г. Чита |
|
07 марта 2023 г. |
дело N А19-15890/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Антоновой О.П., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области (ИНН 3808113956, ОГРН 1043801064031) к обществу с ограниченной ответственностью "БайкалТрансГруз" (ИНН 3812149659, ОГРН 1133850028400) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Луцык Сергей Романович,
в отсутствии в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Иркутской области, Управление или административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "БайкалТрансГруз" (далее - общество или ООО "БайкалТрансГруз") с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2022 года ООО ООО "БайкалТрансГруз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая свое несогласие с ним.
Управление представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, где выражает несогласие с ее доводами, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
При наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (часть 6.1).
Определением от 26 декабря 2022 года Четвертый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А19-15890/2022 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Луцык Сергей Романович привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
О месте и времени рассмотрения дела, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству и определения о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "БайкалТрансГруз" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН - 1133850028400.
Общество осуществляет медицинскую деятельность по лицензии от 30.11.2020 N N ЛО41-01108-38/00336986, выданной Министерством здравоохранения Иркутской области, срок действия бессрочно, в том числе по адресу: 665819, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 84-й, 11, помещения 1, 3 на виды работ (услуг), в том числе:
- при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: анестезиологии и реаниматологии; сестринскому делу; медицинскому массажу, функциональной диагностике;
- при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: анестезиологии и реаниматологии;
по адресу: 665819, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 84-й, дом 12, на виды работ (услуг), в том числе: эндоскопии.
В соответствии с решением Территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области от 07.07.2022 N 01-08Пр-76/22 на основании решения заместителя прокурора Иркутской области о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 05.07.2022 в период с 12.07.2022 по 25.07.2022 общей продолжительностью 10 рабочих дней 6 рабочих часов должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Иркутской области, уполномоченными на проведение проверки, проведена внеплановая документарная проверка ООО "БайкалТрансГруз" (инновационный центр "Vital+") с целью федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в части соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности при оказании медицинской помощи Луцыку Сергю Романовичу 20.05.2022.
В результате проведения проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Иркутской области установлены нарушения подпунктов "а", "г" пункта 5, подпунктов "а", "б" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), что отражено в акте от 27.07.2022 N76/22.
По результатам рассмотрения материалов проверки составлен протокол от 26.07.2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1. КоАП РФ, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением о привлечении ООО "БайкалТрансГруз" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). При этом квалифицирующим признаком правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является фактическое осуществление лицом предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 46 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно части 10 статьи 19.2 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
в) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих образование, предусмотренное квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, и пройденной аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных соискателем лицензии работ (услуг);
г) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
д) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
е) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьями 15 и 16 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов";
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";
намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, - установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
ж) размещение в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее - единая система) сведений о медицинской организации (в федеральном реестре медицинских организаций) и о лицах, указанных в подпункте "в" настоящего пункта (в федеральном регистре медицинских работников), в составе, установленном Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения".
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
б) соблюдение требований, предъявляемых к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных в соответствии со статьей 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
в) соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, установленного в соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
г) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
д) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
е) размещение информации в единой системе в соответствии со статьей 91.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям, или (в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации) посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, соответствующей установленным требованиям, или посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации и предоставляемых ею услуг.
В силу пункта 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании части 10 статьи 19.2 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в результате проведения проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Иркутской области установлены нарушения подпунктов "а", "г" пункта 5, подпунктов "а", "б" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности при оказании медицинской помощи пациенту.
Указанные нарушения выражены в следующем.
Пациент 20.05.2022 заключил договор на оказание платных медицинских услуг с Инновационным медицинским центром "Vital+" на проведение фиброколоноскопии, электрокардиографии.
20.05.2022 по адресу г. Ангарск, квартал 84, дом 11, пациенту проведена фиброколоноскопия (далее - ФКС) под внутривенной анестезией. По результатам исследования составлено заключение. Результат ПГИ от 28.05.2022 "Гистологическое исследование N 35732" изготовлен ООО "ДиЛаб Плюс".
Далее в период с 21.05.2022 по 01.06.2022 пациент находился на лечении в хирургическом отделении ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1".
Как следует из выписного эпикриза, пациент поступил в ОГБУЗ "Черемховская городская больница N 1" 21.05.2022 с жалобами на боли и вздутие живота, слабость. Со слов 20.05.2022 проходил колоноскопию в Инновационном медицинском центре "Vital+", после чего появились данные жалобы. В период госпитализации проведено оперативное лечение 21.05.2022.
Факт проведения пациенту фиброколоноскопии по г. Ангарск, квартал 84, дом 11, подтверждается копией объяснительной медицинской сестры, протоколом N 15 заседания врачебной комиссии ООО "БТГ" от 11.07.2022.
Вместе с тем, обществом оказаны работы (услуги) по эндоскопии, по адресу г. Ангарск, квартал 84, дом 11, который отсутствует лицензии от 30.11.2020 N Л041-01108- 38/00336986. Реестром санитарно-эпидемиологических заключений обществу по адресу г. Ангарск, квартал 84, дом 11 деятельность по эндоскопии не разрешена.
Таким образом, обществом нарушен подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, отсутствуют здания, строения, сооружения и (или) помещения, принадлежащие обществу на праве собственности или ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг) по эндоскопии по адресу г. Ангарск, квартал 84, дом 11 и отвечающих санитарным правилам, соответствие которым устанавливается в санитарно-эпидемиологическом заключении.
В нарушение подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности обществом не представлен договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление технического обслуживания медицинских изделий по профилю "эндоскопия".
В рамках проведения проверки обществом не представлены документы (договор на техническое обслуживание и (или) акты выполненных работ, копии страниц журнала технического обслуживания), подтверждающие факт проведения технического обслуживания колонофиброскопа "Рентакс" FC-38VL по состоянию на 20.05.2022.
Кроме того, обществом нарушены Правила проведения эндоскопических исследований, утвержденные приказом Минздрава России от 06.12.2017 N 974н (далее - Правила 974н), что является нарушением подпункта "а" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Согласно пункту 11 Правил 974н для проведения эндоскопических исследований должны быть предварительно оформлены либо соответствующее направление, либо запись в листе назначений. Такое направление оформляет лечащий врач или фельдшер (при оказании медпомощи в амбулаторных условиях), либо лечащий врач (фельдшер, акушерка) делает запись в листе назначений (при оказании медпомощи в стационаре и при санаторно-курортном лечении).
Эндоскопическое исследование является инвазивным, то есть имеющим процент осложнений, опасных для жизни, включает в себя различные виды исследований, в связи, с чем не может быть выполнено исключительно по желанию пациента.
В пункте 2 Правил N 974н установлено, что эндоскопические исследования проводят с целью диагностики, выявления скрытых форм заболеваний.
Как следует из протокола ФКС, на момент проведения исследования пациент не был подготовлен, что подтверждается протоколом фиброколоноскопи. В данном случае не обеспечена диагностическая точность процедуры.
Пунктом 14 Правил N 974н предусмотрено, что эндоскопическое исследование проводится в медицинской организации на основании записи в листе назначений или направления.
В представленной обществом медицинской карте пациента, в протоколе ФКС отсутствует направление на обследование. В протоколе ФКС отмечено, что обследование проводится по плановым показаниям. Цель проведения ФКС в данном случае не ясна (отсутствует анамнез заболевания, обоснование наличия медицинских показаний).
Пунктом 16 Правил N 974н установлено, что протокол по результатам эндоскопического исследования, которое проводилось в медицинской организации, направившей пациента на эндоскопическое исследование, должен содержать наименование медицинской организации в соответствии с уставом медицинской организации, в которой проводилось эндоскопическое исследование, адрес ее местонахождения.
В протоколе ФКС, изготовленном ООО "БайкалТрансГруз", отсутствует наименование медицинской организации в соответствии с уставом.
Также, обществом нарушен подпункт "б" пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности - не соблюдены требования, предъявляемые к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные в соответствии со статьей 90 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ). Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждены приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 785н (далее - Требования N 785н).
В соответствии с пунктом 1 Требований N 785н внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее - внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.
При проведении внутреннего контроля врачебной комиссией ООО "БайкалТрансГруз" не дана оценка соблюдению требований пунктов 1, 2, 14 и 16 Правил N 974н.
Прижизненное гистологическое исследование биопсийнного материала пациента проведено ООО "ДиЛаб Плюс" на основании договора с ООО "БайкалТрансГруз" от 10.08.2017 N 10788/08/17 ДЛП.
Согласно лицензии, выданной ООО "ДиЛаб Плюс", работы (услуги) по патологической анатомии не разрешены.
Врачебной комиссией ООО "БайкалТрансГруз" не дана оценка факту направления биопсийнного материала в организацию, не имеющую лицензию на осуществление соответствующего вида медицинской деятельности.
Как следует из протокола заседания врачебной комиссии ООО "БайкалТрансГруз" N 15 от 11.07.2022, договор на оказание платных медицинских услуг от 20.05.2022 не соответствует Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила N 1006).
Приказом директора от 01.06.2022 внесены изменения в договор. При этом нарушения Правил N 1006 не детализированы в протоколе врачебной комиссии, документы, подтверждающие устранение нарушений, не представлены.
Таким образом, при проведении внутреннего контроля ООО "БайкалТрансГруз" не выявлены нарушения при оказании медицинской помощи пациенту, не разработаны предложения по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализации (пункт 21 Требований N 785н).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 15.05.2012 N 543н (далее - Приказ N 543н) утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение).
Положение устанавливает правила организации оказания первичной медикосанитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации (пункт 1).
Согласно пункту 7 Положения первичная медико-санитарная помощь оказывается: амбулаторно, в том числе: в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее подразделении, по месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся (абзац второй); по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий (абзац третий); в условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.
В приложении N 8 к Положению содержатся Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, пунктом 2 которых установлено, что мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Пунктом 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, установлено, что выполнение работ (услуг), может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в реестре лицензий в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях законодатель предоставил органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 16 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Министерством здравоохранения Иркутской области принят приказ от 03.06.2019 N 35-мпр "Об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медикосанитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях" (далее - Приказ N 35-мпр).
Согласно пункта 3 Положения об установлении случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях, утвержденного Приказом N 35- мпр, первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь, и специализированная медицинская помощь оказываются пациенту медицинскими работниками медицинской организации вне такой медицинской организации в случае, если медицинская помощь, необходимая пациенту по медицинским показаниям, не может быть оказана в медицинской организации, в том числе:
1) при внезапном ухудшении состояния здоровья гражданина (далее - пациент), требующего неотложной медицинской помощи;
2) при тяжелых хронических заболеваниях пациента, при которых передвижение пациента ограничено либо может вызвать ухудшение осложнений;
3) при необходимости соблюдения пациентом рекомендованного медицинским работником строгого домашнего (постельного) режима, в том числе по эпидемическим показаниям;
4) при патронаже новорожденных детей и детей из группы медико-социального риска в возрасте до одного года;
5) при оказании паллиативной помощи, в том числе детям;
6) при необходимости наблюдения детей в возрасте до трех лет до их выздоровления (при инфекционных заболеваниях - независимо от возраста с учетом сроков контагиозности пациента и сроков медицинского наблюдения в очагах инфекции);
7) при проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
8) при проведении профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
9) при проведении выездной работы по формированию здорового образа жизни для детей;
10) при проведении вакцинации в соответствии с требованиями санитарных правил; и профилактических медико-санитарной помощи;
11) при проведении мероприятий диспансеризации медицинских осмотров;
12) при организации оказания первичной несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации.
Согласно пункту 6 Положения в необходимых случаях в медицинской организации создается мобильная медицинская бригада, деятельность которой организуется в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н.
Как указывалось выше, в приложении N 8 к данному Положению содержатся Правила организации деятельности мобильной медицинской бригады, пунктом 2 которых установлено, что мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Кроме этого в приложении N 24 к Положению утвержден стандарт оснащения мобильной медицинской бригады, а это Комплекс передвижной медицинский, размещающийся на базе колесных транспортных средств (автомобили, прицепы и полуприцепы); транспортных средств повышенной проходимости (снегоболотоходы, транспортные средства на воздушной подушке, иные); водных транспортных средств; воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты); железнодорожных транспортных средств. И включающий в себя обязательный набор оборудования.
Таким образом, осуществление обществом лицензируемой деятельности по адресу, не указанному в лицензии, при условии недоказанности ООО "БайкалТрансГруз" правомерности организации деятельности мобильной медицинской бригады не соответствует требованиям Положения о лицензировании медицинской деятельности.
20.05.2022 пациенту медицинская помощь по профилю "эндоскопия" была оказана по адресу, отсутствующему в лицензии.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Вместе с тем, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 3 месяца со дня обнаружения данного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности, исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (при длящемся правонарушении - за днем обнаружения правонарушения).
Таким образом, в настоящем случае, на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, учитывая дату обнаружения административного правонарушения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что срок давности привлечения ООО "БайкалТрансГруз" к административной ответственности истек.
В пункте 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ определено, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах привлечение общества к административной ответственности за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, с учетом положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является недопустимым.
Исходя из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце четвертом пункта 18 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в абзаце третьем пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд не вправе за пределами срока давности привлечения к административной ответственности делать выводы о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.
При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 310-АД14-5160, если срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы истек, то возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения, утрачивается.
Учитывая вышеизложенное, рассматривая данный спор по существу, по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, апелляционный суд утратил возможность правовой оценки собранных по делу доказательств, а также действий (бездействия) ООО "БайкалТрансГруз" на предмет наличия в них состава административного правонарушения.
Как указывалось выше, частью 6.1 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дело судом апелляционной инстанции по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции срок привлечения к административной ответственности истек, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru..
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 167 - 170, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2022 года по делу N А19-15890/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Антонова О.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15890/2022
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области
Ответчик: ООО "БайкалТрансГруз"
Третье лицо: Луцык Сергей Романович
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5952/2022
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2568/2023
07.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5952/2022
25.10.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15890/2022