плану г. Евпатория (утв. решением Евпаторийского горсовета от 29.09.2005 N 4-34/1) земельный участок располагался в зоне 131в - кемпинги, мотели.
Представленные в дело дополнительные доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Виктория" периодически вносит денежные средства в оплату арендной платы за земельный участок, Администрацией в адрес общества выставлена претензия о задолженности по арендной плате по договору от 08.06.2016.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (в ред. от 14.07.2022) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2025 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости, отношений в области градостроительной деятельности (с учётом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким нормативным актом является Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК (в ред. от 31.03.2023) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014), часть 2 статьи 5 которого предусматривает, что особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378 утверждено Положение об особенностях отнесения к определённой категории земель и установления вида разрешённого использования земельных участков.
Согласно пункта 1 раздела 1 названного Положения этот нормативный акт устанавливает особенности отнесения к определённой категории земель и (или) установления вида разрешённого использования расположенных на территории Республики Крым земельных участков, учет которых был осуществлен и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Из пункта 2 раздела 1 Положения N 378 следует, что категория земель и (или) вид разрешённого использования ранее учтённого земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
При этом пункты 3 и 8 Положения N 378 предусматривают, что устанавливаемые ранее учтённым земельным участкам виды разрешённого использования должны соответствовать классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 (далее - Классификатор), а также Таблице соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель, утверждённой Советом министров Республики Крым, в редакции, действующей на момент внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Согласно пункта 5 Положения N 378 отнесение ранее учтённых земельных участков к определённой категории земель и (или) установление вида разрешённого использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешённым использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, перечень которых утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации".
Пункт 15 Положения N 378 устанавливает, что в случае если в результате внесения изменений в Таблицу функциональному использованию (целевому назначению, разрешённому использованию) ранее учтённого земельного участка, указанному в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на соответствующий земельный участок, соответствует иной вид разрешённого использования и (или) категория земель, чем категория земель, к которой отнесён данный земельный участок, и (или) вид разрешённого использования данного земельного участка, установленный в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, правообладатель земельного участка или его представитель вправе обратиться в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об отнесении ранее учтённого земельного участка к определённой категории земель и (или) установлении вида разрешённого использования такого земельного участка в соответствии с действующей редакцией Таблицы.
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым от 06.06.2016 N 244 в Таблицу Положения N 378 внесены изменения - в качестве категории земельного участка "земли особо охраняемых территорий и объектов" дополнен строкой с кодом 5.2.1 следующего содержания "для строительства и обслуживания объектов рекреационного назначения (домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, яхтклубов, стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, туристских парков, учебно-туристических троп, трасс, других аналогичных объектов)", - Туристическое обслуживание - размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них; размещение детских лагерей".
Как установлено, земельный участок предоставлен для строительства культурно-развлекательного комплекса с пансионатом, на земельном участке расположены ОКС, предназначенные для размещения пансионата, земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения, предусматривающей строительство пансионатов.
После заключения договора 08.06.2016 в специальный нормативный акт, регулирующий особенности установления ВРИ расположенных на территории Республики Крым и учтённых до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ земельных участков, внесены изменения, по которым ВРИ земельного участка КН: 90:18:010179:20 соответствует ВРИ "Туристическое обслуживание" - код 5.2.1.
Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 15 Положения N 378 является основанием для установлении ВРИ ранее учтённого земельного участка в соответствии с действующей редакцией Таблицы.
Такая же позиция приведена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 29.06.2020 N Ф10-1027/2020 по делу N А83-8686/2019.
Наличие постановления N 1159-п и заключённого договора аренды земельного участка от 08.06.2016 само по себе не является неустранимым препятствием для удовлетворения заявления общества об изменении ВРИ, а приведённое Администрацией в обоснование оспариваемого отказа основание (меньший размер арендной платы) не соответствует требованиям действующего законодательства.
Пункт 1 статьи 308.3 ГК РФ устанавливает, что, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В соответствии с частью 4 статьи 174 АПК РФ арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Таким образом, судебная неустойка присуждается в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения к исполнению судебного решения.
Учитывая обстоятельства настоящего спора, характер действий, которые Администрация должна совершить во исполнение решения арбитражного суда, в целях защиты нарушенных прав и интересов общества, суд первой инстанции справедливо указал, что в случае неисполнения судебного акта, подлежит взысканию неустойка в размере 1.000 руб. за каждый день со дня истечения установленного судом срока для исполнения судебного акта и до дня фактического исполнения решения.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права, при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; иных (в том числе безусловных) оснований для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2023 года по делу N А83-17591/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17591/2023
Истец: ООО "ВИКТОРИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Евпатории РК