г. Саратов |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А57-5471/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании: - от публичного акционерного общества нефтегазовая компания "РуссНефть" - представитель Амельяненко Р.Н., действующий на основании доверенности от 21.12.2022, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кускалиева Самата Бектурсуновича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2022 года по делу N А57-5471/2022
по исковому заявлению публичное акционерное общество нефтегазовая компания "РуссНефть", в лице Саратовского филиала публичного акционерного общества нефтегазовая компания "РуссНефть" (ОГРН: 1027717003467, ИНН: 7717133960) к индивидуальному предпринимателю Кускалиеву Самату Бектурсуновичу (ОГРНИП: 306644535400018, ИНН: 642401264119)
третье лицо: Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (ОГРН: 1045207471176, ИНН: 5260138592), публичное акционерное общество "Саратовнефтегаз" (ОГРН: 1026403339302, ИНН: 6450011500)
об изъятии земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество нефтегазовая компания "РуссНефть" в лице Саратовского филиала (далее - ПАО НК "РуссНефть", Компания) обратилось в арбитражный суд Саратовской области с иском (с учётом уточнения заявленных требований) к индивидуальному предпринимателю Кускалиеву Самату Бектурсуновичу (далее - ИП Кускалиев С.Б.) об изъятии земельного участка с кадастровым номером 64:24:090302:386, площадью 16 111 кв.м, расположенного по адресу: Саратовская область, Перелюбский район, Натальиноярское муниципальное образование, в 2 км юго-восточнее с. Натальин Яр и в 2,3 км западнее х. Куцеба, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, установлении возмещения за изымаемый земельный участок в размере 68 390 рублей
Решением арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2022 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Кускалиев С.Б. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. Полагает, что истец не осуществляет добычу полезных ископаемых на земельном участке ответчика, фактически этим занимается его дочернее общество, где истцу принадлежит 96,23% доли в уставном капитале. Кроме того, добыча полезных ископаемых возможна на спорном участке и без его изъятия, а использование участка для нужд сельского хозяйства является приоритетным.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, полагает, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдении норм материального и процессуального права.
Ответчик и третьи лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Кускалиев С.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером N 64:24:090302:107 площадью 1600 000 кв.м., относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и расположенного по адресу: Саратовская область, Перелюбский район, Натальиноярское муниципальное образование, в 2 км юго-восточнее с. Натальин Яр и в 2,3 км западнее х Куцеба, о чем свидетельствует запись о госрегистрации.
Компания осуществляет разработку Западно-Вишневского и Разумовского участков недр на основании лицензий СРТ 01812 НЭ от 28.02.2017 года и СРТ 01816 НЭ от 28.02.2017 года (выданных Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу со сроком действия до 31.12.2070 г. и 31.12.2053 г. соответственно). Дальнейшая разработка лицензионных участков недр предусматривает разведку и добычу полезных ископаемых.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ, п. 3 Перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, Компанией реализовано предоставленное действующим законодательством правомочие.
09.03.2021 г. Компанией в Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (далее Приволжскнедра) подано ходатайство об изъятии земельного участка для государственных нужд. Объектом изъятия выступила часть земельного участка с условным номером N 64:24:090302:107:ЗУ1 площадью 16 111 кв.м. входящая в границы земельного участка с кадастровым номером N 64:24:090302:107 (площадью 1 600 000 кв.м.).
06.04.2021 г. на основании ходатайства Компании Приволжскнедра издан Приказ N 127 об изъятии Участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.
Правомерность Приказа Приволжскнедра N 127 от 06.04.2021 г. проверялась в судебном порядке про иску Ответчика к Приволжскнедра о признании приказа недействительным (дело N А43-22725/2021). Вступившим в законную силу Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22Л2.2021 г. в удовлетворении требований Ответчика было отказано, а законность и обоснованность приказа подтверждена судом.
Истцом проведены мероприятия по изъятию Участка, регламентированные Приказом Приволжскнедра N 127 от 06.04.2021 г. и главой VII. 1 Земельного кодекса Российской Федерации:
- в орган осуществляющий постановку на кадастровый учет Компанией направлено заявление о постановке на кадастровый учет изымаемого земельного участка (заявление MFC-0225/2021-60440-1 от 27.04.2021 г.), по результатам рассмотрения которого на кадастровый учет поставлен вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером 64:24:090302:386 (изымаемый земельный участок), о чем выдана Выписка из ЕГРН от 06.05.2021 г.;
- заключен договор с ООО "Кадастр Поволжья" N 33960-00/21-1038/СФ от 07.06.2021 г. на определение размера возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 64:24:090302:386, по итогам которого подготовлен Отчет N95/2021-1 от 10.08.2021 г. об определении рыночной стоимости изымаемого для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 64:24:090302:386, площадью 16 111 м2 (расположенного по адресу: Саратовская область, Перелюбский район, Натальиноярское муниципальное образование, в 2 км юго-восточнее с. Натальин Яр и в 2,3 км западнее х. Куцеба) в размере 24 300 рублей, а также предоставлено письмо N160 от 10.08.2021 г. о направлении в адрес Ответчика и не получении от него информации о размере убытков причиняемых изъятием земельного участка и упущенной выгоды;
- подписано со стороны Истца и Приволжскнедра Соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд N 33960-00/21-1395/СФ от 31.08.2021 г.
Истец сопроводительным письмом N ДР-5146 от 01.10.2021 г. направил в адрес Ответчика оригинал соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд N33960-00/21-1395/СФ от 31.08.2021 г. (с приложением выписки из ЕГРН на изымаемый земельный участок, отчета оценщика и иных документов).
Данное письмо получено Ответчиком 19.10.2021 г., что подтверждается прилагаемыми к настоящему исковому заявлению реестром отправки почтовой корреспонденции, почтовой квитанцией и уведомлением о вручении.
Согласно пункту 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка.
Предусмотренный законом 90-дневный срок для представления Ответчиком подписанного соглашения об изъятии земельного участка истек 19.01.2022 г.
В установленный законом срок проект направленного соглашения об изъятии земельного участка Ответчиком не подписан, информация о причинах не подписания соглашения в адрес Истца не предоставлена.
С учётом вышеперечисленных обстоятельств и наличием правовых оснований для защиты нарушенного права истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объёме, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 2 статьи 279 ГК РФ предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 ГК РФ).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 ГК РФ).
Согласно статье 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение, в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Главой 7.1 ЗК РФ определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (статья 56.2 ЗК РФ).
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются. После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (статья 56.7 ЗК РФ).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 ЗК РФ.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (статья 56.8 ЗК РФ).
Согласно статье 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи). Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 56.10 ЗК РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии с положениями ст. 56.2 ЗК РФ, п. 5.3.19 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 07.04.2016 N 255 Приволжскнедра, наряду с другими территориальными органами Роснедр, наделен полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков.
Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В силу пункта 2 статьи 56.4 ЗК РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 приведенной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Предусмотренных пунктом 7 статьи 56.6 ЗК РФ оснований, по которым решение об изъятии не может быть принято, при рассмотрении настоящего спора не установлено.
В соответствии со ст. 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.
По правилам пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 ЗК РФ, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
В соответствии со ст. 56.11 ЗК РФ переход прав на изымаемый земельный участок осуществляется на основании заключенного между сторонами соглашения об изъятии, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об изъятии земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством РФ. Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2015 года N 442.
В данный перечень вошли организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии.
Из анализа приведённых норм права следует, что ПАО НГ "Русснефть" является организацией-недропользователем на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии.
Изъятие спорного земельного участка необходимо в целях недропользования для добычи углеводородного сырья.
В соответствии с разделом 8 главы V "Энергетической стратегии России на период до 2030 года" утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 N 1715-р, стратегической целью государственной политики в этой сфере является развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества, а также воспроизводство человеческого капитала в энергетике. Эффективное взаимодействие общества и энергетического бизнеса является важнейшим условием успешной реализации целей и задач Стратегии развития.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что изъятие спорного земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенных Энергетической стратегией России на период до 2030 года и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворение внутреннего спроса на нефть; активного, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участия в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты и обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны, а государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия спорного земельного участка.
В статье 281 ГК РФ указано, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Определяя размер денежной компенсации, подлежащей выплате предпринимателю, суд первой инстанции правомерно исходил из положений пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в котором разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда.
Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В связи с отсутствием согласования сторонами размера возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка рамках настоящего дела судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно экспертному заключению размер возмещения в связи с изъятием спорного земельного участка составит 68 390 руб.
Экспертное заключение отвечает требованиям статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является одним из доказательств по делу, не содержит противоречивых выводов, не требует дополнений или разъяснений, эксперт дал полные и ясные ответы на все поставленные судом вопросы. Оснований для назначения дополнительной и повторной экспертизы суд не усматривает.
Установив, что процедура изъятия у Кускалиева С.Б. земельного участка для государственных и муниципальных нужд проведена в соответствии с нормами земельного законодательства, право на обращение с ходатайством об изъятии земельного участка у ПАО НК "РуссНефть" имеется, размер возмещения в ходе рассмотрения дела определен на основании проведенной экспертизы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в её обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
У арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 декабря 2022 года по делу N А57-5471/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Кускалиева Самата Бектурсуновича (ОГРНИП 306644535400018, ИНН 642401264119) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5471/2022
Истец: ПАО НК РуссНефть
Ответчик: ИП Кускалиев Самат Бектурсунович
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу, ОАСР УФМС по СО, ПАО "Саратовнефтегаз", ФГБУ "ФКП РОСРЕЕСТР" по Саратовской области, Экспертно-исследовательский центр