г. Челябинск |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А34-17153/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А. рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.12.2022 по делу N А34-17153/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее - Фонд, заявитель, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тех Снаб" (далее - ООО "Тех Снаб", общество, страхователь) о взыскании штрафных санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 1000 руб. выразившееся в нарушении сроков представления сведений формы СЗВ-Стаж за отчетный период 2018, 2019 гг.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 29.12.2022 (резолютивная часть решения объявлена 19.12.2022) заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Тех Снаб" в пользу Фонда взысканы штрафные санкции в сумме 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 год. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ООО "Тех Снаб" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1000 руб.
Заявитель не согласился с указанным решением и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Фонд просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на следующие обстоятельства: ООО "Тех Снаб" в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представило в установленный срок не позднее 02.03.2020 недостоверные сведения СЗВ-Стаж "исходная" за отчетный период 2019 год на 1 застрахованное лицо; 09.01.2020 страхователю было направлено в электронном виде уведомление об устранении в пятидневный срок ошибок; согласно Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в случае предоставления страхователем уточненных (исправленных) сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются; страхователь получил уведомление об устранении ошибок 10.01.2020, а представил исправленные данные по форме СЗВ-Стаж "дополняющая" только 01.06.2020, то есть с нарушением срока, установленного законодательством.
Кроме того, в апелляционной жалобе заявитель просил заменить наименование учреждения Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, наименование заявителя - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (ОГРН 1024500517282) 01.01.2023 изменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области без изменения иных регистрационных сведений.
В этой связи заявление об изменении наименования заявителя является обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Тех Снаб" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения по форме СЗВ-Стаж (регистрационный номер 055004041213).
25.03.2019, 08.01.2020 общество представило в Фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж с типом "исходная" за отчетные периоды 2018, 2019 гг. соответственно в отношении 1 застрахованного лица.
09.01.2020 Фондом сформировано уведомление об устранении ошибки - исправить последовательность периодов работы в 2019 году.
01.06.2020 общество представило в Фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж с типом "дополняющая" за отчетный период 2019 год в отношении 1 застрахованного лица с исправлением.
Страховщиком проведены проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды по форме отчетности СЗВ-Стаж, в ходе которых установлены факты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды 2018, 2019 гг. с нарушением установленных сроков.
По результатам проверок представленной страховщиком составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.05.2019, 12.05.2022, фиксирующие выявленные нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По итогам рассмотрения указанных актов страховщиком вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.06.2019, от 21.06.2022 по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1000 руб.
Фондом выставлены обществу требования от 28.06.2019 и от 21.06.2022 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Неисполнение требований страхователем в установленные сроки в добровольном порядке послужило основанием для обращения страховщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания штрафа 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 г. В этой части решение суда сторонами не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении требований страховщика о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-Стаж за 2019 г., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований привлечения страхователя к ответственности по части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, поскольку отчет по форме СЗВ-Стаж за 2019 г. с типом "исходная" был представлен своевременно.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Таким образом, исходя из нормативных требований, отчетность по форме СЗВ-Стаж за 2018 года должна была быть представлена не позднее 01.03.2019.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что страхователь представил сведения по форме СЗВ-Стаж за 2018 год 25.03.2019, то есть с нарушением установленного срока, что влечет применение к страхователю мер ответственности, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ (в действующей редакции), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 руб.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
Руководствуясь законодательством о налогах и сборах, были определены предельные сроки на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - НК РФ); на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); на вручение (направление) акта проверки, на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, на рассмотрение материалов проверки, на вручение (направление) решения по результатам проверки, на вступление в силу решения по результатам проверки, на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (статья 17 Закона N 27-ФЗ); на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (применительно к статье 48 НК РФ).
Выше установленные сроки были продлены в 2020 году.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ внесены изменения в часть первую НК РФ, где в статье 7 указанного Федерального закона установлено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1-7, 9 статьи 2 настоящего Федерального закона.
01.04.2020 Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 4 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ) Правительство Российской Федерации вправе в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно): продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Абзацем 5 пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" установлено, что предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 8 Постановления N 409), опубликовано 06.04.2020 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Из материалов дела следует, что сумма штрафных санкций не превысила 3000 руб.
Поскольку заявитель обратился в суд 19.10.2022, установленный срок для взыскания всей суммы задолженности пропущен не был.
Следовательно, штрафные санкции за непредставление в установленные законом сроки отчетности по форме СЗВ-Стаж за 2018 год с типом "исходная" подлежат взысканию со страхователя в размере 500 руб., на что обоснованно указал суд первой инстанции. Каких-либо возражений в отношении позиции суда первой инстанции в этой части сторонами не заявлено.
В отношении требований заявителя о взыскании штрафных санкций за представление в Фонд сведений по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2019 года в отношении 1 застрахованного лица недостоверных сведений в срок, установленный пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, суд апелляционной инстанции указывает следующее.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, указанной нормой Закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.01.2020 страхователь представил в Фонд сведения по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в котором периоды работы были указаны некорректно: сначала указано с 01.07.2019 по 31.12.2019, в следующей строке период с 01.01.2019 по 30.06.2019.
09.01.2020 Фондом было сформировано уведомление об устранении указанной ошибки.
01.06.2022 страхователь представил в Фонд сведения по форме СЗВ-Стаж (дополняющая) за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица, в котором изменил последовательность указания периодов работы в 2019 году по полугодиям.
В соответствии правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.08.2017 N 301-КГ17-11370, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, не препятствующие идентификации застрахованных лиц, и впоследствии исправленные страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
Кроме того, в отчетах кроме фамилии, имени, отчества, указываются страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика, которые являются уникальными и принадлежат одному гражданину.
Допущенная обществом ошибка (указание в неверной последовательности периодов работы в 2019 году) в данном случае является незначительной, поскольку страхователем указаны верные фамилия, имя, отчество СНИЛС и ИНН застрахованного лица, позволяющие его идентифицировать.
Поскольку отчет по форме СЗВ-Стаж за 2019 год с типом "исходная", в котором содержались сведения в отношении указанного застрахованного лица, был представлен обществом своевременно (08.01.2020), у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае в действиях ООО "Тех Снаб" отсутствует вмененный состав правонарушения в виде предоставления недостоверных сведений, поскольку имеет место техническая ошибка. При правильном указанных фамилии, имени, отчества, СНИЛС и ИНН застрахованного лица, ошибка при указании неверной последовательности периодов работы в 2019 году не свидетельствует о недостоверности представленной страхователем информации и не может препятствовать надлежащей идентификации лица и размера начисленных и уплаченных за него страховых взносов для их последующего разнесения на индивидуальные лицевые счета.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что неполные или недостоверные сведения, это не грамматические либо технические ошибки или опечатки, а либо неотраженные, либо заведомо не соответствующие действительности сведения о застрахованных лицах, не позволяющих осуществить индивидуальный (персонифицированный) учет.
Поскольку ошибка в изначально направленных сведениях не препятствовала надлежащей идентификации лица, действия заявителя в указанной части не образуют объективную сторону вмененного ему правонарушения.
Примененный Фондом формальный подход к вопросу привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Фонда о взыскании с общества 500 руб. штрафных санкций за представление в установленный срок недостоверных сведений по форме СЗВ-Стаж (исходная) за 2019 г.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы.
Решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 29.12.2022 по делу N А34-17153/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-17153/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: ООО "Тех Снаб"
Третье лицо: Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Курганской области