г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А26-5109/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Кроликовой Д.С.
при участии:
от истца: Раутанен Я.Э. по доверенности от 10.03.2023
от ответчика: Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20/2023) Государственного учреждения - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2022 по делу N А26-5109/2022, принятое
по иску Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 1 334 014 руб. 69 коп. излишне понесенных расходов при осуществлении специальной выплаты.
Решением суда от 24.11.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания убытков.
27.02.2023 от истца в апелляционный суд поступило ходатайство о замене в порядке процессуального правопреемства Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 01.01.2023 путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12.12.2022 N 324п Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации с 01.01.2023 переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд, рассмотрев заявленное ходатайство, считает его подлежащим удовлетворению.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании сведений, содержащихся в реестрах, направленных Учреждением за период с ноября 2020 года по апрель 2021 года, работникам на основании приказов отделения Фонда начислена и выплачена специальная выплата в общей сумме 1 436 804 руб. 35 коп.
При осуществлении мероприятий по контролю полноты представляемых сведений Фондом, результаты которых отражены в акте проверки медицинских и иных организаций о выявленных несоответствиях N 1 от 24.03.2022 было установлено:
- Учреждением 23.12.2020, 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021, 11.05.2021 направлены реестры сведений в отношении Мартыновой Е.С. с указанием должности "уборщик территорий", Фондом произведена выплата в общей сумме 166 193 руб. 78 коп.;
- Учреждением 07.12.2020, 23.12.2020, 14.01.2021 (перерасчет), 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021 направлены реестры сведений в отношении Горчинска О.А. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фондом произведена выплата в общей сумме 247 586,63 руб.;
- Учреждением 06.04.2021, 11.05.2021 направлены реестры сведений в отношении Кругловой К.А. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фонда произведена выплата в общей сумме 12028 руб. 50 коп.;
- Учреждением 07.12.2020, 23.12.2020, 14.01.2021 (перерасчет), 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021 направлены реестры сведений в отношении Лустинен С.А. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фондом произведена выплата в общей сумме 262 020 руб. 83 коп.;
- Учреждением 07.12.2020, 23.12.2020, 14.01.2021 (перерасчет), 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021, 11.05.2021 направлены реестры сведений в отношении Лютиковой Н.И. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фондом произведена выплата в общей сумме 273 247 руб. 43 коп.;
- Учреждением 07.12.2020, 23.12.2020, 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021, 11.05.2021 направлены реестры сведений в отношении Семеновой А.Н. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фонда произведена Выплата в общей сумме 230 145 руб. 30 коп.;
- Учреждением 07.12.2020, 23.12.2020, 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021, 11.05.2021 направлены реестры сведений в отношении Ханнолайне В.И. с указанием должности "лифтер", на основании которых отделением Фонда произведена Выплата в общей сумме 245 581 руб. 88 коп.
Фондом было предложено уплатить выявленную переплату, поскольку лица, состоящие в должностях "лифтер" и "уборщик территорий" не относятся к категориям лиц, на которых распространяется действие Постановления N 1762.
Учитывая отсутствие добровольного погашения переплаты в размере 1 334 014 руб. 69 коп., Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что указанным лицам правомерно начислены специальные выплаты на основании Постановления N 1762.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Таким образом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено, только при доказанности размера убытков, а также в совокупности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.
Основанием обращения в суд с настоящим иском явилось несение Фондом расходов в связи с излишне выплаченной суммой социальной выплаты работникам медицинских и иных организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1762 от 30.10.2020 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID - 19) и признания утратившим силу отдельных актов Правительства РФ" утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования РФ в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID - 19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом коронавирусной инфекции (COVID - 19).
Вышеуказанными Правилами определен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций.
Пунктом 2 Правил N 1762 установлено, что в целях государственной социальной поддержки медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) производить ежемесячно в период с 1 ноября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. специальные социальные выплаты за нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена), и предусмотрен перечень должностных лиц, в котором не указаны "лифтер" и "уборщик территории".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в вопросе 3 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, право на получение специальной социальной выплаты, помимо медицинских и иных работников медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), имеют медицинские работники, которые непосредственно оказанием медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не занимаются, но при выполнении должностных обязанностей контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1762, специальная социальная выплата производится за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - нормативная смена).
Специальная социальная выплата производится ежемесячно.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается как сумма специальных социальных выплат за фактическое число нормативных смен в календарном месяце.
В пункте 4 Правил N 1762 установлено, что для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется организациями в территориальный орган Фонда до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Пунктами 10, 12 указанных Правил закреплена ответственность организаций за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что при исполнении обязанностей лифтера, а также уборщика помещений сотрудниками в случае недостаточности штатных единиц санитаров фактически осуществлялись функции санитаров.
На момент открытия подразделения для оказания помощи при COVID-19 было выделено 8 штатных единиц санитарок на 50 коек подразделения и 5 штатных единиц лифтеров. При этом объективная возможность при полном заполнении подразделения и осуществления работы санитаров по сменам обеспечить надлежащий уход за пациентами и функционирование подразделения отсутствовала, в связи с чем было принято решение об использовании иных должностей, в том числе лифтеров и уборщиков территорий для осуществления функций санитаров. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
В связи с этим, во исполнение требований пункта 4 Правил N 1762 ответчик 07.12.2020, 23.12.2020, 15.01.2021, 04.02.2021, 11.03.2021, 06.04.2021, 11.05.2021 направил в Отделение Фонда реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В спорных реестрах ответчиком были указаны должности, занимаемые сотрудниками ответчика, в том числе, должности "лифтер", "уборщик территорий".
При этом доказательства указания ответчиком в реестрах недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательств представления ответчиком недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктами 10, 12 Правил N 1762, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения Учреждением излишне понесенных Фондом расходов.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену в порядке процессуального правопреемства Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Республике Карелия.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2022 по делу N А26-5109/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5109/2022
Истец: ГУ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Центр паллиативной медицинской помощи"
Третье лицо: ОСФР по Республике Карелия