г. Чита |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А19-18068/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Будаевой Е.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" на решение Арбитражный суд Иркутской области от 24 октября 2022 года по делу N А19-18068/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" (ОГРН 1033801003873, ИНН 3808049066) к Комитету по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850055808, ИНН 3808193750) о признании незаконными и отмене уведомлений от 11 августа 2022 года N 180-70-2908/22, от 11 августа 2022 года N 180-70-2910/22, от 12 августа 2022 года N 180-70-2963/22,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Стаф" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными и отмене уведомлений Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (далее - комитет) о принудительном демонтаже нестационарных торговых объектов от 11.08.2022 N 180-70-2908/22, от 11.08.2022 N 180-70-2910/22, от 12.08.2022 N 180-70- 2963/22.
Решением суда от 24.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обжаловало его в апелляционном порядке, указав, в том числе на продолжение действия договоров на размещение НТО ввиду отсутствия одностороннего отказа от его исполнения со стороны Комитета и неприменение судом моратория на снос НТО.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2023 года на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена председательствующего по делу судьи Сидоренко В.А. на судью Будаеву Е.А.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
На основании договоров на размещение НТО от 01.06.2015 N 1149-св, N 1151-св, N 1153-св, заключенных между ООО фирма "Стаф" и Администрацией города Иркутска, обществу были предоставлены торговые места под размещение холодильного оборудования по реализации мороженого по адресам: г. Иркутск, Залив Якоби, позиция N 1, позиция N 2, позиция N 3.
Главным специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка Комитета по экономике и стратегическому планированию и администрации города Иркутска в соответствии с пунктом 7 Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031 -06639/7-1 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", 20.07.2022 осуществлен мониторинг территории Свердловского округа города Иркутска.
В ходе мониторинга по адресу: г. Иркутск, пляж "Якоби" выявлен факт самовольного размещения нестационарных торговых объектов с вывесками "Шаурма, Мороженое", "Мороженое" (коричневый), "Мороженое" (белый), что зафиксировано в актах от 20.07.2022.
Выявив факт самовольного размещения нестационарных торговых объектов (НТО), КЭ г. Иркутска опубликовал на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска и разместил на самих объектах уведомления от 21.07.2022 N 180-70-2676/22, N 180-70-2677/22, N 180-70-2682/22, согласно которым Комитет указал владельцу
нестационарных торговых объектов на необходимость в добровольном порядке в течение 10 рабочих дней со дня размещения уведомления осуществить их демонтаж.
08.08.2022 проведен осмотр земельных участков и установлено, что требование, указанное в уведомлениях от 21.07.2022 N 180-70-2676/22, N 180-70-2677/22, N 180-702682/22, владельцем НТО не исполнено, что зафиксировано актами осмотра земельного участка от 08.08.2022.
В связи с тем, что требование о добровольном демонтаже не исполнено, заместителем мэра - председателем КЭ г. Иркутска изданы распоряжения от 11.08.2022 N 182-02-477/22, N 182-02-479/22, N 182-02-480/22, в соответствии с которыми отделу контроля департамента потребительского рынка КЭ г. Иркутска начиная с 06.09.2022 по 08.09.2022 надлежит осуществить демонтаж самовольно размещенных нестационарных торговых объектов по адресу: г. Иркутск, пляж "Якоби", позиция N 1, позиция N 2, позиция N 3, согласно материалам фотофиксации и схеме размещения.
На основании указанных распоряжений на НТО размещены уведомления от 11.08.2022 N 180-70-2908/22, от 11.08.2022 N 180-70-2910/22, от 12.08.2022 N 180-702963/22 об осуществлении их демонтажа в принудительном порядке.
Заявитель, полагая, что указанные уведомления Комитета о принудительном демонтаже нестационарных торговых объектов не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ООО фирма "Стаф" в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые уведомления соответствуют закону, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, основанные на правильном применении следующих правовых норм и установлении фактических обстоятельств дела.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизировано, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Закона N 381 -ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли и вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием таких условий, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях (часть 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, и оформления в установленном порядке права пользования земельным участком (в том числе путем заключения соответствующих договоров).
Схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности и поэтому не закрепляет права таких субъектов на места, указанные в ней. Указанная схема является инструментом систематизации размещения таких объектов на территории муниципального образования и представляет собой перечень мест размещения соответствующих объектов без указания конкретных лиц, которые являются их владельцами и эксплуатируют их (таково содержание схемы, утвержденной в городе Иркутске постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Мэром г. Иркутска в целях упорядочения установки юридическими и физическими лицами временных торговых сооружений на территории г. Иркутска последовательно были приняты постановление от 14.02.2007 N 031-06-227/7 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и специализированных киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 23.03.2009) и постановление от 23.03.2009 N 031-06-1033/9 "Об утверждении схем размещения временных сооружений (павильонов и киосков нового типа) на территории г. Иркутска" (утратило силу с 30.12.2011 в связи с принятием администрацией г. Иркутска постановления от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов").
С 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемами размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (далее - Схема размещения НТО).
Схемой размещения НТО, по адресу: г. Иркутск, пляж "Якоби" предусмотрено размещение НТО - киосков со специализацией - продовольственные товары, площадью 6 кв.м.
Из анализа вышеприведенных законоположений в их системном единстве следует, что в главе V.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако приведенное правовое регулирование не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы их размещения, исключая при этом оформление в установленном законом порядке права пользования земельным участком.
Схема определяет потенциальную возможность размещения нестационарного торгового объекта в каком-либо месте, однако не закрепляет права конкретных субъектов на места, указанные в этой схеме.
Учитывая законодательно установленную возможность выбора порядка пользования земельными участками для размещения нестационарных торговых объект ов: как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, должны быть оформлены посредством заключения либо договора аренды, либо договора на размещение конкретного нестационарного торгового объекта.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в апелляционных определениях от 19.05.2017 N 8-АПГ17-2, от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12, для размещения нестационарного торгового объекта недостаточно указание его в схеме, необходимо получить право на размещение такого объекта по договору аренды, либо по договору на размещение объекта.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в НТО, должны обладать правами на использование земельных участков посредством заключения договоров на размещение НТО на торгах.
В настоящее время отношения по размещению нестационарного торгового объекта на территории города Иркутска регулируются Порядком размещения нестационарных торговых объектов, (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Порядок размещения НТО) согласно которому размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места (пункт 6 Порядка размещения НТО).
В соответствии с пунктом 7 Порядка размещения НТО заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67. Предметом торгов является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Из материалов дела следует, что договоры от 01.06.2015 N 1149-св, N 1151-св, N 1153-св на размещение нестационарных торговых объектов по адресам: г. Иркутск, Залив Якоби, позиция N 1, позиция N 2, позиция N 3, заключены между ООО фирма "Стаф" и Администрацией города Иркутска по результатам проведения аукциона за право на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города Иркутска и на основании протоколов о результатах аукциона от 22.05.2015 NN 31/4, 31/5, 31/6.
Договоры заключены в соответствии с действовавшим в указанный период "Порядком размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска", утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13.
Срок размещения НТО по указанным договорам составлял три сезона: с 01.06.2015 по 30.09.2015, с 01.05.2016 по 30.09.2016, с 01.05.2017 по 30.09.2017.
Таким образом, срок действия договоров на размещение НТО от 01.06.2015 N 1149-св, N 1151-св, N 1153-св на основании которых установлены спорные нестационарные торговые объекты, принадлежащие заявителю, истек в 2017 году.
Нового договора (договора на размещение нестационарного торгового объекта), заключенного с соблюдением процедуры торгов на пользование спорным земельным участком, занимаемым временным сооружением, заявителем в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о том, что поскольку действие упомянутых договоров истекло, доказательств заключения нового договора не представлено, нестационарные торговые объекты ООО фирма "Стаф" являются самовольно размещенными.
Довод апелляционной жалобы о продолжении действия договоров на размещение НТО ввиду отсутствия одностороннего отказа от его исполнения со стороны Комитета отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права.
При действующем правовом регулировании договор на право владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом заключается только по результатам торгов, договор на размещение НТО, заключенный на новый срок, минуя конкурсные процедуры, является ничтожным, как заключенный с нарушением требований части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно правилу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях предотвращения фактов самовольного размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска.
Нарушений порядка выявления и демонтажа незаконных НТО со стороны комитета не установлено.
При указанном правовом регулировании суд апелляционной инстанции признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые уведомления соответствуют закону, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Доводу заявителя о незаконности действий по демонтажу со ссылкой на установленный Губернатором Иркутской области мораторий на снос НТО судом первой инстанции дана надлежащая оценка с приведением соответствующих мотивов, оснований не согласиться с которыми суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При апелляционном пересмотре судебного акта убедительных и опровергающих выводы суда первой инстанции доводов, нашедших свое подтверждение, не приведено.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции не установлены.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области 24 октября 2022 года по делу N А19-18068/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью фирмы "Стаф" (ОГРН 1033801003873, ИНН 3808049066) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 500 руб., уплаченную по платежному поручению от 14.11.2022 N 596.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Будаева |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18068/2022
Истец: ООО фирма "СТАФ"
Ответчик: Комитет по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска