г. Красноярск |
|
14 марта 2023 г. |
Дело N А74-2003/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Таракановой О.М.,
при участии в судебном заседании, проводимом в порядке статьи 153Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия:
в здании Арбитражного суда Республики Хакасия:
от истца (акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"): Будаковой Е.А., представителя по доверенности от 14.05.2021, диплом;
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика"):
Лифенко Т.С., представителя по доверенности от 16.01.2023, диплом,
от третьего лица (Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия): Жуганова Д.О., представителя по доверенности от 21.01.2022, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" (ИНН 1901124282, ОГРН 1151901001735) на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 ноября 2022 года по делу N А74-2003/2022,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Служба заказчика" о взыскании 376 968 рублей 82 копеек задолженности по договору теплоснабжения и поставки горячей вода от 01.07.2015 N 53059 за потребленную тепловую энергию в период с июля по декабрь 2020 года.
Определением от 05.09.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02.11.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с порядком определения объема потребленного ответчиком ресурса. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласилось с доводами жалобы.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24.01.2023.
С учетом определения об отложении судебного разбирательства, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное заседание назначено на 06.03.2023.
В судебном заседании представитель ответчика изложил доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, направленных 28.02.2023 в апелляционный суд, а именно - письмо Правительства Республики Хакасия от 03.10.2022 исх.N ПГ-2760-ВК, письмо Минстроя России от 01.11.2022 исх.N 57431 -ОЛ/04.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возразил относительно заявленного ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил, - в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку не представлено обоснования невозможности предоставления данных документов суду первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации города Абакана от 30.09.2014 N 1934 истцу присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Абакана.
Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19.12.2018 N 68-т установлены тарифы в сфере теплоснабжения для филиала Абаканская ТЭЦ АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" на 2019-2023 годы.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) ответчик в спорный период являлся управляющей организацией и осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами.
01.07.2015 между истцом (теплоснабжающая организация) (далее - истец, РСО) и ответчиком (потребитель) (далее - ответчик) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 53059 (далее - договор) с учетом дополнительного соглашения от 06.07.2015, от 01.11.2015, от 05.05.2016, от 01.09.2017, от 01.10.2019, от 14.11.2018, от 04.02.2019, от 07.02.2020, от 01.02.2021, по условиям которого, ТСО обязуется поставить потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (далее по тексту договора - энергия), теплоноситель и горячую воду (по тексту совместно именуемые - ресурс), а потребитель обязуется оплачивать принятый ресурс, отпуск ресурса на объекты потребителя (Приложение N 3) производится ТСО в точке поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети ТСО или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети. Границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности указываются в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2) (пункт 1.1 и 1.2. договора).
Пункты 7.1, 7.2, договора расчет стоимости потребленного ресурса за расчетный период производятся за количество ресурса, определенное условиями настоящего договора, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В стоимость потребленной энергии, теплоносителя и горячей воды включается сумма налога на добавленную стоимость. Расчетный период для оплаты за ресурс устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно дополнительному соглашению от 07.02.2020 расчет стоимости ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, за расчетный период производятся за фактическое количество ресурса, определенное условиями настоящего договора, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае изменения тарифов уполномоченным органом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными Сторонами с момента введения новых тарифов. В случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, начисления за потребленный ресурс исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов производятся с учетом повышающего коэффициента. В стоимость потребленной энергии, теплоносителя и горячей воды включается сумма налога на добавленную стоимость. Расчетный период для оплаты за ресурс устанавливается равным календарному месяцу.
В пункте 5.4 договора, установлено, что платежи осуществляются потребителем до 15 числа месяца, следующего за расчетным за потребление ресурса, в сумме, указанной в счет - фактуре, путем перечисления денежных средств по реквизитам РСО. В платежном документе потребитель указывает назначение платежа (дату и номер настоящего договора, дату и номер выставленного РСО счета-фактуры). При поступлении оплаты без указания назначения платежа, полученная сумма оплаты направляется в первую очередь на погашение задолженности в порядке календарной очередности, а при отсутствии задолженности - в счет оплаты следующего расчетного периода.
В пункте 11.1. договора с учетом дополнительных соглашений, установлено, что настоящий договор вступает в силу с момента его подписания, распространяя свое действие на отношения сторон с 01.07.2015 и распространяется на отношения сторон с 01.02.2020 и считается ежегодно продленным на тог же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях.
Поскольку доказательств прекращения договорных отношений и прекращения исполнения ответчиком обязанностей управляющей организации в отношении МКД, указанных в приложении N 2 к договору, в дело не представлено, арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации признал договор действующим в спорный период.
Исполняя условия договора, теплоснабжающая организация в период с июля по декабрь 2020 года поставляла в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные жилые дома теплоресурс и предъявила к оплате счета-фактуры от 31.07.2020 N 11-072020-2080001794, от 13.04.2020 N 17-072020-2080001794, от 12.10.2022 N 17-072020-2080001794 на сумму 26 475 рублей 13 копеек, от 31.08.2020 N 11-082020-2080001794, от 21.09.2020 N 17-082020-2080001794, от 14.04.2021 N 17-082020-2080001794 на сумму 28 078 рублей 84 копеек, от 30.09.2020 N 11-092020-208001794, от 14.04.2021 N 17-092020-2080001794, от 17.03.2022 N 17-092020-2080001794 на сумму 62 124 рубля 33 копейки, от 31.10.2020 N 11-102020-2080001794, от 13.04.2021 N 17-102020-2080001794, от 17.03.2022 N 17-102020-2080001794 на сумму 87 980 рублей 26 копеек, от 30.11.2020 N 11-112020-2080001794, от 17.03.2022 N 17-112020-2080001794, от 12.10.2022 N 17-112020-2080001794 на сумму 63 257 рублей 53 копейки, от 31.12.2020 N 11-122020-2080001794, от 17.03.2022 N 17-122020-2080001794, от 05.09.2022 N 17-122020-2080001794, от 12.10.2022 N 17-122020-2080001794 на сумму 109 052 рубля 73 копейки, таким образом, общая сумма задолженности за спорный период составляет 376 968 рублей 82 копейки.
Расчет задолженности за поставленный период осуществлялся РСО на основании данных теплосчетчика и ведомостям начислений по жилым домам, а также ведомостям учета параметров потребления тепла.
Истцом направлена ответчику претензия об оплате задолженности, оставленная ответчиком без ответа.
В связи с неисполнением обязанности по оплате тепловой энергии и горячей воды истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединённую сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (пункт 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации).
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать энергию в количестве, предусмотренном договором. Количество поданной энергоснабжающей организацией и используемой абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Нормами статьи 19 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Поскольку в рассматриваемом случае объектом поставки тепловой энергии являются многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, следовательно, к отношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела представлен контррасчет потребленного теплоресурса исходя из норматива потребления.
Истцом в материалы дела представлены акты периодических проверок/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя за спорный период, сведения о показаниям приборов учета, а также счета-расшифровки, уведомления о перерасчете, расчет исковых требований c корректировочными счетами-фактурами, где истец скорректировал исковые требования в соответствии с Правилами N 124 и правовой позицией, изложенной в решении Верховного суда Российской Федерации от 20.06.2018 N АКПИ 18-386.
Расчет истца проверен судом первой инстанции и обоснованно признан правильным. Повторно проверив указанный расчет, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки данного расчета в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в отношении многоквартирных общедомовых домов, находящихся в управлении ответчика, предусмотрен порядок определения объема потребленного коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, изложенный в пунктах 21, 1(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно пункту 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - V потр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и пункту 3 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, под открытой системой теплоснабжения (горячего водоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети.
Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения (пункт 4.1 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии со статьей 15.1 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Правил N 354, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) является коммунальным ресурсом.
Потребление горячей воды в находящихся в управлении ответчика многоквартирных жилых домах производится путем отбора теплоносителя в виде воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения), следовательно, поставленный истцом коммунальный ресурс (теплоноситель) используется ответчиком в целях получения двух коммунальных услуг (горячее водоснабжение и отопление).
С учетом конструктивных особенностей внутридомовой инженерной системы отопления отбор теплоносителя непосредственно для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения осуществляется из отдельного контура сети, коммунальная услуга теплоснабжения оказывается посредством иных конструктивных элементов внутридомовой инженерной системы.
Находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома оборудованы приборами учета тепловой энергии, которые расположены на вводе в систему отопления многоквартирных домов и учитывают объем теплоносителя, поступившего во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения (V1), и возвращенного в тепловую сеть ресурсоснабжающей организации (V2).
В материалы дела не представлено доказательств неисправности коллективных (общедомовых) приборов учета.
Выводы суда соответствуют сформировавшейся судебной практике (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2021 N 304-ЭС20-20939 по делу N А03-23480/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2022 по делу N А33-25212/2020).
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, из чего следует, что потребитель обязан оплатить весь коммунальный ресурс, в данном случае теплоноситель, поступивший во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения многоквартирного дома.
Использование коммунального ресурса (теплоносителя) для получения двух коммунальных услуг путем его распределения в различные элементы внутридомовой инженерной системы отопления не является основанием для освобождения потребителя об обязанности по оплате фактически израсходованного теплоносителя.
Сверхнормативное потребление, превышающее объем потребления тепловой энергии, то есть величина, превышающая объем рассчитанный по нормативу на подогрев и нормативу на подогрев ГВС для ОДН, фактически потребляется управляющей организацией и многоквартирными домами, что и фиксирует общедомовой прибор учета и соответственно данный объем тепловой энергии, превышающий нормативы, но потребленный согласно прибору, подлежит оплате управляющей компанией.
Возложение на управляющая организацию разницы между объемом потребленных ресурсов и объемом, превышающем объем, обязательства по оплате которого возлагаются на граждан, является правомерным, в силу следующего.
В силу положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по ГВС по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии.
Изложенное согласуется с общим принципом энергетических отношений о необходимости оплаты фактического потребления ресурса и соответствует правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, Определение от 18.01.2011 N 8-О-П).
Отнесение на исполнителя сверхнормативного потребления ресурса на СОИ направлено на его стимулирование к осуществлению мероприятий по энергосбережению, выявлению несанкционированных вмешательств в работу приборов учета, несанкционированных подключений оборудования потребителей к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то есть для достижения целей управления МКД, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее СОИ, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ, определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.01.2017 N 36-КГ16-23, от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584, решение Верховного Суда
Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943).
Факт поставки тепловой энергии в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, в спорный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается, суду не представлено обоснованных расчётов погрешности прибора учёта, обусловленной изменением физических свойств теплоносителя в результате изменения его температуры.
Доводы ответчика о том, что расчет задолженности должен быть произведен исходя из показаний ОДПУ - в массе (тоннах), а не в объемах (м. куб.), рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен на основании следующего.
Объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Исходя из подпункта "г" пункта 21 указанных Правил в совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с примечанием 1 к приложению N 2 к Правилам N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению единицей измерения объема потребленного коммунального ресурса является кубический метр.
В силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 101 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 1075 (далее -Постановление 1075), тариф на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источником (источниками) тепловой энергии, на котором производится теплоноситель, устанавливается равным стоимости 1 м воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках указанного источника тепловой энергии, и (или) стоимости воды, покупаемой у других организаций, с учетом затрат на мероприятия, необходимые для доведения воды до установленных законодательством Российской Федерации параметров качества теплоносителя, и применяется к объему невозвращенного теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла. Объем невозвращенного теплоносителя определяется в соответствии с правилами коммерческого учета. Тариф на теплоноситель, поставляемый потребителям регулируемой организацией, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования тарифов.
Согласно представленным в материалы дела данным теплосчетчика ответчик передавал показания за полученный теплоноситель в кубических метрах.
На основании изложенного, суд первой инстанции, руководствуя пунктами "а" и "в" примечания 1 к приложению N 2 Правил N 354, пунктом 101 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, обоснованно указал, что единицы измерения и тарифы на теплоноситель устанавливаются в кубических метрах, производить расчет потребленного ресурса в многоквартирных домах необходимо путем разности показаний V1- V2.
Данная правовая позиция изложена в Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2017 N 310-ЭС17-7593 по делу N А14-1679/2016.
Учитывая условия заключенного договора, а также то, что тариф для истца установлен в кубических метрах, суд признал, что расчет суммы иска, подготовленный истцом, исходя из объема ресурса, исчисленного в кубических метрах, обоснованным и соответствующим законодательству.
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым Оля передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354, коллективный (общедомовой) прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В рамках заключенного договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 01.07.2015 N 53059, в редакции дополнительного соглашения, истец обязуется поставить ответчику ресурс - горячую воду, тепловую энергию (теплоноситель), потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах (объекты потребителя), ответчик обязался принять и оплатить ресурс в объемах, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно пункту 3.1.18 дополнительного соглашения потребитель снимает показания и передает их в РСО и несет достоверность представленных данных. Ежемесячный отчет учета энергии, теплоносителя и горячей воды, предоставляемый потребителем в РСО, является документом, подтверждающим фактический объем поставки ресурса, укачанный в настоящем отчете.
Показания ОДПУ передавались ответчиком в м и были приняты истцом к расчету.
В соответствии с пунктом 4.1. дополнительного соглашения, расчет объема ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, отпущенного потребителю, производится в соответствии с Правилами N 124. а также иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 4.5 дополнительного соглашения предусмотрено, что ввод в эксплуатацию узла учета (приборов учета) ресурса производится в соответствии с требованиями "Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя".
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 19 Закона О теплоснабжении, пунктов 5, 111 Правил N 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем измерения приборами учета.
Пунктом 110 Правил N 1034 установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Согласно пункту 3 Правил N 1034 под узлом учета понимается техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя; под вводом в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии; под прибором учета - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
При этом положениями пунктов 62-72 Правил N 1034 установлено следующее.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62 Правил N 1034).
В силу пункта 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией.
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункт 65 Правил N 1034).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил N 1034).
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
Достоверность приборного способа учета энергоресурсов достигается соблюдением совокупности нормативных требований, касающихся приборов (узлов) учета, в том числе: места установки (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении); технических требований (пункт 1 статьи 13 Закона об энергосбережении, Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии, утверждены приказом Минпромторга Российской Федерации от 21.01.2011 N 57); ввода в эксплуатацию (пункты 52-59 Правил N 1034): надлежащей эксплуатации, включая снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (пункт 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания Акта ввода в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 60 Правил N 1034 перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53-59 данных Правил.
Расчетные способы определения объема энергоресурсов допускаются до установки приборов учета, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, при нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 3 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, поскольку узлы учета в спорных многоквартирных домам приняты в коммерческий учет, основании расчетов по нормативу не имеется.
Согласно актам периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя узлы учета спорных МКД допущены в коммерческий учет, установлены теплосчетчики (тепловычислители) 7КТ-Абакан.
В спорных многоквартирных жилых домах, находящихся на обслуживании и управлении у ответчика узлы учета тепловой энергии оборудованы расходомерами РМ, ПРЭМ, МФ. ЕТ.
Согласно пунктам 1.1, 1.1.2 руководства но эксплуатации счетчиков-расходомеров РМ: счетчики-расходомеры предназначены для измерений объема и объемного расхода (без нормирования погрешности) технических жидкостей, преимущественно воды в системах теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения. РМ обеспечивают выдачу в кодах интерфейса RS-485 (совместно с периферийными устройствами и в кодах интерфейса RS-232) - текущего значения объемного расхода жидкости в трубопроводе, м. куб./ч.
Согласно п. 1; п. 2.2.1. руководства по эксплуатации счетчиков-расходомеров ПРЭМ: счетчики-расходомеры предназначены для измерений и преобразований в выходные электрические сигналы объемного расхода и объема электропроводящих жидкостей. Диаметры условных проходов преобразователей и соответствующие им максимальные значения расходов (Q шах), в зависимости от класса преобразователей и направления потока измеряемой среды, соответствуют значениям, приведенным в таблице 1, а именно Q max. м.
Согласно пункту 1.1. руководства по эксплуатации счетчиков-расходомеров МФ: предназначены для измерений объема н расхода холодной или горячей воды. Область применения - измерение расхода и учет потребления количества жидкости в наполненных напорных трубопроводах систем водо- и теплоснабжения, отображающим на дисплее измеренные параметры: объемный расход (м/ч); объем (м); время работы.
Согласно техническим характеристикам счетчика холодной и горячей воды однострунного ЕТ, расход воды измеряется в м.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 2 Закона О теплоснабжении, теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения. Теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) в силу Правил N 354 является коммунальным ресурсом.
Спорные многоквартирные дома имеют открытую систему теплопотребления, при которой горячее водоснабжение осуществляется путем забора теплоносителя из тепловой сети. В этой связи объем горячей воды, потребленной в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, определен как объем (м) теплоносителя, поступившей из тепловой сети и возвращенной в тепловую сеть по показаниям таких приборов учета, передаваемых ответчиком.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1034 теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации.
Тепловычислители Абакан 7КТ, включающие счетчики-расходомеры (РМ, ПРЭМ, МФ, ЕТ) отвечают установленным законом требованиям к коллективным (общедомовым) приборам учета и их показания надлежит использовать в расчетах между сторонами (фиксирующих Т1-Т2; Р1-Р2).
С учетом приведенных норм права, истец произвел расчет объема потребленного тепло носителя (горячей воды) в м на основании показаний тепловычислителей
7КТ-Абакаи, СПТ (941), установленных на вводе системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирные жилые дома на границе эксплуатационной ответственности сетей правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Как следует из пояснений истца, относительно непринятия к расчетам показания приборов (V3-V4) МКД по ул. Пушкина, д. 40; ул. Пушкина, д. 42; ул. Тельмана, д. 87, истец указал, что МКД N N 40, 42 по ул. Пушкина, 87 по ул. Тельмана на узлах учета тепловой энергии/ГВС у ответчика установлены приборы ГВС (механические водосчетчики ГВС), о чем имеется отметка в актах периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя.
Согласно акту периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя от 13.12.2019, в МКД по ул. Пушкина, д. 40 в составе узла учета установлен прибор учета ГВС (механический) СВУ-20 (ТЭМ-211-15).
Согласно акту периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя от 28.11.2018, в МКД по ул. Пушкина, д. 42 в составе узла учета установлен прибор учета ГВС (механический) СВУ-20 (ТЭМ-211-15).
Согласно акту периодической проверки/ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии/ГВС у потребителя от 05.11.2020, в МКД по ул. Тельмана, д. 87 в составе узла учета установлен прибор учета ГВС (механический) МТЦ-1 25 (ВСТ 15).
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 19 Закона О теплоснабжении, пунктов 5, 111 Правил N 1034, количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету, который осуществляется нулем измерения приборами учета.
Пунктом 110 Правил N 1034 установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному).
Согласно пункту 100 Правил N 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с вышеназванными актами периодической проверки (МКД N N 40, 42 но ул. Пушкина, 87 по ул. Тельмана) датчики Т1-Т2; Р1-Р2 в составе механического прибора ГВС отсутствуют.
Таким образом, для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносители, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносители в подающем и обратном трубопроводах узла учета: это расходомеры, учитывающие объем теплоносителя, приборы, учитывающие гигакалории, либо преобразователи расхода электромагнитные ПРЭМы РМ и др., учитывающие как расход, так и гигакалории теплоносители.
Согласно пункту 37 Приказа Минстрой России от 17.03.2014 года N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя Дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются следующие параметры: а) масса, давление и температура горячей воды; б) масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Вместе с тем, установленные приборы учета ГВС в вышеназванных МКД - СВУ-20 (ТЭМ-211-15); МТЦ-1 25 (ВСТ 15), как средство измерении, не фиксируют данные сведения, также не учитывают объем теплоносителя, поступившего во внутридомовую систему теплоснабжения в оставшейся части, не могут быть признаны коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В спорных МКД N N 40,42 по ул. Пушкина, 87, по ул. Тельмана горячее водоснабжение осуществляется по открытой схеме, то есть путем непосредственного водоразбора горячей воды из тепловой сети.
Вводы в многоквартирные дома оснащены узлами учета тепловой энергии, в состав которых входит общедомовой прибор учета тепловой энергии - в том числе счетчики-расходомеры: РМ, ПРЭМ, МФ, ЕТ, предназначенные для измерения объема и расходы горячей воды в м и тепловычислитель Абакан 7КТ являющихся вычислительным устройством в силу своих конструктивных особенностей.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 ноября 2022 года по делу N А74-2003/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2003/2022
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственности "Служба Заказчика"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, АО ФИЛИАЛ "АБАКАНСКАЯ ТЭЦ" "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13", Третий арбитражный апелляционный суд