г. Москва |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А40-259699/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой,
судей М.С. Сафроновой, Н.В. Юрковой,
при ведении протокола помощником судьи К.Б. Халиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2023 по делу N А40-259699/21
по заявлению ПАО "Детский Мир" (ИНН: 7729355029)
к ответчику: Управление Роспотребнадзора по Москве (ОГРН: 1057746466535)
об оспаривании постановления от 26.10.2021 N 695,
при участии в судебном заседании:
От Управления Роспотребнадзора по г. Москве - Пирогова И.С. (по дов. от 02.12.22 г.)
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Детский Мир" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2021 N 695.
Решением от 11.02.2022 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявления ПАО "Детский Мир".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП15553/2022 от 05.05.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2022 оставлено без изменения.
Постановлением от 10.08.2022 Арбитражный суд Московского округа отменил решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2022 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2022 и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2023 постановление Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 26.10.2021 N 695 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Роспотребнадзора по г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, постановление от 26.10.2021 г. N 695 признать обоснованным.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве поддержал доводы апелляционной жалобы.
От ПАО "Детский Мир" поступил отзыв, приобщенный судом к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу, апелляционный суд считает доводы жалобы необоснованными в силу следующего.
Как следует из заявления, оспариваемым постановлением Управления по делу об административном правонарушении постановления от 26.10.2021 N 695 ПАО "Детский Мир" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа размере 400 000 руб.
Как следует из материалов административного дела, согласно решению о проведении плановой выездной проверки от 09.08.2021 N 01-05-00026 (далее - Решение) Управлением было организовано проведение плановой выездной проверки в отношении ПАО "Детский Мир", осуществляющего деятельность, в том числе по адресам: г. Москва, шоссе Боровское, д. 35, г. Москва, шоссе Можайское, д. 31, корп. 1, г. Москва, просп. Вернадского, д. 37; корп. 3 которая была проведена с 13.08.2021 по 26.08.2021. По результатам проверки 26.08.2021 составлен акт проверки, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований, в том числе:
23.08.2021 в 17 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Графский пер., д.4, к.2,3,4 в соответствии с полученным Экспертным заключением из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в Западном административном округе города Москвы N 27-01200 от 23.08.2021 (вх. N 03226-2 от 23.08.2021 г.) по результатам лабораторных исследований (измерении) образцов товаров детского ассортимента, отобранных 13.08.2021, 16.08.2021 на предприятиях торговли - магазинах "Детский Мир" ПАО "ДЕТСКИЙ МИР" по адресам: г. Москва, шоссе Боровское, д.35; 121596, г. Москва, шоссе Можайское, д.31, корп.1 выявлены следующие нарушения обязательных требований, создающие угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан:
1. Одежда третьего слоя осенне-зимнего ассортимента для детей школьной группы. Брюки для мальчиков. Товарный знак: Futurino (Футурино). Маркировка: School (Скул). Артикул: SCH21-67-b-D6. Размер: 164-80,84-66,69. Состав: верх: 80% полиэстер, 20% вискоза; подкладка: 50% вискоза, 50% полиэстер. Изготовлено: ноябрь 2020. Изготовитель: Xiamen Kingland Co., LTD. ("Ксиамен Кинглэнд Ко., ЛТД."). Страна изготовления: Китай, не соответствуют требованиям п.3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции предназначенной для детей и подростков" по исследованным по показатель биологической безопасности: Воздухопроницаемость 631 дм /м с, при норме не менее 70 дм /м с.
2. Одежда второго слоя для детей школьной группы. Сорочка верхняя для мальчиков. Товарный знак: Futurino (Футурино). Маркировка: School (Скул). Артикул: SCH21-SBST-04-b-00. Размер: 158-76.80-35. Состав: 100% хлопок. Изготовлено: ноябрь 2020. Изготовитель: Ningbo Mandarin Foreign Trade Company Limited. (Нингбо мандарин Форин Трэйд Кампани Лимитед). Страна изготовления: Китай, не соответствует требованиям п.3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по исследованным по показателям биологической безопасности: Воздухопроницаемость 631 дм7м2с, при норме не менее 100 дм3/м2с.
24.08.2021 в 17 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Графский пер., д.4, к.2,3,4 в соответствии с полученным Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" N 05-01807 от 23.08.2021. (вх. N0 32573-2 от 24.08.2021 г.) по результатам лабораторных исследований (измерений) образцов товаров детского ассортимента, отобранных 13.08.2021 г. на предприятии торговли - магазине "Детский Мир" ПАО "ДЕТСКИЙ МИР" по адресу: г. Москва, просп. Вернадского, д.37; корп.3 выявлены следующие нарушения обязательных требований:
1. Образец (Одежда второго слоя для детей школьной группы. Сорочка верхняя для мальчиков. Т.з Futurino (Футурино). Маркировка: School. Арт. SCH21-68-В-55. Размер 158-76. 80-35. Состав: 60%. хлопок, 40% полиэстер. ЕАС Изготовитель: Xiamen Kingland Co., LTD ("Ксиамен Кинглэнд Ко., ЛТД"). 16/F,C&D International Building, No. 1699 Huandao East Road, Xiamen 361008 China (16/Ф, СИ анд ДИ Интернешнл Билдинг,'' N 1699 Хуандао Ист Роад, Ксиамен 361008 Китай)) не соответствует требованиям п. 3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателю "Воздухопроницаемость" (фактическое значение - 84 +/- 2 дм3/м2*с, при установленном нормативе - не менее 100 дм3/м2*с);
2. Образец (Одежда второго слоя для детей школьной группы. Сорочка верхняя для мальчиков. Т.з Futurino (Футурино). Маркировка: School. Арт. SCH21-SBST-04- bOO. Размер: 158-76, 80-35. Состав: 100% хлопок. Изготовлено: ноябрь 2020. ЕАС. Изготовитель: Ningbo Mandarin Foreign Trade Company Limited. ROOM 15-2, NO.l JLA LI SQUARE, HIGH- TECH DISTRICT, NINGBO, CHINA) не соответствует требованиям п. 3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателю "Воздухопроницаемость" (фактическое значение - 63 +/- 1 дм3/м2*с, при установленном нормативе - не менее 100 дм3/м2*с);
3. Образец (Одежда второго слоя для детей школьной группы. Блузка для девочек. Т.з Futurino (Футурино). Маркировка: School. Арт. SCH21-SGBL-03-G-00. Размер: 164- 80, 84-63, 66. Состав: 60% хлопок, 40% полиэстер. Изготовлено: ноябрь 2020. ЕАС. Изготовитель: Ningbo Mandarin Foreign Trade Company Limited. ROOM 15-2, NO.l JLA LI SQUARE, HIGH- TECH DISTRICT, NINGBO, CHINA) не соответствует требованиям п. 3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" по показателям "Гигроскопичность" (фактическое значение - 6,0 +/- 0,7 %, при установленном нормативе - не менее 7%), "Воздухопроницаемость" (фактическое значение - 88 +/- 2 дм3/м2*с, при установленном нормативе - не менее 100 дм3/м2*с).
Таким образом, административный орган полагает, что несоответствие образцов детской одежды требованиям к гигроскопичности и воздухопроницаемости означает, что ткань, из которой изготовлена эта одежда, плохо впитывает влагу и не обеспечивает достаточную вентиляцию.
В связи с нарушениями п.3 ст. 5 (приложение 8) TP ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" постановлением Главного государственного врача по городу Москве от 26.10.2021 ПАО "Детский Мир" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Полагая указанное Постановление незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом проверено и установлено, что административный орган действовал в пределах своих полномочий и в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции, обосновано пришел к выводу об удовлетворении требования заявителя ввиду следующего.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пунктом 1 статьи 1 которого предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Указанный Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых законом отношений.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением 7 случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 304-АД17-7163 по делу N А70-11801/2016, от 13.11.2017 N 308-АД17-8224 по делу N А53- 22089/2016), объективная сторона состава правонарушения по статье 14.43 КоАП РФ заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции. По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Как следует из перечисленных Определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, само по себе выявление несоответствия реализуемой продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза недостаточно для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
То есть в данном случае для разрешения вопроса о составе административного правонарушения в действиях продавца необходимо установить ряд обстоятельств.
По доводам общества, законодательство не требовало от общества в рассматриваемых случаях проводить лабораторное исследование закупаемого товара при надлежащей товарно-сопроводительной документации на него.
Общество заявило, что качество и безопасность данной продукции подтверждено протоколами лабораторных испытаний и сертификатами соответствия, в которых указано, что она соответствует требованиям TP ТС 007/2011, в том числе по воздухопроницаемости.
Данные документы общество представило в материалы дела при рассмотрении спора. Доказательств того, что качество продукции перестало отвечать указанным требованиям в период нахождения у общества, как утверждает общество, не представлено. Управление таких доказательств не привело.
По доводам общества, заявленные обстоятельства и представленные доказательства свидетельствуют о том, что нарушения предъявляемых требований были допущены на стадии технологических процессов производства товаров, а не в процессе деятельности общества по продаже таких товаров.
При этом то обстоятельство, что общество является не только продавцом спорной продукции, но и заявителем сертификата соответствия, само по себе не свидетельствовало о порочности рассматриваемых сертификатов соответствия выданных специализированной организации, равно как и не порочило представленные протоколы испытаний лабораторных испытаний.
Доказательства того, что общество в рассматриваемом случае должно было отвечать за правильность оценки (подтверждения) соответствия и могло сделать вывод о ее несоответствии техническим регламентам, по мнению общества, управлением не представлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52- ФЗ) производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий установлен Санитарными правилами - СП 1.1.1058- 01 Организация и проведение 10 производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарных правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001.
Согласно пункту 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (пункт 2.3 СП 1.1.1058-01).
Исходя из подпункта "б" пункта 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль в форме лабораторных исследований и испытаний осуществляется в случаях, установленных настоящими Санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 определен перечень объектов, на которых проводиться производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний, под который рассматриваемый случай (реализация обществом названных товаров), по мнению общества, не подпадает.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "Детский Мир" указанными объектами, перечисленными пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 не располагает и перечисленные виды деятельности не осуществляет.
Ссылка управления на прекращение действия сертификатов соответствия в последующем - 09.12.2021 отклоняется, поскольку в данном случае идет речь о привлечении общества к административной ответственности в октябре 2021, по результатам проверки 13.08.2021 по 26.08.2021, то есть по обстоятельствам, документам и сведениям, имевшим место и существовавшим в период до 09.12.2021.
В постановлении о назначении административного наказания юридическому лицу не раскрыта субъективная сторона административного правонарушения, которая определяется наличием вины и заключается в субъективном отношении лица к противоправному действию и его последствиям.
Суд приходит к выводу о том, что административным органом не представлено доказательств того, что несоответствие продукции установленным требованиям явилось следствием действий (бездействия) ПАО "Детский мир".
Таким образом, исходя из существа выявленных нарушений обязательных требований к продукции, судом установлено, что ответственность за соблюдение и исполнение обязательных изложенных в протоколе об административном правонарушении требований к продукции несет изготовитель (производитель) такой продукции.
Лицо (продавец), не являющееся изготовителем товара, не может отвечать за изготовителя, произведшего товар ненадлежащего качества.
Продавец является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 КоАП РФ, применительно к обеспечению соблюдения требований технических регламентов, находящихся непосредственно в сфере его компетенции и ответственности (требования технических регламентов к условиям перевозки, реализации, хранения и т.п.), но не норм, регламентирующих процесс изготовления продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод апелляционной жалобы о том, что ПАО "Детский мир" не является субъектом правонарушения, так как не является производителем спорного товара подлежит отклонению.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Вместе с тем, обстоятельств, изложенных в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении недостаточно для квалификации действий общества по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Нарушение требований технических регламентов были допущены на стадии технологических процессов производства товаров, а не в процессе деятельности ПАО "Детский мир", а равно субъектом правонарушения является производитель, а не ПАО "Детский мир" (правовая позиция, изложенная в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.11.2017 г. N 308- АД17-8224 по делу N А53-22089/2016; Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N304-АД17-7163 по делу NА70-11801/2016).
При этом, законодательством не предусмотрена обязанность продавца проводить лабораторное исследование закупаемого товара при надлежащей товарно-сопроводительной документации на него. Качество и безопасность данной продукции подтверждается протоколом лабораторных испытаний и сертификатом соответствия, в котором указано, что данная продукция соответствует TP ТС 007/2011.
Наличие действительной документации на товары (свидетельство о государственной регистрации, декларации о соответствии техническим регламентам) не позволяет усомниться в качестве спорных товаров, с учетом того, что нарушения были выявлены в результате проведенной экспертизы на основании лабораторных испытаний.
В действиях ПАО "Детский мир" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.43 КоАП РФ, так как из материалов дела не следует, что несоответствие реализуемой продукции требованиям технических регламентов является следствием деяний самого Общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами сроков годности и т.п.).
Таким образом, объективная сторона данных правонарушений заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Из диспозиции ст.14.43 КоАП РФ следует, что ответственность продавца наступает при нарушении требований технического регламента в процессе реализации товара.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора обязано доказать факт предложения к реализации (выставление в торговый зал с ценником и иное предложение к реализации товара) или факт реализации товара не соответствующего требованиям технического регламента.
Довод апелляционной жалобы о том, что товар соответствует требованиям Технических регламентов судом отклоняется в виду следующего.
В материалы дела представлены протоколы испытаний и сертификаты качества, которые подтверждают проведение ПАО "Детский мир" проверку качества товара перед реализацией его потребителю. Также Управлением Роспотребнадзора по городу Москве не представлено доказательства недействительности сертификатов качества и протоколов испытаний. Проделанная стороной выборка товара из одной партии не может являться основанием для признания товара некачественным.
ПАО "Детский мир" не обязано осуществлять дополнительную проверку качества товара каждой партии при наличии действующих сертификатов соответствия и протоколов испытаний
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (ч. 1, ч. 2 ст. 32 Закона N 52-ФЗ).
Требования к организации производственного контроля установлены Санитарными правилами СП 1.1.1058-01. Согласно п. 1.5 Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных 10.07.2001 Государственным санитарным врачом Российской Федерации (далее - СП 1.1.1058-01), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает в себя, в том числе осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарнозащитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории 6 1245703186_9560449 (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации.
Вместе с тем, пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 определено, что производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний осуществляется на следующих категориях объектов: промышленные предприятия; водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений; объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность; при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий.
Перечень объектов, в отношении которых должен проводиться производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела подтверждается, что ПАО "Детский Мир" указанными объектами, перечисленными пунктом 4.1 СП 1.1.1058-01 не располагает и перечисленные виды деятельности не осуществляет. В отношении товаров, перечисленных в постановлении по делу об административном правонарушении ПАО "Детский Мир" не является производителем, и не попадает под субъектный состав ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о вынесении судом первой инстанции решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 176,266-268,269,270,271,272 АПК РФ, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2023 по делу N А40-259699/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-259699/2021
Истец: ПАО "ДЕТСКИЙ МИР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2777/2023
09.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-259699/2021
10.08.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18625/2022
05.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15553/2022
11.02.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-259699/2021