г. Санкт-Петербург |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А42-4182/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Титовой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Смирнов Д.В. по доверенности от 25.04.2022
от ответчика (должника): Абушов С.С. по доверенности от 30.09.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-304/2023) ИП Гусева К.Е. на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2022 по делу N А42-4182/2022 (судья Лесной И.А.), принятое
по иску ИП Гусева К.Е.
к АО "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гусев Константин Евгеньевич, ОГРНИП 316519000067715 (далее - истец, предприниматель), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции", место нахождения: 183025, город Мурманск, улица Карла Маркса, дом 19, ОГРН 1035100184811, (далее - ответчик, Общество) о взыскании 4 860 000 руб. задолженности.
Решением суда от 21.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не дал оценку доводам истца о том, что по условиям договора ставка фрахта определена сторонами на условиях "люмпсум" - провозная плата, взимая аккордно за все судно безотносительно к фактическому количеству перевозимого груза. При этом суд не рассмотрел вопрос о наличии вины ответчика, не предоставившего заранее координаты НИС "Кимберлит" для расчета истцом срока и маршрута для доставки груза. Также суд необоснованно указал на некорректное размещение контейнера, поскольку данное обстоятельство не подтверждено надлежащими доказательствами.
В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель ответчика возражал, просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.10.2021 между Обществом (заказчик) и предпринимателем (исполнитель) заключен договор N ТДА-201021-П на организацию перевозок грузов, в соответствии с условиями которого, исполнитель обязуется принимать и доставлять на суда заказчика судном, принадлежащим исполнителю или используемым исполнителем, вверенный ему заказчиком груз, а заказчик - оплатить услуги по перевозке, в размере, установленном настоящим договором.
Исполнитель предоставляет заказчику во временное пользование: 20 футовый контейнер - 1 штука, морозильный ларь - 4 штуки.
Исполнитель оказывает заказчику услуги по погрузке/выгрузке груза с/на борт судна.
Место погрузки и выгрузки груза, планируемое время перевозки, ориентировочные даты подачи судна, а также информация, необходимая для исполнения договора, с указанием точных объемов и характеристик груза, наименованием и контактной информацией судов заказчика, на которые необходимо выдать груз согласовывается сторонами в дополнительном соглашении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с Дополнительным соглашением N 1 к договору истец обязался доставить груз: один 20 футовый контейнер и 4 морозильных ларя с использованием судна исполнителя "Балтийский 108";
место выгрузки: район Печорский губы, безопасная якорная стоянка, НИС "Бавенит", НИС "Кимберлит", точные координаты местоположений НИС "Бавенит", НИС "Кимберлит" будут сообщены исполнителю путем направления уведомления;
ориентировочная дата подачи судна под погрузку: 23-25 октября 2021 года;
ориентировочная дата подачи судна под выгрузку: 27 октября 2021 года;
ставка фрахта люмпсум 4 980 000 руб., без НДС;
в случае отсутствия НИС "Бавенит" и/или НИС "Кимберлит" в месте выгрузки в согласованную дату выгрузки, исполнитель имеет право, но не обязан вернуть груз в место погрузки, а заказчик обязан уплатить за возврат груза плату в размере 4 980 000 руб.
Согласно коносаменту от 27.10.2021 N 1/ТДА-10, на борт судна "Бавенит" (место выгрузки: Карские ворота) принят груз: 4 (четыре) морозильных ларя.
Груз - 1 (один) 20 футовый контейнер (продукты питания) на судно "Кимберлит" не был получен, о чем имеется отметка в указанном коносаменте.
Как следует из искового заявления, оставшаяся часть груза 1 (один) 20 футовый контейнер подлежала доставке и разгрузке на НИС "Кимберлит" находящегося в районе Югорского шара; ориентировочное время доставки стороны определили 02-03 ноября 2021 - после захода в порт Нарьян-Мар. Однако, после выхода судна истца из порта Нарьян-Мар произошло форс-мажорное обстоятельство: из-за сильного выгонного ветра и низких температур на выходе из устья реки Печора сформировалось ледовое поле. Вследствие сильного сжатия судно 2 ноября 2021 года потеряло ход и не дошло до чистой воды приблизительно 3-4 мили.
6 ноября 2021 года с помощью буксира "Борей" судно вышло в море.
Письмом от 04.11.2021 Общество уведомило предпринимателя, о том, что поскольку в установленные сроки судно "Балтийский 108" под выгрузку не подано и в связи с невозможностью дальнейшего ожидания доставки груза (продуктов питания), по причине наличия минимального остатка запаса продовольствия на судне заказчика достаточного только для безопасного возвращения судна в порт, судно "Кимберлит" получило указание вернуться в порт Мурманск.
Этим же письмом Общество уведомило предпринимателя о том, что АО "АМИГЭ" считает обязательства предпринимателя по договору неисполненными.
Предприниматель 20.12.2021 направил в адрес Общества претензию, в которой, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 155 Кодекса торгового мореплавания, Дополнительного соглашения N 1 к договору, потребовал произвести оплату фрахта в размере 4 980 000 руб.
Оставление ответчиком данной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлен обоснованный расчет стоимости перевозки пропорционально фактически доставленному грузу, а также не доказан факт наступления форс-мажорных обстоятельств.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно пункту 1 статьи 115 КТМ РФ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее - получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).
Как указывает истец, по условиям Дополнительного соглашения N 1 к договору, ставка фрахта определена сторонами на условиях "люмпсум" и составляет 4 980 000 руб.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, условие о фрахте на условии "люмпсум", то есть оплаты за все судно без учета фактического количества груза, толкуется истцом без учета встречной обязанности истца по доставке всего груза, принятого к перевозке, в установленные сроки.
В апелляционной жалобе истец указывает, что производить расчет стоимости пропорционально фактически доставленному грузу было бы необходимо в случае наличия вины истца в нарушение сроков доставки, когда оплате подлежала бы только стоимость фактически доставленного груза. Однако, в данном случае причиной недопоставки груза являются действия ответчика, виновного в не предоставлении координат судна "Кимберлит".
Данный довод рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклоняется по следующим основаниям.
Из Дополнительного соглашения N 1 к договору следует, что ориентировочная дата подачи судна под выгрузку - 27 октября 2021 года. Согласно коносаменту от 27.10.2021 N 1/ТДА-10, на борт судна "Бавенит" (место выгрузки: Карские ворота) был принят груз: 4 (четыре) морозильных ларя. Груз - 1 (один) 20 футовый контейнер (продукты питания) не был получен, о чем имеется отметка в указанном коносаменте.
Действительно, согласно пункту 5 Дополнительного соглашения N 1 к договору точные координаты местоположений НИС "Бавенит" и НИС "Кимберлит" будут сообщены исполнителю путем направления уведомлений.
Вместе с тем, пунктом 10 Дополнительного соглашения определено, что заказчик обязан уплатить за возврат груза плату в размере 4 980 000 руб. в случае отсутствия НИС "Бавенит" и/или НИС "Кимберлит" в месте выгрузки в согласованную дату.
Разделительный союз "или" в данном случае свидетельствует о том, что выгрузка груза должна была быть произведена на одно из указанных судов: или НИС "Бавенит", или НИС "Кимберлит", в связи с чем, довод истца не предоставлении ответчиком координат нахождения НИС "Кимберлит" в данном случае не имеет значения.
Обоснованный расчет стоимости перевозки пропорционально фактически доставленному грузу, истцом произведен не был, несмотря на предложения суда первой инстанции.
При этом, даже, если согласиться с доводами истца о принятии исполнителем на себя обязанности по выгрузке груза на два судна, то и в этом случае истцом нарушен срок доставки, установленный Дополнительным соглашением N 1.
Рассмотрев довод истца о наличии форс-мажорных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, суд первой инстанции обоснованно его отклонил.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013 юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах.
Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.
В этой связи образование на выходе из устья реки Печора ледового поля из-за сильного выгонного ветра и низких температур не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку указанные обстоятельства не обладают признаком чрезвычайности.
Как правильно указал суд первой инстанции, многолетний режим погоды в регионе позволяет прогнозировать, что в ноябре образование льда в акватории северных морей не является обстоятельством, которое невозможно прогнозировать. Доказательств того, что погодные условия в ноябре 2021 года существенно отличались от погодных условий в ноябре в другие года, истцом не представлено.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения иска.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2022 по делу N А42-4182/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4182/2022
Истец: Гусев Константин Евгеньевич
Ответчик: АО "АРКТИЧЕСКИЕ МОРСКИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ"