г. Саратов |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А06-6829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" представитель Конева Е.В., действующая на основании доверенности от 28.05.2021,
от Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксарайский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области" представитель Кошмарев С.Ю., действующий на основании доверенности от 11.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксарайский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 декабря 2022 года по делу N А06-6829/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (ОГРН 1023001538460, ИНН 3006006420)
к Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксарайский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области" (ОГРН 1023001540990, ИНН 3006001944),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация муниципального образования "Красноярский муниципальный район Астраханской области" (ОГРН 1023001541452, ИНН 3006001863), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349), унитарное муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Аксарайский" (ОГРН 1063019028588, ИНН 3006008033),
о признании самовольным строением объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" (далее - ООО "Газпром добыча Астрахань", общество, истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксарайский сельсовет Красноярского муниципального района Астраханской области" (далее - Администрация муниципального образования "Аксарайский сельсовет", администрация, ответчик) о признании самовольными строениями следующих объектов:
- объект капитального строительства - жилой дом, расположенный на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в 1 760 метрах к юго-востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1 300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
6 |
470 319,15 |
2 244 488,06 |
7 |
470 315,26 |
2 244 492,92 |
8 |
470 318,35 |
2 244 495,67 |
9 |
470 310,99 |
2 244 503,58 |
10 |
470 304,09 |
2 244 497,66 |
11 |
470 311,07 |
2 244 489,41 |
13 |
470 311,50 |
2 244 489,67 |
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
- здание, расположенное на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
2 |
470 344,49 |
2 244 465,27 |
3 |
470 349,35 |
2 244 470,35 |
4 |
470 347,53 |
2 244 472,12 |
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
- загон для животных, расположенный на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
20 |
470 216,64 |
2 244 547,90 |
21 |
470 212,75 |
2 244 565,61 |
22 |
470 230,62 |
2 244 568,26 |
23 |
470 228,78 |
2 244 582,21 |
24 |
470 238,20 |
2 244 584,14 |
25 |
470 237,30 |
2 244 606,19 |
26 |
470 249,66 |
2 244 609,47 |
27 |
470 249,66 |
2 244 618,16 |
28 |
470 264,14 |
2 244 619,99 |
29 |
470 267,09 |
2 244 607,06 |
30 |
470 265,88 |
2 244 606,58 |
31 |
470 270,32 |
2 244 583,22 |
32 |
470 273,86 |
2 244 564,50 |
Также истец просил возложить на муниципальное образование "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области обязанность в течение 30-ти календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 30:06:140202:7142, путем сноса:
- объекта капитального строительства - жилой дом, расположенный на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в 1760 метрах к юго- востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
6 |
470 319,15 |
2 244 488,06 |
7 |
470 315,26 |
2 244 492,92 |
8 |
470 318,35 |
2 244 495,67 |
9 |
470 310,99 |
2 244 503,58 |
10 |
470 304,09 |
2 244 497,66 |
11 |
470 311,07 |
2 244 489,41 |
13 |
470 311,50 |
2 244 489,67 |
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
- здания, расположенного на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
2 |
470 344,49 |
2 244 465,27 |
3 |
470 349,35 |
2 244 470,35 |
4 |
470 347,53 |
2 244 472,12 |
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
- загона для животных, расположенного на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
20 |
470 216,64 |
2 244 547,90 |
21 |
470 212,75 |
2 244 565,61 |
22 |
470 230,62 |
2 244 568,26 |
23 |
470 228,78 |
2 244 582,21 |
24 |
470 238,20 |
2 244 584,14 |
25 |
470 237,30 |
2 244 606,19 |
26 |
470 249,66 |
2 244 609,47 |
27 |
470 249,66 |
2 244 618,16 |
28 |
470 264,14 |
2 244 619,99 |
29 |
470 267,09 |
2 244 607,06 |
30 |
470 265,88 |
2 244 606,58 |
31 |
470 270,32 |
2 244 583,22 |
32 |
470 273,86 |
2 244 564,50 |
|
|
|
Кроме того, общество просило взыскать судебную неустойку в размере 5 000 руб. ежедневно до полного исполнения решения суда, расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы.
В суде первой инстанции в судебном заседании 08.12.2022 представитель истца заявил устное ходатайство об уточнении исковых требований, просил в случае неисполнения Администрацией муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области решения суда, возложить проведение работ по сносу строений на общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" с возложением расходов по исполнению данной обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань", при этом от взыскания судебной неустойки отказался.
Уточнения исковых требований приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 декабря 2022 года по делу N А06-6829/2021 суд обязал Администрацию муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области в течение 30-ти календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 30:06:140202:7142, путем сноса:
- объекта капитального строительства - жилой дом, расположенный на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в 1760 метрах к юго-востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
6 |
470 319,15 |
2 244 488,06 |
7 |
470 315,26 |
2 244 492,92 |
8 |
470 318,35 |
2 244 495,67 |
9 |
470 310,99 |
2 244 503,58 |
10 |
470 304,09 |
2 244 497,66 |
11 |
470 311,07 |
2 244 489,41 |
13 |
470 311,50 |
2 244 489,67 |
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
- здания, расположенного на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
2 |
470 344,49 |
2 244 465,27 |
3 |
470 349,35 |
2 244 470,35 |
4 |
470 347,53 |
2 244 472,12 |
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
- загона для животных, расположенного на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в следующих координатах:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
20 |
470 216,64 |
2 244 547,90 |
21 |
470 212,75 |
2 244 565,61 |
22 |
470 230,62 |
2 244 568,26 |
23 |
470 228,78 |
2 244 582,21 |
24 |
470 238,20 |
2 244 584,14 |
25 |
470 237,30 |
2 244 606,19 |
26 |
470 249,66 |
2 244 609,47 |
27 |
470 249,66 |
2 244 618,16 |
28 |
470 264,14 |
2 244 619,99 |
29 |
470 267,09 |
2 244 607,06 |
30 |
470 265,88 |
2 244 606,58 |
31 |
470 270,32 |
2 244 583,22 |
32 |
470 273,86 |
2 244 564,50 |
|
|
|
В случае неисполнения Администрацией муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области решения суда, возложить проведение работ по сносу строений на общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" с возложением расходов по исполнению данной обязанности на общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань".
Также суд взыскал с Администрации муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Астрахань" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., расходы на проведение судебной экспертизы в размере 85 000 рублей.
В части признания строений жилого дома, здания из камышитовых плит и загона для животных, расположенных на территории муниципального образования "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области, в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в 1760 метрах к юго-востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326, самовольной постройкой, судом отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, с учетом отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с государственным актом 1990 года N АСО-07-000002 Администрацией Красноярского района Астраханской области предоставлено ПО "Астраханьгазпром" в бессрочное (постоянное) пользование 28856 гектаров земли для организации 3-х километровой санитарно-защитной зоны.
На основании постановления Администрации муниципального образования "Красноярский район" от 18.12.2012 N 1438, между казенным предприятием Астраханской области "Фонд государственного имущества Астраханской области" и ООО "Газпром добыча Астрахань" заключен договор купли-продажи от 28.01.2013 N 317а вышеназванного земельного участка с кадастровым номером 30:06:000000:326 общей площадью 396 856 994,35 кв.м. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.03.2013 сделана запись регистрации N 30-30-05/003/2013-487.
06.03.2016 ООО "Газпром добыча Астрахань" на основании договора купли-продажи от 28.01.2013 N 317а выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, и земли иного специального назначения, 3 км санитарно-защитная зона.
В результате аэрокосмического мониторинга территории Астраханского газоконденсатного месторождения ООО "Газпром добыча Астрахань" в границах земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, выявлен объект капитального строительства (дом), колодец, загон для животных.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 15.07.2020 N 99/2020/338391590 объект капитального строительства - жилой дом, общей площадью 46,4 кв.м, кадастровый номер 30:06:140203:30, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, пос. Приозерный, ул. Новая, д.8, литера А, Б принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию "Аксарайский сельсовет" с 26.08.2009, передан на праве хозяйственного ведения унитарному муниципальному сельскохозяйственному предприятию "Аксарайский" с 28.06.2010 г.
В период с 1990 года по 06.03.2013 ООО "Газпром добыча Астрахань являлось землепользователем земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Данное правило также отражено в п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в котором указано, после введения в действие ЗК РФ лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Таким образом, по мнению истца, ООО "Газпром добыча Астрахань" не давало и не могло давать разрешения третьим лицам на использование данного земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 06.03.2013 серии 30-АА N 851154 усматривается, что на момент государственной регистрации права ООО "Газпром добыча Астрахань" на земельный участок (кадастровый номер 30:06:000000:326) никаких ограничений и обременении не зарегистрировано.
Следовательно, спорный объект недвижимости возведен на земельном участке, без получения соответствующих разрешений на строительство и прав на земельный участок при его возведении.
24.08.2020 ООО "Газпром добыча Астрахань" направило главе муниципального образования Аксарайский сельсовет" и руководителю унитарного муниципального сельскохозяйственного предприятия "Аксарайский" претензию N 01/04-5690 с требованием добровольно снести самовольную постройку по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Приозерный, дом 8, рекультивировать земельный участок с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326.
Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от первоначально заявленных требований об обязании муниципальное образование "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области восстановить (рекультивировать) земельный участок с кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник или иное лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения,
В соответствии с п. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу п. 2 ст. 62 ЗК РФ лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 22 и 23 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N . 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. В случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 24 Пленума N . 10/22, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Таким образом, в силу закона ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, возведшее постройку, а также лицо, владеющее этой постройкой и являющееся ее собственником.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N . 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", статьям 42, 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения и охраны окружающей среды городских и сельских поселений, а также в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке, в том числе, нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров и установлении их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г., N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
Согласно с п. 5.3 СанПин 2.32.1.12.1.1 1200-03 размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства допускается лишь: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ДЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей. Данный перечень объектов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" в границах санитарно-защитной зоны не допускается размещение жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что объект капитального строительства - жилой дом, кадастровый номер 30:06:140203:30, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, нос. Приозерный, ул. Новая, д.8, литера А, Б находится в пределах санитарно-защитной зоны Астраханского газового месторождения, в нарушение вышеуказанных норм.
В суде первой инстанции Администрация муниципального образования "Аксарайский сельсовет" в своем ответе на претензию от 30.09.2020 N 481 признала, что муниципальному образованию "Аксарайский сельсовет" на праве собственности принадлежат два жилых домовладения площадью 46,4 кв.м каждое, с прилегающими постройками, расположенные по адресу: Астраханская область, Красноярский район, пос. Приозерный, ул. Новая, 8, литеры "А" и "Б". Указанные объекты территориально расположены на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326. Указанные объекты недвижимости построены и введены в эксплуатацию ОАО "Племзавод "Аксарайский" в 1990 г., т.е. до возникновения у ООО "Газпром добыча Астрахань" права собственности на указанное единое землевладение.
Ответчиком в материалы дела представлен технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, пос. Приозерный, ул. Новая,8, Литеры "А" и "Б", согласно которому площадь строения Литер "А" составляет 46,4 кв.м. и Литер "В" - 46,4 кв.м. Жилой дом находится в 2-х км от пос. Приозерный. В разделе YII технического паспорта указан год постройки - 1990. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости жилой дом находится в кадастровом квартале 30:06:140203.
В дальнейшем в суде первой инстанции администрации изменила свою позицию по делу относительно адреса строения и указывала, что спорное строение имеет адрес: Астраханская область, Красноярский район, пос. Приозерный, ул. Новая, дом 9.
Учитывая особенности территории поселка Приозерный, в целях определения местоположения спорного домовладения в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственность "48-й Меридиан", эксперту Трысковой А.Е.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Определить месторасположение спорного домовладения (жилой дом, в том числе близлежащие к нему постройки и ограждения), находящегося по адресу: Астраханская область, Красноярский район, пос. Приозерный, ул. Новая, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, с указанием координат поворотных точек,
2. Определить на каком расстоянии спорное домовладение граничит с близлежащими населенными пунктами,
3. Определить размеры спорного домовладения по внешним границам,
4. Указать конструктивные элементы спорного домовладения,
5. В границах какого муниципального образования находится спорное домовладение.
В заключении эксперта от 01.06.2022 N 03/2022 сделаны следующие выводы.
При обследовании на местности обнаружены следующие объекты в составе домовладения:
- здание А - основное строение, жилой дом;
- здание Б - вспомогательное строение;
- загон для скота;
- линия электропередачи, к которой подключено здание А;
- трансформаторная подстанция.
Методом спутниковых геодезических измерений определены координаты внешних контуров объектов. Использована система координат единого государственного реестра недвижимости-МСК 30.
В результате установлено, что обследуемое домовладение расположено в восточной части земельного участка с кадастровым номером N 30:06:000000:326 по адрресу Астраханская область, р-он Красноярский, трехкилометровая санитарно-защитная зона. Участок является единым землепользованием.
Домовладение расположено в границах обособленного земельного участка с кадастровым номером N 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером N 30:06:000000:326, в 1760 метра к юго-востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326.
На местности отсутствует ограждение домовладения в виде объектов искусственного происхождения - заборов. В таблице N 1 к заключению экспертизы приведены координаты объектов домовладения: здания А и Б, ЛЭП, трансформатор, загон для скота.
Местоположение объекта исследования сопоставлено с генеральным планом муниципального образования "Аксарайский сельсовет".
В результате установлено, что исследуемый объект расположен в границах муниципального образования Аксарайский сельсовет Красноярского района Астраханской области.
Согласно генеральному плану муниципального образования "Аксарайский сельсовет", утвержденному Решением Совета МО "Красноярский район" от 14.05.2021 N 132, в составе Аксарайского сельсовета находятся следующие населенные пункты: п. Степной, с. Кигач, пос. Приозерный, с. Малый Арал.
В результате анализа интернет ресурса Яндекс карты, Google карты, перечисленные населенные пункты расположены ближе всего к местоположению исследуемого домовладения.
На интернет-картах домовладение определяется как зимовье Тежеденовский.
Согласно ресурсу Яндекс карты исследуемое домовладение расположено в 9,46 км к юго-западу от населенного пункта пос. Приозерный. В 17,2 км к северо-западу от пос. Малый Арал, в 20,3 км к северо-западу от населенного пункта с. Кигач, в 14,8 км к северо-востоку от пос. Степной. Таким образом, близлежащим к исследуемому домовладению является населенный пункт пос. Приозерный - 9,46 км.
В составе документации генерального плана муниципального образования "Аксарайский сельсовет" имеется описание границ населенного пункта пос. Приозерный в системе координат МКС 30 (приложение N 4).
Координаты границ населенного пункта из описания границ пос. Приозерный сопоставлены с материалами геодезических работ, полученных при натурном обследовании.
В результате установлено, что расстояние от точки 9 здания А (Х=470310.99; Y=2244503.58) до ближайшей точки N 194 границы населенного пункта пос. Приозерный (Х=475866.45 Y=2251683.10) составляет 9080 м.
Исследуемое домовладение расположено за границами населенного пункта пос. Приозерный на расстоянии 9080 м к юго-западу от западной границы населенного пункта пос. Приозерный.
В процессе исследования установлены размеры объектов по внешним границам - площадь застройки. Площадь застройки под объектами составляет: здание А - 130,90 кв.м, здание Б - 18,07 кв.м, ЛЭП и трансформатор - 9,80 кв.м, загон для скота - 2264,68 кв.м.
Итоговая площадь застройки под объектами домовладения составляет 2 423,45 кв.м.
Ввиду отсутствия ограждения земельного участка, площадь застройки под домовладением определяется размером домовладения согласно занимаемой фактической площади и равна 2 423,45 кв.м.
Размер спорного домовладения по внешним границам определен согласно фактически занимаемой площади под объектами домовладения (здание А, Б, ЛЭП, трансформатор, загон для скота) и равен 2 423,45 кв.м.
Местоположение домовладения, определенное в рамках исследования по первому вопросу, сопоставлено с генеральным планом муниципального образования "Аксарайский сельсовет". Генеральный план обнародован на сайте администрации МО "Красноярский район" по адресу: https://krasniyar.ru/.
В результате установлено, что спорное домовладение расположено в границах муниципального образования "Аксарайский сельсовет".
Экспертом установлены координаты контура здания А:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
6 |
470 319,15 |
2 244 488,06 |
7 |
470 315,26 |
2 244 492,92 |
8 |
470 318,35 |
2 244 495,67 |
9 |
470 310,99 |
2 244 503,58 |
10 |
470 304,09 |
2 244 497,66 |
11 |
470 311,07 |
2 244 489,41 |
13 |
470 311,50 |
2 244 489,67 |
5 |
470 315,39 |
2 244 485,19 |
Координаты контура здания Б:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
2 |
470 344,49 |
2 244 465,27 |
3 |
470 349,35 |
2 244 470,35 |
4 |
470 347,53 |
2 244 472,12 |
1 |
470 342,62 |
2 244 467,09 |
Координаты загона для скота:
N |
X |
Y |
точки |
|
|
20 |
470 216,64 |
2 244 547,90 |
21 |
470 212,75 |
2 244 565,61 |
22 |
470 230,62 |
2 244 568,26 |
23 |
470 228,78 |
2 244 582,21 |
24 |
470 238,20 |
2 244 584,14 |
25 |
470 237,30 |
2 244 606,19 |
26 |
470 249,66 |
2 244 609,47 |
27 |
470 249,66 |
2 244 618,16 |
28 |
470 264,14 |
2 244 619,99 |
29 |
470 267,09 |
2 244 607,06 |
30 |
470 265,88 |
2 244 606,58 |
31 |
470 270,32 |
2 244 583,22 |
32 |
470 273,86 |
2 244 564,50 |
Ознакомившись с результатами судебной экспертизы, оценив экспертное заключение, по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности с иными материалами дела, суд апелляционной инстанции признает его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86, 87 АПК РФ, Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; основанным на материалах дела, ясным и полным, составленным в отсутствие противоречий в выводах эксперта. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Лицами, участвующими в деле, заключение эксперта не оспорено, о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
По результатам судебной экспертизы общество уточнило исковые требования в части адреса спорного домовладения и просило обязать администрацию освободить земельный участок от строений, расположенных в границах обособленного земельного участка кадастровым номером 30:06:140202:7142 входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326, в 1760 метрах к юго-востоку от скважины N 724 АГПЗ, в 1300 метрах к северу от скважины N 824 АГПЗ, в 820 метрах к западу от восточной границы земельного участка 30:06:000000:326, в соответствующих координатах, установленных судебным экспертом.
В суде первой инстанции администрация изначально со ссылкой на заключение кадастрового инженера Бондаренковой О.В. указывала, что домовладение по ул. Новая, 9, п. Приозерный, расположено на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7341.
Затем ответчик изменил позицию и представил выписку из ЕГРН от 03.11.2022, согласно которой жилой дом, расположенный по адресу: Красноярский район, п. Приозерный, ул. Новая, 9, 1986 года постройки, в 3-х км на север от пос. Приозерный, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, а также новое заключение кадастрового инженера с изменением кадастрового номера земельного участка, на котором находится спорное домовладение.
Кроме того, ответчиком представлены копии технических паспортов, в том числе на дом N 9 по ул. Новая, в котором графическое изображение, поэтажное расположение не соответствовало сведениям, установленным при проведении судебной экспертизы.
Для проведения технической и юридической экспертизы зданий, расположенных по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Приозерный, ул. Новая, 8 и ул. Новая, 9, истец получил заключение экспертов Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)".
Комиссия экспертов исследовала следующие документы:
1. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N КУВИ-001/2020-208659414 от 23.11.2022 на здание с кадастровым номером 30:06:140203:32 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, дом 9 в 3-х км, на север от п. Приозерный;
2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N КУВИ-001/2020-208336995 от 23.1 1.2022 на здание с кадастровым номером 30:06:140203:30 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Приозерный, ул. Новая, дом 8;
3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости N КУВИ-001/2020-208337221 от 23.11.2022 на здание с кадастровым номером 30:06:140203:3 I по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Приозерный, ул.Новая, дом 8;
4. Постановление администрации муниципального образования "Степновский сельсовет" Красноярского района Астраханской области N 26-а от 27.08.2009;
5. Поэтажный план спорного жилого дома;
6. Письмо ИП Бондаренкова О.В. исх. N 076 от 17.10.2022 г. о произведенных контрольных замерах.
В материалах государственного архивного фонда содержатся инвентарные дела: N 48-6322-1 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 8, в 2-х км от пос. Приозерный и N 48-6323-1 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 9, в 3-х км. на север от пос. Приозерный.
Изучив предъявленные документы и пользуясь материалами государственного архивного фонда БТИ Астраханской области, комиссия экспертов определила следующее.
Инвентарное дело N 48-6322-1 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 8, в 2-х км от пос. Приозерный, сформировано по данным первичной технической инвентаризации от 30.05.2009.
Согласно материалам архивного дела в домовладении по ул. Новая, 8 на техническом учете состоят два жилых дома литер А и литер Б 1990 г. постройки, общей площадью 46,4 кв.м каждый, построенные по одному типовому проекту, размеры по наружному обмеру 10,08-м х 5,28-м каждый.
Описание конструктивных элементов литера А и литера Б:
- фундаменты - деревянные столбы; наружные и внутренние капитальные стены - из камыша, обмазаны глиной; перегородки - камыш; перекрытие чердачное - деревянное; крыша - стропильная, асбестоцементная; полы - деревянные; оконные проемы - одинарные глухие; " дверные проемы - простые; внутренняя отделка - обои по оштукатуренным стенам; отопление - печное.
При подготовке технического паспорта год постройки жилого дама указан, предположительно, со слов представителя заказчика, предъявившего объект к инвентаризации. Какие - либо документы, подтверждающие указанный в таблице VII "Описание конструктивных элементов и определение износа жилых пристроек" технического паспорта год постройки 1990, в инвентарном деле отсутствуют.
Однако, в материалах архивного дела содержится Выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Степновский сельсовет" на 24.09.2009 N 203 от 04.05.2009, согласно которой жилой дом по адресу: пос. Приозерный, дом 8, введен в эксплуатацию в 1993 г. и принят в муниципальную собственность Постановлением о приеме в муниципальную собственность от 28.04.2009 N 17.
Инвентарное дело N 48-6323-1 по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 9, в 3-х км на север от пос. Приозерный, сформировано по данным первичной технической инвентаризации от 30.05.2009.
Согласно материалам архивного дела к инвентаризации предъявлен жилой дом литер А 1986 г., общей площадью 66,6 кв. м, размеры по наружному обмеру 9,52-м х 8,10-м.
Описание конструктивных элементов: фундамент - деревянные столбы; наружные и внутренние капитальные стены - из камыша, обмазаны глиной; перегородки - камыш;перекрытие чердачное - деревянное; крыша - стропильная, асбестоцементная; полы - деревянные;оконные проемы - одинарные глухие; дверные проемы - простые; внутренняя отделка - обои по оштукатуренным стенам; отопление - печное.
При подготовке технического паспорта год постройки жилого дама указан, предположительно, со слов представителя заказчика, предъявившего объект к инвентаризации. Какие - либо документы, подтверждающие указанный в таблице VII "Описание конструктивных элементов и определение износа жилых пристроек" технического паспорта год постройки 1990, в инвентарном деле отсутствуют.
Однако, в материалах архивного дела содержится Выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования "Степновский сельсовет" на 24.09.2009 N 202 от 04.05.2009 г., согласно которой жилой дом по адресу: пос. Приозерный, дом 9, введен в эксплуатацию в 1993 г. и принят в муниципальную собственность Постановлением о приеме в муниципальную собственность от 28.04.2009 N 17.
Изучив представленный поэтажный план спорного объекта и пользуясь материалами фактического визуального осмотра, проведенного 21.11.2022, комиссия экспертов пришла к выводу, что часть спорного объекта в виде комнат N 3,4,5,6,7 соответствует планировке жилых домов литер А и литер Б с идентичными размерами комнат, а также идентичными конфигурацией, размерами и месторасположением печи объектов, состоящих на техническом учете по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 8, в 2-х км от пос. Приозерный, и, вероятно, построена по тому же типовому проекту, предположительно, с использованием тех же вышеуказанных строительных материалов. Данный вывод позволяет предположить, что часть жилого дома, возведенная по типовому проекту, обложена кирпичом и к ней возведен пристрой в виде комнат N 1 и 2.
Пристрой к жилому дому в виде комнаты N 8 по результатам визуального осмотра возможно отнести к сараю. Кроме того, в комнате N 6 обустроен оконный проем, отличный от оконных проемов главного фасада.
Сравнивая поэтажный план спорного объекта и поэтажный план жилого дома по ул. Новая, 9, комиссия экспертов определила, что наружные размеры объектов, внутренние размеры комнат, планировка, размещение оконных проемов, форма, месторасположение и размеры печей отличаются друг от друга.
Проведя сравнительный анализ поэтажных планов жилых домов по ул. Новая, 8 и поэтажного плана судебной экспертизы, комиссия экспертов пришла к выводу, что спорный жилой дом возведен по тому же типовому проекту, что и жилые дома по ул. Новая, 8, с отличием в виде возведенного пристроя (комнаты N 1 - 2), устройством оконного проема в комнате N 6, закладкой оконного проема в комнате N 6 и устройством дверного проема из комнаты N 7 в камышитовый пристрой.
Таким образом, спорный объект, отраженный на поэтажном плане представленной судебной экспертизы не соответствует объекту технического учета - жилой дом литер А, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 9, в 3-х км. на север от пос. Приозерный.
Объекты технического учета - жилые дома литер А и литер Б, расположенные по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 8, в 2-х км от пос. Приозерный, идентичны части спорного объекта.
В соответствии с представленным постановлением Администрации муниципального образования "Степновский сельсовет" Красноярского района Астраханской области N 26-а от 27.0.8.2009 в унитарное муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Аксарайский" на праве хозяйственного ведения переданы объекты, часть из которых состоит на техническом учете, а именно:
- жилой дом по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Приозерный, ул. Новая, 10;
- жилой дом по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Кигач, ул. Дальняя, 1;
- жилой дом по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Кигач, ул. Радужная, 1, кв.1;
- жилой дом по адресу: Астраханская область, Красноярский район, п. Кигач, ул. Радужная, 1, кв. 2.
Проведя сравнительный анализ указанных выше объектов технического учета, результатов визуального обследования спорного объекта и поэтажного плана спорного объекта, комиссия экспертов пришла к выводу, что спорный объект не идентичен ни одному из объектов технического учета. Кроме того, объекты технического учета, расположенные по вышеуказанным адресам, построены по иным типовым проектам и представляют собой в основном двухквартирные жилые дома.
Для проведения экспертизы представлен технический план, подготовленный кадастровым инженером Бондаренковой О.В., в связи с определением местоположения недвижимости с кадастровым номером 30:06:140203:32 на земельном участке.
В соответствии с подготовленным техническим планом при обработке данных топографо-геодезических измерений с использованием сведений ЕГРН в виде выписок ЕГРН установлено, что объект учета располагается в кадастровом квартале 30:06:000000 на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7341.
По координатам, указанным в техническом плане, объект имеет размеры в плане: 8,08-м х 9,52-м х 8,10-м х 9,52-м, что соответствует объекту, состоящему на техническом учете по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 9, в 3-х км на север от пос. Приозерный и не является зданием с размерами на плане этажа, отраженным в судебной экспертизе.
Кроме того, координаты объекта с кадастровым номером 30:06:1400203:32, являющегося предметом технического плана, подготовленного кадастровым инженером Бондаренковой О.В., частично накладываются на координаты спорного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7142, в то время как в заключении кадастрового инженера, являющегося неотъемлемой частью техплана, указано, что объект с кадастровым номером 30:06:140203:32 расположен на земельном участке с кадастровым номером 30:06:140202:7341.
Таким образом, комиссия экспертов пришла к выводу, что здание с кадастровым номером 30:06:140203:32, являющееся предметом технического плана, не соответствует спорному объекту.
При исследовании контрольных замеров, проведенных кадастровым инженером Бондаренковой О.В. в отношении объекта с кадастровым номером 30:06:140203:32 и отраженных в письме N 076 от 17.10.2022, установлено, что координаты объекта соответствуют спорному объекту, но при этом размеры данного здания не соответствуют объекту с кадастровым номером 30:06:140203:32.
В ходе проведения топографо-геодезических работ, сбора и анализа сведений из ЕГРН кадастровым инженером ГБУ АО "БТИ", подготовившим заключение кадастрового инженера и схему расположения объекта капитального строительства, было установлено, что исследуемый спорный объект, отраженный в приложении N 2 к экспертизе, с наружными размерами 10,73-м х 9,06-м х 10,62-м х 9,06-м, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 30:06:140202:7142, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 30:06:000000:326 и соответствует объекту, отраженному на поэтажном плане судебной экспертизы.
Согласно сведениям ЕГРН исследуемый объект находится в границах зон с особыми условиями использования территории 30:06-6.439 (5-км санитарно-защитная зона имущественного комплекса ООО "Газпром добыча Астрахань") и 30:00-6.71 (Горный отвод для промышленной разработки Астраханского газоконденсатного месторождения (левобережная часть).
На основании изложенного комиссия экспертов пришла к следующему выводу.
Спорный жилой дом возведен по тому же типовому проекту, что и жилые дома по ул. Новая, 8, с отличием в виде возведенного пристроя (комнаты N N 1-2), устройством оконного проема в комнате N 6, закладкой оконного (комнаты NN 1 - 2), устройством оконного проема в комнате N 6, закладкой оконного проема в комнате N 6 и устройством дверного проема из комнаты N 7 в камышитовый пристрой.
Спорный объект, отраженный на поэтажном плане представленной судебной экспертизы не соответствует объекту технического учета - жилой дом литер А, расположенный по адресу: Астраханская область, Красноярский район, ул. Новая, 9, в 3-х км. на север от пос. Приозерный.
Согласно ресурс Яндекс карты исследуемый спорный жилой дом расположен в 9,47 км на северо-восток к пос. Приозерный; в 15,8 км на юго-запад к пос. Степной; в 20,8 км на юго-восток к пос. Кигач.
По запросу суда первой инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области представило план приватизации Государственного племенного завода "Аксарайский" по разведению верблюдов Калмыцкой породы, который был утвержден Комитетом по управлению государственным имуществом 08.08.1996 (т. 1 л.д.102 -112).
В разделе 1 Плана приватизации "Реквизиты объекта" (до преобразования) указано, что Государственный племенной завод "Аксарайский" зарегистрирован на основании решения малого Совета Красноярского района 18.06.1993 за номером 164.
В результате приватизации Государственный племенной завод "Аксарайский" преобразован в акционерное общество Племенной завод "Аксарайский".
В перечне объектов, передаваемых в муниципальную собственность при приватизации, дома, расположенные в пос. Приозерный, не значатся.
Однако, ОАО "Племзавод "Аксарайский" было ликвидировано 26.05.2009, в связи с чем недвижимое имущество ликвидированного юридического лица, в том числе жилые дома и строения было возмездно приобретено в собственность МО "Степновский сельсовет" на основании постановления Администрации МО "Степновский сельсовет" N 20 от 12.06.2009, а затем переданы в установленном законом порядке в хозяйственное ведение УМСХП "Аксарайский" в качестве служебных жилых помещений для вахтового проживания персонала чабанских точек предприятия.
Судом первой инстанции верно указано, что в данном случае год постройки домовладения не имеет значения, поскольку на основании распоряжения исполнительного комитета Астраханского областного Совета народных депутатов от 25.04.1990 г. N 370-р, и в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 02 апреля 1990 г. N359-р, Красноярскому райисполкому разрешено изъять 28356 га земель совхоза "Аксарайский" Красноярского района и предоставить их в постоянное пользование ПО "Астраханьгазпром" под санитарно-защитную зону Астраханского газового комплекса. Производственному объединению "Асраханьгазпром" предложено в трехмесячный срок возместить: совхозу "Аксарайский" Красноярского района стоимость построек и сооружений, находящихся на отводимых землях, в сумме 337 967 руб., Союзу агропромышленных формирований области стоимость потерь сельскохозяйственного производства, связанных с отводом сельскохозяйственных угодий, в сумме 11 542 400 руб. Красноярскому райисполкому поручено внести соответствующие изменения в земельно-учетные документы (т.1 л.д.65)
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 августа 1990 года N 309 был утвержден перечень населенных пунктов, расположенных в 8-километровой санитарно-защитной зоне Астраханского газоконденсатного комплекса, куда вошел пос. Приозерный Степновского сельсовета (т.1 л.д.137-138).
Впоследствии постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 марта 2007 г. N 14 установлен размер санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ООО "Астраханьгазпром" на территории Астраханской области в размере 5000 метров от границы территории промплощадки.
Земельный участок 30:06:000000:326 расположен на территории в санитарно-защитной зоны.
В силу ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны.
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона-специальная территория с особым режимом использования, установленная в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Как уже отмечалось ранее, согласно с п. 5.3 СанПин 2.32.1./2.1.1 1200-03 размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства допускается лишь: нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей. Данный перечень объектов является исчерпывающим.
Кроме того, в соответствии с п. 1146 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, пребывание лиц без средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД), не прошедших соответствующего обучения по применению СИЗОД, инструктажа о правилах безопасного нахождения в санитарно-защитной (буферной) зоне запрещается.
С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что спорное домовладение находится в санитарно-защитной зоне ООО "Газпром добыча Астрахань", где запрещено какое-либо проживание и ведение хозяйственной деятельности третьими лицами.
Кроме того, совхозу "Аксарайский" Красноярского района была возмещена стоимость построек и сооружений, находящихся на отводимых землях.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
При этом, суд также правомерно отказал в удовлетворении требований истца в части признания спорных строений самовольной постройкой в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данный в пунктах 22 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав", и из того, что спорный объект был построен до 01.01.1995, что в силу закона не позволяет признать его самовольной постройкой.
В данном случае заявлено требование о сносе постройки в связи с его нахождением в границах зон с особыми условиями использования территории 30:06-6.439 (5-км санитарно-защитная зона имущественного комплекса ООО "Газпром добыча Астрахань") и 30:00-6.71 (Горный отвод для промышленной разработки Астраханского газоконденсатного месторождения (левобережная часть).
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, создает угрозу жизни и здоровью работников унитарного муниципального сельскохозяйственного предприятия "Аксарайский", которые там осуществляют деятельность и проживают вахтами. Данный вывод согласуется с пунктом 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2022 г.
Выводы суда являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Всем данным доводам и возражениям ответчика судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, и они правомерно отклонены, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, сделаны при неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределены судом в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 декабря 2022 года по делу N А06-6829/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6829/2021
Истец: ООО "Газпром добыча Астрахань"
Ответчик: "Аксарайский сельсовет" Красноярского района Астраханской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Красноярский район", АО МИФНС РОссии N 1 по, АО территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по, Арбитражный суд Астраханской области, Государственное казенное учреждение Аст-раханской области "Государственный архив Астраханской области", Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, МИФНС N 6 по Астраханской области, Обществу с ограниченной ответственностью "48-й Меридиан", ООО "48-й Меридиан", ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", ПАО "Россети-Юг" филиал "Россети Юг "Астрахань энерго", Руководителю ГБУ Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки БТИ", Унитарное муниципальное сельскохозяйственное предприятие "Аксарайский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области