г. Челябинск |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А47-4954/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 по делу N А47-4954/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - истец, ТУ Росимушетва, ОГРН 1105658009698) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением Управлению судебного департамента в Оренбургской области (далее - ответчик 1, Управление, ОГРН 1025601024008), к Оренбургскому областному союзу потребительских обществ (далее - ответчик 2, Облпотребсоюз, ОГРН 1035605508410) об обязании в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271 с множественностью лиц на стороне арендатора от 23.08.2022 N 1676-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела ТУ Росимушетва обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об уточнении исковых требований, указало, что с Управлением договор аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271 с множественностью лиц на стороне арендатора от 23.08.2022 N 1676-ФЗ заключен, просило Облпотребсоюз обязать в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271 с множественностью лиц на стороне арендатора N 1676-ФЗ от 25.02.2022 в редакции дополнительного соглашения от 08.12.2022 N 1/970 (судом уточнения иска приняты в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 108).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 (резолютивная часть от 12.12.2022, с учетом определения об исправлении опечатки от 06.02.2023) исковые требования удовлетворены: суд обязал Оренбургский областной союз потребительских обществ заключить с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области договор аренды земельного участка от 23.08.2022 N 1676-ФЗ в редакции Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, за исключением п. 3.1 договора. Пункт 3.1. договора от 23.08.2022 N 1676-ФЗ изложить в следующей редакции: "Расчёт арендной платы производить в размере двукратного размера земельного налога в отношении указанного земельного участка".
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимушетва (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить в части, принять новый судебный акт, которым уточненные исковые требования ТУ Росимущества в Оренбургской области удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены норм материального права. В обосновании доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно статье 20 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015, и статье 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Облпотребсоюз не относится к лицам, которым земельные участки могут предоставляться на праве постоянного (бессрочного) пользования. В случае переоформления в порядке пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. Установленная данным Законом льготная ставка арендной платы распространяется исключительно на лиц, которые совершили необходимые юридические действия по переоформлению принадлежащего им права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка на право аренды в установленный законом срок. Изложенные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 306-ЭС19-8698. Предельный размер арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка устанавливается для земельных участков, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформляется на право аренды в соответствии с положениями Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.08.2010 N Д23-3199). Поскольку Облпотребсоюз не исполнил обязанность, предусмотренную пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и не обратилось до 01.01.2012 в уполномоченный орган с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, размер платы за пользование земельным участком, подлежит определению на основании подпункта "г" пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582: на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
От Облпотребсоюза поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 56:44:0231005:271, общей площадью 1364 кв.м, местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская д. 26/26, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги размещения которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования (код 3.8.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"), запись регистрации права от 10.12.2021 N 56:44:0231005:271- 56/217/2021-1.
На данном земельном участке федеральной формы собственности расположены следующие объекты недвижимого имущества:
- объект недвижимости, находящийся в оперативном управлении Управления Судебного департамента в Оренбургской области: помещение с кадастровым номером 56:44:0231005:24, площадью 640 кв.м, местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская д. 26/26 (запись государственной регистрации права оперативного управления от 02.05.2012 N 56-56-01/122/2012-001);
- объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящийся в собственности Оренбургского областного союза потребительских обществ: нежилое помещение N 2 с кадастровым номером 56:44:0231005:32, площадью 2185,4 кв.м, местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, ул. Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская д. 26/26 (запись государственной регистрации права собственности от 10.01.2014 N 56-56-01/446/2013-205).
В адрес ответчика письмом N 56-СК-03/1156 от 02.03.2022 направлен проект договора аренды земельного участка N 1676-ФЗ от 25.02.2022 (далее - проект договора аренды, л.д. 110-113), согласно пункту 1.1 которого арендодатель (истец) предоставил, а арендаторы (ответчики) приняли в аренду земельный участок (далее - Участок) с кадастровым номером 56:44:0231005:271 площадью 1364 кв.м, местоположением: Оренбургская область, город Оренбург, улица Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская, д. 26/26, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования) (код 3.8.1 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков") (номер государственной регистрации права собственности РФ от 10.12.2021 N 56:44:0231005:271-56/217/2021-1) (Ш1570023818).
В соответствии с пунктом 1.2 проекта договора аренды характеристика объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящегося в оперативном управлении Управления Судебного департамента в Оренбургской области: помещение с кадастровым номером 56:44:0231005:24, назначение: нежилое, площадью 640 кв.м, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская, д. 26/26 (номер государственной регистрации права оперативного управления от 02.05.2012 N 56-56-01/122/2012-001); характеристика объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, находящегося в собственности Оренбургского областного союза потребительских обществ: нежилое помещение N 2 с кадастровым номером 56:44:0231005:32, назначение: нежилое, площадью 2185,4 кв.м, местоположение: Оренбургская область, город Оренбург, улица Ленинская/ул. Кобозева/ул. Пушкинская, д. 26/26 (номер государственной регистрации права собственности от 10.01.2014 N 56-56- 01/446/2013-205).
В силу пункта 2.1 проекта договора аренды земельный участок, указанный в п. 1.1 договора передается в аренду на 49 лет с 25.02.2022 по 24.02.2071.
На основании пункта 2.2 проекта договора аренды условия настоящего договора, в т.ч. по арендной плате, в соответствии с п. 2. ст. 425 ГК РФ, применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2022.
Пунктом 3.1 проекта договора аренды предусмотрено, что расчет арендной платы определен в приложениях к договору, которое является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложения N 1-2).
Согласно пункту 3.2 проекта договора аренды годовой размер арендной платы определен на основании ст. 65 Земельного кодекса РФ N 136-ФЗ от 25.10.2001 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Расчетным периодом по настоящему договору является год. арендная плата вносится арендаторами равными долями ежеквартально путем перечисления денежных средств не позднее 20 числа первого месяца текущего периода, либо единовременным платежом за весь расчетный период до 20 января текущего года.
Первый платеж арендной платы производится в течение 30 дней с даты регистрации договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Размер арендной платы изменяется с момента вступления в законную силу нормативно-правовых актов РФ, регулирующих порядок начисления и размеры арендной платы без дополнительных согласований с арендаторами и без внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор
Размер арендной платы изменяется арендаторами ежегодно путём корректировки на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Размер уровня инфляции применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года.
В случае изменения размера арендной платы путём корректировки на размер уровня инфляции новый размер арендной платы устанавливается с 01 января очередного года.
Арендаторы обязаны указывать в платежном поручении при оплате по договору назначение платежа, а также номер договора и дату его заключения.
Исчисление и оплата арендных платежей осуществляется на основании настоящего договора уведомления арендодателя, начиная с момента вступления в силу нормативно-правового акта на основании которого изменяется порядок и (или) размер арендной платы.
Уведомление может быть сделано арендодателем через средства массовой информации и/или на официальном сайте арендодателя неопределенному кругу лиц, которое обязательно для арендаторов.
Перерасчет арендной платы арендаторы производят самостоятельно после вступления в силу указанных правовых актов.
Договор является одновременно актом приема-передачи земельного участка (пункт 7.1 проекта договора аренды).
Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации (пункт 7.2 проекта договора аренды).
В дополнительном соглашении от 08.12.2022 N 1/970 истцом представлено приложение к проекту договору аренды - расчет арендной платы для арендатора: Оренбургский областной союз потребительских обществ, произведенный на основании отчета об оценке от 19.01.2022 N 7-Н/2022.
В основу расчета приняты следующие показатели:
Площадь всего з.у. (S з.у.), кв.м. |
Занимаемая площадь участка, кв.м. |
Арендная плата в год за весь участок(руб.) |
Арендная плата за Занимаемую площадь участок в год (руб.) |
1364 |
1055,03 |
228 000 |
176 353,99 |
Расчет арендной платы определяется согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Расчет размера арендной платы за использование земельного участка произведен пропорционально площади объектов недвижимого имущества, являющихся собственностью арендаторов.
S общ застройки - 2825,4 кв.м. S зем. участка - 1364 кв.м
S зем.участка юр.лица = S зем.участка/ S общ-застройки * S застройки юр.лица
S Облпотребсоюз = 1364/2825,4*2185,4= 1055,03 кв.м
К оплате за период с 25.02.2022 по 31.12.2022: 228000/1364*1055,03/365*310 149 780,10 руб.
Итого к оплате за период с 25.02.2022 по 31.12.2022 - 149 780,10 руб.
Ответчик 2 не возражал в отношении заключения договора аренды, однако заявил возражения в отношении размера арендной платы, указанного истцом в договоре и дополнительном соглашении к нему, указывая, что годовой размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении спорного земельного участка, ссылаясь на положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также принцип N 5 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В обоснование возражений ответчик указывает на следующие обстоятельства.
Согласно распоряжению Администрации г. Оренбурга от 30.06.1992 N 961, свидетельству от 31.07.1992 N 000049, земельный участок, занимаемый административным зданием по ул. Ленинская 26, площадью 0,13 га3 закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования за Оренбургским Облпотребсоюзом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 25.02.2022 N 56-66-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Оренбургского Облпотребсоюза на земельный участок с местоположением: г. Оренбург, ул. Ленинская/ ул. Кобозева/ ул. Пушкинская 26/26.
По мнению ответчика 2, истец не мог прекратить право бессрочного пользования ответчика 2 земельным участком без его согласия, соответственно, заключение договора аренды земельного участка N 1676-ФЗ от 23.08.2022 в настоящее время должно быть в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования на право аренды.
Наличие неурегулированных разногласий сторон по проекту договора аренды земельного участка в части определения размера арендной платы послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя частично исковые требования ТУ Росимущества, суд первой инстанции пришел к выводу, что право постоянного (бессрочного) пользования Облпотребсоюза может быть прекращено только в порядке переоформления на право аренды. Расчет арендной платы при заключении в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271 должен быть произведен в размере двухкратного размера земельного налога в отношении указанного земельного участка.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 4 статьи 425 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 432, пункта 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", договор не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют условие, по которому одной из сторон заявлено о необходимости его согласовать как существенное условие договора.
Согласно статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий в проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение об ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока акцепта.
В соответствии с частью 2 данной статьи в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно части 1 статьи 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьями 552 ГК РФ, 35 ЗК РФ владелец объекта недвижимости приобретает право пользования земельным участком, занятым этой недвижимостью и необходимым для ее использования.
Согласно пункту 4 статьи 39.20 ЗК РФ, в случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключением договора аренды земельного участка, подписанный договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения и помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и предоставить его в уполномоченный орган. Договор аренды заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
В соответствии с частью 9 статьи 39.20 ЗК РФ договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.
В рамках настоящего спора разрешается вопрос о пункте договора, который являются спорными для сторон дела и его редакция касается только истца и ответчика.
Порядок разрешения преддоговорных споров регламентирован статьей 421 ГК РФ, в соответствии с которой условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 442).
Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Настоящий спор возник между сторонами при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271, в части определения размера арендной платы.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила N 582).
Ответчик считает, что в соответствии с положением Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также принцип N 5 основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 годовой размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении спорного земельного участка.
Согласно нормам статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ.
В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:
- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Вместе с тем, в абзаце 5 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением N 582, указан принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
Как установлено судом первой инстанции на основании распоряжения Администрации г. Оренбурга от 30.06.1992 N 961, свидетельства N 000049 от 31.07.1992, земельный участок, занимаемый административным зданием по ул. Ленинская 26, площадью 0,13 га, закреплен на праве бессрочного (постоянного) пользования за Оренбургским Облпотребсоюзом.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 25.02.2022 N 56-66-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Оренбургского Облпотребсоюза на земельный участок с местоположением: г. Оренбург, ул. Ленинская/ ул. Кобозева/ ул.Пушкинская 26/26.
В соответствии со статьей 287 ГК РФ прекращение прав на земельный участок, принадлежащий арендаторам и другим лицам, не являющимся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицами осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно в случаях ненадлежащего его использования, в том числе, при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, а также его неиспользовании в указанных целях в течение трех лет. В пункте 3 указанной статьи установлено, что решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных пунктом 2, принимается судом в соответствии со статьей 54 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 54 ЗК РФ принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
Пунктом 3 статьи 20 ЗК РФ (в первоначальной редакции) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан и юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В силу пункта 12 статьи 3 Закона N 137-ФЗ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Как верно установлено судом первой инстанции, в отношении Облпотребсоюза нарушений требований законодательства не зафиксировано, обратного в материалы дела истцом не представлено. Соответственно, право постоянного (бессрочного) пользования Облпотребсоюза может быть прекращено в порядке переоформления на право аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что расчет арендной платы при заключении в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0231005:271 должен быть произведен в размере двухкратного размера земельного налога в отношении указанного земельного участка.
При принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба фактически сводится к повторению доводов, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, приведенные доводы не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права и направлены на переоценку установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции, распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2022 по делу N А47-4954/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4954/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Оренбургский областной союз потребительских обществ, Управление Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в Оренбургской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд