г. Москва |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А40-181904/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022
по делу N А40-181904/20
по иску ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ СЕВЕРЦЕВ СЕРГЕЙ
ВЯЧЕСЛАВОВИЧ (ОГРНИП 317507400039432, ИНН 503601976501)
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (ОГРН 1097746680822, ИНН 7726639745)
об исправлении реестровых ошибок,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Панин А.Л. по доверенности от 09.03.2021, диплом ВСБ 0178265 от 21.06.2003; Северцев С.В. лично, паспорт РФ;
от ответчика: Панин А.А. по доверенности от 24.01.2023, диплом ВСГ 2584970 от 11.10.2008;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Северцев Сергей Вячеславович (далее - ИП Северцев С.В., истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, ТУ Росимущества в г.Москве) о признании реестровой (технической) ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части площади здания (340 кв.м.) с кадастровым номером 77:22:0030203:85, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Вороновское, с. Вороново, Д.29Б; обязании ответчика исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведения о площади объекта с кадастровым номером 77:22:0030203:85 - 340 кв.м. и внести сведения о площади 405,1 кв.м., обязании ответчика внести в ЕГРН изменения в отношении площади объекта с кадастровым номером 77:22:0030203:85 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2021 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 12.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При повторном рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-181904/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, ответчик не согласен с решением суда первой инстанции в части обязания исправить реестровую ошибку и взыскания судебных расходов по оплате судебной экспертизы в размере 84000 руб. Ответчик не оспаривает решение суда первой инстанции в части признания сведений реестровой ошибкой. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы, поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт. Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Северцев С.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:22:0030203:85, расположенного по адресу: г. Москва, пос. Вороновское, с. Вороново, Д.29Б, ранее присвоенный адрес: г. Москва, п. Вороновское, с. Вороново, Дом быта (далее - Здание).
В соответствии с содержащимися в ЕГРН сведениями площадь Здания составляет 340 кв.м. Согласно информации, содержащейся в ЕГРН о ранее присвоенном государственном учетном номере, Здание имеет инвентарный номер (БТИ) 8432.
Как указал истец, из архивной копии Технического паспорта БТИ на здание с инвентарным номером 8432 следует, что площадь здания составляет 373,9 кв.м.
31.08.2020 истец обратился в ТУ Росимущества в г.Москве с заявлением NMFC-0558/2020-311010-1 об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН.
09.09.2020 истец получил уведомление об отказе в исправлении технической ошибки по заявлению N КУВД-001/2020-13343228/1 от 03.09.2020, со ссылкой на то, что записи ЕГРН в отношении объекта недвижимости не содержат технических ошибок. Как указал заявитель, в соответствии с техническим планом от 09.03.2021 подготовленным кадастровым инженером Самсоновым Евгением Викторовичем площадь здания с кадастровым номером 77:22:0030203:85 по данным ЕГРН составляет 340 кв.м, однако по материалам технической инвентаризации (технический паспорт 2002 года включен в состав технического плана), проведенной в 2002 году, здание с литерой А состоит из помещений общей площадью 373,9 кв.м.
Полагая, что в ЕГРН внесена ошибочная площадь здания, а при проведении кадастровых работ площадь должна определяться в соответствии с Приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" как сумма площадей этажей в пределах внутренних поверхностей наружных стен, то площадь здания составляет 405,1 кв.м.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, предприниматель обратился в суд с заявленными требованиями.
Повторно рассмотрев требования, с учетом указаний суда кассационной инстанции, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
Согласно ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) видно, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ем имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 3 Закона N 218-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов (ст.4 Федерального закона Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ).
На основании ч. 3 ст. 16 Закона N 218-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в указанных в 8 пунктах 7, 11 - 20, 25 - 30 части 2 статьи 7 данного Закона N 218-ФЗ сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Как установлено ч. 1 ст. 28 Закона N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); 2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
По правилам пункта 1 статьи 21 Закона N 122-ФЗ, действовавшей по состоянию на 2013 год, технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются в трехдневный срок по решению государственного регистратора после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
В настоящее время в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Закона N 218-ФЗ установлено, что единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Из анализа указанных выше норм следует, что к техническим ошибкам относятся грамматические ошибки, опечатки, неправильное указание наименований, имен, адресов участников регистрационного правоотношения, неправильное указание цифр, то есть несоответствие между документами, представляемыми на государственную регистрацию, и записями в ЕГРП.
Исправление технической ошибки возможно в том случае, если уникальные характеристики объекта, содержащиеся в соответствующих правоустанавливающих, регистрационных, технических документах, не согласуются со сведениями об этом объекте, отраженном в кадастре недвижимости или реестре прав.
В этой связи процесс исправления технической ошибки предполагает исключительно внесение корректировок в существующие записи об объекте недвижимого имущества исходя из документов кадастрового и регистрационного учета, которые при этом остаются неизменными.
Реестровая ошибка является следствием неверного указания органом кадастрового учета уникальных характеристик объекта кадастрового учета в результате ошибки, допущенной при внесении этих сведений в документ, на основании которого осуществляется кадастровый учет. Исправление реестровой ошибки возможно лишь в том случае, если уникальные характеристики объекта в ходе кадастровых работ были определены кадастровым инженером верно, а ошибка допущена на стадии оформления межевого (технического) плана и воспроизведена в кадастровом учете.
Согласно ч. 2 ст. 61 Закона N 218-ФЗ, действовавшей на дату подачи предпринимателем заявления, порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Из пункта 4 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883, заявитель вправе по собственной инициативе представить документы, в том числе ранее не представлявшиеся в орган регистрации прав, из которых следует, что при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в записях Единого государственного реестра недвижимости была допущена техническая ошибка.
Обращаясь в Управление с заявлением об исправлении технической (реестровой) ошибки, Предприниматель представил технический паспорт на объект с инвентарным номером 8432 по состоянию на 07.02.2002 из которого следует, что площадь объекта составляет 373,9 кв.м. (основная - 266.0, вспомогательная - 107.9). При этом Предприниматель указал, что из имеющейся в кадастровом деле копии извлечения из указанного выше технического паспорта от 07.02.2002 (техническое описание) на нежилое помещение с инвентарным номером 8432 площадь объекта составляет 340, кв.м.
Между тем, здание поставлено на кадастровый учет площадью 340 кв.м. на основании выписки извлечения (выписки) из технического паспорта по состоянию на 07.02.2002, согласно которой площадь Здания составляет 340 кв.м., а не 373,9 кв.м. в соответствии с техническим паспортом. Сведения, содержащиеся в извлечении из технического паспорта от 07.02.2002 о площади объекта, не могут противоречить сведениям о площади, содержащимся непосредственно в самом техническом паспорте от 07.02.2002.
По смыслу вышеприведенных норм реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.
Следовательно, тот факт, что заявителем избран способ восстановления нарушенного права путем обращения в суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки, не свидетельствует о нарушении им процедуры, предусмотренной законом.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", в силу ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле; круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Из изложенного следует, что вопрос о необходимости проведения экспертизы, установление круга вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы, определение экспертного учреждения, которому будет поручено проведение экспертизы, находится в компетенции суда, разрешающего дело по существу.
На основании ч. 2. ст. 64, ч. 3. ст. 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания, а следовательно, требование одной из сторон о назначении судебной экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.
Определением суда от 28.03.2022 г. назначена судебная экспертиза по делу N А40-181904/20-64-1315, проведение которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации Центр судебных экспертиз "Альянс".
Согласно Заключению эксперта от 27.06.2022 г. помещения N 1 общей площадью 340 кв.м. и N 2 общей площадью 33,9 кв.м., сведения о которых содержатся в техническом паспорте БТИ от 07.02.2002 являются частью единого здания с кадастровым номером 77:22:0030203:85.
Текущие контуры (внешние границы) и внешние габариты здания с кадастровым номером 77:22:0030203:85 соответствуют техническому паспорту БТИ, составленному 07 февраля 2002 г. Фактическая площадь здания с кадастровым номером 77:22:0030203:85 на дату проведения экспертного осмотра составляет 373,9 кв.м. Экспертное заключение является надлежащим и достоверным доказательством, в связи с чем, принимается судом во внимание. Нарушений норм процессуального права при назначении и производстве экспертизы не допущено.
В силу положений ст. ст. 9, 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и несет риск последствий совершения или несовершения процессуальных действий.
Оценив, по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции посчитал доказанным факт наличия реестровой (кадастровой) ошибки в документах, послуживших основанием для внесения сведений в ЕГРН.
На основании Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 (ред. от 22.11.2006) "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов (п.8 правил), сведения об объекте - Здании вносятся в порядке пункта 23 правил, на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
В соответствии с пунктом 23 правил подраздел I содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел 1 могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 31 правил в графе "Площадь" указывается общая площадь объекта недвижимого имущества (для зданий, сооружений и их частей - по внутреннему обмеру). Организацией, уполномоченной осуществлять учет Здания на территории существовавшего Подольского района было ГУП Бюро технической инвентаризации Подольского района по Московской области. При осуществлении деятельности БТИ руководствовалось Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 29 декабря 1971 г. N 576 и Приказом Минземстроя РФ от 04.08.98 N 37. В соответствии с п.3.8 Инструкции, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.98 N 37 Техническое описание должно быть выражено в ясных, точных и кратких, технически правильных формулировках, не допускающих различных толкований, в соответствии с характеристиками объектов.
Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), который действовал на период первичной постановки объекта на регистрационный учет в органах Росреестра не подлежали приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Представленный в материалы дела документ первичного учета - выписка из технического паспорта содержит исправления в виде заклеивания (сокрытия информации) части помещений, исправления площади здания, удостоверение исправлений печатями неуполномоченных лиц - ИП Малыхина и Администрации, которые не уполномочены на проведение технической инвентаризации, что свидетельствует о существенных нарушениях, допущенных при первичном учете объекта недвижимости.
Кроме того, содержащаяся в материалах выписка из технического паспорта БТИ от 07.02.2020 г. не соответствует документу, на основании которого она подготовлена, а именно Техническому паспорту, который содержит отличную от выписки площадь здания с инвентарным номером 8432. При регистрации Здания регистратором не было принято во внимание несоответствие экспликации, которая является графической частью документа технического учета, с характеристикой объекта - площадью.
При этом регистратор при наличии очевидных несоответствий в представленных документах не воспользовался правом запросить соответствующие сведения из уполномоченного органа.
Целью исправления кадастровой (реестровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
С учетом наличия отказа регистрирующего органа в исправлении реестровой ошибки в административном, (внесудебном) порядке, имеются основания для предъявления заявленных в рамках настоящего дела требований об исправлении реестровой ошибки.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве исправить реестровую ошибку путем исключения из Единого государственного реестра недвижимости недостоверных сведений о площади объекта с кадастровым номером: 77:22:0030203:85 - 340 кв.м. и внесении достоверных сведений о площади 373,9 кв.м.
Апелляционный суд отмечает, что решение суда первой инстанции в части обязания управления исправить реестровую ошибку основано на законе и обусловлено требованиями предъявляемыми к судебному акту в т.ч. требованием к его исполнимости.
Исключение из текста решения суда первой инстанции обязанности Росреестра исключить недостоверные сведения и внести достоверные сведения в ЕГРН приведет к невозможности исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре в т.ч. обязанности совершить определенные действия.
Данное присуждение к исполнению обусловлено и оправдано тем фактом, что Истцом до вынесения решения суда было получено уведомление об отказе в исправлении ошибки по заявлению N КУВД-001/2020-13343228/1 от 03.09.2020 г., несмотря на ссылку на доводы и представление документов, которые легли в основу удовлетворения исковых требований. Таким образом, отсутствие понуждения к исполнению обязанности Ответчиком повлечет неисполнение им решения суда первой инстанции.
Также является законным и обоснованным решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика издержек на проведение судебной экспертизы.
Действия Северцева С.В. по обращению в арбитражный суд обусловлены необходимостью защиты нарушенного права в связи с отказом Ответчика по устранению реестровой ошибки во внесудебном порядке в соответствии со ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", что подтверждается соответствующим Уведомлением N КУВД-001/2020-13343228/1 от 03.09.2020 г., которое было предоставлено в материалы дела вместе с исковым заявлением.
При этом Росреестром не представлено доказательств свидетельствующих о том, что исправление технической ошибки в записях и/или реестровой ошибки подлежало устранению исключительно по решению суда в соответствии с п.4 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В соответствии с позицией, изложенной в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2022 г. по делу N 18-КГ22-115-К4, судебные издержки подлежат возмещению за счёт ответчика если суд установит факт нарушения ответчиком прав истца, в защиту которых он обратился в суд, либо оспаривания ответчиком защищаемых прав.
Поскольку действиям Истца по обращению в арбитражный суд предшествовали действия по досудебному разрешению возникшего спора (спор о праве) у истца возникло право требовать возмещения судебных издержек в т.ч. в связи с назначением по делу судебной экспертизы.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-181904/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И.Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181904/2020
Истец: Северцев Сергей Вячеславович
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-93661/2022
11.11.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181904/20
27.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25039/2021
01.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31666/2021
12.04.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-181904/20