г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А56-109132/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда М. Л. Згурская
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1881/2023) МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8 на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-109132/2022 (судья Анисимова О. В.), принятое
по заявление АО "Арзамасский машиностроительный завод"
к МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 8
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Погожаева Е. В. (доверенность от 23.01.2023), Тарибо И. Е. (доверенность от 28.02.2023)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Арзамасский машиностроительный завод" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - инспекция, налоговый орган) от 04.04.2022 N 10 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Обществом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде:
- приостановления действия решения инспекции от 04.04.2022 N 10;
- запрета инспекции производить списание денежных средств с расчетных счетов общества и/или осуществлять зачет излишне уплаченных обществом текущих налоговых платежей;
- запрета инспекции осуществлять приостановление расходных операций общества.
Определением от 14.11.2022 суд приостановил действие решения инспекции от 04.04.2022 N 10 до вступления решения суда по делу N А56-109132/2022 в законную силу, в остальной части в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказал.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить определение в части приостановления действия решения налогового органа от 04.04.2022 N 10 до вступления решения суда по делу N А56-109132/2022 в законную силу и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в принятии обеспечительных мер, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, представленными в материалы дела доказательствами не подтверждено наличие предусмотренных статьей 90 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для принятия обеспечительных мер.
Представитель общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы обществом не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания общество не обращалось. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность определения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Согласно части 3 статьи 199 АПК РФ при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Приостановление действия оспариваемого ненормативного акта, решения относится к обеспечительным мерам, принятие которых арбитражным судом производится по правилам, установленным главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - постановление N 55), обеспечительные меры, предусмотренные главой 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаются арбитражным судом для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 9 постановления N 55 обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами. Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
В силу пункта 5 части 2 статьи 92 АПК РФ в заявлении о принятии обеспечительных мер заявитель должен обосновать причины обращения с таким заявлением.
Как указано в пункте 10 постановления N 55, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ, - за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. Указанный порядок применяется также в отношении пеней и штрафов (пункт 8 статьи 45 НК РФ). Следовательно, денежные средства могут быть списаны со счета общества в бесспорном порядке до рассмотрения судом настоящего дела и вступления в законную силу судебного акта, принятого по результатам его рассмотрения, то есть принудительно изъяты у налогоплательщика.
Согласно части 7 статьи 201 АПК РФ решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением инспекции от 04.04.2022 N 10 обществу доначислен налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций в сумме 37 692 281 руб. 62 коп., пени в сумме 6 068 248 руб. и штраф в сумме 7 538 456 руб.
На основании указанного решения инспекцией выставлено требование N 250 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 25.10.2022 на общую сумму 51 854 465 руб. 67 коп. со сроком уплаты до 18.11.2022.
В обоснование ходатайства о применении обеспечительных мер заявитель указал, что в случае удовлетворения судом заявления общества по настоящему делу произведенное налоговым органом бесспорное взыскание сумм налога, пени, штрафа будет препятствовать немедленному восстановлению прав заявителя (заявитель будет вынужден принимать предусмотренные законодательством меры по возврату из бюджета незаконно взысканных денежных средств), а также повлечет причинение материального ущерба заявителю, так как исключит возможность расчета по гражданско-правовым сделкам, уплаты заработной платы, другие неблагоприятные экономические и социальные последствия, в том числе с учетом имеющихся у налогоплательщика контрактов, заключенных во исполнение государственного оборонного заказа. Бесспорное взыскание денежных средств затруднит расчеты с контрагентами по обязательствам, связанным с исполнением государственных оборонных заказов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие обеспечительной меры не нарушают баланса интересов сторон, соответствуют заявленному обществом требованию по данному делу, направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo), предотвращают возможность взыскания (списания) доначисленных сумм налогов, пеней и штрафа до оценки судами законности решения налогового органа и в то же время не создают препятствий инспекции для принудительного взыскания спорной задолженности после рассмотрения спора по существу в случае отклонения заявленных обществом требований.
Поскольку налоговые органы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по бесспорному списанию денежных средств со счетов хозяйствующего субъекта, в случае полного или частичного удовлетворения судом заявления предприятия о признании недействительным решения инспекции произведенное налоговым органом бесспорное взыскание со счетов юридического лица денежных средств будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Учитывая размер начисленных оспариваемым решением сумм, апелляционная инстанция считает, что возможность причинения значительного ущерба обществу при исполнении оспариваемого решения очевидна.
Поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным решения налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемых документов.
Следовательно, обеспечительная мера в виде приостановления действия решения инспекции и запрета инспекции совершать действия по исполнению решения направлена, в том числе на уменьшение негативных последствий действия ненормативного акта налогового органа.
Суд установил, что обеспечительные меры связаны с предметом спора, и с учетом характера заявленных требований признал возможным принять заявленные обеспечительные меры.
При этом необходимо учитывать, что время, в течение которого действует определение суда о принятии обеспечительных мер, не включается в срок, установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания недоимки, так как в этот период имеются юридические препятствия, обусловленные нормами статей 90 - 92 АПК РФ, для осуществления налоговым органом необходимых действий.
Поскольку принятие обеспечительных мер направлено на уменьшение негативных последствий действия ненормативных актов налогового органа, законность которых оспаривается в арбитражном суде, обеспечит защиту имущественных интересов общества, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, суд правомерно удовлетворил ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер.
В то же время на основании пункта 22 постановления N 55 инспекция вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 данного постановления.
Учитывая изложенное, оснований для отмены определения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2022 по делу N А56-109132/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109132/2022
Истец: АО "АРЗАМАССКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 8
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14767/2023
23.06.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13214/2023
18.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6158/2023
08.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-109132/2022
06.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1881/2023