город Омск |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А46-16062/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-189/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-16062/2022 (судья Ширяй И.Ю.), принятое по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258, адрес: 644037, город Омск, улица Партизанская, дом 10) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391, адрес: 644007, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56), о признании недействительным решения от 14.06.2022 NКУВД-001/2022-6710487/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омские распределительные сети" - Харченко Яна Анатольевна по доверенности от 01.01.2023 N 12 сроком действия до 31.12.2023, диплом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Бобровник Юлия Александровна по доверенности от 09.01.2023 N 14 сроком действия до 31.12.2023, диплом;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - заявитель, АО "Омск РТС", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Росреестр по Омской области, регистрирующий орган), изложенного в уведомлении от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-6710487/3 в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости (теплотрасса 2Ду-125 мм).
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-16062/2022 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ Росреестра по Омской области, изложенный в уведомлении от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-6710487/3.
В качестве способа восстановления права суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности АО "Омские распределительные тепловые сети" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868) на объект "Теплотрасса 2Ду-125 мм", расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Перелёта.
Кроме того, суд взыскал с Управления в пользу Общества 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем, что спорный объект (теплотрасса) является сооружением вспомогательного использования по отношению к многоквартирным жилым домам, поскольку создан с единственной целью - обеспечение теплоснабжения последних; из сведений технического плана сооружения от 01.12.2021, следует, что спорная теплотрасса 2Ду-125 мм, 2021 года строительства протяжённостью 33 м проложена подземным способом в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:10 01 01:26123, 55:36:11 01 01:26124; пользование вышеуказанными земельными участками в целях размещения тепловых сетей всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Не согласившись с принятым решением, регистрирующий орган обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что оформление прав/получение согласия (разрешения) правообладателя на земельные участки, под поверхностью которых прокладывается трубопровод необходимо на период строительства; прокладка спорного трубопровода согласно проектной документации осуществлялась не методом горизонтально-направленного бурения, а методом подземной прокладки в сборном железобетонном канале, что свидетельствует о необходимости оформления прав на земельные участки; размещение созданных сооружений без предоставления земельного участка осуществляется согласно действующему нормативному акту субъекта Российской Федерации Омская область на основании разрешения на использование земель и земельных участков, за предоставлением которого заявитель не обращался.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя просил оставить решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из содержания заявления и не оспаривается заинтересованным лицом, АО "Омск РТС" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям города Омска. В состав организации входят структурные подразделения "ТЭЦ-2" и "Кировская районная котельная".
С целью подключения к системе теплоснабжения многоквартирных жилых домов N N 4 и 5 жилого комплекса "Микрорайон Прибрежный-2" АО "Омск РТС" произведено строительство подземного трубопровода 2Ду-125 мм.
21.02.2022 заявитель обратился в адрес Росреестра по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности на созданное сооружение - тепловую трассу 2Ду-125 мм (т.1 л.д.132-133).
К заявлению был приложен технический план сооружения от 01.12.2021 (т.1 л.д.134-144), акт приемки оборудования в эксплуатацию после комплексного опробирования от 08.10.2021 (т.1 л.д.145), доверенность и платежное поручение об уплате государственной пошлины, документы, подтверждающие право использования земельных участков (т.1 л.д.33-93).
11.03.2022 регистрирующим органом принято решение N КУВД-001/2022-6710487/1 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учёту и регистрации права собственности в отношении сооружения (Теплотрасса 2Ду-125 мм), расположенного по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Перелёта, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право пользования заявителем земельным участком с кадастровым номером 55:36:11 01 01:26123 при создании заявленного к регистрации сооружения.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, в качестве документов подтверждающих права пользования земельными участками, в пределах которых расположено сооружение, заявителем были представлены договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11579, договор субаренды земельного участка от 13.05.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26124; договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11578, договор субаренды земельного участка от 08.04.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123.
При этом, регистрирующий орган указал на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:26123 договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11578 был прекращен 09.12.2020. То есть на момент заключения 21.12.2020 соглашения об установлении сервитута общество с ограниченной ответственностью "Заказчик - Трест N4" как субарендатор земельного участка не обладало правом на заключение данного соглашения.
Поскольку за период приостановления регистрации АО "Омск РТС" иные документы, подтверждающие право использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:26123 не были предоставлены, то 14.06.2022 Росреестром по Омской области принято решение N КУВД-001/2022-6710487/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий в отношении объекта недвижимости.
Не согласившись с данным уведомлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
08.12.2022 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Управлением в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением ЕГРН с 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Как было выше сказано, регистрирующий орган в качестве основания для приостановления государственной регистрации и в последующем отказа в государственной регистрации указал на нарушение части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, заключающееся в отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123, поскольку на момент заключения 21.12.2020 соглашения об установлении сервитута общество с ограниченной ответственностью "Заказчик - Трест N4" как субарендатор земельного участка не обладало правом на заключение данного соглашения, то есть соглашение об установлении сервитута ничтожно.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ, на нарушение которой ссылается заинтересованное лицо, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, по общему правилу государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект недвижимости осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Для объектов недвижимости, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предоставляется технический план объекта недвижимости и правоустанавливающий документ на земельный участок или документ, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Следовательно, регистрация для объектов, не требующих получения разрешения на строительство, в равной степени может быть произведена как с представлением правоустанавливающего документа на земельный участок, так и документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Перечень случаев, в которых выдача разрешения на строительство не требуется, установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ.
Так, согласно пункту 5 указанной нормы, выдача разрешения на строительство не требуется в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно.
Техническим планом сооружения в разделе "Заключение кадастрового инженера" и проектной документацией подтверждается, что в спорном объекте транспортируется горячая вода с температурой 70-150 °C, водяной пар с рабочим давлением составляет 8,7 кгс/кв. (0,85 мегапаскаля).
Таким образом, строительство сооружения (Теплотрасса 2Ду-125 мм) не требовало получения разрешения на строительство, следовательно, на регистрацию мог быть предоставлен либо правоустанавливающий документ на земельный участок, либо документ, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В соответствии с пунктами 1, 7 указанного Перечня к таким объектам относятся, в том числе, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу части 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п (далее - Порядок N 170-п) объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на основании разрешения на использование земель или земельных участков (далее - разрешение), выданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков.
По мнению подателя апелляционной жалобы, регистрация не могла быть осуществлена в виду ничтожности представленного сервитута на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123 и отсутствием разрешения на размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, документом, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута (пункт 10 статьи 40 Федерального закона N 218-ФЗ) является не разрешение, указанное в Порядок N 170-п, а техническая документация (проектная документация и технический план сооружения), которые подтверждают, что объект является подземным линейным сооружением (пункт 1 Перечня).
Из материалов дела, в том числе сведений технического плана сооружения от 01.12.2021, следует, что спорная теплотрасса 2Ду-125 мм, 2021 года строительства протяжённостью 33 м проложена подземным способом в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:10 01 01:26123, 55:36:11 01 01:26124.
При этом из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН усматривается, что последние относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с частью 3 статьи 3 ЗК РФ.
Кроме того, статьей 90 ЗК РФ установлены особенности регулирования земельных отношений под объектами трубопроводного транспорта, к числу которых могут быть отнесены, в частности, такие линейные сооружения как водопроводы, газопроводы, тепловые трассы.
Так, согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Аналогичная позиция была изложена и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и, в котором указано, что исходя из положений ЗК РФ, образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Таким образом, решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 28.02.2023, которая выразилась в неверном указании в резолютивной части секретаря судебного заседания, а именно - вместо "секретарь Мартынов Д.А." ошибочно указано "секретарь Коновалова М.Е.", что подтверждается протоколом и аудиопротоколом судебного заседания.
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
По результатам рассмотрения дела в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не распределяет судебные расходы, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-16062/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16062/2022
Истец: АО "ОМСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области