г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А41-10746/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Компании с ограниченной ответственностью "Ортадж Альянс Лимитед"- Конечных Н.В., представитель по доверенности N 50 АБ7889575 от 30.06.2022, паспорт, диплом;
от Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области - Каштанова Н.Н., представитель по доверенности N 13/1-1-30 от 31.01.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 по делу N А41-10746/22 по иску Компании с ограниченной ответственностью "Ортадж Альянс Лимитед" к Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги от 01.10.2021 года N 4925/1-1-14, взыскании денежной компенсации в размере 30 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
КОО "ОРТАДЖ АЛЬЯНС ЛИМИТЕД" обратилась в суд с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ):
1. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (ИНН 5027036758) в предоставлении государственной услуги N 4825/1-1-14 от 01.10.2021 г.
2. Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области утвердить схему расположения земельного участка, кадастровый номер: 50:22:0010203:ЗУ1, площадью 3842 кв. м. Каталог границ земельного участка, предназначенного для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113:
Условный номер земельного участка: ЗУ1 | ||
Площадь земельного участка 3842 м2 | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
Х |
Y |
|
1 |
2 |
3 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
2 |
461001,65 |
2212654,46 |
3 |
460971,89 |
2212687,13 |
4 |
460945,54 |
2212664,99 |
5 |
460908,01 |
2212632,37 |
6 |
460939,96 |
2212597,68 |
1 |
2 |
3 |
7 |
460941,70 |
2212599,42 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в силу.
3. Взыскать с Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области денежную компенсацию в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения решения в полном объеме.
4. Взыскать с Ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (ИНН 5027036758) в предоставлении государственной услуги N 4825/1-1-14 от 01.10.2021 г. Суд обязал Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области утвердить схему расположения земельного участка, кадастровый номер: 50:22:0010203:ЗУ1, площадью 3842 кв. м. Каталог границ земельного участка, предназначенного для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113:
Условный номер земельного участка: ЗУ1 | ||
Площадь земельного участка 3842 м2 | ||
Обозначение характерных |
Координаты, м |
|
точек границ |
Х |
Y |
1 |
2 |
3 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
2 |
461001,65 |
2212654,46 |
3 |
460971,89 |
2212687,13 |
4 |
460945,54 |
2212664,99 |
5 |
460908,01 |
2212632,37 |
6 |
460939,96 |
2212597,68 |
7 |
460941,70 |
2212599,42 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в силу; взыскал с Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области денежную компенсацию в размере 1000,00 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения решения в полном объеме, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указывает, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Компании с ограниченной ответственностью "Ортадж Альянс Лимитед" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Компании с ограниченной ответственностью "Ортадж Альянс Лимитед" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 50:22:0010203:7113, площадью 5690.8 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Красная, д. 1.
С целью образования земельного участка, необходимого для использования принадлежащего на праве собственности здания 06.09.2021 г., заявитель обратился в администрацию городского округа Люберцы Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 4458 кв. м с видом разрешенного использования - "Предпринимательство" - 4.0.
Письмом N 4825/1-1-14 от 01.10.2021 г. Администрация городского округа Люберцы Московской области отказала КОО "ОРТАДЖ АЛЬЯНС ЛИМИТЕД" в предоставлении государственной услуги. В качестве отказа администрация указала на следующие обстоятельства:
- не представлен документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
- наличие вступившего в силу определения суда о принятии обеспечительных мер;
- земельный участок предназначен для размещения объектов регионального и местного значения.
Считая отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящими требованиями.
Признавая отказ в предоставлении земельного участка незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные основания для отказа не основаны на нормах земельного законодательства.
Требование о взыскании неустойки удовлетворено частично в размере 1000 рублей за каждый просрочки исполнения судебного акта до даты его фактического исполнения.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Согласно пункту 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее Форме, формату или Требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Указанный перечень является исчерпывающим. Указанных оснований для отказа не имеется.
Распоряжением Минмособлимущества от 27.12.2018 N 15ВР-1824 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В оспариваемом отказе имеется ссылка на пункт 13.2.40 Административного регламента в обоснование отказа в предоставлении государственной услуги по основанию наличия вступившего в законную силу судебного акта о наложении обеспечительных мер в виде ареста на здание.
Между тем, в пункте 13.2.40 Административного регламента в качестве основания для отказа в предоставлении госуслуги указано: несоответствие цели использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования, установленным в территориальных зонах проекта планировки территории, проекта межевания территории (в том числе при разночтениях в видах разрешенного использования, установленных в территориальных зонах правил землепользования и застройки).
Наличие обременения прав на здание в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка Административным регламентом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 13.2.3 Административного регламента основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является несоответствие документов, указанных в пункте 10 настоящего Административного регламента, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13.2.6 Административного регламента - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам: 6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Пунктом 10.1 Административного регламента предусмотрено приложение к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в числе прочего документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, в случае обращения за предоставлением Государственной услуги представителя заявителя.
Частью 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено представление вместе с заявлением копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя.
Кроме того, пунктом 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321, на который имеется ссылка в пункте 1 части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено представление собственником объекта в целях приобретения в собственность земельного участка под таким объектом следующих документов: документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРН; документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок); сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенном(ых) на испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании, сооружении, расположенном на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения); выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно абзацу тринадцатому ст. 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в разделе II которого предусмотрены требования к регламентам. Так, пунктом 7 Правил предусмотрено, что регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также с учетом иных требований к порядку осуществления государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 13 (3) Правил подраздела, касающийся исчерпывающих перечней документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки, включает:
а) исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя;
б) исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в соответствии с межведомственным перечнем.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 указанного раздела Правил стандарт предоставления государственной услуги должен содержать установление запрета требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.
При данных обстоятельствах, непредставление копии документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, не является законным основанием для отказа.
Нормами статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации для собственников зданий или сооружений предусмотрено исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (пункт 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом указанный порядок обеспечивает необходимый баланс интересов собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках, устанавливая границы допустимого использования чужого земельного участка, а именно лишь той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Следовательно, площадь земельного участка, занятая и необходимая для использования расположенного на нем здания, применяемая для расчета размера платы за пользование земельным участком, может не совпадать с размером земельного участка, образуемого под таким зданием в целях соблюдения требований к образуемым земельным участкам (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основанием для утверждения схемы расположения и предоставления земельного участка под зданием также является возможность образовать из земель самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
С целью установления площади земельного участка, необходимого для использования объекта недвижимости, определением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2022 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту экспертной организации ООО "Геокадастр" Эдельман Анастасии Викторовне.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
- Определить с выездом на местность площадь и границы земельного участка, который может быть сформирован для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113 (лит.С), исходя из функционального назначения такого здания, требований земельного и градостроительного законодательства к образуемым земельным участкам.
- Определить, входит ли создаваемый земельный участок в зону реконструкции.
Экспертной заключение содержится в материалах дела.
Эксперт пришел к выводу, что для использования объекта недвижимости с кадастровым номером 50:22:0010203:7113 необходим земельный участок площадью 3842 кв. м.
Экспертом представлен каталог координат земельного участка, предназначенного для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113:
Условный номер земельного участка: ЗУ1 | ||
Площадь земельного участка 3842 м2 | ||
Обозначение характерных |
Координаты, м |
|
точек границ |
Х |
Y |
1 |
2 |
3 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
2 |
461001,65 |
2212654,46 |
3 |
460971,89 |
2212687,13 |
4 |
460945,54 |
2212664,99 |
5 |
460908,01 |
2212632,37 |
6 |
460939,96 |
2212597,68 |
7 |
460941,70 |
2212599,42 |
1 |
460999,15 |
2212652,28 |
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ является надлежащим доказательством по делу и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1).
В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. ч. 1, 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты определяют правовой режим земельных участков в процессе их застройки.
В силу п. 19 ст. 11.10 ЗК РФ не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки г.о. Люберцы, утвержденным решением Совета Депутатов N 164/18 от 20.12.2017 г. зона КУРТ_44 предусматривает вид разрешенного использования - 4.0 - производство, испрашиваемый заявителем.
В связи с изложенным, несоответствие вида разрешенного использования здания ответчика разрешенным видам использования земельных участков, расположенных в границах зоны осуществления деятельности по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ-44) не может являться препятствием для формирования земельного участка для целей приобретения его в собственность или в аренду в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.
Иное означало бы невозможность для заявителя реализации прав, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.
Довод администрации о том, что на здание, под которым просит утвердить схему расположения земельного участка, наложен арест, и это является препятствием для формирования земельного участка, обоснованно отклонен судом, поскольку право на оформление земли под принадлежащим заявителю зданием возникло в силу закона.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что участок ограничен в обороте, так как входит в зону реконструкции дороги местного значения по улице 65 лет Победы в соответствии с документами территориального планирования и Заключением Москомархитектуры; схема расположения участка, за утверждением которой обратился Заявитель, была подготовлена без учета Генерального плана ГО Люберцы, опровергается экспертным заключением.
На стр. 12-13 заключения экспертом указано, что согласно информации, размещенной на официальном интернет портале Администрации городского округа Люберцы Московской области https://www.люберцы.рф - Копии материалов по обоснованию в виде карт в растровом формате транспорт данное пересечение отсутствует (Приложение N 7).
Вместе с тем на странице 339 (Приложение N 8 к настоящему заключению) по тексту указано: "С целью организации оптимального автомобильного движения по городу и устройства транспортной связи дублирующей Октябрьский проспект, предусматривается реконструировать ул. Карла Либкнехта с участком дороги до ТПУ у станции метро Лермонтовский проспект по улице 65 лет Победы (по территории бывшего завода им. Ухтомского), по улице Волковской с устройством эстакады до улицы Электрификации. Ширина проезжей части 8 м, с 2-мя полосами движения."
Полоса отвода автомобильных дорог принята согласно постановлению Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", приложение N 18 "Средние нормы отвода земель, необходимые для определения границ полосы отвода автомобильных дорог": для I категории - 81,0-65,0 м; для II категории - 49,0 м; для III категории - 46,0 м; для IV категории - 35,0 м; для V категории - 33,0 м.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса": на участках автомобильных дорог, предусмотренных пунктом 2 настоящих норм, границы полосы отвода определяются расчетным путем при подготовке документации по планировке территории, проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Информация о планировке территории и проектной документации на автомобильную дорогу по улице 65 лет Победы в материалах дела и на официальном сайте Администрации муниципального образования городского округа Люберцы Московской области отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, какие элементы (проезжая часть, тротуары, обочины, разделительные полосы) будут входить в состав дороги при подготовке проекта реконструкции эксперту не известно.
Эксперт полагает возможным осуществить расчет и графическое отображение (схема) площади земельного участка на кадастровом плане территории с учетом вышеуказанных ограничений, плотности застройки, сложившегося землепользования планировки и межевания территории, функционального назначения объекта и градостроительного законодательства к образуемым земельным участкам для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113 (лит. С), в соответствии со схемой на кадастровом плане территории.
Границы земельного участка соответствуют представленной суду схеме на кадастровом плане территории. (Приложение N 9).
Возражая против заявленных требований, администрация указала на то, что с данными характерными точками границ земельного участка, установленными экспертом, заявитель в адрес заинтересованного лица не обращался, в связи с чем, в удовлетворении требований надлежит отказать.
Отклоняя указанный довод, суд первой инстанции указал следующее.
По смыслу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав заинтересованного лица.
Право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, позволяющих реализовать его в полном объеме, а правосудие, которое в Российской Федерации осуществляется только судом, по своей сути может признаваться таковым, только если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. В рамках конституционных гарантий суд при рассмотрении дела обязан исследовать по существу его фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным (пункт 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 N 2317-О).
Отказ в удовлетворении заявленных требований не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал отказ незаконным.
В целях устранения нарушенных прав заявителя суд в порядке п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязал Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области утвердить схему расположения земельного участка, кадастровый номер: 50:22:0010203:ЗУ1, площадью 3842 кв. м, предназначенного для использования здания с кадастровым номером 50:22:0010203:7113 в течение 10 календарных дней с момента вступления в силу решения суда.
Также заявителем заявлено требование о взыскании с Администрации городского округа Люберцы Московской области неустойки в размере 30 000 рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта.
Статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1). Указанная норма права направлена на защиту прав кредитора по неденежному обязательству в натуре путем присуждения ему судом денежной суммы на случай неисполнения должником судебного акта в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства.
Как следует из пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).
Учитывая, что судебная неустойка является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемой судом в целях дополнительного воздействия на должника, и присуждается в целях преодоления имеющегося сопротивления и побуждения к исполнению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что судебная неустойка подлежит взысканию за каждый день просрочки в размере 1000 рублей в день.
Апелляционный суд считает указанный размер неустойки соразмерным, отвечающим принципу недопустимости извлечения выгоды из незаконного и недобросовестного поведения.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2022 по делу N А41-10746/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10746/2022
Истец: Компания с ограниченной ответственностью "Ортадж Альянс Лимитед"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ