г. Челябинск |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А07-18995/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясникова Ю.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговая фирма "Аналитик" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 по делу N А07-18995/2021.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Общество с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговая фирма "Аналитик" (далее - заявитель, общество, ООО АКФ "Аналитик", ОГРН 1020203085506) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство, ОГРН: 1020202552920) о признании незаконным отказа Министерства по рассмотрению обращения от 10.02.2021 N 2510, обязании предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:40 на три года для завершения строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 (резолютивная часть от 08.12.2022) в удовлетворении требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО АКФ "Аналитик" (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить.
По мнению подателя жалобы, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании не полного и не всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а также в связи с нарушением норм процессуального права.
В обосновании доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что до принятия решения по делу заявителем неоднократно было заявлено об ознакомлении с материалами дела. Суд не обеспечил процессуальных прав истца.
Апеллянт также указывает, что все обстоятельства дела изучены поверхностно и не дана оценка нарушению прав истца, на рекомендацию помещения после пожара, кроме того на земельном участке имеется недвижимость принадлежащая истцу.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО АКФ "Аналитик" является собственником нежилого помещения, кадастровый номер 02:66:010110:286, помещение, назначение: нежилое, площадь 2074,9 кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, пр. Комсомольский, д. 27 "А", нежилого помещения-пристрой-склада, кадастровый номер 02:66:010110:249, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 154.1 кв.м, инв. N 6495, лит. А1, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, просп. Комсомольский, д. 27 "А".
Указанные помещения расположены на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, площадью 2 901 кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, просп. Комсомольский, д. 27 "А".
ООО АКФ "Аналитик" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением от 10.02.2021 N 2510 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:40 на основании ст. 39.6, 39.8 ЗК РФ на три года для завершения строительства. К заявлению приложен Технический план от 02.08.2018, которым подтверждается нахождение на земельном участке объекта незавершенного строительства.
Решением министерства от 10.02.2021 N 2510 отказано ООО АКФ "Аналитик" в предоставлении земельного участка в связи с тем, что здание с кадастровым номером 02:66:010110:96 с площадью 2 229 кв.м утратило свойство объекта, функциональное назначение, исключена возможность его использования.
Полагая отказ Министерства незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из установленного в рамках судебного дела N А07-14898/2020 прекращения права собственности ООО АКФ "Аналитик" на нежилое помещение с кадастровым номером 02:66:010110:286, а также установленного вида разрешенного использования земельного участка - для объектов общественно-делового значения и отсутствии у ООО АКФ "Аналитик" права на получение земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:40 на три года для завершения строительства.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.
Исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в пункте 2 статьи 39.6 ЗК РФ, а также в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, общее правило предоставления земельных участков без торгов, предусмотренное пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, распространяется на все отношения, возникшие после 01.03.2015, то есть после внесения соответствующих изменений в Земельного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, равно как и иные вышеприведенные положения Земельного кодекса Российской Федерации, направлены на предоставление возможности добросовестному застройщику, являющемуся собственником объекта незавершенного строительства, приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года для завершения его строительства.
При этом статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 09.02.2021 N 99/2021/374459250 земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:40, площадью 2901 +/-20 кв.м. расположен по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, пр-кт Комсомольский, д. 27-А, относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для объектов общественно-делового значения.
Заявитель в подтверждение нарушения прав ссылается на Уведомление Росреестра от 09.08.2019 о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в связи с отсутствием прав на земельный участок.
Решением заседания апелляционной комиссии Управления Росреестра по РБ по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 12.09.2019 N 70, принято решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении от 23.08.2019 N 02/19-70.
Апелляционной комиссией установлено, что решение о приостановлении принято на основании подпунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав представлено в отношении объекта незавершённого строительства, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, пр-кт Комсомольский, д. 27А.
К заявлению приложен технический план от 02.08.2019, подготовленный кадастровым инженером Мусиным Ильнуром Фанзиловичем (СРО "Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья") в целях постановки на кадастровый учет объекта незавершенного строительства, образовавшегося в результате преобразования нежилого здания с кадастровым номером 02:66:010110:96 вследствие пожара (повреждения здания).
Технический план подготовлен на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 02.08.2019 N б/н.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в состав нежилого здания с кадастровым номером 02:66:010110:96 входят нежилые помещения с кадастровыми номерами 02:66:010110:286, 02:66:010110:249.
Здание с кадастровым номером 02:66:010110:96 расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40.
В отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 02:66:010110:286, 02:66:010110:249 зарегистрировано право собственности ООО АКФ "Аналитик".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:40 зарегистрировано обременение в виде аренды, арендатор - ООО "Ремонтно-строительная фирма "Асток".
Представленный технический план не содержит разрешение на строительство (реконструкцию) здания с кадастровым номером 02:66:010110:96. Правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером 02:66:010110:40 ООО АКФ "Аналитик" не представлено.
В силу подпункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 1160/13 от 24.09.2013, право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Исходя из смысла указанных норм и разъяснений объект недвижимого имущества должен соответствовать следующим критериям: тесная связь с землей, наличие полезных свойств, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности (самостоятельное функциональное назначение объектов); невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Вопрос о наличии либо отсутствии у вещи статуса объекта недвижимого имущества является правовым вопросом и подлежит разрешению судом на основе исследования и оценки доказательств, позволяющих оценить степень прочности связи постройки с землей, степень капитальности (прочности) той ее части, которая образует предназначенное для нахождения лиц и размещения имущества пространство, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о характере постройки.
Согласно абзацу 5 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" вопрос о признании вещи недвижимой возможен в отношении правомерно строящегося объекта.
Возможность признания объекта незавершенного строительства недвижимостью разъяснена в указанном пункте 38 постановления Пленума, согласно которому при разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). При этом замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ).
При исследовании обстоятельств настоящего спора судом первой инстанции установлено, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.03.2022 по делу N А07-14898/2020 в удовлетворении исковых требований ООО АКФ "Аналитик" о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:66010110:40, выраженного в письме от 22.09.2020 N 24/12-9957, об обязании МЗИО РБ предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 02:66010110:40 отказано.
Встречные исковые требования Министерства о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 02:66:010110:96, прекращении права собственности ООО АКФ "Аналитик" на нежилые помещения с кадастровыми номерами 02:66:010110:215, 02:66:010110:244, 02:66:010110:245, 02:66:010110:246, 02:66:010110:249, 02:66:010110:286, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, по адресу: г. Нефтекамск, пр-кт. Комсомольский, д. 27А, погашении записи о государственной регистрации права собственности ООО АКФ "Аналитик" на нежилые помещения с кадастровыми номерами 02:66:010110:215, 02:66:010110:244, 02:66:010110:245, 02:66:010110:246, 02:66:010110:249, 02:66:010110:286 удовлетворены частично.
Судом прекращено право собственности ООО АКФ "Аналитик" на нежилое помещение с кадастровым номером 02:66:010110:286, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, по адресу: г. Нефтекамск, пр-кт Комсомольский, д. 27А. а также погашена запись о государственной регистрации права собственности ООО АКФ "Аналитик" на нежилое помещение с кадастровым номером 02:66:010110:286, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, по адресу: г. Нефтекамск, пр-кт Комсомольский, д. 27А.
Кроме того что в рамках рассмотрения указанного спора проведена судебная экспертиза согласно заключению которой: на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, проспект Комсомольский д. 27 А, на момент осмотра, объект недвижимости здание кадастровый номер 02:66:010110:96, состоит из части одноэтажного помещения литера "А" кадастровый номер 02:66:010110:286, и оставшейся части конструкций фундамента, а также одноэтажного помещения с подвалом кадастровый номер 02:66:010110:249.
Расположение объектов недвижимости кадастровый номер 02:66:010110:286, и кадастровый номер 02:66:010110:249, на земельном участке с кадастровым номером 02:66:010110:40, соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам. В связи с непредставлением сведений проектной документации в отношении объектов капитального строительства, проведение исследования на соответствие объектов недвижимости требованиям проектной и разрешительной документации не представляется возможным. Прочная связь строений с землей присутствует. С учетом конструктивных характеристик строения, его технического состояния, эксперты считают возможность их перемещения, без несоразмерного ущерба невозможным.
Восстановление из оставшихся конструкций до первоначального состояния нежилого здания с кадастровым номером 02:66:010110:96 невозможно.
Восстановление помещения кадастровый номер 02:66:010110:249, не требуется, повреждения строительных конструкций от пожара не выявлены.
Восстановление в первоначальном виде нежилого здания с кадастровым номером 02:66:010110:96, возможно только путем сноса оставшихся конструкций помещения кадастровый номер 02:66:010110:286, и проведения реконструкции.
Конструкции перекрытия существующей части помещения кадастровый номер 02:66:010110:286, не обеспечивают механическую безопасность и создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей.
Судом в рамках дела N А07-14898/2020 установлено, что ООО АКФ "Аналитик" не начинало и не осуществляло строительство здания кадастровым номером 02:66:010110:96, остатки здания в виде оставшегося помещения с кадастровым номером 02 66:010110:249 площадью 154,1 кв.м не являются объектом незавершенного строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что с учетом установленных обстоятельств и прекращения права собственности общества на нежилое помещение с кадастровым номером 02:66:010110:286, а также установленного вида разрешенного использования земельного участка - для объектов общественно-делового значения, у ООО АКФ "Аналитик" отсутствует право на получение земельного участка с кадастровым номером 02:66:010110:40 на три года для завершения строительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал возможности ответчику ознакомиться с материалами дела, подлежит отклонению, поскольку доказательств невозможности своевременного и заблаговременного ознакомления с материалами дела не представлено, равно как и не представлено доказательств препятствия судом реализации прав ответчика на ознакомление с материалами дела.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По существу решение суда первой инстанции является правильным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2022 по делу N А07-18995/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аудиторско-консалтинговая фирма "Аналитик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18995/2021
Истец: ООО "АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА "АНАЛИТИК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО "АУДИТОРСКО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА "АНАЛИТИК"