г. Саратов |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А12-21420/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Савенковой Н. В., Самохваловой А. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А12-21420/2022,
по иску унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 3460000502, ОГРН 1143400000875),
к индивидуальному предпринимателю Ковалеву Виталию Анатольевичу (ИНН 344402956580, ОГРНИП 310344421600039),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Ковалева Виталия Анатольевича - Непомнящей И.С. по доверенности от 15.12.2022,
в отсутствие представителей унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов", извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Волгоградской области обратилась унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец, организация) с иском с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Ковалеву Виталию Анатольевичу (далее - ответчик, ИП Ковалев В. А.) о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.09.2021 в размере 681089,28 руб., пени за период с 10.12.2021 по 06.12.2022 в размере 18256,39 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 6 декабря 2022 года по делу N А12-21420/2022 иск удовлетворен: с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 681089,28 руб., пени в размере 18256,39 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 16987 руб. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 638 руб.
Не согласившись с вынесенным решением суда, ИП Ковалев В. А. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска, указав на ненадлежащее извещение ответчика о месте и времени судебного разбирательства по делу. Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что истец ошибочно включает в состав имущества многоквартирного жилого дома по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18 спорный объект, принадлежащий ответчику, так как это обособленный объект недвижимости, несвязанный с многоквартирным домом. Также податель жалобы полагает срок исковой давности по части требований пропущенным.
Определением от 09.02.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку установил, что предприниматель извещался судом по месту нахождения спорного нежилого помещения, а не по месту своего жительства. Кроме того, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования ООО "Управляющая компания "ЦентрВолга" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 17, офис А1).
Ответчиком в подтверждение факта обособленности принадлежащего ему здания от многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, представлены дополнительные доказательства, которые приобщены судом к материалам дела.
Представитель истца в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Письменных доводов относительно возражений ответчика не заявил.
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал, кроме того, заявил о пропуске срока исковой давности.
Изучив доводы сторон, а также представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, ответчику на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 1150,10 м2, расположенное по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, Литера А1.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд. Истцом предъявлено требование о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01.10.2014 по 30.09.2021 в размере 681089,28 руб., пени за период с 10.12.2021 по 06.12.2022 в размере 18256,39 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, исходил из наличия доказательств общего имущества МКД, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, и здания ответчика, а также неисполнения обязанности по внесению взносов на капитальный ремонт.
С учетом приобщенных ответчиком дополнительных доказательств суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Из анализа положений статей 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), следует вывод о том, что собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу закона обязан нести расходы на содержание находящегося у него во владении, пользовании, распоряжении помещения, участвовать в расходах на содержание и ремонт общего имущества дома, в том числе путем внесения платы за капитальный ремонт, оплачивать коммунальные услуги тому лицу, которое эти услуги оказывает.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Частью 3 указанной статьи определено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом 3 субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
С принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищным законодательством урегулирован порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Указанный закон не содержит переходных положений, устанавливающих дополнительные условия по применению тех или иных норм Жилищного кодекса Российской Федерации.
Момент возникновения у собственника помещения в многоквартирном доме обязанности по внесению взноса на капитальный ремонт связан с официальным опубликованием утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены дома (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принятым на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решением о формировании фонда капитального ремонта (часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации). Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые включены в региональную программу капитального ремонта, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с октября 2014 года.
Региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утверждена Постановлением Правительства Волгоградской области N 812-п от 31.12.2013, опубликована в издании "Волгоградская правда" N 10 от 22.01.2014, ввиду чего собственники помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области и включенных в Региональную программу, обязаны оплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с октября 2014 года.
Расчет суммы взносов на капитальный ремонт произведен истцом на основании Законов Волгоградской области от 05 июня 2014 года N 87-ОД, от 28 ноября 2014 года N158-ОД, от 22 октября 2015 года N 172-ОД, от 03 октября 2016 года N 85-ОД, от 13 октября 2017 года N 84-ОД, от 08 сентября 2018 года N 459-ОД, от 15 октября 2019 года N 517-П, от 12 октября 2020 года N 608-П, от 13 октября 2021 года N 575-11 которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014 - 2022 годы на территории Волгоградской области.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Возражая против предъявленного иска, ответчик указал, что принадлежащая ему часть здания является автономной, которая конструктивно и технически не связана с МКД.
В материалы дела представлен технический паспорт на жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, 1957 года постройки. Согласно плану к указанному дому имеется пристройка Литера А1. В экспликации указанного технического паспорта сведения о помещениях, расположенных в пристройке Литера А1, отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН помещения, состоящие из 60 комнат, принадлежащие ИП Ковалеву В.А., расположены в нежилой пристройке площадью 1150,1 м2, адрес государственной регистрации: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, помещение 1.
Из представленного технического паспорта на пристройку следует, что она имеет 1967 год постройки.
Ответчиком в материалы дела представлены копии технических паспортов, а также копии свидетельств о регистрации права собственности предыдущих правообладателей пристройки на сооружения - канализационную и водопроводную сети.
Третье лицо - ООО "УК "Центрволга", являющееся управляющей компанией МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, представило отзыв, согласно которому объект недвижимости, принадлежащий предпринимателю, не имеет общих систем и сетей инженерно-технического обеспечения, включая, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и канализации с управляемым обществом МКД. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и техническим условиям подключения электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение осуществляется от отдельных точек присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, расположенных вне границ МКД. Теплоснабжение пристройки осуществляется посредством использования собственной газовой котельной. Управляющая компания содержание и ремонт пристройки, принадлежащей предпринимателю, не производит.
Согласно представленному предпринимателем в материалы дела досудебному экспертному заключению от 28.12.2022 пристройка, принадлежащая ответчику, является нежилым здание, несвязанным с многоквартирным жилым домом по своему функциональному назначению; имеет отдельные: фундамент, стены, несущие конструкции, крышу, вход; имеет отдельные точки подключения к инженерным сетям, не связанные с инженерными сетями МКД; согласно проекту межевания территории квартала расположен на отдельном земельном участке (Постановление администрации Волгограда N 1693 от 22.12.2000); не обслуживается управляющей компанией МКД.
Кроме того, ответчиком представлены разделы проектной документации на капитальный ремонт общего имущества МКД по адресу: г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 18, от 2021 года, выполненной ООО "Тендер Траст": "Архитектурные решения", "Конструктивные и объемно-планировочные решения", инженерного оборудования (систем: газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, тепловые сети). Согласно тексту и графической части проектная документация подготовлена для выполнения капитального ремонта МКД 1957 года постройки, без пристройки ответчика.
В представленных Фондом возражениях истец не оспаривает факт обособленности от МКД всех конструктивных (несущих) элементов пристройки, принадлежащей ответчику, а также автономности инженерных систем и коммуникаций, однако полагает, что указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
Указанные возражения противоречат положениям статей 249 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку с учетом полной автономности от МКД объекта недвижимости, принадлежащего предпринимателю, у него не возникло право общедолевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, а, следовательно, не возникла обязанность по содержанию такого имущества и внесению взносов на его капитальный ремонт.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется. В иске фонду суд апелляционной инстанции отказывает.
Поскольку у предпринимателя отсутствует законная обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт, оснований для рассмотрения заявления о применении срока исковой давности, заявленных за пределами трех лет до направления претензии, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции относит на истца.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 6 декабря 2022 года по делу N А12-21420/2022 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Возвратить унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" из федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 638 руб.
Взыскать с унитарной некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" в пользу индивидуального предпринимателя Ковалева Виталия Анатольевича судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21420/2022
Истец: УНИТАРНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ"
Ответчик: Ковалев Виталий Анатольевич
Третье лицо: ООО "Управляющая компания"ЦентрВолга"