г. Владивосток |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А59-865/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации города Южно-Сахалинска,
апелляционное производство N 05АП-8383/2022
на решение от 18.11.2022 судьи С.В. Кучкиной
по делу N А59-865/2022 Арбитражного суда Сахалинской области
по исковому заявлению администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН: 1026500538129, ИНН: 6501026762)
к индивидуальному предпринимателю Ким Сен Су (ОГРНИП: 304650113900049, ИНН: 650100077252)
об обязании освободить место размещения нестационарного торгового объекта,
по встречному иску индивидуального предпринимателя Ким Сен Су (ОГРНИП: 304650113900049, ИНН: 650100077252)
к администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН: 1026500538129, ИНН: 6501026762)
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Старый дом "ЖЭУ5"
о признании незаконным решения об одностороннем расторжении договора,
при участии от апеллянта (в режиме веб-конференции): представитель Белая А.Д. по доверенности от 06.06.2022,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Южно-Сахалинска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ким Сен Су (далее - ИП Ким С.С., предприниматель) об обязании освободить место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Южно-Сахалинск, северная сторона ул. Сахалинской, напротив ОАО "Колос" (далее также - НТО).
Определением суда от 21.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Старый дом "ЖЭУ-5".
Определением суда от 05.10.2022 к производству принято встречное исковое заявление предпринимателя к Администрации о признании недействительным одностороннего отказа (одностороннего расторжения договора) от 25.07.2016 N 06-718, оформленного письмом от 24.08.2021 N 06-СЛЗ38856/21 "О перемещении объекта".
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 18.11.2022 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано, встречные исковые требования предпринимателя удовлетворены: решение администрации города Южно-Сахалинска о расторжении договора N 06-718 от 18.10.2016 на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на основании преимущественного права признано незаконным.
Дополнительным решением от 09.12.2022 с Администрации в пользу предпринимателя взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Не согласившись с решением от 18.11.2022, Администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила решение суда от 18.11.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование свой позиции Администрация ссылается на пункт 3.3.3. договора N 06-718 на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на основании преимущественного права от 25.07.2016 (далее также - договор), предоставляющий ей право на одностороннее расторжение договора в случае принятия решения об изменении градостроительных регламентов. Администрация утверждает о соблюдении ею условий для одностороннего расторжения договора, одновременно указывая на предложение предпринимателю в уведомлении от 24.08.2021 N 06-слз-38856/21 компенсационных мест для размещения НТО либо сохранение текущего места при условии его перемещения с границ земельного участка. Считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на решение собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, д. 102, от 28.07.2022, согласно которому они не возражают против размещения на придомовой территории принадлежащего предпринимателю нестационарного торгового объекта, поскольку указанное решение принято ранее постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 01.02.2023, а впоследствии отложено на 01.03.2023.
На основании определения председателя второго судебного состава от 01.03.2023 произведена замена судьи С.Б. Култышева на судью С.М. Синицыну, ввиду чего рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала применительно к пункту 2 части 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От предпринимателя через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, от апеллянта - возражения на отзыв предпринимателя, которые в порядке статей 262, 268 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В заседании апелляционного суда представитель апеллянта поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, решение суда первой инстанции просила отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Неявка в судебное заседание представителей иных лиц, участвующих в деле, с учетом их надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного разбирательства не препятствовала коллегии в рассмотрении апелляционной жалобы по существу применительно к частям 3, 5 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что между Администрацией в лице Департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка аппарата администрации города Южно-Сахалинска и предпринимателем заключен договор N 06-718 на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на основании преимущественного права от 25.07.2016 на размещение НТО площадью размещения 32 кв.м (далее - договор).
На Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением Администрации от 25.05.2016 N 1535-па "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", данный НТО расположен под номером "214".
Согласно пункту 1.4 договора период размещения объекта установлен с даты подачи предпринимателем в Администрацию заявления на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (01.03.2016) по 28.02.2023.
Нестационарный торговоый объект предпринимателя установлен на территории земельного участка с кадастровым номером 65:01:010101:62 площадью 64 кв.м. с видом разрешенного использования - под временный неспециализированный магазин, совмещенный с остановочным павильоном.
Постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.12.2020 N 3968 утвержден проект планировки и проект межевания территории западного жилого района города Южно-Сахалинска, в границах: улица Сахалинская - улица Холмская - северо-западная промзона - железнодорожная магистраль, которым предусмотрено отнесение части земельного участка с кадастровым номером 65:01:010101:62 к земельному участку, используемому под многоквартирный дом N 102 по ул.Сахалинской, а проектом планировки предусмотрено исключение земельного участка 65:01:010101:62 из ЕГРН в целях исключения нерационального использования данных земель. При этом земельному участку с условным номером 26 площадью 3 412 кв.м (в пределах которого расположен земельный участок 65:01:010101:62) предусмотрен вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка (код 2.5).
В дальнейшем земельный участок N 65:01:010101:62 снят с кадастрового учета, а 11.08.2022 на кадастровый учет поставлен земельный участок N 65:01:0101001:2229 площадью 3 412 кв.м. с видом разрешенного использования "среднеэтажная жилая застройка".
В связи с изложенными обстоятельствами Администрация 24.08.2021 направила в адрес ИП Ким С.С. уведомление N 06-слзЗ8856/21 о перемещении НТО, в котором предложила на выбор пять компенсационных мест для размещения объекта либо сохранение текущего места при условии его перемещения с границ земельного участка под многоквартирным домом 102 по ул.Сахалинская (на 2 метра в южную сторону) с полным восстановлением благоустройства.
Также в уведомлении было указано, что в случае отказа от заключения договора на размещение объекта на компенсационном месте в соответствии с подпунктом 3.4.2. заключенный между сторонами договор по истечении 30 рабочих дней после направления уведомления предпринимателю считается расторгнутым, объект подлежит вывозу, а место размещения - освобождению.
Поскольку в 30-тидневный срок ИП Ким С.С. каких-либо действий, направленных на заключение договора на размещение объекта на компенсационном месте, не осуществил, занимаемое место размещения нестационарного торгового объекта не освободил, Администрация предъявила к нему первоначальный иск.
Предприниматель, в свою очередь, заявил встречный иск о признании решения об одностороннем расторжении договора, выраженное в уведомлении Администрации от 24.08.2021 N 06-слз-38856/21 незаконным, указывая на то обстоятельство, что собственники помещений в многоквартирном доме N 102 по ул.Сахалинской в г. Южно-Сахалинске согласны на размещение на их придомовой территории принадлежащего предпринимателю нестационарного торгового объекта.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок и основания заключения договора для размещения нестационарных торговых объектах на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" Сахалинской области, а также его расторжения, регламентированы Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденным Решением Городского Собрания города Южно-Сахалинска от 28.11.2012 N 702/42-12-4 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 3-4 статьи 1 Положения нестационарные торговые объекты размещаются на территории городского округа "Город Южно- Сахалинск" без оформления земельно-правовых отношений в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов (далее - Схема). Схема и вносимые в нее изменения разрабатываются и утверждаются администрацией города Южно-Сахалинска.
Пунктами 1, 3 статьи 3 Положения предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" посредством преимущественного права, по результатам проведенного конкурса заключается сроком до 7 лет. Заключение договора осуществляется в соответствии с Порядком заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, объекта общественного питания и бытовых услуг на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска (далее - Порядок).
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Таким образом, исходя из толкования положений законодательства, право стороны на односторонний отказ от договора должно быть предусмотрено положениями законодательства или условиями договора.
Согласно пункту 3.3.3.1 договора одним из обстоятельств, предоставляющих Администрации право на одностороннее расторжение договора, является принятие Администрацией решения об изменении градостроительных регламентов.
Как указано выше, постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 25.12.2020 N 3968 утвержден проект планировки и проект межевания территории западного жилого района города Южно-Сахалинска, в границах: улица Сахалинская - улица Холмская - северо-западная промзона - железнодорожная магистраль, которым предусмотрено отнесение части земельного участка с кадастровым номером 65:01:010101:62, на котором расположен НТО к земельного участку, используемого под многоквартирный дом N 102 по ул.Сахалинской.
Следовательно, в рассматриваемом случае оспариваемое предпринимателем решение Администрации принято при наличии предусмотренных договором оснований для его одностороннего расторжения Администрацией, а доводы предпринимателя о незаконности решения противоречат обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании условий договора и положений законодательства.
Согласно пунктам 14, 15 статьи 1 Положения действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта расторгается в одностороннем порядке, а хозяйствующему субъекту, в собственности которого (обладающего правом распоряжения) находится нестационарный торговый объект (далее - владелец нестационарного торгового объекта), предоставляется компенсационное место, если в отношении территории, на которой размещается нестационарный торговый объект, администрацией города Южно-Сахалинска принято в том числе решение об изменении градостроительных регламентов.
Компенсационное место предоставляется владельцу нестационарного торгового объекта с последующим внесением соответствующих изменений в Схему. Владелец нестационарного торгового объекта вправе выбрать в качестве компенсационного места любое место из раздела 2 Схемы "Проектные (новые) места размещения нестационарных торговых объектов" с соответствующей специализацией без проведения конкурса.
В силу пункта 16 статьи 3 Положения в случае расторжения договора в одностороннем внесудебном порядке, а также при досрочном его прекращении владельцы нестационарных торговых объектов в течение тридцати дней с момента получения соответствующего уведомления, направленного надлежащим образом на реквизиты, указанные в договоре, должны их переместить и восстановить нарушенное благоустройство территории.
В полном соответствии с приведенными положениям нормативных актов Администрация в уведомлении N 06-слзЗ8856/21 от 24.08.2021 предложила ИП Ким С.С. компенсационные места для нестационарного торгового объекта, а в случае сохранения текущего места указала на необходимость перемещения объекта с границ земельного участка под многоквартирным домом 102 по ул.Сахалинской (на 2 метра в южную сторону) с полным восстановлением благоустройства.
Между тем мероприятий, указанных в названном уведомлении, предприниматель не совершил, причин, по которым он не воспользовался предложенными компенсационными местами и не переместил НТО с текущего места, не указал.
Наличие решения собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, д. 102, от 28.07.2022, согласно которому они не возражают против размещения на придомовой территории принадлежащего предпринимателю НТО, вопреки выводам суда и доводам предпринимателя, не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.
Так, согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 5 названной статьи Закона N 189-ФЗ со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 4 постановления Конституционного суда РФ от 19.04.2021 N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", а также абзаца двадцать второго части 1 статьи 2, пункта 25 части 1 статьи 16 и пункта 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобами граждан Г.С. Дадашова, И.Н. Касимова и других" даны следующие разъяснения.
Возможность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о предоставлении в аренду придомовой территории (ее части) для размещения нестационарного торгового объекта возникает при условии, что соответствующий земельный участок в надлежащем порядке образован, - а значит, определены размер участка и его границы - и проведен его государственный кадастровый учет. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П). Если же земельный участок не образован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, а собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими этого дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в этом доме (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Поскольку предоставление в пользование земельного участка (его части) для размещения нестационарного торгового объекта не является необходимым для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в этом доме, такое распоряжение участком возможно, если он образован и поставлен на кадастровый учет. Кроме того, при ином подходе создавались бы предпосылки для неправомерного извлечения собственниками помещений в многоквартирном доме дохода от использования земельного участка, в действительности находящегося в частной собственности иных лиц или в публичной собственности.
Исходя из изложенного, учитывая, земельный участок под многоквартирным домом N 102 по ул. Сахалинской в г. Южно-Сахалинске был поставлен на государственный кадастровый учет 11.08.2022, у собственников помещений в названном доме до указанной даты не возникло право принятия решения о предоставлении придомовой территории для размещения нестационарного торгового объекта.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не усматривает в поведении Администрации каких-либо действий, которые давали бы предпринимателю основания полагаться на продолжение договорных отношений после заявления об отказе от договора (пункт 5 статьи 450.1 ГК РФ).
Таким образом, факт прекращения действия договора в порядке реализации Администрацией права одностороннего отказа от его исполнения (450.1 ГК РФ) подтвержден материалами дела, оснований для признания одностороннего отказа (одностороннего расторжения договора) от 25.07.2016 N 06-718, оформленного письмом от 24.08.2021 N 06-СЛЗ38856/21 "О перемещении объекта", недействительным судом не установлено. В этой связи встречный иск предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Поскольку после прекращения договора ИП Ким С.С. не освободил место размещения НТО, требования Администрации подлежат удовлетворению.
Реализуя полномочия, предусмотренные пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отменяет решение суда первой инстанции и принимает по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначального искового заявления и об отказе во встречном иске.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 18.11.2022 по делу N А59-865/2022 отменить.
Обязать индивидуального предпринимателя Ким Сен Су освободить место размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Южно-Сахалинск, северная сторона ул. Сахалинской, напротив ОАО "Колос".
В удовлетворении иска индивидуального предпринимателя Ким Сен Су отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-865/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Ответчик: Ким Сен Су
Третье лицо: ООО "Старый Дом-Жилищно-Эксплутационный-Участок-5"
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2684/2023
01.05.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8383/2022
07.03.2023 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8383/2022
09.12.2022 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-865/2022
18.11.2022 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-865/2022