г. Саратов |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А12-7900/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 14 " марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен " 15 " марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2022 года по делу N А12-7900/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337), г. Волгоград,
к индивидуальному предпринимателю Бурсину Олегу Евгеньевичу (ОГРНИП 321344300024238, ИНН 760904657580), п. Царицын Городишенского р-на Волгоградской области,
о взыскании 27418,14 руб.,
в отсутствие представителей сторон, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление (уточнено в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", истец) к индивидуальному предпринимателю Бурсину Олегу Евгеньевичу (далее - ИП Бурсин О.Е., ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.06.2021 N 4917942980 за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. в размере 22284,45 руб., неустойки за период с 11.07.2021 по 31.03.2022 в размере 5133,69 руб., а начиная с 02.10.2022 - по день фактической оплаты задолженности, судебных расходов по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2022 по делу N А12-7900/2022 с ответчика в пользу истца взысканы неустойка в размере 1614,94 руб., судебные расходы по уплате госпошлины в размере 659,69 руб., в остальной части иска отказано. ООО "Ситиматик-Волгоград" выдана справка на возврат госпошлины в размере 711 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ситиматик-Волгоград" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что им произведен верный расчет задолженности, т. к. договор от 15.06.2021 N 4917942980 за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. действовал на условиях типового договора; дополнительное соглашение к договору от 15.06.2021 N 4917942980 распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.05.2022, поэтому при расчете задолженности за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. судом первой инстанции неправомерно применены нормативы накопления ТКО, установленные указанным дополнительным соглашением для категорий объектов ответчика "кафе", "магазин", "цех", поскольку до 01.05.2022 у ответчика была категория объекта "пекарня"; применение судом первой инстанции условий дополнительного соглашения от 26.05.2022 в период действия типового договора нарушает единообразие судебной практики, т. к. противоречит итоговым судебным актам по делам NN А12-1591/2022, А12-17048/2022.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,
ООО "Управление отходами - Волгоград" (в настоящее время переименовано в ООО "Ситиматик - Волгоград") наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2019 года N 811 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами" Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области.
ООО "Управление отходами - Волгоград" начало осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области с 1 января 2019 года и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области до 31 декабря 2028 года.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с частями 1, 2, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в порядке и по критериям, которые установлены основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, определенными Правительством Российской Федерации.
Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (части 3, 4, 5 статьи 24.9 Закона об отходах производства и потребления).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления предусматривает, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Во исполнение требований вышеназванного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641". Указанная деятельность является лицензируемой, в которой указывается разрешенный вид обращения твердых отходов и район деятельности регионального оператора.
Вышеуказанные Правила обращения с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для регионального оператора и собственников твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям Закона об отходах производства и потребления, Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным, и ответчик, как собственник твердых коммунальных отходов, не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Собственники твердых коммунальных отходов также обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы (часть 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Исходя из вышеназванных норм права, действующее законодательство не предоставляет собственнику твердых коммунальных отходов права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из положений статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" следует, что правоотношении между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона.
В данном случае вышеуказанное Постановление N 1156 разъясняет, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашения и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641").
Пункт 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривает, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направил мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Согласно пункту 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором (пункт 8(13) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 8(14) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта
На основании пункта 8(15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Пунктом 8(16) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что после рассмотрения региональным оператором предложений Потребителя о внесении изменений в проект договора, последний не вправе предлагать рассмотреть иные условия договора.
Пункт 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Плата за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления твердыми коммунальными отходами. Собственниками твердых коммунальных отходов, обязанными заключить договор с региональными операторами являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников твердых коммунальных отходов.
Истец на официальном сайте регионального оператора разместил в свободном доступе форму договора-оферты на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Типовая форма договора также была опубликована в выпуске газеты "Волгоградская правда" от 28 декабря 2018 года N 151.
Региональный оператор указал в иске, что за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. оказал ответчику услуги по вывозу твердых коммунальных отходов на сумму 52080,91 руб., производил начисления за оказанные услуги, в результате чего сформировал универсальные передаточные документы (счета-фактуры) за спорный период и представил расчет задолженности.
В период нахождения дела в производстве суда ответчиком произведена оплата суммы основного долга: 01.08.2022 в размере 1986,44 руб., 21.10.2022 в размере 27810,02 руб. Истец указал, что в настоящее время задолженность ответчика за оказанные в период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. услуги составляет 22284,45 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что ООО "Ситиматик - Волгоград" (региональный оператор) и ИП Бурсин И.П. (потребитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.06.2021 N 4917942980, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Суд первой инстанции установил, что в период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. вышеуказанный договор действовал на условиях типового договора.
Стороны подписали дополнительное соглашение от 26.05.2022, которым принято приложение к договору в редакции от 26.05.2022. Указанным приложением стороны определили наименование объекта (назначение), расположенного по адресу: г. Волжский, пр-кт им. Ленина, д.135В, как: кафе на 6 посадочных мест, цех площадью 67,4 кв. м, продовольственный магазин площадью 13,8 кв. м.
Пунктом 2 дополнительного соглашения предусмотрено, что данное соглашение распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.05.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 ГК РФ предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора предполагает добросовестность действий его сторон, разумность и справедливость его условий, в частности, их соответствие действительному экономическому смыслу заключаемого соглашения.
Свобода договора предполагает, что стороны действуют по отношению друг к другу на началах равенства и автономии воли и определяют условия договора самостоятельно в своих интересах, при этом не означает, что стороны при заключении договора могут действовать и осуществлять права по своему усмотрению без учета прав других лиц (своих контрагентов), а также ограничений, установленных Кодексом и другими законами.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как усматривается из материалов дела, в период оказания услуг (июнь 2021 г. - декабрь 2021 г.) договор от 15.06.2021 N 4917942980 был заключен сторонами на условиях типового договора. Объем твердых коммунальных отходов рассчитан истцом исходя из нормативов накопления ТКО.
Приказами Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.12.2018 N 47/23, от 20.12.2019 N 44/1 и от 18.12.2020 N 48/2 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора с твердыми коммунальными отходами ООО "Управление отходами-Волгоград" - 464,88 руб./куб. м без учета НДС с 01.01.2019 по 31.12.2019, 514,14 руб./куб. м без учета НДС с 01.01.2020 по 31.12.2020 и 489,74 руб./куб. м без учета НДС с 01.01.2021 по 31.12.2021 соответственно.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1 установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для различных категорий объектов.
Согласно приложению к договору от 15.06.2021 N 4917942980, действовавшему в заявленный исковой период, наименование объекта (назначение) ответчика указано как "пекарня".
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 17.06.2020 N 18/1 не предусмотрен норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объекта "пекарня".
Истец произвел расчет исходя из норматива "продовольственный магазин" - 0,163 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади.
Вместе с тем, пекарня - это предприятие, которое производит и продает мучные продукты, выпеченные в печи, такие как хлеб, печенье, торты, пирожные и пироги. Некоторые розничные пекарни также классифицируются как кафе, предлагающие кофе и чай клиентам, которые хотят потреблять выпечку в помещении.
Таким образом, пекарня - это полноценное производство, которое включает в себя полный цикл от закупки сырья до реализации готовой продукции.
Как усматривается из материалов дела, большую часть помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, пр-кт им. Ленина, д.135В, занимает цех по производству мучных продуктов (67,4 кв. м), часть помещения занимает кафе на 6 посадочных мест, оставшаяся площадь (13,8 кв. м) является торговой (реализуется готовая продукция).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для вышеуказанных категорий объектов разные. Продовольственный магазин - 0,163 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади, цеха - 0,014 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади, кафе - 0,191 куб. м/мес. на 1 место.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на то, что пекарня в своем составе имеет цех, кафе и магазин, истец необоснованно применил наибольший норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объекта "продовольственный магазин".
С учетом вышеуказанных обстоятельств суд первой инстанции посчитал необходимым произвести расчет стоимости оказанных истцом услуг, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категорий объектов: продовольственный магазин - 0,163 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади (13,8 кв. м), цех - 0,014 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади (67,4 кв. м), кафе - 0,191 куб. м/мес. на 1 место (6 посадочных мест).
Расчет суда первой инстанции выглядит следующим образом:
кафе: 0,191 х 6 х 489,74 = 561,24 руб.;
магазин: 0.163 х 489,74 х 13,8 = 1101,62 руб.;
цех: 0,014 х 67,4 х 489,74 = 462,12 руб.;
Таким образом, истцом оказано ответчику услуг по вывозу ТКО в период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. в размере 14874,86 руб. (2124,98 руб. х 7 мес.).
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, истцом не представлено каких-либо доказательств того, что объект, расположенный по адресу: г. Волжский, пр-кт им. Ленина, д.135В, и указанный в приложении к договору от 15.06.2021 N 4917942980 как "пекарня", в период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. использовался ответчиком по иному назначению.
Таким образом, за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. услуга по обращению с ТКО оказывалась истцом в соответствии с условиями типового договора, поэтому подлежит оплате ответчиком в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора по нормативу.
В заявленный исковой период истцом оказано ответчику услуг на сумму 14874,86 руб., 01.08.2022 ответчиком добровольно оплачена задолженность в размере 1986,44 руб., 21.10.2022 оплачено 27810,02 руб. Таким образом, в настоящее время ответчиком полностью оплачены оказанные за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. услуги в размере 14874,86 руб., в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование истца о взыскании основного долга не подлежит удовлетворению.
В связи с неоплатой ответчиком стоимости оказанных услуг истцом произведено начисление неустойки.
На основании части 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно части 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения.
В силу статей 330 - 332 ГК РФ взыскание неустойки как способа защиты применяется тогда, когда такая возможность предусмотрена законом (законная неустойка) либо договором (договорная неустойка).
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Сумма неустойки исчислена истцом, исходя из пункта 22 типового договора, согласно которому, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Истцом произведено начисление пени (неустойки) за период с 11.07.2021 по 31.03.2022 в размере 5133,69 руб.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с представленным истцом расчетом неустойки, так как в ходе судебного заседания была установлена иная стоимость оказанных услуг.
Расчет неустойки выглядит следующим образом:
оказанные услуги за июнь 2021 г. - 2124,98 руб. (с 11.07.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 263 = 322,42 руб.;
оказанные услуги за июль 2021 г. - 2124,98 руб. (с 11.08.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 232 = 284,42 руб.;
оказанные услуги за август 2021 г. - 2124,98 руб. (с 11.09.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 201 = 246,42 руб.;
оказанные услуги за сентябрь 2021 г.-2124,98 руб. (с 11.10.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 171 = 209,64 руб.;
оказанные услуги за октябрь 2021 г.-2124,98 руб. (с 11.11.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 140 = 171,63 руб.;
оказанные услуги за ноябрь 2021 г.-2124,98 руб. (с 11.12.2021 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 110 = 134,85 руб.;
оказанные услуги за декабрь 2021 г.-2124,98 руб. (с 11.01.2022 по 31.03.2022):
2124,98 х 7,5% : 130 х 79 = 96,85 руб.
Таким образом, за период с 11.07.2021 по 31.03.2022 размер неустойки составляет 1466,23 руб.
Истец также просит взыскать с ответчика неустойку с 02.10.2022 по день фактического исполнения обязательства по оплате. Учитывая, что основной долг в полном объеме оплачен ответчиком 21.10.2022, за период с 02.10.2022 по 21.10.2022 в пользу истца подлежит взысканию неустойка в размере 148,71 руб.
Расчет выглядит следующим образом:
14874,86 руб. - 1986,44 руб. (оплата 01.08.2022) = 12888,42 руб.
12888,42 х 7,5% : 130 х 20 = 148,71 руб.
Общий размер неустойки по расчету суда первой инстанции составляет 1614,94 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск частично в сумме 1614,94 руб.
Судебные расходы правильно распределены между сторонами по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, считает необходимым добавить следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Из анализа пунктов 5-7 Правил N 505 следует, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 15 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы таких отходов (указывается нужное).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в
количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Поскольку норматив накопления твердых коммунальных отходов в отношении категории объекта "пекарня" не установлен, невозможно произвести расчеты согласно пункту 5 Правил N 505.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу норм ст. 65 АПК РФ обязанность по доказыванию расчета лежит на истце.
Представленный истцом расчет задолженности обоснованно не был принят судом первой инстанции как произведенный с учетом норматива для категории объекта "продовольственный магазин", не подлежащего применению, поскольку большую часть помещения, расположенного по адресу: г. Волжский, пр-кт им. Ленина, д.135В, занимает цех по производству мучных продуктов (67,4 кв. м), часть помещения занимает кафе на 6 посадочных мест, оставшаяся площадь (13,8 кв. м) является торговой (реализуется готовая продукция).
Следовательно, утверждение истца о том, что применение судом первой инстанции условий дополнительного соглашения от 26.05.2022 в период действия типового договора нарушает единообразие судебной практики, т. к. противоречит итоговым судебным актам по делам N N А12-1591/2022, А12-17048/2022, также несостоятельно, поскольку, действительно, за период с июня 2021 г. по декабрь 2021 г. (т. е. до заключения дополнительного соглашения от 26.05.2022 к договору) действовал типовой договор, но, поскольку норматив накопления ТКО для категории объекта "пекарня" не установлен действующим законодательством, а истец неправомерно применил наибольший норматив накопления твердых коммунальных отходов для категории объекта "продовольственный магазин", несмотря на то, что пекарня в своем составе имеет цех, кафе и магазин, суд первой инстанции правомерно произвел перерасчет задолженности с применением нормативов накопления ТКО по каждому из трех фактических объектов ответчика.
Иной расчет задолженности, исходя из количественного показателя ТКО, истцом не представлен. Кроме того, истец не обратился с ходатайством о назначении по делу судебной экспертизы с целью определения обоснованности применения нормативов накопления ТКО при расчете задолженности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку в материалах дела отсутствуют надлежащие и достоверные доказательства экономической обоснованности расчета спорной задолженности, суд первой инстанции произвел перерасчет задолженности, применив правильные нормативы накопления ТКО для категорий объектов: продовольственный магазин - 0,163 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади (13,8 кв. м), цех - 0,014 куб. м/мес. на 1 кв. м общей площади (67,4 кв. м), кафе - 0,191 куб. м/мес. на 1 место (6 посадочных мест).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2020 по делу N А57-21232/2019, оставленном без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16.06.2020 N Ф06-62643/2020.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 декабря 2022 года по делу N А12-7900/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-7900/2022
Истец: ООО "СИТИМАТИК-ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Бурсин Олег Евгеньевич