город Омск |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А75-9340/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-330/2023) индивидуального предпринимателя Громова Ильи Алексеевича на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2022 по делу N А75-9340/2021 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Громова Ильи Алексеевича (ОГРНИП 314861905100050, ИНН 860407040511) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048601655080, ИНН 8619011309628310, адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 12 Микрорайон, дом 18А), с участием заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600009622, ИНН 8601024258, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Дзержинского, дом 2), о признании недействительным решения N 1 от 27.01.2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - до перерыва Хомляк Карины Александровны по доверенности от 27.10.2022 N 03-21/19; после перерыва Грибановой Татьяны Ивановны по доверенности от 11.01.2023 N 03-21/02;
от Управления Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Мартемьянова Андрея Борисовича по доверенности от 01.06.2022
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Громов Илья Алексеевич (далее - заявитель, ИП Громов И.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее -МИФНС России N 7 по ХМАО-Югре, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 27.01.2021 N 1 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (далее - решение от 27.01.2021 N 1).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, УФНС России по ХМАО -Югре).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2021 по делу N А75-9340/2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2022 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2021 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу N А75-9340/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В постановлении от 20.07.2022 суд кассационной инстанции указал, что вывод судов об отсутствии у заявителя права на применение патентной системы налогообложения (далее - ПСН) по деятельности "работы строительные, отделочные" является необоснованным и преждевременным. При рассмотрении спора в данной части судам также надлежит исследовать предмет договоров и содержание выполненных работ, сопоставить их с видами работ, на которые распространяется патент заявителя, по результатам проведенного анализа сделать вывод о соответствии либо несоответствии выполненных работ виду деятельности "работы строительные, отделочные", в отношении которых Предприниматель вправе применять ПСН.
Кроме того указано, что при проверке правильности произведенного Инспекцией расчета налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), пени и налоговых санкций в целях определения действительного размера налоговой обязанности Предпринимателя применительно к положениям пункта 7 статьи 346.45 НК РФ следует принять во внимание, что сумма начисленного Инспекцией налога по УСН подлежит уменьшению (корректировке) на сумму уплаченного Предпринимателем за проверяемые периоды ПСН по видам деятельности, переведенным на УСН.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2022 по делу N А75-9340/2021 заявленные требования удовлетворены частично; решение Инспекции от 27.01.2021 N 1 с учетом внесенных в него решением Управления от 07.10.2022 N 07-20/15539 изменений признано недействительным в части выводов об отсутствии у заявителя права на применение ПСН и доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в связи с неотражением дохода в размере 1 046 849,00 руб., по договорам с контрагентами: обществом с ограниченной ответственностью "ЮганскЛифтКомплект" - доход 108 000,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Лифткомплект" - доход 398 000,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Титан-Сервис" - доход 236 000,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Югорская сервисная компания" - доход 253 000,00 руб., ТСН "Семерочка - доход 51 849,00 руб., начисления соответствующих сумм пени и штрафов. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Громов И.А. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отсутствия права на применение ПСН по деятельности "работы строительные, отделочные", в отношении, ООО "Окна Севера"; отсутствия права на применение ПСН по деятельности в отношении патента "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ", принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее. налогоплательщику выданы патенты N 8619170000546 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 и N 8619180000256 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 в отношении вида деятельности "Работы строительные отделочные", а также патенты N 8619170000544 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 и N 8619180000257 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2019 в отношении вида деятельности "Услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ" в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Выбранный налогоплательщиком вид деятельности "Работы строительные отделочные" указанный в выданных патентах в 2018 и 2019 годах, предусмотрен Законом N 122-оэ (пункт 6 статья 2), имеет код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 4 3.3 "Работы строительные отделочные".
Податель жалобы, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 N 305-ЭС22-1659 по делу N А41-6753/2021, согласно которой при отсутствии соответствующих ограничений для применения ПСН по субъектному составу в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения за проверяемый период, не допускается ограничительное толкование понятия "бытовые услуга" применительно к видам деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, считает, что выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики не могут быть поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, поскольку это приводит к произвольному начислению недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима. В этой связи заявитель считает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у него права на применение ПСН по деятельности "работы строительные, отделочные" в отношении ООО "Окна Севера" по договору подряда от 20.09.2019 N 10/19 на выполнение ремонтно-восстановительных работ в размере 463 000 руб.
Кроме того, податель жалобы считает, что в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 34 6.43 НК РФ ПСН может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ".
При этом применение ПСН в отношении указанного вида предпринимательской деятельности не ставится в зависимость от того, кто именно является заказчиком по договору на оказание данных услуг - юридические или физические лица (Письма Минфина РФ от 24.01.2019 N 03-11-11/3800, от 16.08.2019 N03-11-11/62285, от 11.02.2020 N03-11-11/8765).
Инспекцией представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
ИП Громов И.А., надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Представитель Инспекции в заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления, возразив на доводы апелляционной жалобы, также просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании, открытом 21.02.2023, объявлен перерыв до 11 час. 10 мин. 02.03.2023.
Инспекции и Управлению предложено оценить договор подряда от 20.09.2019 N 10/19, заключенный предпринимателем с ООО "Окна Севера", техническое задание к договору подряда N 10/19, акт от 18.10.2019 N 42, на предмет наличия (отсутствия) у заявителя права на применение патентной системы налогообложения при отражении дохода по указанному договору.
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Кроме того, информация о перерыве размещена в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
После перерыва судебное заседание продолжено с участием другого представителя инспекции (Грибановой Татьяны Ивановны по доверенности от 11.01.2023 N 03-21/02) и того же представителя Управления (Мартемьянова Андрея Борисовича по доверенности от 01.06.2022).
За время перерыва в судебном заседании от Инспекции поступили дополнительные пояснения к отзыву, в которых налоговый орган поддержал позицию суда первой инстанции, полагая, что ИП Громов И.А. не указал ни одного обстоятельства, которое могло бы послужить основанием для изменения или отмены решения суд первой инстанции.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления, указав на необоснованность доводов апелляционной жалобы предпринимателя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Заявитель зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя с 20.02.2014 с основным видом деятельности - производство электромонтажных работ (код по ОКВЭД 43.21), дополнительными видами деятельности - производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (43.22), производство прочих строительно-монтажных работ (43.29), работы гидроизоляционные (43.99.1).
ИП Громов И.А. применяет ПСН и УСН с 01.01.2015 с объектом налогообложения "доходы" и процентной ставкой 6 процентов.
Предпринимателю в проверяемых периодах на основании его заявлений также выданы следующие патенты:
- N 8619170000546 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 и N 8619180000256 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 в отношении вида деятельности "работы строительные отделочные";
- N 8619170000544 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 и N 8619180000257 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019 в отношении вида деятельности "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ";
- N 861917001128 на 12 месяцев сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018 в отношении вида деятельности "деятельность по чистке и уборке прочая".
Инспекцией в отношении ИП Громова И.А. проведена выездная налоговая проверка по налогам и сборам, страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, о чем составлен акт от 02.11.2020 N 12/04.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 27.01.2021 N 1, в соответствии с которым Предприниматель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 183 825 руб.; налогоплательщику доначислен налог по УСН за 2018, 2019 годы в размере 794 727 руб., страховые взносы в сумме 124 400 руб., начислены пени по состоянию на дату вынесения решения в сумме 91 036,38 руб.
Основанием для вынесения Инспекцией решения от 27.01.2021 N 1 послужил вывод налогового органа о нарушении заявителем положений пункта 1 статьи 346.18 НК РФ и неправомерном применении ПСН в отношении вида деятельности "Работы строительные отделочные", "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ" (патенты NN 8619170000546, 8619180000256, 8619170000544, 8619180000257) и нарушении статей 419, 430 432 НК РФ (при исчислении фиксированных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2018-2019 годы установлена неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии).
Налоговый орган при вынесении решения от 27.01.2021 N 1 исходил из того, что предпринимательская деятельность в сфере строительства жилых и нежилых зданий, выполнения строительных и отделочных работ в перечне видов деятельности, установленном пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ, не предусмотрена.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией проанализированы договоры на выполнение строительных (отделочных) работ, электро-монтажных работ, заключенные ИП Громовым И.А. в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 с заказчиками ООО "ЮганскЛифтКомплект", ООО УК "ЮганскСевер", ООО "Лифткомплект", ООО "Югорская сервисная компания", ТСЖ "Семёрочная", ТСЖ "Соседи", ООО "Окна Севера", ООО "АльпСтрой", по результатам которого установлено, что в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял подрядные работы для юридических лиц (ремонт кровли, замена полового покрытия, ремонтно-восстановительные работы машинных помещений и др.), то есть осуществлял вид деятельности, не подпадающий под понятие "бытовые услуги", либо осуществлял услуги, которые не соответствовали заявленному в патентах виду деятельности "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ" (выполненные работы не относятся к первоначальной установке оборудования, к монтажным работам).
Решением Управления от 30.04.2021 N 07-16/06959@ решение Инспекции оставлено без изменения.
Вместе с тем ввиду изменения правовой позиции по вопросу применения ПСН, в соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 N 305-ЭС22-1659 по делу N А41-6753/2021, с учетом постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.07.2022 по делу N А75-9340/2021, Управлением в порядке пункта 3 статьи 31 НК РФ вынесено дополнительное решение от 07.10.2022 N 07-20/15539@, которым решение Инспекции от 27.01.2021 N 1 отменено в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в связи с неотражением дохода в размере 376 803 руб. за 2018 год, в размере 3 343 058 руб. в 2019 году, в части доначисления фиксированных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2018-2019 годы неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2018-2019 годы в общей сумме 44 472 руб. (в т.ч. за 2018 год в сумме 5 800 руб. и за 2019 год в сумме 38 672 руб.), соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Предметом нового рассмотрения по делу N А75-9340/2021 по заявлению предпринимателя является решение Инспекции от 27.01.2021 N 1 в редакции дополнительного решения Управления от 30.04.2021 N 07-16/06959@.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 07.12.2022 обжаловано предпринимателем в Восьмой арбитражный апелляционной суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его частичной отмены, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в проверяемом периоде (2018 и 2019 годы) Предпринимателем наряду с УСН применялась ПСН, в том числе при налогообложении выполненных работ (оказанных услуг), относящихся к виду деятельности "работы строительные отделочные (группы 43.31 - 43.34, 43.39)" и "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ" при налогообложении хозяйственных операций, совершенных со следующими контрагентами: ООО "ЮганскЛифтКомплект", ООО "Лифткомплект", ООО "Титан-Сервис", ООО "Югорская сервисная компания", ТСЖ "Семерочка", ТСЖ "Соседи", ООО "УК "ЮганскСевер", ООО "Окна Севера", ООО "АльпСтрой".
Общая сумма дохода, которая учтена налогоплательщиком по данным контрагентам в целях применения ПСН в проверяемых периодах, согласно решению Инспекции (страница 66) составила 4 618 932, 31 руб. - за 2018 год, 9 353 876,00 руб. - за 2019 год.
Налоговым органом признано обоснованным применение ПСН к сумме дохода 203 222, 31 - за 2018 год, 524 150 руб. - за 2019 год.
В отношении дохода в сумме 4 415 710 руб. - за 2018 год, 8 829 726 руб. - за 2019 год применение ПСН признано неправомерным, начислен УСН по мотиву необоснованного применения Предпринимателем специального налогового режима (ПСН) по видам деятельности, к которым ПСН не подлежит применению.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд, первоначально рассматривая дело, руководствуясь положениями статей 346.27, 346.43 НК РФ, Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.11.2012 N 122-ОЗ "О патентной системе налогообложения на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Закон N 122-ОЗ), распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р "Об утверждении кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" (далее - Распоряжение N 2496-р), исходил из того, что выполненные работы (электромонтажные и пусконаладочные работы по обслуживанию систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи) были связаны с техническим обслуживанием, ремонтом и диагностикой системы лифтовой диспетчерской сигнализации и связи, которые не могут быть отнесены к монтажным и электромонтажным работам (то есть относящимся к первоначальной установке оборудования), в связи с чем не соответствуют виду деятельности, указанному в подпункте 13 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, в отношении которого может применяться ПСН, деятельность по оказанию таких услуг подлежит налогообложению в рамках иного режима налогообложения.
Выводы суда о наличии оснований для применения ПСН по второму виду деятельности - "работы строительные отделочные" (группы 43.31 - 43.34, 43.39), были построены на недопустимости применения ПСН по договорам, заключенным с юридическими лицами.
Как указал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.07.2022 по настоящему делу, согласно положениям Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пояснительной записки к законопроекту целью введения режима налогообложения - ПСН являлось налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей с использованием патента, повышение заинтересованности муниципальных образований в стимулировании легализации и развития на их территориях предпринимательской деятельности и увеличении за счет этого доходов своих бюджетов.
Для реализации указанных целей ПСН вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.43 НК РФ).
Примерный перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям разрешается применять ПСН, определен пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ, к ним в проверяемых периодах, в числе прочего относились услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ (подпункт 13 пункта 1 статьи 346.43 НК РФ).
Наряду с этим, согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 346.43 НК РФ субъекты Российской Федерации вправе включать в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры дополнительный перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, установлен Законом N 122-ОЗ, который в проверяемых периодах (2018, 2019 годы) действовал в редакции от 30.01.2017.
Документом, удостоверяющим право на применение ПСН, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена ПСН (пункт 1 статьи 346.45 НК РФ).
Патенты Предпринимателя на применение ПСН N N 8619170000546, 8619180000256 по виду деятельности "работы строительные отделочные", NN 8619170000544, 8619180000257 по виду деятельности "услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ" содержат ссылки на пункты 10.5, 11 приложения 1 к Закону Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.11.2012 N 123-ОЗ "Об установлении размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения", которым установлен размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в том числе по работам строительным отделочным (пункт 10.5 приложения 1) и по услугам по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ (пункт 11 приложения 1).
Установленный статьей 2 Закона N 122-ОЗ дополнительный перечень видов деятельности, в отношении которых на территории ХМАО - Югры может применяться ПСН, в проверяемых периодах не включал услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ, в связи с чем при рассмотрении спора о режиме налогообложения услуг по патентам на осуществление данного вида деятельности необходимо исходить из положений федерального законодательства, а именно, подпункта 13 пункта 1 статьи 346.43 НК РФ, Распоряжения N 2496-р, ОК 029-2014.
ОК 029-2014 содержит перечень электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, под которыми понимаются монтажные работы, обеспечивающие функционирование зданий и сооружений гражданского строительства, включая монтаж электрических систем, водопроводно-канализационной сети, сети газоснабжения, системы отопления и кондиционирования, лифтов и т.д. (группировка 43.2), а также перечень электромонтажных работ, которые включают установку электротехнических систем во всех видах зданий и сооружений гражданского строительства; монтаж электропроводки и электроарматуры, телекоммуникаций, компьютерной сети и проводки кабельного телевидения, включая оптоволоконные линии связи, антенн всех типов, включая спутниковые антенны, осветительных систем, пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации, уличного освещения и иного электрооборудования на автомобильных дорогах, энергообеспечения наземного электротранспорта и электротехнического сигнального оборудования, освещения взлетно-посадочных полос аэропортов и космодромов, электрических коллекторов солнечной энергии; выполнение работ по подводке электросетей для подключения электроприборов, кодовых замков, домофонов и прочего оборудования, включая плинтусное отопление (группировка 43.21).
Суд кассационной инстанции в постановлении от 20.07.2020 по настоящему делу указал, что с учетом приведенных норм, обоснованным является вывод о том, что к производству электромонтажных работ отнесены работы, представляющие собой первоначальную установку оборудования, монтаж систем, работы по подводке электросетей, а работы по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике существующих систем не относятся к перечисленным в подпункте 13 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ видам деятельности.
Так же суд кассационной инстанции указал, что исследовав содержание договора Предпринимателя с ООО "ЮганскЛифтКомплект" от 01.01.2019 N 02-2019 (с дополнительным соглашением) на обслуживание систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (далее - ЛДСС), а также договоров, заключенных заявителем с ООО "Лифткомплект", от 01.10.2017 N 30/2017 и от 01.01.2019 N 30/2019 на обслуживание систем ЛДСС, суды первой и апелляционной инстанций верно указали, что составляющие предмет данных договоров работы (по обслуживанию систем ЛДСС, проведению периодических технических осмотров и ремонтов в зависимости от технического состояния существующих систем ЛДСС, обеспечению надежной работы систем громкоговорящей связи со всеми контролируемыми лифтами, участию в составлении актов в случае аварии или порчи оборудования, устранению неисправностей в системах ЛДСС, возникших по техническим причинам, и выполнению электропусконаладочных работ, поверке состояния узлов заземления, целостности шнуров, кабелей, соединительных проводников, приборных вилок, других коммутирующих устройств, питающих магистралей, проверке органов контроля и управления на целостность, контролю состояния устройств индикации и сигнализации) являются работами по техническому обслуживанию и ремонту существующих систем, не относятся к первоначальной установке оборудования, в связи с чем не входят в перечень монтажных, электромонтажных, санитарно-технических или сварочных работ и не соответствуют виду деятельности, указанному в подпункте 13 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, в отношении которого может применяться ПСН, следовательно, деятельность по выполнению таких работ (оказанию услуг) подлежит налогообложению в рамках УСН.
Учитывая, что суд кассационной инстанции признал выводы суда первой инстанции в данной части правильными, а так же указал на правильное применение норм права, при повторном рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции согласился с указанными выводам, что является правомерным, в связи с чем суд апелляционной инстанции не принимает возражения предпринимателя по применению ПНС по виду деятельности "Услуги по производству монтажных, электромонтажных и сварочных работ".
При рассмотрении спора о наличии оснований для применения ПСН по второму виду деятельности - "работы строительные, отделочные" суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Закон N 122-ОЗ в проверяемых периодах (2018, 2019 годы) действовал в редакции от 30.01.2017, согласно которой в дополнительный перечень работ (услуг), в отношении которых на территории ХМАО - Югры в 2018, 2019 годах допускалось применение ПСН, были включены отдельные бытовые услуги по Перечню кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определенным Распоряжением N 2496-р, в том числе работы строительные отделочные (группы 43.31 - 43.34, 43.39) (пункт 6 статьи 2 Закона N 122-ОЗ в редакции от 30.01.2017).
При этом ни положения подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ, ни положения статьи 2 Закона N 122-ОЗ в редакции от 30.01.2017, не устанавливали ограничений для применения в проверяемых периодах (2018, 2019 годы) ПСН в отношении указанных в дополнительном перечне видов работ как выполняемых только по заказам юридических лиц.
В соответствии с Распоряжением N 2496-р (ОК 029-2014), ссылка на которое содержится в статье 2 Закона N 122-ОЗ, к бытовым услугам по группам 43.31 - 43.34, 43.39, указанным в пункте 6 статьи 2 упомянутого Закона, отнесены следующие виды работ: работы строительные отделочные (группировка 43.3), в том числе: производство штукатурных работ (группировка 43.31), работы столярные и плотничные (группировка 43.32), установка дверей (кроме автоматических и вращающихся), окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов (группировка 43.32.1), работы по установке внутренних лестниц, встроенных шкафов, встроенного кухонного оборудования (группировка 43.32.2), производство работ по внутренней отделке зданий (включая потолки, раздвижные и съемные перегородки и т.д.) (группировка 43.32.3), работы по устройству покрытий полов и облицовке стен (группировка 43.33), производство малярных и стекольных работ (группировка 43.34), производство прочих отделочных и завершающих работ (группировка 43.39).
Согласно правовой позиции, приведенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 N 305-ЭС22-1659 по делу N А41-6753/2021, при отсутствии соответствующих ограничений для применения ПСН по субъектному составу в законодательстве, регулирующем спорные правоотношения за проверяемый период, не допускается ограничительное толкование понятия "бытовая услуга" применительно к видам деятельности, в отношении которых может применяться ПСН.
Согласно данной правовой позиции, выполняя одинаковые виды работ и имея при этом сопоставимый экономический результат, налогоплательщики не могут быть поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, поскольку это приводит к произвольному начислению недоимки, пени и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.
Указание на то, что работы (услуги) по дополнительному перечню, установленному статьей 2 Закона N 122-ОЗ на территории ХМАО - Югры, могут выполняться только для населения, появилось в региональном Законе N 122-ОЗ лишь с внесением изменений Законом ХМАО - Югры от 18.12.2020 N 123-ОЗ, который вступил в силу с 01.01.2021 и не подлежит применению к спорным правоотношениям в 2018, 2019 годах.
Помимо этого, из содержания оспариваемого решения Инспекции и доводов заявителя следует, что часть спорных работ (по ремонту подъездов, окон, пешеходных дорожек, строительно-отделочных работ по ремонту кровли и потолка входной группы) по договорам, заключенным с управляющими компаниями (ООО УК "ЮганскСервис", ООО "Югорская сервисная компания"), товариществами собственников жилья (ТСЖ "Семерочка", ТСЖ "Соседи"), выполнялась в отношении общего имущества многоквартирных домов, право собственности на которое в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) принадлежит собственникам помещений в многоквартирных домах. ТСЖ либо управляющие компании в зависимости от выбранной формы управления в силу статей 135, 161, 162 ЖК РФ при заключении договоров на выполнение ремонта общего имущества в многоквартирных домах по сути действуют в интересах собственников помещений в многоквартирных домах (преимущественно физических лиц), в связи с чем такие договоры нельзя рассматривать как заключенные для заказчика работ и в его интересах.
Учитывая данную позицию Верховного Суда Российской Федерации и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, Управление, со ссылкой на свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 31 НК РФ отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах, 07.10.2022 вынесло дополнительное решение, которым решение Инспекции от 27.01.2021 N 1 изменено.
Управление в дополнительном решении от 07.10.2022 N 07-20/15539@ указывает на то, что ввиду изменения правовой позиции, в соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 N 305-ЭС22-1659 по делу N А41-6753/2021 налоговый орган не вправе ограничивать толкование понятия "бытовая услуга" по субъектному составу применительно к видам деятельности, в отношении которых может применяться ПСН. Заявитель вправе применять ПСН в отношении спорных видов деятельности по патентам NN 8619170000546, 8619180000256, 8619170000544, 8619180000257.
На основании вышеизложенного Управление, руководствуясь статьёй 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пункта 3 статьи 31 НК РФ, отменило решение Инспекции от 27.01.2021 N 1 в части доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в связи с неотражением дохода в размере 376 803 руб. за 2018 год, размере 3 343 058 руб. в 2019 году, в части доначисления фиксированных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование за период 2018-2019 годы неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за период 2018-2019 годы в общей сумме 44 472 руб. (в т.ч. за 2018 год в сумме 5 800 руб. и за 2019 год в сумме 38 672 руб.), соответствующих сумм пени и штрафных санкций (приложение к ходатайству Инспекции от 10.10.2022).
Инспекция, на основании решения Управления, произвела расчет налоговых обязательств налогоплательщика, в результате которого посчитала правомерным применять ПСН по выполнению строительно-отделочных работ по договорам с организациями: с ООО "УК "ЮганскСевер" на сумму 420 000,00 руб.; с ООО "Югорская Сервисная компания" на сумму 786 160,00 руб. в 2018 и 1 306 600,00 руб. в 2019 году; с ООО "Семерочка" на сумму 816 050,00 руб. в 2018 и 2019 году; ТСЖ "Соседи" на сумму 184 900,00 руб. в 2019 году; ООО "АльпСтрой" на сумму 511 000,00 руб.
Вместе с тем, Инспекция посчитала, что работы по договорам со следующими организациями не могут быть отнесены к работам, облагаемым по ПНС:
с ООО "ЮганскЛифтКомплект":
- Договор от 01.10.2018 N 1/10/2018; сумма сделки - 108 000,00 руб.; наименование и виды работ: - Ремонт кровли гаража, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 11а мкр., ГСК "Одиннадцать", строение 31/3, ряд 1, гараж N 6. В состав работ входит демонтаж старого покрытия, очистка поверхности от мусора и пыли, гидроизоляция, укладка нового слоя защитных материалов;
- Договор от 01.01.2019 N 02-2019; сумма сделки 864 458,00 руб.; наименование и виды работ: - Электромонтажные и пуско-наладочные работы по обслуживанию систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС) на объектах, согласно Приложению N 1. Перечень работ включает в себя: проведение технических осмотров (ЛДСС) один раз в месяц, а ремонтов в зависимости от технического состояния ЛДСС; своими силами обеспечить надежную работу систем громкоговорящей связи со всеми контролируемыми лифтами; участие в составлении актов в случае аварии или умышленной порчи оборудования и линий диспетчерской связи; устранение неисправностей в системе ЛДСС, возникших по техническим причинам и выполнение электроналадочных работ; хранение документации на ЛДСС, полученной от Заказчика, внесение в нее при необходимости, изменений; проверка состояния узлов заземления, целостности сетевых шнуров, кабелей, соединительных проводников, приборных вилок, других коммутирующих устройств, питающих магистралей; проверка органов контроля и управления на целостность; контроля состояния устройств индикации и сигнализации. с ООО "Лифткомплект":
- Договоры от 01.10.2017 N 30/2017; стоимость работ 2 815 200,00 руб., от01.01.2019 N 30/2019 стоимоть работ 4 336 068,00 руб.; наименование и виды работ: Электромонтажные и пуско-наладочные работы по обслуживанию систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС) на объектах, согласно Приложению N 1 (191 лифт). Перечень работ включает в себя: проведение технических осмотров (ЛДСС) один раз в месяц, а ремонтов в зависимости от технического состояния ЛДСС; своими силами обеспечить надежную работу систем громкоговорящей связи со всеми контролируемыми лифтами; участие в составлении актов в случае аварии или умышленной порчи оборудования и линий диспетчерской связи; устранение неисправностей в системе ЛДСС, возникших по техническим причинам и выполнение электроналадочных работ; хранение документации на ЛДСС, полученной от Заказчика, внесение в нее при необходимости изменений; проверка состояния узлов заземления, целостности сетевых шнуров, кабелей, соединительных проводников, приборных вилок, других коммутирующих устройств, питающих магистралей; проверка органов контроля и управления на целостность; контроль состояния устройств индикации и сигнализации;
- Договор от 10.09.2019 N 1/10/2019, стоимость работ 198 000,00 руб., наименование и виды работ: Ремонт кровли, замена старого полового покрытия гаража, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкр. 11а, ГСК "Одиннадцать", строение 31/3, ряд 1, гараж 2, которое включает в себя: демонтаж старого полового покрытия, демонтаж старого покрытия кровли гаража, очистка поверхности от мусора и пыли, гидроизоляция, укладка нового слоя защитных материалов;
- Договор от 18.11.2019 N 02112019, стоимость работ 200 000,00 руб.; наименование и виды работ - Ремонтно-восстановительные работы 2-х машинных помещений лифтов по адресу: г. Нефтеюганск, 15 микрорайон, 22 дом; г. Нефтеюганск, 15 микрорайон, 18 дом.
с ООО ООО "Титан-Сервис":
- Договор от от 15.05.2018 N 1-Т, стоимость работ 236 000.00 руб.; наименование и виды работ: строительно-монтажные работы (подготовка стен, оклеивание обоями и покраска, укладка напольного покрытия) в офисном помещении ООО "Титан-Сервис". с ООО "Югорская сервисная компания":
- Договор от 01.10.2018 N б/н, стоимость работ 198 000,00 руб., наименование и виды работ: - Обслуживание индивидуальных приборов учета в домах по адресам в г. Нефтеюганск: 10 мкр., дом 31; 11Б мкр., дом 12 (ул. Школьная); 13 мкр., дом 18; 14 мкр., дом 3; 15 мкр., дом 3. - и другие виды работ;
- Договор от 10.04.2019 N 13-18-2, стоимость работ 55 000,00 руб., наименование и виды работ: Строительно-отделочные работы ливневой канализации в подвальном помещении (замена труб, изготовление и установка сифона, сварочные работы) МКД находящегося по адресу: 13 микрорайон, дом N18;
с ТСН "Семерочка":
- Договор от от 15.01.2018 N 9/07 на сумму 38 649,00 руб.; наименование и виды работ: Электромонтажные работы по демонтажу старых ламп дневного света, монтажу новых светодиодных светильников и замена проводки в МКД находящегося по адресу: г. Нефтеюганск, 9 микрорайон, дом N 7;
- Договор от 18.05.2018 N 9/07-1, стоимость работ: 13 200,00 руб.; наименование и виды работ: Ремонту и монтажу электрооборудования (светильников) по адресу: г. Нефтеюганск, 9 микрорайон, дом N 7.
с ООО "Окна севера":
- Договор от 20.09.2019 N 10/19 на сумму 463 000,00 руб.; наименование и виды работ - ремонтно-восстановительные работы на объектах ООО "Окна севера".
Кроме того, произведен перерасчет начисленных страховых взносов.
В вязи с тем, что в части, в которой Инспекцией на основании дополнительного решения Управления, произведен перерасчет и принято применение предпринимателем ПСН, права и законные интересы налогоплательщика не нарушаются, начисленные суммы не были взысканы или уплачены, суд первой инстанции правомерно оценивал законность оспариваемого решения Инспекции только в оставшейся части, в которой налоговый орган посчитал невозможной применение ПСН по патенту "работы строительные, отделочные".
Оценивая наименование и виды работ, указанные с договорах, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы по договорам: с ООО "ЮганскЛифтКомплект" - договор от 01.10.2018 N 1/10-2018 на сумму 108 000,00 руб.; ООО "Лифткомплект" - договор от 10.09.2019 N 1/10/2019 со стоимостью работ 198 000,00 руб., договор от 18.11.2019 N 02112019 со стоимостью работ 200 000,00 руб., с ООО "Титан-Сервис" - договор от 15.05.2018 N 1-Т на сумму 236 000,00 руб., с ООО "Югорская сервисная компания" - от 10.04.2019 N 13-18-2 на сумму 55 000,00 руб. соотносятся с установленными Распоряжением N 2496-р (ОК 029-2014), ссылка на которое содержится в статье 2 Закона N 122-ОЗ, с бытовыми услугами по группам 43.31 - 43.34, указанным в пункте 6 статьи 2 упомянутого Закона, к которым отнесены следующие виды работ: работы строительные отделочные (группировка 43.3), в том числе: производство штукатурных работ (группировка 43.31), работы столярные и плотничные (группировка 43.32), установка дверей (кроме автоматических и вращающихся), окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов (группировка 43.32.1), работы по установке внутренних лестниц, встроенных шкафов, встроенного кухонного оборудования (группировка 43.32.2), производство работ по внутренней отделке зданий (включая потолки, раздвижные и съемные перегородки и т.д.) (группировка 43.32.3), работы по устройству покрытий полов и облицовке стен (группировка 43.33), производство малярных и стекольных работ (группировка 43.34), производство прочих отделочных и завершающих работ (группировка 43.39).
Предмет указанных договоров и содержание выполненных работ полностью соответствует работам, на которые распространяется патент заявителя по виду деятельности "работы строительные, отделочные".
Договоры с ООО "Югорская сервисная компания" - договоры от 01.10.2018 N б/н на сумму 198 000,00 руб., ТСН "Семерочка - договоры от 15.01.2018 N 9/07 на сумму 38 649,00 руб., от 18.05.2018 N 9/07-1 на сумму 13 200,00 руб. по видам работ полностью подпадают под патент услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ.
При этом судом первой инстанции сделан вывод о том, что договор подряда от 20.09.2019 N 10/19 с ООО "Окна Севера" на выполнение "ремонтно-восстановительных работ на объектах "Окна Севера" не содержал расшифровки работ и объектов, акты выполненных работ на момент проверки не были представлены, в связи с чем у Инспекции не имелось правовых оснований соотнести данный договор с работами, подпадающих под категорию "бытовые услуги", что не позволило сделать вывод о правомерности применения ПСН.
По мнению суда первой инстанции, представление в суд технического задания к договору, содержащего расшифровку работ, не может быть учтено судом при оценке законности решения налогового органа в этой части, поскольку указанные документы на момент проверки отсутствовали.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признает необоснованной позицию суда первой инстанции о невозможности соотнести предмет договора подряда от 20.09.2019 N 10/19 с ООО "Окна Севера" на выполнение "ремонтно-восстановительных работ на объектах "Окна Севера" и содержание выполненных работ с работами, на которые распространяется патент заявителя по виду деятельности "работы строительные, отделочные", в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене исходя из следующего.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в абзаце 3 пункта 78 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) разъяснил, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляются как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии проведения мероприятий налогового контроля и в ходе досудебного разрешения спора.
В случае представления дополнительных доказательств суд по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе в целях предоставления другой стороне возможности ознакомления с ними и представления опровергающих их доказательств объявить перерыв в судебном заседании или отложить судебное разбирательство. При этом в целях получения доказательств, опровергающих дополнительные доказательства, лицо, участвующее в деле, вправе заявлять ходатайство об истребовании судом необходимых доказательств с обоснованием причин невозможности самостоятельного получения этих доказательств (абзац 4 пункта 78 Постановления N 57).
Следовательно, непредставление доказательств в ходе налоговой проверки не исключает возможности их представления в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.03.2015 N 614-О, согласно которой налоговый орган вправе представлять новые (дополнительные) доказательства, не собранные в ходе выездной проверки, в опровержение позиции налогоплательщика, обоснованной доказательствами, не раскрытыми в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора.
Таким образом, по смыслу пункта 78 Постановления N 57 арбитражным судом, рассматривающим заявление налогоплательщика об оспаривании решения, принятого по результатам проведенных проверочных мероприятий, не может быть отказано в принятии представленных налогоплательщиком дополнительных доказательств незаконности оспариваемого решения, не раскрытых перед налоговым органом в ходе проведения налоговой проверки.
Учитывая, что налогоплательщик не может быть лишен возможности представлять в суд при разрешении налогового спора доказательства и документы, опровергающие выводы налогового органа, положенные в основу оспариваемого решения, даже если такие доказательства не были представлены налоговому органу на стадии осуществления мероприятий налогового контроля, суд обязан принять во внимание представленные налогоплательщиком в материалы дела документы: в частности договор подряда от 20.09.2019 N 10/19, заключенный с ООО "Окна Севера", техническое задание к договору подряда N 10/19, акт от 18.10.2019 N 42, в целях полного и всестороннего установления и анализа обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего дела, в частности в целях исследования вопроса применения ПСН при отражении дохода по указанному договору.
Иной подход в рассматриваемом случае не соответствует изложенным выше правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нарушает принцип состязательности сторон.
Согласно оспариваемому решению Инспекции, в ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении ИП Громова И.А. установлено получение дохода в 2019 году от ООО "Окна севера" на основании договора подряда от 20.09.2019 N 10/19, который заключен между ООО "Окна севера" (заказчик) и ИП Громовым И.А. (исполнитель), на основании которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство выполнить ремонтно-восстановительные работы на объектах ООО "Окна севера".
Общий срок выполнения работ с момента подписания договора месяц. Работы могут быть выполнены досрочно. Стоимость работ определяется договорной ценой и составляет 463 000,00 руб. НДС отсутствует в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
Договор подряда от 20.09.2019 N 10/19 вступил в силу с момента его подписания и действовал до полного исполнения сторонами условий договора.
Оценив представленные в материалы дела договор подряда от 20.09.2019 N 10/19, заключенный с ООО "Окна Севера", техническое задание к договору подряда N 10/19, в котором указано наименование работ, акт от 18.10.2019 N 42 о выполнении работ по договору подряда от 20.09.2019 N 10/19 на сумму 463 000 руб., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предмет договора от 20.09.2019 N 10/19 и содержание выполненных работ на сумму 463 000 руб. полностью соответствует строительным отделочным работам (группировка 43.3), в том числе: производство штукатурных работ (группировка 43.31), работам столярным и плотничным (группировка 43.32), установка дверей (кроме автоматических и вращающихся), окон, дверных и оконных рам из дерева или прочих материалов (группировка 43.32.1), работам по установке внутренних лестниц, встроенных шкафов, встроенного кухонного оборудования (группировка 43.32.2), производству работ по внутренней отделке зданий (включая потолки, раздвижные и съемные перегородки и т.д.) (группировка 43.32.3), работам по устройству покрытий полов и облицовке стен (группировка 43.33), производству малярных и стекольных работ (группировка 43.34), производству прочих отделочных и завершающих работ (группировка 43.39), на которые распространяется патент заявителя по виду деятельности "работы строительные, отделочные".
Таким образом, доход налогоплательщика от выполненных работ и оказанных услуг ООО "Окна севера" в 2019 году в сумме 463 000 руб. подпадает под действие ПНС.
Поскольку заявитель имел право в проверяемом периоде на применение ПСН, уплаченные им суммы налога по указанной системе налогообложения не могут быть исключены из суммы налога по УСН.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2022 по делу N А75-9340/2021 подлежит отмене, апелляционная жалоба - частичному удовлетворению.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на МИФНС России N 7 по ХМАО - Югре.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ излишне уплаченная предпринимателем государственная пошлина в сумме 2850 руб. подлежит возврату ИП Громову И.А. из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2022 по делу N А75-9340/2021 отменить в части, апелляционную жалобу частично удовлетворить.
Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"заявленные требования удовлетворить частично.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27.01.2021 N 1, с учетом внесенных в него решением Управления Федеральной налоговой службы России по ХантыМансийскому автономному округу - Югре от 07.10.2022 N 07-20/15539, недействительным в части выводов об отсутствии у заявителя права на применение патентной системы налогообложения и доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в связи с неотражением дохода в размере 1 509 849,00 руб., по договорам с контрагентами: обществом с ограниченной ответственностью "ЮганскЛифтКомплект" - доход 108 000,00 руб., 2 обществом с ограниченной ответственностью "Лифткомплект" - доход 398 000,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Титан-Сервис" - доход 236 000,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Югорская сервисная компания" - доход 253 000,00 руб., ТСН "Семерочка - доход 51 849,00 руб., обществом с ограниченной ответственностью "Окна Севера" - доход 463 000 рублей, начисления соответствующих сумм пени и штрафов.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу индивидуального предпринимателя Громова Ильи Алексеевича судебные расходы по оплате государственной пошлины 750 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Громову Илье Алексеевичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Югорское отделение 5940/100 от 19.12.2022 - 2850 рублей и по чеку-ордеру ПАО Сбербанк Югорское отделение 5940/101 от 26.11.2022 - 2850 рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9340/2021
Истец: Громов Илья Алексеевич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, МИФНС N 7 по ХМАО - Югре
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3083/2022
10.03.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-330/2023
07.12.2022 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9340/2021
20.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3083/2022
10.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15347/2021
01.11.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-9340/2021