город Омск |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А70-22330/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретрем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-645/2023) автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр подготовки персонала" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.12.2022 по делу N А70-22330/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр подготовки персонала" (ОГРН 1167232064361, ИНН 7203380865, адрес: 625017, город Тюмень, улица А. Туполева, дом 2) к Управлению федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (ОГРН 1027200812308, ИНН 7202081799, адрес: 625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скол" (ОГРН 1028600589214, ИНН 8602142790, адрес: 236040, Калининградская область, город Калининград, площадь Победы, дом 10 помещение 19, офис 518а) о признании незаконными решения и предписания от 25.08.2022 по делу N 072/01/10- 13/2021.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Центр подготовки персонала" (далее - заявитель, Организация, АНО ДПО "ЦПП") обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 25.08.2022 по делу N 072/01/10-13/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скол" (далее - ООО "Авиакомпания "Скол", Авиакомпания).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.12.2022 по делу N А70-22330/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Организация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Управлением не учтено, что услуга по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судом на тренажере КТВ МИ-26Т является взаимозаменяемой, а барьеры входа на рынок образовательной услуги не определены; исследование именно образовательной услуги в ходе анализа товарного рынка Управлением не проводилось; само по себе установление факта владения Организацией учебным тренажером не является законным основанием для признания его субъектом, доминирующим на рынке услуг по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей и воздушных судов на тренажере КТВ МИ-26Т; в действиях Организации нет признаков нарушения пунктов 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ); Организация не оказывает те услуги, которые оказывает авиакомпания, соответственно, не конкурирует с авиакомпанией на товарном рынке перевозок.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От АНО ДПО "Центр подготовки персонала" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия в судебном разбирательстве его представителя по причине отсутствия билетов.
Согласно части 1 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Частью 5 статьи 158 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать, для совершения каких процессуальных действий необходимо отложение судебного разбирательства. Заявитель должен также обосновать невозможность разрешения спора без совершения таких процессуальных действий и в его отсутствие.
Учитывая, что обстоятельства, свидетельствующие о невозможности рассмотрения дела в отсутствие заявителя в ходатайстве об отложении и судебного заседания не приведены, принимая во внимание, то неявка лица, участвующего в деле, при условии его надлежащего уведомления о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием предусмотренных статьей 158 АПК РФ оснований.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
На основании поступившего 27.08.2021 в Тюменское УФАС России заявления ООО "Авиакомпания "Скол" о нарушении АНО ДПО "ЦПП" антимонопольного законодательства в отношении последней возбуждено дело N 072/01/10-13/2021, в ходе рассмотрения которого в действиях Организации, выразившихся в технологически и экономически необоснованном уклонении от заключения с ООО "Авиакомпания "Скол" договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей воздушных судов Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2022 год, установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с чем, руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления приняла решение о выдаче АНО ДПО "ЦПП" предупреждения о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Организации 19.05.2022 направлено предупреждение о прекращении содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства действий (бездействие) путём совершения всех зависящих от хозяйствующего субъекта действий, направленных на заключение с ООО "Авиакомпания "Скол" договора об образовании на КТВ Ми-26Т и предоставление авиакомпании услуг дополнительного профессионального образования по периодической подготовке членов летных экипажей воздушных судов МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т.
При рассмотрении поступившего от АНО ДПО "ЦПП" письма от 26.05.2022 N 62р-771/22 об исполнении предупреждения Комиссия пришла к выводу о неисполнении Организацией в установленный срок выданного предупреждения. В связи с чем, руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления приняла решение дополнить квалификацию при рассмотрении дела, поскольку установила в действиях АНО ДПО "ЦПП" наличие признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением Управления от 25.08.2022 по делу N 072/01/10-13/2021 АНО ДПО "Центр подготовки персонала" признана нарушившей требования пунктов 4, 5, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ).
На основании вынесенного решения антимонопольный орган выдал Организации предписание от 25.08.2022, которым на АНО ДПО "Центр подготовки персонала" возложена обязанность с момента получения предписания прекратить и не допускать в дальнейшем действия, результатом которых может являться ущемление интересов ООО "Авиакомпания "Скол". С целью устранения ограничения конкуренции на рынке авиационных перевозок, осуществляемых вертолётами Ми-26Т, Организации необходимо:
- в течение трех дней с момента получения предписания направить ООО Авиакомпания "Скол" подписанный со своей стороны проект договора об оказании услуг дополнительного профессионального образования (повышения Квалификации) по периодической подготовке членов летных экипажей ВС Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2022 год, не устанавливая при этом необоснованных условий его заключения;
- в течение года с момента получения предписания инфолрмировать Тюменское УФАС России обо всех фактах незаключения договоров на оказание образовательных услуг с использованием тренажёра КТВ МИ-26Т в связи с непредставлением контрагентом (потребителем) затребованных ответчиком документов. Информация направляется в антимонопольное управление, если договор с потребителем не был заключен в течение двух месяцев после начала преддоговорной переписки сторон;
- в течение одного месяца с момента получения предписания организовать потребителям (авиакомпаниям) возможность доступа к информации о наличии поданных заявок с указанием дат их поступления, а также к информации о загруженности тренажера КТВ МИ-26Т, с указанием дат, на которые уже имеются заявки авиакомпаний.
- доказательства исполнения настоящего предписания АНО "ДПО "ЦПП" представить в Тюменское УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента исполнения каждого из указанных в предписании требований, с приложением соответствующих доказательств исполнения.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Организация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение 08.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Решением антимонопольного органа от 25.08.2022 по делу N 072/01/10-13/2021 АНО ДПО "ЦПП" признано занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т.
В целях установления доминирующего АНО "ДПО "ЦПП" на основании пункта 7 части 1 статьи 44, части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Управлением проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект.
Анализ товарного рынка проведён в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
По результатам анализа товарного рынка, проведённого при рассмотрении дела, на основании положений статьи 6 Закона о защите конкуренции, антимонопольным управлением установлено, что АНО ДПО "ЦПП" в границах Российской Федерации с долей 100% занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т.
Вывод Управления о доминирующем положении АНО ДПО "ЦПП" на рассматриваемом товарном рынке основан на доказательствах, изложенных Тюменским УФАС России в аналитическом отчёте.
При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке антимонопольным управлением последовательно выполнены все установленные Порядком этапы, включая определение продуктовых и географических границ.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка процедура выявления товара включает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, определение взаимозаменяемых товаров.
Предварительное определение товара, согласно пункту 3.4. Порядка, может проводиться на основе условий договора, заключенного в отношении товара, разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), деятельность в сфере дополнительного профессионального образования отнесена к разделу Р "Образование", классу 85.4 Образование дополнительное, подклассу группе 85.42 Образование профессиональное дополнительное, подгруппе 85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.
В соответствии с разрешениями, содержащимися в приложении к сертификату АУЦ N 279 от 31.08.2017, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, АНО ДПО "ЦПП" является образовательной организацией, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.
АНО ДПО "ЦПП" является эксплуатантом тренажерного устройства (тренажер КТВ МИ-26Т), разрешённого уполномоченным органом в области гражданской авиации (решение Росавиации от 11.02.2020 N 103-А/01) для использования при проведении подготовки на тип воздушного судна и периодических тренировок профессиональных навыков членов летных экипажей воздушного судна Ми-26Т.
Между АНО ДПО "ЦПП" и ООО Авиакомпания "Скол" заключен договор об образовании на КТВ МИ-27Т N 6/21ТП от 04.02.2021, предметом которого является оказание услуг по предоставлению тренажера КТВ Ми-26Т на время проведения тренажерной подготовки специалистов заказчика (Авиакомпании).
В рамках договора АНО ДПО "ЦПП" берет на себя обязательство организовать и провести по заявке заказчика тренажерную подготовку на тренажере КТВ МИ-26Т по Программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по периодической подготовке членов летных экипажей ВС МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т, утвержденной начальником Управления летной эксплуатации Росавиации от 26.01.2017.
В целях проведения данного исследования, на основании условий заключенного договора на поставку товара (услуги), ОКВЭД и сертификата на осуществление вида деятельности продуктовые границы товарного рынка предварительно определены как образовательная услуга по проведению периодической подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей воздушных судов при использовании тренажера КТВ Ми-26Т. В ходе анализа в целях определения продуктовых границ товарного рынка, в соответствии с требованиями Порядка, произведено выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, а также наличие товаров, являющихся (или потенциально являющихся) взаимозаменяемыми для данного товара.
В соответствии с пунктом 3.5. Порядка, с целью выявления свойств товара, определяющих выбор покупателя (продавца), проанализировано функциональное назначение товара (услуги), включая цель потребления товара и его потребительские свойства, условия реализации.
Статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ определено, что полету воздушного судна должна предшествовать подготовка воздушного судна и его экипажа. Порядок подготовки к полету воздушного судна и его экипажа, порядок осуществления контроля за их готовностью и порядок выполнения полета устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В статье 61 Воздушного кодекса РФ определено понятие эксплуатанта - это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами (далее - ФАП).
Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" утверждены Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, зарегистрированы в Минюсте России 31.08.2009 N 14645.
ФАП обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации (пункт 1.2. ФАП).
ФАП устанавливают Правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в Российской Федерации (далее - Правила).
В разделе IV Правил установлены Требования к подготовке и выполнению полетов воздушных судов авиации общего назначения, не относящихся к легким или сверхлегким.
Согласно пунктк 4.23. Правил, при допуске экипажа ВС к полету, эксплуатант в зависимости от типа воздушного судна определяет функции всех членов летного экипажа воздушного судна, которые они должны выполнять в обычной и аварийной обстановке, а также в ситуации, требующей аварийной эвакуации людей
Эксплуатант устанавливает и осуществляет программу подготовки экипажа воздушного судна, которая предназначена для приобретения и поддержания необходимой квалификации летного экипажа, включая навыки, касающиеся функциональных возможностей человека, а также обучение методам и правилам пользования аварийно-спасательным оборудованием, которое должно находиться на борту, и тренировки по аварийной эвакуации людей с борта воздушного судна.
Эксплуатант не допускает к полетам членов экипажа, не выполнивших указанные программы.
Согласно пункту 4.24. Правил, программы наземной и летной подготовки разрабатываются и утверждаются либо в виде собственных программ, либо при содействии учебного учреждения, в виде программы такого заведения.
В пункте 5.84. Правил указано, что эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей и предусматривает, согласно подпункту е), следующее:
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировка на летном тренажере, включая, в том числе, проверку;
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению маневров и действий при срабатывании систем предупреждения о близости земли, включая сдачу экзамена, и тренировка на летном тренажере, включая проверку;
теоретическую подготовку к выполнению маневров и действий при срабатывании БСПС, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку - не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев;
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев тренировку на летном тренажере по сценарию обстановки реального полета по маршруту;
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению полетов КВС с правого пилотского сидения, включая сдачу экзамена, тренировку на летном тренажере или на воздушном судне, включая проверку КВС, если выполнение таких полетов предусмотрено в РПП;
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическую подготовку к выполнению заходов на посадку и посадок в условиях II/III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 м, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку, если планируется выполнять взлеты и посадки в указанных условиях;
теоретическую подготовку не реже одного раза в течение последовательных 7 месяцев к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку;
не реже одного раза в течение последовательных 36 месяцев тренировку на летном тренажере по отказам всех систем, не относящимся к аварийной ситуации, включая проверку;
не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев оценку управления ресурсами кабины экипажа воздушного судна на тренажере и на воздушном судне.
Порядок допуска к применению тренажерных устройств имитации полета, применяемых в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, утвержден приказом Минтранса России от 08.02.2019 N 46 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2019 N54151) (далее -Порядок N 46).
Согласно пункту 2 Порядка N 46 образовательные организации и организации,
осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы (далее - эксплуатант тренажера), применяют тренажеры, в отношении которых Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - уполномоченный орган в области гражданской авиации) принято решение о допуске тренажерного устройства имитации полета, применяемого в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - Решение), в соответствии с Порядком.
Таким образом, требования законодательства РФ в части обязательности использования тренажера имитации полета в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей воздушных судов, определяют необходимость приобретения эксплуатантами (авиакомпаниями) услуг профессионального образования с проведением тренажерной подготовки.
Из чего следует, что приобретение услуги по проведению тренажерной подготовки членов летных экипажей воздушных судов типа Ми-26Т на тренажере КТВ Ми-26Т в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей воздушных судов авиакомпаний, обусловлено необходимостью соблюдения законодательства Российской Федерации.
Определение взаимозаменяемых товаров в соответствии с пунктом 3.7 Порядка основывается на фактической замене или готовности заменить товар приобретателем, учитывая перечисленные в пункте 3.5 Порядка свойства.
Исходя из функционального назначения товара (услуги), цели приобретения товара и потребительских свойств, услуга по проведению тренировки на летном тренажере КТВ Ми-26Т при периодической профессиональной подготовке и контроле профессиональных навыков членов летных экипажей воздушных судов МИ-26Т, не может быть заменена в потреблении иным товаром (услугой), т.е. взаимозаменяемой не является.
Поскольку товар (услуга) не имеет заменителей, необходимость применения методов выявления взаимозаменяемых товаров, предусмотренных пунктом 3.8 Порядка, отсутствует.
В связи с чем, по результатам проведения установленной Порядком процедуры, продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т.
Возражая против вывода Управления о наличии доминирующего положения АНО ДПО "ЦПП" на рынке услуг по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т, податель жалобы ссылается на неправильное определение продуктовых границ, а также наличие у Авиакомпании возможности заменить оказываемую образовательной организацией услугу иным товаром (услугой).
В качестве взаимозаменяемого товара (услуги) АНО ДПО "ЦПП" указывает на возможность Авиакомпании, являющейся эксплуатантом воздушных судов Ми26Т, проводить подготовку членов летных экипажей собственными силами "в кабине" собственного воздушного судна.
Вместе с тем данный вывод является ошибочным, поскольку потребитель товара (услуги) не может приобретать товар (услугу) у самого себя. Проведение Авиакомпанией тренировочных занятий в кабине собственного воздушного судна товаром (услугой) не является.
В статье 4 Закона о защите конкуренции дано определение понятию "взаимозаменяемые товары", это - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).
Согласно пункту 3.7. Порядка определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Таким образом, наличия взаимозаменяемых товаров, предоставляемой АНО ДПО "ЦПП" услуги по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т, в ходе проведенного анализа рынка, не выявлено.
Определение продуктовых границ товарного рынка, на котором действует Организация, произведено антимонопольным управлением в полном соответствии с установленной разделом 3 Порядка процедурой.
Согласно разделу 4 Порядка при проведении анализа товарного рынка оперяются географические границы товарного рынка.
Географические границы товарного рынка, согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, это сфера обращения товара, в границах которой, исходя из экономической, технической или иной возможности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка процедура определения географических границ товарного рынка включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 Порядка с учетом цели исследования предварительные географические границы рассматриваемого рынка определены как административные границы субъекта Российской Федерации, на котором находится АНО ДПО "ЦПП".
В соответствии с абзацем 3 пункта 4.5 определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).
Пунктами 4.1, 4.2 Порядка предусмотрено выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем.
Местонахождением АНО ДПО "ЦПП" (поставщика товарного рынка, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства) является Тюменская область (г.Тюмень).
Факт оказания услуги обусловлен местом нахождения образовательной организации и летного тренажера - Тюменская область (г.Тюмень), в связи с чем возможность перемещения товара к покупателям отсутствует.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4.5 Порядка определение географических границ товарного рынка может осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).
На основании информации о месте нахождения продавца товара (АНО ДПО "ЦПП") и фактического района продаж товара (услуги) географические границы товарного рынка предварительно определенны регионом, в котором действует поставщик, т.е. территорией Тюменской области.
Местом регистрации заявителя, являющегося приобретателем товара (услуги), является г. Калининград, местом фактического нахождения (базировки) воздушных судов является ХМАО, Красноярский край и Якутия.
В перечень приобретателей образовательных услуг (с предоставлением тренажера КТВ Ми-26Т), оказываемых АНО ДПО "ЦПП", входят эксплуатанты воздушных судов типа Ми-26Т (авиакомпании), в том числе: АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" (Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск), ООО "Абакан Эйр" (г.Москва), АО НПК "ПАНХ" (г.Краснодар), АО Авиакомпания "Алроса" (Республика САХА, Якутия), 2-ой Архангельский Объединенный Авиаотряд (Архангельская область, Приморский край), ФГКУ Авиационная база (Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола), ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд" (Камчатский край), ГКУ Московский авиационный центр.
Таким образом, местом нахождения потребителей услуг, реализацию которых осуществляет АНО ДПО "ЦПП", является территория Российской Федерации.
Возможность приобрести товар в границах того субъекта Российской Федерации, где они зарегистрированы (базируются ВС) авиакомпании (эксплуатанты) не имеют, поскольку услуги по проведению подготовки членов летных экипажей воздушных судов Ми-26Т на летном тренажере в границах территории Российской Федерации оказывает только АНО ДПО "ЦПП".
Согласно представленным Росавиацией сведениям, АНО ДПО "ЦПП" является единственной на территории Российской Федерации организацией, оказывающей авиакомпаниям услуги дополнительного профессионального образования по периодической подготовке членов летных экипажей воздушных судов МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т.
Поскольку расположенные на территории Российской Федерации покупатели (авиакомпании) не имеют возможность приобрести товар у иных, кроме АНО ДПО "ЦПП", поставщиков, возможность применения для установления географических границ товарного рынка метода "тест гипотетического монополиста" отсутствует.
На основании изложенного, по результатам проведения установленной Порядком процедуры определения географических границ товарного рынка, установлено, что географические границы товарного рынка охватывают территорию Российской Федерации.
Таким образом, определение географических границ произведено антимонопольным управлением в ходе проведения анализа товарного рынка, на котором действует Заявитель, в полном соответствии с установленной разделом 4 Порядка процедурой.
Согласно разделу 8 Порядка при проведении анализа товарного рынка оперяются барьеры входа на товарный рынок.
В соответствии с п. 8.1 Порядка в ходе проведения анализа состояния конкуренции к обстоятельствам (барьерам), препятствующими и ограничивающими хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке относятся:
Административные: требования к лицензированию образовательной деятельности; требование к сертификации тренажерных установок; сложившаяся система дополнительного профессионального образования на рынке.
Экономические: необходимость вложения значительных капитальных вложений при длительном сроке окупаемости; издержки входа на рынок, которые не возместятся при прекращении деятельности (лицензирование, техническое освидетельствование, обучение персонала); преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.
По результатам анализа товарного рынка Управлением, учитывая отсутствие функционирования на рынке иных поставщиков, кроме АНО ДПО "ЦПП", сделан вывод о труднопреодолимости существующих барьеров входа на исследуемый рынок.
В разделе 9 Порядка определено на основании каких выводов дается оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Вывод о наличие и преодолимости барьеров входа на товарный рынок используется только для определении к какому виду рынка относится рассматриваемый товарный рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку недостаточного развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией.
Информации о наличии у АНО ДПО "ЦПП" фактических или потенциальных конкурентов не имеется. В условиях функционирования на товарном рынке единственного поставщика необходимость проведения анализа затрат, связанных с выходом на товарный рынок новых участников, отсутствует.
Кроме того, наличие барьеров и оценка их преодолимости в ситуации полного отсутствия конкуренции на исследуемом товарном рынке не могут изменить вывод относительно того, к какому типу рынка он относится.
Таким образом, вопреки доводам Организации, доминирующее положение АНО ДПП "ЦПП" на товарном рынке, на котором действует АНО ДПП "ЦПП" в качестве поставщика, включая этап определения продуктовых и географических границ рынка, а также барьеров входа на рынок, установлено Управлением в полном соответствии с установленной Порядком процедурой.
Таким образом, на деятельность АНО ДПП "ЦПП" на исследуемом товарном рынке распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, основанием для возбуждения в отношении Организации дела N 072/01/10-13/2021 явилось поступившее в Управление в августе 2021 года заявление ООО "Авиакомпания "Скол" о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отказом АНО ДПО "ЦПП" выполнения заявки на проведение тренировки экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т в сентябре 2021 года, поданной Авиакомпанией в рамках заключенного сторонами договора на оказание образовательных услуг.
АНО ДПО "ЦПП" является единственной на территории Российской Федерации организацией, оказывающей авиакомпаниям услуги дополнительного профессионального образования по периодической подготовке членов летных экипажей воздушных судов МИ- 26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т.
Как указывает Авиакомпания, вертолет Ми-26Т является самым большим и грузоподъемным вертолетом в мире, активно используется для доставки грузов и пассажиров при добыче полезных ресурсов как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В настоящее время указанный тип вертолета эксплуатируется шестью российскими авиакомпаниями. Самым большим парком Ми-26Т (9 вертолетов) располагает АО "ЮТэйр-Вертолетные Услуги". ООО "Авиакомпания "Скол" владеет вторым по размеру парком воздушных судов данного типа (6 вертолетов). Воздушные суда ООО "Авиакомпания "Скол" базируются в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
В целях обеспечения безопасности полетов авиакомпаниям необходимо регулярно осуществлять подготовку и повышение квалификации членов летных экипажей воздушных судов Ми-26, в том числе с использование тренажера КТВ Ми-26.
Согласно требованиям Авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 12.11.22088 N 147, установлены ограничения на выполнение функций пилота, в том числе выполняющего функции командира воздушного судна, при отсутствии периодической квалификационной проверки пилотом-инструктором в полете на комплексном тренажере.
Требования законодательства РФ в части обязательности использования тренажера имитации полета в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей воздушных судов, определяют необходимость приобретения эксплуатантами (авиакомпаниями) услуг профессионального образования с проведением тренажерной подготовки.
Невозможность дополнительной профессиональной подготовки летного состава Авиакомпании на тренажере КТВ Ми-26Т, принадлежащего АНО ДПО "ЦПП", в значительной мере ограничивает возможности по эксплуатации вертолетов Ми-26Т, делает компанию неконкурентоспособной.
Отказ АНО ДПО "ЦПП" в оказании ООО "Авиакомпания "Скол" услуг дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по периодической подготовке членов летных экипажей ВС МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми- 26Т правомерно признан нарушающим положения пункта 4 и пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Как следует из оспариваемого Решения, в ходе рассмотрения дела Комиссия Управления пришла к выводу о том, что действия образовательной организации в отношении ООО "Авиакомпания "Скол" обусловлены связанностью АНО ДПО "ЦПП" с Авиакомпании "ЮТэйр".
АНО ДПО "ЦПП", являясь некоммерческой организацией, в группу компаний "ЮТэйр" не входит. Тем не менее, ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" обладает возможностью влиять на принимаемые АНО ДПО "ЦПП" решения.
Так, АНО "ДПО "ЦПП" создана на основе имущественного взноса АО "ЮТэйр-Инжиниринг" в целях предоставления услуг в сфере образования, т.е. единственным учредителем АНО "ДПО "ЦПП" является АО "ЮТэйр-Инжиниринг".
ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" и АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" и АО "ЮТэйр-Инжиниринг" по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции, составляют группу лиц (группа компаний "ЮТэйр").
Таким образом, ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" через дочернюю компанию АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги", которая в свою очередь владеет стопроцентным пакетом акций АО "ЮТэйр-Инжиниринг", связана с АНО ДПО "ЦПП".
Наличие заинтересованности ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в создании ООО "Авиакомпания "Скол" ограничений при осуществлении деятельности на рынке грузовых и пассажирских перевозок, осуществляемых вертолётами Ми-26Т, подтверждает факт конкурентных отношений между а ООО "Авиакомпания "Скол" и ПАО "ЮТэйр-Вертолетные Услуги".
Наличие взаимосвязи организаций подтверждает тот факт, что группа лиц "ЮТэйр" имеет возможность ограничить деятельность ООО "Авиакомпания "Скол" на рынке авиационных услуг, используя для этого рыночную власть АНО "ДПО "ЦПП" на рынке предоставления образовательных услуг на тренажере КТВ Ми-26Т.
Из материалов дела усматривается, что АНО ДПО "ЦПП", начиная с 2019 года, используя доминирующее положение, пытается ограничить Авиакомпанию в правах: односторонний отказ от исполнения обязательств по договору, уклонение от заключения договора на оказание образовательных услуг на 2021 год и на 2022 год, отказ в согласовании заявок на проведение занятий для сотрудников Авиакомпании с использованием тренажерного устройства, подаваемых в рамках заключенного договора об образовании.
Основным доказательством умышленности совершаемых АНО ДПО "ЦПП" в отношении Авиакомпании действий, представляющих собой определенную стратегию поведения с целью ограничения конкуренции на товарном рынке авиационных перевозок ВС МИ-26Т в интересах группы лиц Авиакомпании "ЮТэйр", является тот факт, что за период, начиная с 2019 года и до момента вынесения оспариваемых актов ни одного занятия с использованием тренажера КТВ МИ-26Т для сотрудников ООО "Авиакомпания "Скол" проведено не было.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что с заявлением в отношении АНО ДПО "ЦПП", Авиакомпания обратилась в Тюменское УФАС России уже третий раз.
Первое заявление поступило от Авиакомпании в ноябре 2020 года. После получения от АНО ДПО "ЦПП" ничем немотивированного уведомления об одностороннем расторжении договора об образовании на КТВ Ми-26Т, заключенного с Авиакомпанией в 2017 году. На обращения Авиакомпании о заключении договора на 2021 год (письма от 09.10.2020, 21.10.2020 и 30.10.2020), Организация не реагировала, в связи с чем ООО "Авиакомпания "Скол" обратилось в Управление с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения первого заявления Авиакомпании в адрес АНО ДПО "ЦПП" направлено предупреждение (N ИВ/435 от 26.01.2021) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выражающегося в отказе ООО "Авиакомпания "Скол" от заключения договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей ВС Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2021 год.
Факт исполнения предупреждения к заключению договора между АНО ДПО "ЦПП" и Авиакомпанией не привел, так как АНО ДПО "ЦПП" направив в адрес ООО "Авиакомпания "Скол" проект договора под различными предлогами продолжило уклоняться от заключения договора на 2021 год, в связи чем, ООО "Авиакомпания "Скол" 06.04.2021 направило в антимонопольное управление второе заявление.
По итогам рассмотрения второго заявления АНО ДПО "ЦПП" выдано предупреждение (N ИВ/3828 от10.06.2021) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции, выражающегося в отказе от заключения договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей ВС Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2021 год.
АНО ДПО "ЦПП" выданное (второе) предупреждение исполнило, представив в антимонопольное управление копию подписанного сторонами договора на оказание образовательных услуг.
Таким образом, договор на оказание услуг дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по периодической подготовке членов летных экипажей ВС Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2021 год (далее -Договор, договор об образовании) АНО ДПО "ЦПП" заключило с ООО "Авиакомпания "Скол"только в результате исполнения требований антимонопольного органа: двух предупреждений о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе, ООО "Авиакомпания "Скол" сообщило Комиссии Управления, что АНО "ДПО "ЦПП" продолжает действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке авиационных услуг вертолетов Ми-26. После окончания срока действия договора на 2021 год образовательная организация отказалась его пролонгировать и уклоняется от заключения договора с Авиакомпанией на 2022 год.
Комиссия, оценив полученные сведения и документы, пришла к выводу, что требования АНО ДПО "ЦПП" о представлении Авиакомпанией обуславливающих возможность заключения договора на 2022 год документов, в том числе нотариально заверенного протокола избрания генерального директора Общества, а также согласия временного управляющего общества на заключение договора, являются завышенными и неправомерными.
В ходе рассмотрения дела 19.05.2022 Организации направлено предупреждение о прекращения содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства действий (бездействие) путём совершения всех зависящих от хозяйствующего субъекта действий, направленных на заключение с ООО "Авиакомпания "Скол" договора об образовании на КТВ Ми-26Т и предоставление авиакомпании услуг дополнительного профессионального образования по периодической подготовке членов летных экипажей воздушных судов МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т.
Оценив представленные ООО "Авиакомпания "Скол" доказательства Комиссия Управления пришла к выводу, что требования выданного предупреждения АНОГ ДПО "ЦПП" не исполнены, т.к. хозяйствующий субъект не прекратил совершать в отношении Авиакомпании действия, выразившиеся в технологически и экономически необоснованном уклонении от заключения договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей воздушных судов Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2022 год.
Руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Управления в ходе рассмотрения дела приняла обоснованное решение дополнительно квалифицировать действия Организации, как содержавшие признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Так, предметом заключенного сторонами договора об образовании от 04.02.2021 N 6/21ТП является оказание АНО ДПО "ЦПП" услуг по предоставлению заказчику тренажеров КТВ Ми-26Т на время проведения тренажерной подготовки специалистов заказчика(авиакомпании).
Образовательная организация, согласно пункту 1.2. Договора, по заявке Заказчика берет на себя обязательство организовать и провести тренажерную подготовку на тренажёре КТВ Ми-26Т по Программе дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) по периодической подготовке членов летных экипажей ВС МИ-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т, утвержденной начальником Управления летной эксплуатации Росавиации от 26.01.2017.
В соответствии пунктом 3.2.2. Договора заказчик в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу тренировки, должен предоставить заявку с указанием желаемых сроков тренажерной подготовки и количества часов тренировки.
Образовательная организация обязана рассмотреть заявку заказчика. В случае невозможности оказания услуг в указанные в заявке сроки отказать в оказании услуг либо согласовать с Заказчиком перенос сроков тренажерной подготовки (пункт 3.1.2. договора ).
Образовательная организация должна заблаговременно оповещать заказчика о выходе тренажера из строя и времени проведения ремонтных работ (пункт 3.1.5. договора).
Как усматривается из материалов дела, письмом от 04.08.2021 N 4212-КД ООО "Авиакомпания "Скол" обратиось к АНО ДПО "ЦПП" с заявкой на проведение тренировки экипажей на тренажере КТВ Ми-26Т в августе 2021 года (без указания дат проведения занятий), на которую образовательная организация письмом от 06.08.2021 N 62Р(62Р)-1027/21-1 ответила отказом, мотивировав его тем, что график тренировок на август уже сформирован и нет возможности включить экипажи авиакомпании в этот график.
Кроме того, сославшись на пункт 3.2.2. договора, образовательная организация сообщила Авиакомпании, что заявку с указанием желаемых сроков и количества часов тренажерной тренировки необходимо направлять в срок до 25 числа месяца, предшествующего месяцу тренировки.
Отказав Авиакомпании в исполнении заявки на август 2021 года, о возможности переноса сроков проведения тренажерной подготовки АНО ДПО "ЦПП" не сообщила.
Письмом от 09.08.2021 N 4307-КД Авиакомпания направила АНО ДПО "ЦПП" заявку на проведение тренажерной подготовки экипажей ВС Ми-26Т на сентябрь 2021 года, указав даты и время (объема часов) проведения занятий: 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13 и 14 сентября.
Письмом от 23.08.2021 N 62Р(628)-1042/21-1 АНО ДПО "ЦПП" сообщила Авиакомпании, что не имеет возможности проведения тренировки в сентябре 2021 года в связи с отсутствием инструкторского состава.
Предложение о возможности переноса сроков проведения тренажерной подготовки специалистов Авиакомпании от образовательной организации также не поступило.
В перечень приобретателей оказываемых АНО ДПО "ЦПП" образовательных услуг входят (за 2021 год) 10 российских авиакомпаний: договоры на оказание услуг с предоставлением тренажера КТВ Ми-26Т на 2021 год были заключены Организацией с ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр", (Тюменская область, ХМАО0-Югра), АО "ЮТэйр-Вертолетные услуги" (Тюменская область, ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск), ООО "Абакан Эир" (г.Москва), АО НПК "ПАНХ" (г.Краснодар), АО Авиакомпания "Алроса" (Республика САХА, Якутия), 2-ой Архангельский Объединенный Авиаотряд (Архангельская область, Приморский край), Авиационная база ФГКУ (Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола), ФГКУ "Пятый объединенный авиационный отряд" (Камчатский край), ООО "Русский дом авиации", ООО "Авиакомпании "Скол" (г. Калининград).
Заявки на проведение тренажерной подготовки на тренажере КТВ МИ-26Т в августе и сентябре 2021 года поступили от восьми авиакомпаний (АО "ЮТэйр-ВУ"), ООО "Абакан Эйр", АО НПК "ПАНХ", АК "Алроса", 2-ой АОА, АБ ФГКУ, ФГКУ "Пятый ОАО", ООО "Авиакомпании "Скол".
Как пояснил представитель заявителя в ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе, отказ в проведении тренажерной подготовки экипажей ООО "Авиакомпании "Скол" обусловлен нарушением, установленного договором порядка подачи заявок на оказание услуг и недостаточностью инструкторского состава, необходимого для проведения занятий на тренажере КТВ Ми-26Т.
Однако как следует из представленных материалов дела, требования о согласовании заявок на предоставление тренажера, поступивших до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поведения занятий, применяются Организацией не ко всем авиакомпаниям.
Как следует из представленных ООО "Авиакомпании "Скол" документов (копий заявок авиакомпаний), заявка ФГКУ "Пятый ОАО" на проведение тренажерной подготовки с 21 по 24 июня 2021 года, датирована 01.06.2020. При этом данная заявка авиакомпании по причине нарушения порядка подачи заявок отклонена не была, а, согласно данным по фактической загрузке КТВ-Ми-26Т, исполнена Организацией в указанные в заявке сроки.
Кроме того, Часть действующих в 2020 и 2021 году договоров на оказание авиакомпаниям образовательных услуг с предоставлением тренажера КТВ Ми-26, условие, позволяющее Организации отказать авиакомпании в оказании услуг в случае невозможности оказания услуг в указанные в заявке сроки, вообще не содержат.
Данное условие отсутствует в договоре с ООО "Абакан Эйр" (дополнительное соглашение от 11.03.2021 к договору от 02.10.2017). В договоре с АО "АК "АЛРОСА" (договор от 13.10.2017) и в договоре с АО НПК "ПАНХ" (договор от 13.10.2017) возможность отказа в оказании услуг не установлена.
Комиссией Управления установлены обстоятельства, указывавшие на умышленности действий Организации при отклонении заявок ООО "Авиакомпания "Скол" на проведение занятий в сентябре 2021 года.
Так, заявку Авиакомпании от 09.08.2021 о проведении тренировки экипажей Ми-26Т на тренажере в сентябре 2021 года (2, 3, 6, 9, 13 и 14 сентября) АНО ДПО "ЦПП" рассмотрела (сообщила об отказе) 23.08.2021. Таким образом, заявка Авиакомпании рассматривалась заявителем в течение двух недель, тогда как сроки рассмотрения ранее подаваемых Авиакомпанией заявок, составляли не более двух дней.
Согласно представленным заявителем документам, график занятий на тренажере КТВ Ми-26Т на октябрь 2021 был составлен по заявкам трех авиакомпаний "ЮТэйр-ВУ", "2-й Архангельский ОАО" и "Абакан Эйр", датированными также 23.08.2021.
Таким образом, уведомление об отказе в проведении занятий членов экипажей МИ-26Т на тренажере в сентябре направлено Авиакомпании "Скол" 23.08.2021, т.е. после получения от иных авиакомпаний заявок на октябрь 2021 года. В результате заявка Авиакомпании "Скол" на октябрь 2021 года (на даты: 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14) направленная им 24.08.2021, явилась по дате подачи последней и не согласована Заявителем по причине уже составленного на указанные даты октября плана занятий по ранее поданным заявкам авиакомпаний.
При анализе имеющихся доказательств наличия экономической, технологической или иной обоснованности отказов образовательной организации в исполнении заявок ООО "Авиакомпания "Скол", мотивированных несоблюдением определённых договором сроков подачи заявки и невозможностью их исполнения в связи с отсутствием инструкторского состава, или по иным причинам, Комиссией Управления не установлено.
В данных обстоятельствах имеются основания для вывода о преднамеренности действий образовательной организации по отклонению заявок ООО "Авиакомпания "Скол" на проведение подготовки специалистов на тренажере КТВ Ми-26Т на август, сентябрь и октябрь 2021 года, а также необоснованному уклонении от заключения договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей воздушных судов Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2022 год.
Таким образом, антимонопольным органом при рассмотрении дела правомерно установлено, что АНО ДПО "ЦПП" злоупотребляет доминирующим положением на рынке услуг по подготовке и повышению квалификации членов летных экипажей воздушных судов на тренажере КТВ Ми-26Т, что негативным образом отражается на деятельности Авиакомпании, которая в силу требований законодательства ограничена в праве осуществлять деятельность без соответствующей образовательной подготовки членов воздушных судов с использованием тренажерного устройства.
Выводы о нарушении АНО "ДПО "ЦПП" антимонопольного законодательства сделаны Комиссией на основании совокупности всех имеющихся доказательств, которые свидетельствуют об исключительности складывающихся между заявителем и третьим лицом отношений.
Так, АНО ДПО "ЦПП" в 2019 году в одностороннем порядке, без объяснения причин и при наличии внесенной предоплаты расторгла заключенный с ООО ООО "Авиакомпания "Скол" в 2017 году договор. Данный факт в договорной практике АНО ДПО "ЦПП" при оказании услуг образования на тренажере КТВ-Ми26Т является единственным.
АНО ДПО "ЦПП" под различными необоснованными предлогами уклонялась от заключения с ООО "Авиакомпания "Скол" договора об образовании на тренажере КТВ Ми-26Т на 2021 год.
Договор с Авиакомпанией на 2021 год заключен Организацией только в мае 2021 года в результате направления хозяйствующему субъекту двух предупреждений антимонопольного органа об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
АНО ДПО "ЦПП" отказалась пролонгировать на следующий 2022 год заключённый с Авиакомпанией договор и продолжила политику уклонения от заключения договора об образовании на тренажере КТВ Ми-26Т на 2022 год. Выданное антимонопольным управлением предупреждение хозяйствующим субъектом не исполнено, нарушение не прекращено.
Факты отказа иным авиакомпаниям, кроме ООО "Авиакомпания "Скол", в проведении тренажерных занятий на КТВ Ми-26Т под предлогом отсутствуя инструкторского состава, загруженности тренажера, нарушения порядка подачи заявок либо по иным причинам, в практике заявителя отсутствуют.
При анализе договорной практики заявителя, а также практики подачи и рассмотрения заявок авиакомпаний, в отношении ООО "Авиакомпания "Скол" установлены факты дискриминационного подхода.
Ссылка заявителя на введение в отношении третьего лица в 2022 году процедуры банкротства-наблюдения, отношения к существу рассматриваемого дела не имеет.
Кроме того, поставщик товара (услуги), доминирующий на товарном рынке, не вправе отказывать в продаже товара (услуги) покупателю, если это не законодательно установленные ограничения. В данном случае, решение заявителя отказать Авиакомпании в заключении договора, если не будут представлены документы, которые позволяют подтвердить соответствие покупателя устанавливаемым заявителем требованиям, свидетельствует о монополистической деятельности хозяйствующего субъекта.
Совершаемые в отношении третьего лица действия заявителя не могут быть объяснены стечением обстоятельств и наличием объективных причин, поскольку представляют собой стратегию поведения, целью которого является факт лишения Авиакомпании возможности оказывать авиационные услуги с использованием вертолетов Ми-26Т.
Результатом действий (бездействия) АНО ДПО "ЦПП" является ущемление законных интересов ООО "Авиакомпания "Скол", которое выражается невозможностью прохождения дополнительной профессиональной подготовки летного состава Авиакомпании, что ограничивает возможности ООО "Авиакомпания "Скол" по эксплуатации вертолетов Ми-26Т, в угрозе аннулирования эксплуатационной спецификации эксплуатанта ВС типа Ми-26Т, что приведет к невозможности осуществления деятельности по оказанию услуг авиационных перевозок.
При таких обстоятельствах действия АНО ДПО "ЦПП" правомерно признаны нарушающими пункты 4, 5, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку материалами дела установлено злоупотребление доминирующим положением путём совершения действий по не обоснованному прекращению, сокращению реализации услуги по предоставлению заказчику тренажеров КТВ Ми-26Т на время проведения тренажерной подготовки специалистов заказчика(авиакомпании) при наличии спроса, путём технологически и экономически необоснованного уклонения от заключения договора на оказание услуг подготовки членов летных экипажей воздушных судов Ми-26Т при использовании тренажера КТВ Ми-26Т на 2022 год, путём создания хозяйствующему субъекту препятствий доступу на товарный рынок услуг, результатом которых является (может являться) ущемление интересов ООО "Авиакомпания "Скол" и устранение, ограничение конкуренции на рынке авиационных перевозок, осуществляемых вертолётами Ми-26Т.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.12.2022 по делу N А70-22330/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22330/2022
Истец: АНО дополнительного профессионального образования "Центр подготовки персонала"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: ООО "Авиакомпания Скол", ООО "Авиакомпания"Скол"