г. Самара |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А72-3231/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.02.2023 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр Экологических Технологий" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.12.2022 по делу N А72-3231/2022 (судья Коннова О.В.), возбужденному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (ИНН 7325042140, ОГРН 1037300989692), г.Ульяновск, к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (ИНН 6315800795, ОГРН 1046300456058), г.Самара, третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу" (ИНН 5260084347, ОГРН 1025203025792; в лице филиала - "ЦЛАТИ по Ульяновской области"), г.Ульяновск, общество с ограниченной ответственностью "УкуЛаб" (ИНН 1659170077, ОГРН 1161690085370), г.Казань, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ИНН 6319164389, ОГРН 1126319007100; в лице филиала - Ульяновского ЦГМС), г.Ульяновск,
об оспаривании решения,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (далее - ООО "Центрэкотех", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление) от 15.02.2022 N 01-26/1206 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов; об обязании Управления выдать обществу такое решение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому Федеральному округу" в лице филиала - "ЦЛАТИ по Ульяновской области" (далее - ЦЛАТИ по Ульяновской области), общество с ограниченной ответственностью "УкуЛаб" (далее - ООО "УкуЛаб"), федеральное государственное бюджетное учреждение "Приволжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в лице филиала - Ульяновского ЦГМС (далее - Ульяновский ЦГМС).
Решением от 21.12.2022 по делу N А72-3231/2022 Арбитражный суд Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ООО "Центрэкотех" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, ООО "Центрэкотех" на основании лицензии от 06.03.2019 N 073 0234 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности эксплуатирует объект размещения отходов (ОРО) - отработанный карьер, используемый для захоронения отходов, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, с.Баратаевка. Приказом Росприроднадзора от 25.09.2014 N 592 данный объект внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под номером 73-00004-З-00592-250914.
15.01.2022 ООО "Центрэкотех" направило в Управление отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2021 год, на основании которого просило Управление выдать решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду указанного объекта размещения отходов.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Управление приняло решение от 15.02.2022 N 01-26/1206 о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в связи с отсутствием в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (п.11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467; далее - Положение N 467)).
04.03.2022 ООО "Центрэкотех" обратилось в Управление с просьбой конкретизировать принятое решение.
В ответе от 30.03.2022 N 01-26/2682 Управление сообщило следующее.
Решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов от 15.02.2022 N 01-26/1206 выдано на основании пп."а" п.11 Положения N 467, а именно, в связи с отсутствием в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду.
Согласно п.23 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утв.Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030; далее - Порядок N 1030) в разделе "Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" отчета приводятся результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей: а) атмосферного воздуха; б) поверхностных вод; в) подземных вод; г) почв (в год проведения работ по оценке состояния почв); д) растительного и животного мира (при необходимости).
Между тем, как отметило Управление, в отчете ООО "Центрэкотех" отсутствуют результаты наблюдений по вышеуказанным показателям, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Согласно п.22 Порядка N 1030 в разделе "Сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся копии актов отборов проб, однако данные акты не представлены.
В протоколах испытаний от 14.01.2022 N N 0013-1/2022-АтмВ, 0013-15/2022-АтмВ, 0013-25/2022-АтмВ, 0013-35/2022-АтмВ массовая концентрация этилбензола превышает предельно-допустимую концентрацию этилбензола в атмосферном воздухе, установленную СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2), что свидетельствует о несоблюдении нормативов качества окружающей среды.
Управление отметило, что обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (п.3 Положения N 467). Однако в протоколах испытаний от 29.03.2021 N 21В0098, от 16.11.2021 N 21В0646, от 01.10.2021 N 21В0535, от 29.06.2021 N 21В0276 концентрации железа и ртути превышают предельно допустимые концентрации химических веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения (ПДКр/х) (утв.Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения"; далее - Приказ N 552). В протоколах испытаний от 01.10.2021 N 21B0535, от 29.06.2021 N 21В0276 концентрация БПК5 также превышает ПДКр/х, что свидетельствует о несоблюдении нормативов качества окружающей среды.
Кроме того, в представленном отчете отсутствуют нормативы качества почвы по следующим веществам: массовая доля нитритного азота, органическое вещество, массовая доля цианидов, железо, гидрокарбонаты, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды.
Согласно п.5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
В представленном отчете отсутствуют данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в почве, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
На основании п.25 Порядка N 1030 в разделе "Оценка изменений состояния окружающей среды" приводятся, в том числе сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды. Однако указанные сравнительные данные не были представлены в отчете, поэтому невозможно сделать однозначный вывод об уровне роста (снижения) загрязнения атмосферного воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод в 2021 году и предыдущих годах на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Центрэкотех" с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ООО "Центрэкотех" указало, что:
- результаты наблюдений представлены в виде протоколов, что не запрещено Порядком и не может быть основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду;
- в качестве обязательных приложений к отчету направлялись протоколы исследований объектов окружающей среды, в которых указаны также и такие данные как: наименование предприятия и местонахождения объекта, место отбора проб, дата отбора проб, наименование пробы, цель исследования; отсутствие приложенных актов отбора проб не может служить доказательством неподтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения; кроме того, к отчету был приложен акт отбора проб отходов от 07.09.2021;
- требования к отбору проб воды установлены ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", где не указано, что отбор проб воды может проводить только испытательная лаборатория; основания полагать, что отбор проб заказчиком (обществом) мог каким-либо образом повлиять на результаты испытаний, отсутствуют;
- в протоколах испытаний от 14.01.2022 N N 0013-1/2022-АтмВ, 0013-15/2022-АтмВ, 0013-25/2022-АтмВ, 0013-35/2022-АтмВ в соответствии с методом исследований ПНД Ф 13.1:2:3.25-99 "Количественный химический анализ атмосферного воздуха и выбросов в атмосферу" на определение этилбензола в атмосферном воздухе приведено значение ниже диапазона измерений, то есть данный метод исследований не позволяет определить массовую концентрацию этилбензола, данный факт не свидетельствует о превышении предельно-допустимой концентрации в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21. Об отсутствии превышений ПДК этилбензола в атмосферном воздухе свидетельствуют протоколы испытательной лаборатории филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО". Также отсутствие негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами сравнительной оценки изменений качества окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов по сравнению с фоновыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, выданной в виде справки Ульяновским ЦГМС от 10.11.2021 N 01-22/2748, данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов ООО "Центрэкотех" (массовое содержание этилбензола равно 0,017 мг/куб.дм). Кроме того, согласно протоколу испытаний атмосферного воздуха от 28.06.2021 N 21АВ062502 ЦЛАТИ по Ульяновской области измерения были проведены по РД 52.18.801-2014. "Массовая концентрация ароматических углеводородов в атмосферном воздухе. Методика измерений методом капиллярной газовой хроматографии с термодесорбцией". Диапазон измерений этилбензола по данной методике составляет от 0,004 до 0,434 мг/куб.м, то есть лаборатория определила наличие этого вещества ниже 0,004 мг/куб.м, при этом ПДК по этилбензолу в атмосферном воздухе составляет 0,02 мг/куб.м;
- в протоколах испытаний от 29.03.2021 N 21В0098, от 16.11.2021 N 21В0646, от 01.10.2021 N 21В0535, от 29.06.2021 N 21В0276 указано, что отбор проб воды проводился из реки Сельдь и из смотровых скважин, объект ООО "Центрэкотех" удален от р.Сельдь на расстоянии более 1 км, между объектом и рекой расположены сельскохозяйственные поля, которые обрабатываются и могут оказывать влияние на реку. Кроме того, в непосредственной близости (менее 100 м) от р.Сельдь расположено с.Баратаевка, которое со своей инфраструктурой также оказывает влияние на реку. Следовательно, должна быть учтена неопределенность (погрешность) концентраций веществ в реке и объектов, влияющих на нее в непосредственной близости. В ходе сравнения значений ПДК подземных вод в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 в вышеперечисленных протоколах, превышений не выявлено. Отсутствие негативного воздействия подтверждается протоколами лабораторных испытаний грунтовых вод из скважин и почв, например, протокол от 25.05.2021 N 21П/184, где указано по железу проба 1п - фоновая (выше территории полигона) со значением 145,1 мг/кг, а проба 2п - влияние полигона (ниже территории полигона) 121,3 мг/кг. Наблюдательные скважины (грунтовые воды) расположены в непосредственной близости от полигона, и в случае влияния полигона значения по спорным показателям в первую очередь были бы превышены именно в воде из наблюдательных скважин и в почве. Согласно Положению нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для поверхностных водных объектов - в месте выпуска сточных вод, поступающих с объекта размещения отходов в водный объект. ООО "Центрэкотех" не осуществляет выпуск сточных вод в водный объект, на объекте ООО "Центрэкотех" имеется специальный пруд-испаритель, обустройство которого предусмотрено проектом, также как и устройство противофильтрационного экрана на всей площади объекта. Управление указывает, что по результатам данных наблюдений за 2019, 2020 годы видна явная динамика роста концентрации загрязняющих веществ по железу, БПК5 и ртути. При этом Управление не учитывает, что динамика роста в указанные годы происходит не из-за влияния объекта ООО "Центрэкотех", и это видно по результатам в 1 точке - выше территории объекта, то есть до воздействия объекта. Более того, если сравнить результаты по 1 точке - выше территории объекта за 2020 и 2021 годы, то концентрация веществ в 2021 году ниже, чем в 2020 году. Следовательно, говорить о влиянии и негативном воздействии на окружающую среду объекта ООО "Центрэкотех" неправомерно. Кроме того, довод ООО "Центрэкотех" о том, что загрязнение воды в р.Сельдь происходит не из-за влияния объекта ООО "Центрэкотех", подтверждает отчет мониторинга ООО "Симбирскспецстрой" - недропользователя расположенного поблизости от полигона карьера по добыче строительного песка;
- в отчете представлены протоколы исследований почв по показателям: нитритный азот, органическое вещество, цианиды, железо и гидрокарбонаты. По данным показателям отсутствуют установленные нормативы качества. Согласно п.5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов окружающей среды. В соответствии с утвержденной Управлением программой мониторинга в качестве фоновых были обозначены места отбора проб выше ОРО по потоку грунтовых вод - проба N 1п. В протоколе от 25.05.2021 N 21П/184 указаны значения по показателям: нитритный азот, органическое вещество, цианиды, железо и гидрокарбонаты, где проба N 1п - фоновая, проба N 2п - контролируемая. В нормативных документах, а также в Положении N 467 не указано, что лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, должны подтверждать фоновые значения именно сведениями, представленными Росгидрометом. При этом, исходя из п.10 Положения N 467 предусмотрена возможность контролирующего органа получать данные о состоянии и загрязнении окружающей среды от Росгидромета в рамках межведомственного взаимодействия, однако такие данные Управлением не запрашивались и сопоставление сведений в рамках обязанности, установленной п.10 ПоложенияN 467, Управлением не проводилось;
- данные наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, представленные испытательными лабораториями в виде протоколов, результаты исследований (испытаний) и измерений за 2021 год в соответствии с программой мониторинга показывают отсутствие превышений предельно-допустимых концентраций (ПДК) содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, природных водах, почве на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", вступившим в силу 01.03.2021, в котором установлены: ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ); предельные допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны, водных объектах, системах питьевого водоснабжения; аварийные пределы воздействия (АПВ); ПДК и ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) веществ в почве; ориентировочно-допустимые уровни (ОДУ) в воде.
В п.5 отчета проведен сравнительный анализ данных о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, за 2021 год и за предыдущие отчетные периоды, который показал отсутствие превышений предельно-допустимых концентраций (ПДК) содержания вредных веществ в атмосферном воздухе, природных водах, почве в соответствии с нормативными документами и фоновыми значениями компонентов природной среды и природных объектов в районе расположения объекта размещения отходов показателями.
На изменение значений загрязнителей в объектах окружающей среды на территории ОРО может влиять изменение состава отходов на эксплуатируемом полигоне, поэтому ООО "Центрэкотех" периодически определяет состав отходов на полигоне с последующим расчетом класса опасности отходов. Проведенный 07.09.2021 отбор проб отходов на территории полигона с дальнейшим определением компонентного состава отходов показал 5 класс опасности отходов производства и потребления (акт отбора, протокол и расчет класса опасности являются неотъемлемой частью отчета);
- в п.25 Порядка N 1030 не регламентировано, каким образом должен быть представлен сравнительный анализ и проведена оценка изменений состояния окружающей среды. В связи с тем, что за предыдущие периоды проведения мониторинга на объекте ООО "Центрэкотех" превышений ПДК не было выявлено, был сделан однозначный вывод об отсутствии негативного воздействия полигона на окружающую среду;
- к отчету о результатах мониторинга было приложено письмо за подписью директора ООО "УкуЛаб" с разъяснениями о том, что испытательным лабораториям, аккредитованным в национальной системе Росаккредитации, не выдается в бумажном виде аттестат аккредитации, так как в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) им присваивается уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц. Актуальные данные об аккредитованных лицах представлены на официальном сайте Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитации) (https://fsa.gov.ru/) в блоке "Аккредитованные лица" в разделе "Реестр аккредитованных лиц";
- Положением N 467 не предусмотрено такое основание для вынесения решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, как составление отчета с нарушением требований Порядка.
П.20 Порядка N 1030 установлены обязательные разделы, которые должны быть в отчете, но не указано, в каком именно виде должна быть оформлена эта информация.
По мнению ООО "Центрэкотех", представленный отчет содержит информацию по всем обязательным разделам, в том числе и указанную в пп."в" п.20 Порядка N 1030.
Возражая против доводов ООО "Центрэкотех", Управление указало на то, что:
- согласно пп."в" п.20 и п.23 Порядка N 1030 в разделе 3 отчета должны быть указаны сведения о показателях наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей (атмосферного воздуха, поверхностных вод, подземных вод, почв (в год проведения работ по оценке состояния почв), растительного и животного мира (при необходимости)), в виде приведения результатов наблюдений, а не ссылки на приложенные материалы;
- Управление не согласовывало и не утверждало программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории ОРО, как указано ООО "Центрэкотех";
- в нарушение пп."е" п.22 Порядка N 1030 копии актов отборов проб за отчетный период (2021 год) в отчете отсутствуют, в протоколах результатов лабораторных испытаний природных вод ЦЛАТИ по Ульяновской области указаны ссылки на номер акта приема проб, а не акта отбора проб, и место отбора проб (со слов заказчика), в протоколах результатов лабораторных испытаний природных вод от 29.03.2021 N N 21ВО097, 21ВО098, от 01.10.2021 N N 21ВО034, 21ВО034, от 29.06.2021 N 21В0276, от 16.11.2021 N 21В0646 (ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ПФО") указано, что пробы отобраны и доставлены заказчиком;
- в протоколах испытаний ООО "УкуЛаб" по атмосферному воздуху от 14.01.2022 N 0013-1/2022-АтмВ, N 0013-15/2022-АтмВ, N 0013-25/2022-АтмВ, N 0013-35/2022-АтмВ массовая концентрация этилбензола по результатам измерений составляет <0,2 мг/куб.м (ниже диапазона измерений). Однако ПДК этилбензола в атмосферном воздухе, установленная СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2), составляет 0,02 мг/куб.м. Факт отсутствия негативного воздействия на окружающую среду на объекте размещения отходов ООО "Центрэкотех" по этилбензолу не подтвержден, ввиду отсутствия определенного значения результата измерений у данных лабораторий. В нарушение требований п.22 Порядка N 1030 в составе отчета не представлены копии документов об аккредитации испытательных лабораторий, которые проводили инструментальные измерения, и области их аккредитации, подписанные уполномоченным должностным лицом испытательной лаборатории, в частности, к отчету не приложены копии документов, подтверждающие наличие у испытательных лабораторий аккредитации в области применяемых методик, следовательно, приложенные к отчету о результатах мониторинга протоколы испытаний, на основании которых подготовлены заключения, не могут быть оценены надлежащими данными инструментальных исследований. Согласно протоколу испытаний атмосферного воздуха от 28.06.2021 N 21АВ062502 ЦЛАТИ по Ульяновской области измерения были проведены по РД 52.18.801-2014 "Массовая концентрация ароматических углеводородов в атмосферном воздухе. Методика измерений методом капиллярной газовой хроматографии с термодесорбцией", между тем, как пояснила в суд первой инстанции представитель ЦЛАТИ по Ульяновской области, при проведении испытаний на указанную методику не было получено аккредитации, использованная ООО "УкуЛаб" методика ПНД Ф 13.1.2.3.25-99 согласно представленной копии заключения N 03121 научной методической экспертизы ФГБУ "ГГО" частично соответствует основным требованиям, предъявляемым к методикам мониторинга атмосферного воздуха, следовательно, нельзя принимать результаты испытаний, проведенных вне области аккредитации, в качестве допустимого доказательства;
- водный объект р.Сельдь относится к водному объекту первой рыбохозяйственной категории, что подтверждается письмом Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 23.06.2022. В протоколах испытаний ЦЛАТИ по Ульяновской области от 29.03.2021 N 21В0098, от 16.11.2021 N 21В0646, от 01.10.2021 N 21В0535, от 29.06.2021 N 21В0276 концентрации железа и ртути превышают предельно допустимые концентрации химических веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, в протоколах испытаний от 01.10.2021 N 21В0535, от 29.06.2021 N 21В0276 концентрация БПК5 также превышает ПДКр/х. По результатам данных наблюдений в вышеуказанных протоколах усматривается явная динамика роста концентраций загрязняющих веществ (по железу, БПК5 и ртути). Согласно представленным протоколам за 2019 и 2020 годы в предыдущих отчетах по мониторингу ООО "Центрэкотех" наблюдается систематическое изменение (превышение) концентраций загрязняющих веществ в водном объекте (по железу, БПК5 и ртути), что свидетельствует о не соблюдении нормативов качества окружающей среды. Сведения отчета мониторинга ООО "Симбирскспецстрой" не могут являться доказательством подтверждения исключения негативного воздействия ООО "Центрэкотех";
- в представленном отчете по мониторингу ООО "Центрэкотех" отсутствуют данные о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в почве, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. В представленной программе (10.01.2020), а также отчете ООО "Центрэкотех" отсутствуют сведения о том, что именно в качестве фоновых значений обозначены места отбора проб выше объекта размещения по потоку грунтовых вод, поэтому сделать вывод о том, что проба N 1 в протоколах испытаний почв является фоновой, невозможно. Кроме того, фоновые пробы отбираются в соответствии с требованиями РД 52.18.769-2012, что не соответствует представленным в отчете ООО "Центрэкотех" материалам;
- в разделе 5 отчета ООО "Центрэкотех" отсутствует сравнительная характеристика химического анализа атмосферного воздуха, поверхностной воды, подземной воды, почвы, естественного измерений уровня шума и радиационного качества за отчетный 2021 год и за предыдущие периоды, представлен лишь общий вывод о сравнительном анализе данных, но не сравнительные данные о показателях компонентов природной среды, в отчете отсутствуют меры (осуществляемые и планируемые) по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды, что, в свою очередь, также является нарушением п.25 Порядка N 1030. Согласно представленным протоколам за 2019 и 2020 годы в предыдущих отчетах по мониторингу ООО "Центрэкотех" наблюдается систематическое изменение (превышение) концентраций загрязняющих веществ в водном объекте (по железу, БПК5 и ртути), что свидетельствует о несоблюдении нормативов качества окружающей среды.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В ст.12 Закона N 89-ФЗ изложены требования к объектам размещения отходов, в частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
П.1 ст.23 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) и данным Законом.
Согласно п.6 ст.23 Закона N 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается.
При этом в силу п.7 ст.23 Закона N 89-ФЗ исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Согласно п.2 Положения N 467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном ст.12 Закона N 89-ФЗ.
Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (п.3 Положения N 467).
Исходя из п.5 Положения N 467, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
П.6 Положения N 467 предусмотрено, что лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1496); приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
Порядок устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов.
Территория в пределах воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду определяется на основе утвержденных в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (п.2 Порядка).
Порядком N 1030 предусмотрено, что для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния лицами, эксплуатирующими объекты размещения отходов, разрабатывается программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Программа мониторинга утверждается лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и направляется в уведомительном порядке на бумажном носителе в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов или направляется почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным.
В случаях, предусмотренных п.7 ст.23 ЗаконаN 89-ФЗ, отчеты о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду используются для подтверждения исключения негативного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду.
Согласно п.10 Положения N 467 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.
При этом, в силу п.11 Положения N 467 основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
В рассматриваемом случае в обоснование решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ООО "Центрэкотех" Управление сослалось на пп."а" п.11 Положения N 467.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы сторон, суд первой инстанции обоснованно счел правомерной позицию Управления; представляемый ООО "Центрэкотех" отчет о результатах мониторинга должен соответствовать требованиям, содержащимся в п.20-27 Порядка N 467, в частности, должны быть представлены копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации согласно Закону N 412-ФЗ, которая(ый) проводил(а) инструментальные измерения, подписанные уполномоченным должностным лицом испытательной лаборатории (центра), а также копии актов отборов проб.
Непредставление ООО "Центрэкотех" документов об области аккредитации испытательных лабораторий (ООО "УкуЛаб", ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" в лице филиала "ЦЛАТИ по Ульяновской области"), которые проводили инструментальные измерения, исключает возможность установить наличие у указанных испытательных лабораторий полномочий на проведение соответствующих измерений (испытаний) в области исследования атмосферного воздуха, воды, почвы, а также материально-технической базы, необходимой квалификации и опыта работников, достаточной обеспеченности необходимой документацией для проведения таких измерений (испытаний).
Как верно указал суд первой инстанции, представленные ООО "Центрэкотех" к отчету о результатах мониторинга протоколы испытаний, на основании которых подготовлены экспертные заключения, не являются надлежащими данными инструментальных исследований, поскольку ООО "Центрэкотех" не представлены документы, подтверждающие наличие у испытательной лаборатории необходимой аккредитации.
Судом первой инстанции установлено, что лабораторные испытания атмосферного воздуха (определение этилбензола) были проведены ЦЛАТИ по Ульяновской области на основании РД 52.18.801-2014, однако испытательной лабораторией на указанную методику аккредитации получено не было.
Довод ООО "Центрэкотех" о проведении таких испытаний ООО "УкуЛаб" в пределах области аккредитации по методике ПНД Ф 13.1.2.3.25-99 суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Одним из основных нормативных документов Росгидромета является РД 52.18.595-96 "Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнении окружающей среды" (утв.Госстандартом России 20.12.1996, Росгидрометом 15.12.1996; далее - Федеральный перечень), в который вошли все основные руководящие документы (РД) Росгидромета, устанавливающие требования к организации и проведению работ в области мониторинга загрязнения, сбору и обработке полученной в результате наблюдений информации.
Федеральный перечень предназначен для обеспечения единства измерений на сети мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромета, а также лабораторий предприятий, учреждений и организаций других ведомств, претендующих на получение лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с РД 52.18.595-96 методики Федерального перечня являются обязательными как для лабораторий Росгидромета, так и для лабораторий других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при проведении ими работ в области мониторинга. Методики других ведомств, предприятий, соответствующие требованиям ГОСТ Р 8.563-96, допускаются к применению для задач мониторинга после согласования их с головными НИУ Росгидромета по направлениям проведения экспериментальной проверки на сети мониторинга и внесении их в Федеральный перечень (введение РД 52.18.595-96).
При использовании в лабораториях сети мониторинга методик выполнения измерений (МВИ), разработанных другими организациями, ведомствами или производителями средств измерений и не вошедших в Федеральный перечень, процедура проверки МВИ, утвержденная в Приложении А к Федеральному перечню, обязательна.
МВИ, не вошедшие в Федеральный перечень, необходимо направить на согласование для целей определения уровней загрязнения (или мониторинга загрязнения) атмосферного воздуха, водных объектов, почв с последующей передачей информации в Единый государственный фонд данных, в головные НИУ Росгидромета.
Нарушения требований, установленных Росгидрометом при проведении работ по определению уровней загрязнения (в том числе - мониторингу загрязнения) окружающей среды, могут привести к нарушению лицензионных требований и условий, получению недостоверной и/или несопоставимой информации о состоянии загрязнения окружающей среды, противоречивой информационной продукции, что является нарушением ст.4, 5, 10 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".
В случае получения несопоставимой и/или недостоверной информации о загрязнении окружающей среды эти данные не могут быть переданы в Единый государственный фонд данных и включены в официальные издания Росгидромета.
Использованная ООО "УкуЛаб" методика ПНД Ф 13.1.2.3.25-99 согласно представленной копии заключения научной методической экспертизы ФГБУ "ГГО" N 03121 частично соответствует основным требованиям, предъявляемым к методикам мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, вывода о возможности использования этой методики для измерения концентрации этилбензола не содержится.
В связи с изложенным суд первой инстанции признал также неправомерной позицию ООО "Центрэкотех" о возможности непредставления актов отборов проб, поскольку информация об отборе проб содержится в протоколах испытаний. Во-первых, такая обязанность напрямую предусмотрена Порядком; во-вторых, как обоснованно указало Управление, при отсутствии актов отбора невозможно установить дату, время, место отбора, кем были отобраны пробы, при том, что по настоящему делу установлено, что часть проб (пробы природной воды) отбиралась самим ООО "Центрэкотех".
Суд первой инстанции правильно признал несостоятельным довод ООО "Центрэкотех" о том, представление результатов наблюдений в виде протоколов не запрещено Порядком N 1030 и не может быть основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пп."в" п.20 и п.23 Порядка N 1030 отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать раздел "Сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду", в котором должны быть приведены результаты наблюдений за состоянием физических, химических, биологических и иных показателей: а) атмосферного воздуха; б) поверхностных вод; в) подземных вод; г) почв (в год проведения работ по оценке состояния почв); д) растительного и животного мира (при необходимости).
Таким образом, такая обязанность императивно установлена Порядком N 1030.
Как верно отметил суд первой инстанции, в отчете ООО "Центрэкотех" вопреки требованиям п.25 Порядка N 1030 отсутствуют сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды: отсутствует сравнительная характеристика химического анализа атмосферного воздуха, поверхностной воды, подземной воды, почвы, естественного измерений уровня шума и радиационного качества за отчетный 2021 год и за предыдущие периоды, представлен лишь общий вывод о сравнительном анализе данных, но не сравнительные данные о показателях компонентов природной среды, в отчете отсутствуют меры (осуществляемые и планируемые) по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды, что, в свою очередь, также является нарушением п.25 Порядка N 1030.
Суд первой инстанции признал обоснованной позицию ООО "Центрэкотех" о том, что в связи с отсутствием у спорного объекта непосредственного выпуска сточных вод в р.Сельдь загрязнения в водном объекте нельзя отнести к загрязнению, вносимому ООО "Центрэкотех", необходимо принимать во внимание наличие иных объектов, расположенных в непосредственной близости возле водного объекта, для влияния на качество вод необходимо рассматривать качество подземных вод непосредственно на объекте ООО "Центрэкотех" в сравнении с нормативами качества окружающей среды.
Согласно п.5 Положения N 467 при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов ООО "Центрэкотех" была разработана, утверждена директором ООО "Центрэкотех" и направлена в Управление в уведомительном порядке. Каких-либо замечаний, недостатков, нарушений в утвержденной ООО "Центрэкотех" программе мониторинга Управлением установлено не было, предписаний об устранении нарушений не выдавалось, доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с программой мониторинга в качестве фонового значения было обозначено место отбора проб грунтовых (подземных) вод - 1 точка выше ОРО по потоку грунтовых вод, соответственно, 1 точка ниже ОРО по потоку грунтовых вод - контрольная проба по влиянию ОРО.
Вместе с тем, из отзыва Ульяновского филиала ФГБУ "Приволжское УГМС" следует, что протоколы испытаний, выполненные в рамках лицензии Росгидромета при проведении мониторинга, должны быть сданы в Единый государственный фонд данных (ЕГФД).
Данные о проведении мониторинга природной воды ООО "Центрэкотех" в 2021 году в ЕГФД поступили, но не были приняты в связи несоблюдением требований РД 52.18.595-96. Данных о проведении мониторинга атмосферного воздуха ООО "Центрэкотех" в 2021 году в ЕГФД не поступало. ООО "Центрэкотех" справку о фоновых показателях состояния компонентов окружающей среды (радиационная обстановка - МЭД гамма-фона, фонового содержания тяжелых металлов в почвах) в районе расположения объекта размещения отходов в 2021 году не запрашивало.
В соответствии с лицензионными требованиями и условиями, а также требованиями ст.16 Закона N 113-ФЗ юридические лица независимо от организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в том числе организацию согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и локальных систем наблюдения с целью обеспечения необходимой полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды, а также сопоставимость этой информации на всей территории страны, оптимизацию использования наземных, авиационных и космических систем, наблюдений.
Учитывая допущенные ООО "Центрэкотех" нарушения при представлении отчета о результатах мониторинга, пояснения Ульяновского филиала ФГБУ "Приволжское УГМС", суд первой инстанции обоснованно указал, что доводы ООО "Центрэкотех" о недоказанности Управлением факта влияния объекта размещения отходов ООО "Центрэкотех" на загрязнение р.Сельдь правового значения в рамках рассматриваемого спора не имеют. При этом суд первой инстанции правильно согласился с позицией Управления о том, что сведения отчета мониторинга ООО "Симбирскспецстрой" не могут являться доказательством подтверждения исключения негативного воздействия ООО "Центрэкотех".
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ООО "Центрэкотех" о применении фоновых значений при исследовании почвы.
Как уже указано, законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственником ОРО в установленном порядке.
Поскольку Управление на основании п.1, 4, 5.1.3, 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400) реализует полномочия по осуществлению государственного экологического надзора, ООО "Центрэкотех", заявляющее об исключении негативного воздействия на окружающую среду своего объекта размещения отходов, обязано подтвердить данное обстоятельство результатами мониторинга, проведенного в соответствии с Порядком проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды (п.3 ст.12 Закона N 89-ФЗ).
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Управления имелись правовые и фактические основания для принятия оспариваемого решения.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. относятся на ООО "Центрэкотех".
На основании ст.104 АПК РФ, ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Центрэкотех" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 19.01.2023 N 48 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 декабря 2022 года по делу N А72-3231/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр экологических технологий" (ИНН 7325042140, ОГРН 1037300989692) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3231/2022
Истец: ООО "ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Ответчик: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО САМАРСКОЙ И УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Третье лицо: ООО "УКУЛАБ", ФГБУ "Приволжское УГМС", ФГБУ "ПРИВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ", ФГБУ Филиал "ЦЛАТИ по Ульяновской области" "ЦЛАТИ по ПФО", ФГБУ "ЦЕНТР ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА И ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ"