г. Санкт-Петербург |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А56-75185/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.А. Ракчеевой, В.Б. Слобожаниной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.М. Куренковой, рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Общества представителя Ягудиной Л.С. (доверенность от 09.01.2023),
от Комитета представителя Беляевой В.А. (доверенность от 09.01.2023),
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2022 по делу N А56-75185/2022 (судья Н.Е. Целищева), принятое по иску:
Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д. 20, лит. А, пом. 2-Н; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076)
к обществу с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" (191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 1/8, лит. А, пом. 1-Н; ОГРН 1187847064305, ИНН 7841071958),
о взыскании задолженности, неустойки, расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" (далее - Общество) о взыскании 1 050 777 руб. 26 коп. задолженности за периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021, 340 221 руб. 04 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 28.02.2022, расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Решением от 13.12.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение, принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Общество указывает, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с Общества плату за период с 25.05.2020 по 30.06.2020 при наличии оснований для его освобождения от внесения такой платы; Комитет, по мнению подателя жалобы, обязан уведомить Общество о наличии у него права на освобождение от внесения платы по спорному договору; считает, что в отношении Общества не применяются финансовые санкции за ненадлежащее исполнение денежных обязательств в период действия моратория на возбуждение дела о банкротстве, просит уменьшить подлежащую взысканию неустойку, ссылаясь на ее явную несоразмерность последствиям нарушения обязательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит оставить решение без изменения, указывает, что освобождение хозяйствующих субъектов от внесения платы по договорам осуществляется Комитетом путем заключения дополнительного соглашения на основании заявлений хозяйствующих субъектов и документов, указанных в соответствующем правовом акте, ответчик с заявлением о заключении такого дополнительного соглашения не обращался, ответчик не представил доказательства в обоснование довода о необходимости применения к нему положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", а также не представил доказательства в обоснование ходатайства о снижении неустойки.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Комитетом и Обществом 25.07.2019 заключен договор N 20/НТО-27112 (далее - Договор) на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 100 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, участок 27 (далее - Участок).
Договор заключен на пять лет, действует с даты его заключения и вступает в силу с момента его подписания. Нестационарный торговый объект размещается в период с мая по сентябрь соответствующего года (пункт 2.1 Договора).
В соответствии с пунктом 2.3 Договора величина годовой платы (153 дня в году) при условии, что коэффициент динамики рынка недвижимости (Кд), ежегодно устанавливаемый Правительством Санкт-Петербурга, равен 1,00, составляет 459 008 руб. 88 коп. Величина квартальной платы составляет 275 405 руб. 33 коп.
Плата вносится не позднее десятого числа первого месяца оплачиваемого квартала (пункт 2.4 Договора).
В соответствии с пунктом 4.3 Договора в случае нарушения Обществом пунктов 2.3, 2.4 Договора начисляются пени в размере 0,075 % от просроченной суммы платежей за каждый день просрочки.
Возникновение задолженности по внесению платы в течение трех месяцев независимо от ее последующего внесения в силу пункта 5.3.2 Договора является основанием для расторжения Договора по требованию Комитета по решению суда.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по внесению платежей за периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021, Комитет 18.02.2022 направил Обществу претензию от 02.12.2021 N ПР-47516/21-0-0 с требованием об оплате задолженности и неустойки, Обществу предложено расторгнуть Договор и обеспечить освобождение Участка, впоследствии Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество полагало, что подлежит освобождению от внесения платы за пользованием Участком в период с 25.05.2020 по 30.06.2020 в силу прямого указания постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.06.2020 N 359 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов".
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для освобождения Общества от внесения платы за период с 25.05.2020 по 30.06.2020, поскольку Общество с соответствующим заявлением не обращалось.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В силу статьей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с представленным в материалы дела расчетом Комитета задолженность Общества за периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.04.2021 по 30.09.2021 составляет 1 050 777 руб. 26 коп.
В связи с введением 13.03.2020 на территории Санкт-Петербурга режима повышенной готовности для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, проводящий государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 15.04.2020 N 213-49 "Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов" освобождает от внесения платы по договорам на размещение нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, заключенным до 13.03.2020, за период, определенный Правительством Санкт-Петербурга, но не более чем за период с 01.04.2020 по 30.06.2020, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 13.03.2020 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основными или дополнительными видами экономической деятельности которых являются виды экономической деятельности, определенные Правительством Санкт-Петербурга с учетом принятых мер по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в сферах деятельности, предусмотренных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Порядок и условия освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 определен Положением о порядке и условиях освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "Об освобождении от внесения платы по договорам аренды земельных участков, договорам аренды объектов нежилого фонда, договорам на размещение нестационарных торговых объектов", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.06.2020 N 359 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения освобождение хозяйствующих субъектов от внесения платы по договорам осуществляется Комитетом путем заключения дополнительных соглашений к договорам на основании заявлений хозяйствующих субъектов и документов, перечень которых утверждает Комитет. Комитет заключает с хозяйствующими субъектами дополнительные соглашения к договорам об освобождении хозяйствующих субъектов от внесения платы по договорам или направляет хозяйствующим субъектам уведомление об отказе в заключении дополнительных соглашений к договорам в течение 30 дней со дня поступления соответствующих заявлений.
Учитывая, что в установленном Положением порядке Общество не обращалось в Комитет с соответствующим заявлением, основания для его освобождения от внесения платы по Договору в соответствии с указанными правовыми актами отсутствуют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный Положением порядок освобождения хозяйствующих субъектов от внесения платы по соответствующим договорам не предполагает заключение Комитетом дополнительных соглашений к таким договорам по собственной инициативе.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.
Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в разделе II (вопрос N 5) Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (далее - Обзор N 2), арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
При этом арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Указанные выше положения не предусматривают возможность полного освобождения арендатора от обязательства по внесению арендной платы, не возлагают на арендодателя обязанность освободить арендатора от внесения арендной платы в полном размере, уменьшив ее размер на 100%, однако такое соглашение может быть достигнуто между сторонами и нормам законодательства оно не противоречит.
Постановлением N 121 на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; с 28.03.2020 запрещена на территории Санкт-Петербурга деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением доставки заказов на дом, на предприятия (организации) и в номера гостиниц.
Ограничения в отношении услуг общественного питания исключительно с использованием сезонных объектов общественного питания (временных сооружений, предназначенных для размещения сезонных объектов общественного питания, в том числе с выносными столиками, для размещения летних кафе) отменены с 26.06.2020 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.06.2020 N 462 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121".
Возможность применения вышеуказанных положений Закона к договором на размещение нестационарных торговых объектов подтверждена также постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2022 по делу N А56-118003/2021.
Учитывая, что соглашение об уменьшении предусмотренной Договором платы в период с 25.05.2020 по 25.06.2020 сторонами не достигнуто, а также принимая во внимание объективную невозможность использования Участка, связанную с запретом на территории Санкт-Петербурга деятельности предприятий общественного питания, суд апелляционной инстанции полагает необходимым в целях соблюдения баланса интересов сторон установить подлежащую внесению плату в период с 25.05.2020 по 25.06.2020 в размере 50 % от предусмотренной Договором платы, в связи с тем, что такое уменьшение отвечает признакам соразмерности, разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах, задолженность Общества за период с 25.05.2020 по 25.06.2020 при условии, что коэффициент динамики рынка недвижимости (Кд), ежегодно устанавливаемый Правительством Санкт-Петербурга, равен 1,24, составляет 60 044 руб. 41 коп., за период с 26.06.2020 по 30.06.2020 - 18 763 руб. 88 коп.
Задолженность Общества за периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021 с учетом вышеизложенного составляет 990 732 руб. 84 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества (далее - Требования), по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - Постановление N 439).
Согласно пункту 3 Требований отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 01.10.2020;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
В соответствии с разъяснениями по вопросу N 3 раздела II Обзора N 2, если арендатор не внес арендную плату в размере и сроки, установленные договором аренды, а арендодатель знал или не мог не знать об осуществлении арендатором деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, арендодатель информирует арендатора о наличии у него права на предоставление отсрочки в соответствии с Законом N 98-ФЗ (пункт 3 статьи 307 ГК РФ). В отсутствие такого информирования арендодатель считается предоставившим арендатору отсрочку на условиях, установленных пунктом 3 Требований. Аналогичные последствия применяются в случае, если арендодатель необоснованно уклонился от заключения дополнительного соглашения или своим поведением дал арендатору основания полагать, что отсрочка будет предоставлена, либо не выдвигал возражений против выплаты арендатором арендной платы на условиях, установленных пунктом 3 Требований (статья 10, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Согласно разъяснениям по вопросу N 4 Обзора N 2 право на отсрочку уплаты арендной платы на основании части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ и на условиях, указанных в пункте 3 Требований, имеют организации и индивидуальные предприниматели - арендаторы недвижимого имущества, за исключением жилых помещений, по договорам аренды, заключенным до принятия органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации указанного в этой норме решения, которые осуществляют деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Установление наличия иных дополнительных оснований или условий для предоставления отсрочки уплаты арендной платы в силу части 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, в том числе невозможности пользоваться арендованным имуществом по назначению, в соответствии с положениями указанных правовых норм не требуется.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ответчика, основным видом деятельности Общества является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (ОКВЭД 2 - 56.10).
В пункте 6 Перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), поименована деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД 2 - 56).
Каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2, в котором отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX).
В случае, если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Учитывая, что Общество осуществляет деятельность в отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, имелись основания для предоставления отсрочки внесения платы по Договору на условиях, предусмотренных пунктом 3 Постановления N 439.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 439 Общество имело право на отсрочку внесения 420 310 руб. 90 коп. платы за период с 25.05.2020 по 30.09.2020 до 01.01.2021 с последующей ее оплатой в рассрочку ежемесячно до 01.01.2023 (17 512 руб. 95 коп. в месяц).
Поскольку иное не установлено дополнительным соглашением об отсрочке внесения платы и не следует из поведения сторон, в отношении сроков уплаты задолженности подлежат применению положения пункта 2.4 Договора о сроках внесения платежей.
Таким образом, к моменту вынесения обжалуемого решения Общество обязано было внести всю сумму платы, в отношении уплаты которой ему была предоставлена отсрочка (рассрочка).
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 330 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку - денежную сумму (штраф, пени), определенную законом или договором.
Штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением Обществом порядка и сроков внесения 420 310 руб. 90 коп. платы за период с 25.05.2020 по 30.09.2020 в связи с предоставленной отсрочкой с учетом положений подпункта "в" пункта 3 Требований не применяются.
При таких обстоятельствах, в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по внесению предусмотренной Договором платы в спорный период и платежей, в отношении которых Обществу предоставлена отсрочка в определенный в соответствии с пунктом 3 Требований срок, с Общества в пользу Комитета в соответствии с пунктом 4.3 Договора подлежит взысканию 154 247 руб. 52 коп. неустойки, начисленной в период с 13.04.2021 по 28.02.2022.
Согласно пункту 1 статьи 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Как разъяснено в пунктах 71 и 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ). При этом заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, а также принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) размер неустойки может быть снижен судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, поданного суду первой инстанции или апелляционной инстанции, если последней дело рассматривалось по правилам производства в суде первой инстанции.
Более того, помимо самого заявления о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства ответчик в силу положений 65 АПК РФ обязан предоставить суду доказательства, подтверждающие такую несоразмерность.
Ходатайство об уменьшении размера неустойки до вынесения обжалуемого решения суда Обществом не заявлено, доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в материалы дела не представлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (опубликовано на официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 06.04.2020) установлен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в том числе в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
В силу положений подпункта 2 пункта 3 статьи 9.1 Закона о банкротстве на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные в том числе абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве, то есть не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Согласно разъяснениям применительно к вопросу N 10 Обзора N 2 одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория; этот же правовой режим распространяется и на проценты по статье 395 ГК РФ, являющиеся мерой гражданско-правовой ответственности.
Ввиду того, что перечень последствий, наступающих в связи с введением моратория, является исчерпывающим, финансовые санкции не заменяются процентами, предусмотренными пунктом 4 статьи 63 и пунктом 2 статьи 213.19 Закона о банкротстве (в отсутствие дела о банкротстве, возбужденного в течение трех месяцев после прекращения действия моратория).
Действие моратория прекратилось с 08.01.2021 в связи с истечением срока, установленного пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дела о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников".
Заявленная к взысканию неустойка начислена за ненадлежащее исполнение обязательства Общества по внесению платы за пользование Участком в периоды, оканчивающиеся в период действия моратория, в связи с чем соответствующие платежи являются текущими, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, не исключает начисление неустойки за их несвоевременное внесение.
Помимо имущественных требований Комитетом также заявлено требование о расторжении Договора.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается такое нарушение обязательств по договору одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что она была вправе рассчитывать при заключении договора.
Право на расторжение договора по инициативе Комитета при возникновении задолженности по внесению платы в течение трех месяцев вне зависимости от ее последующего внесения предусмотрено пунктом 5.3.2 Договора.
В силу статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Претензионный порядок Комитетом соблюден, что подтверждается претензией от 02.12.2021 N ПР-47516/21-0-0, содержащей, в том числе предложение о расторжении Договора и требование освободить Участок.
Факт ненадлежащего исполнения обязательств по внесению предусмотренной Договором платы в периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021 Обществом не опровергнут.
При таких обстоятельствах сохранение договорных отношений с недобросовестным контрагентом не отвечает целям договора, предполагающего получение лицом, надлежащим образом исполнившим свое обязательство, встречного предоставления, в связи с чем требование о расторжении Договора судом первой инстанции удовлетворено обоснованно.
Неприменение Закона N 98-ФЗ, подлежащего применению в настоящем случае в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для изменения обжалуемого решения.
С учетом положений частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию 28 151 руб. государственной пошлины по иску; с Комитета в пользу Общества - 1 946 руб. 99 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.12.2022 по делу N А56-75185/2022 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" в пользу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга 990 732 руб. 84 коп. задолженности за периоды с 25.05.2020 по 30.09.2020, с 01.05.2021 по 30.09.2021, 154 247 руб. 52 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 28.02.2022.
Расторгнуть договор от 25.07.2019 N 20/НТО-27112.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" в доход федерального бюджета подлежит взысканию 28 151 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кафе Мейерхольд" 1 946 руб. 99 коп. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75185/2022
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, СПб ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга"
Ответчик: ООО "КАФЕ МЕЙЕРХОЛЬД"