г. Чита |
|
14 марта 2023 г. |
дело N А19-17279/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.П.,
судей: Гречаниченко А.В., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горлачевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области на определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2022 года по делу N А19-17279/2022
по результатам рассмотрения заявления Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области (ИНН: 3808237415, ОГРН: 1143850029047) о включении в реестр требований кредиторов Винокурцева Александра Владимировича административного штрафа в размере 5 000 рублей,
в деле о несостоятельности (банкротстве) Винокурцева Александра Владимировича (21.07.1974 года рождения, место рождения г.Иркутск, СНИЛС 104-048-395-20, ИНН 381101754485),
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.11.2022 в отношении Винокурцева Александра Владимировича (далее - Винокурцев А.В., должник) введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена арбитражный управляющий Андросюк Алена Геннадьевна.
Сообщение о введении в отношении Винокурцева А.В. процедуры реструктуризации долгов опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 215 (7416) от 19.11.2022.
Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области (далее - Агентство) 02.12.2022 обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника 5 000 руб. административного штрафа.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.12.2022 требование Агентства в размере 5 000 руб. штрафа включено в третью очередь реестра требований кредиторов Винокурцева А.В. с порядком удовлетворения, предусмотренным пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) - после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Не согласившись с принятым судебным актом по делу, Агентство его обжаловало в апелляционном порядке, просило определение суда от 29.12.2022 отменить в части отнесения требования к финансовым санкциям, подлежащим удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что административные штрафы являются в силу статьи 2 Закона о банкротстве обязательными платежами и не относятся к финансовым санкциям.
Указывает на то, что отнесение административного штрафа к финансовым санкциям приводит к нарушению очередности удовлетворения требования и нарушению права на участие кредитора в собрании кредиторов с числом голосов, соответствующих размеру его требования.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
При рассмотрении обособленного спора судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Октябрьского района г. Иркутска от 08.10.2021 по делу N5-953/2021 Винокурцев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. с конфискацией огнестрельного оружия с нарезным стволом модели "Лось-4", кал. 7,62х51, серия М, N140, 1993г.в.
Указанный судебный акт вступил в законную силу 03.11.2021.
Наличие задолженности по оплате административного штрафа в размере 5 000 руб. послужило основанием для обращения Агентства с настоящим требованием.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу Закона о банкротстве правом предъявления требований по обязательным платежам обладает только орган исполнительной власти, наделенный специальным полномочием. Данная норма права направлена на объединение требований по обязательствам перед Российской Федерацией и представление интересов специально уполномоченным на то лицом - уполномоченным органом. Указанные положения обеспечивают проведение единой политики Российской Федерации, как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Положения, содержащиеся в абзаце 9 статьи 2 Закона о банкротстве, не ограничивают исполнительные органы Российской Федерации в праве на судебную защиту в рамках дела о банкротстве, а лишь устанавливают особый процедурно-правовой режим предъявления требований к должнику, который вводится при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве.
В силу абзаца 5 статьи 2 Закона о банкротстве обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 257) и пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, в том числе по административным штрафам, независимо от того, в бюджет какого уровня они подлежат зачислению.
Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области не наделено полномочиями уполномоченного органа на предъявление в деле о банкротстве требования на сумму 5 000 рублей административного штрафа.
Утвержденный Постановлением N 257 порядок помимо прочего направлен на объединение и представление требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке предъявления требований федеральные органы исполнительной власти уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по денежным обязательствам и представляют ему заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для подачи заявления о признании должника банкротом.
По смыслу пунктов 12 и 13 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Постановлением N 257, в настоящем случае Агентство должно было направить Федеральной налоговой службе сведения о задолженности Винокурцева А.В. по административным штрафам для заявления уполномоченным органом требований в деле о банкротстве должника. После получения таких документов уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке (пункты 13, 14 Положения о порядке предъявления требований).
Согласно разъяснениям, данными в пункте 5 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае, когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции вышеприведенные нормы не применены, разъяснения не учтены, уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) не извещался, его волеизъявление на предъявление требования не выяснено. Самостоятельное предъявление требования Агентством не было одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что судебное заседание по рассмотрению итогов процедуры реструктуризации долгов должника назначено арбитражным судом Иркутской области на 06.04.2023, возможность предъявления настоящего требования в установленном законом порядке не утрачена (пункт 2 статьи 213.8, пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве).
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2022 года по делу N А19-17279/2022 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление Агентства - оставлению без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2022 года по делу N А19-17279/2022 отменить.
Заявление Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.П. Антонова |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17279/2022
Должник: Винокурцев Александр Владимирович
Кредитор: Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области, Акицонерный коммерческий банк "Союз", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N24 по Иркутской области
Третье лицо: Андросюк Алена Александровна, Андросюк Алёна Геннадьевна, Ассоциация "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональный арбитражных управляющих"