г. Москва |
|
09 марта 2023 г. |
Дело N А41-47285/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-47285/2022.
В судебном заседании принял участие представитель:
Администрации городского округа Фрязино Московской области - Керова Г.П. по доверенности от 09.01.2023.
Администрация городского округа Фрязино Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - ответчик, агентство) с требованиями:
установить границы вновь образуемого земельного участка, площадью 2893 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность (12.1)", расположенного по адресу: Московская обл., р-н Щелковский муниципальный согласно представленной таблице координат;
признать право собственности Администрации городского округа Фрязино на данный земельный участок;
установить границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:135 за вычетом площади наложения на него земельного участка площадью 2893 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность (12.1)", расположенного по адресу: Московская обл., р-н Щелковский муниципальный согласно представленной таблице координат.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области.
Решением суда первой инстанции исковое заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:135 находится в федеральной собственности в силу прямого указания закона, истцом не соблюден установленный порядок перевода земель из одной категории в другую.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Исполкома Мособлсовета от 28.09.1970 N 933/26 и распоряжением Совета Министров РСФСР от 20.11.1970 N 2442-р Фрязинскому управлению коммунального хозяйства отведен земельный участок площадью 18,5 га для организации городского кладбища.
Решением Исполкома Фрязинского городского совета депутатов трудящихся Московской области от 07.09.1971 утверждены границы отвода участка пл. 18,5 га под организацию кладбища Фрязинскому управлению коммунального хозяйства из земель колхоза им. Ленина. 4.
На основании указанного решения выдан акт на право пользования землей, Фрязинскому управлению коммунального хозяйства в постоянное пользование отведено 18,5 га.
07.09.1971 земельный участок был постановлен на государственный учет.
За городским округом Фрязино Московской области было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:000000:714, площадь которого составила 178 310 кв. м.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 18.07.2016 N 3235 земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:714, площадью 178 310 кв. м, местоположение: Московская область, Щелковский район, разрешенное использование "под организацию городского кладбища" отнесено к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов".
27.10.2016 земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:714, площадью 178 310 кв. м передан в постоянное (бессрочное) пользование МКУ "Ритуальные услуги" (постановление главы города Фрязино от 27.10.20.16 N 728).
В 2019 году земельный участок с кадастровым номером 50:14:000000:714 разделен на два земельных участка:
- с кадастровым номером 50:14:0030211:28, площадью 44 544 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность (12.1)", расположен по адресу: Московская обл., р-н Щелковский муниципальный (Новофрязинское кладбище (старая часть);
- с кадастровым номером 50:14:0030211:29, площадью 133 776 кв. м, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "ритуальная деятельность (12.1)", расположен по адресу: Московская обл., р-н Щелковский муниципальный (Новофрязинское кладбище (новая часть).
В связи с тем, что городскому округу Фрязино выделен земельный участок площадью 18,5066 га, а право собственности оформлено на земельные участки общей площадью 178 320 кв. м, Администрацией городского округа Фрязино проведены дополнительные работы по установлению границ территории кладбища.
В результате проведения дополнительных работ по установлению границ территории кладбища был сформирован участок, границы которого установлены и определены в соответствии с фактическими границами захоронений (48 захоронений). Места захоронения расположены на части спорного земельного участка ответчика с кадастровым номером 50:14:0000000:135, площадью 33358126,71 кв. м, категория земель "земли лесного фонда", на который 27.12.2019 в ЕГРН зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Администрацией в адрес Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) направлено письмо с просьбой согласовать границы вновь образуемого земельного участка площадью 2580 кв. м.
Комитетом отказано в согласовании схемы расположения земельного участка.
В связи с указанным истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22), иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203).
По смыслу норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и земельного законодательства при определении границ нового земельного участка, так и в случае уточнения границ существующего участка, их местоположение по общему правилу определяется с учетом фактического землепользования по правилам абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому границы и размеры земельного участка должны определяться с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм и разъяснений следует, что требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, следовательно, такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь. В рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.
Как следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 14765/10, внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей.
Из материалов дела усматривается, что требования истца направлены на достижение цели правовой определенности в фактическом местоположении принадлежащего ему земельного участка, а значит, и смежных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 указанной статьи создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 названного Закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 названного Закона установлено предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 названного Закона, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными. При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, из приведенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
В обоснование иска (с учетом его уточнения) истец указывает на то, что фактические границы кладбища пересекают земельный участок ответчика с кадастровым номером 50:14:0000000:135.
Согласно представленному в материалы дела акту осмотра Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.12.2022 в квартале 65 выделе 7,13 Гребневского участкового лесничества Московского Учебно-опытного филиала ГКУ МО "Мособллес" вблизи г. Фрязино Московской области имеется 48 мест захоронений с 1994 года.
В целях определения наличия пересечения вновь образуемого земельного участка с землями лесного фонда судом первой инстанции сторонам предлагалось обратиться с ходатайством о проведении по делу судебной экспертизы. Стороны данным правом не воспользовались.
В обоснование иска истцом в материалы дела представлено заключение кадастрового инженера от 15.11.2022, правомерность которого ответчиком не опровергнута.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы приведены при неверном толковании норм права и не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-47285/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47285/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ФРЯЗИНО, Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Уппавление Росреестра по МО, ФГБУ ФКП Росреестра