г. Вологда |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А66-13979/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу административной комиссии Осташковского городского округа на решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2023 года по делу N А66-13979/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эгида Осташков" (ОГРН 1206900005509, ИНН 6913017460; адрес: 172730, Тверская область, город Осташков, улица Тарасова, дом 54, помещение IV; далее - общество, ООО "Эгида Осташков") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к административной комиссии Осташковского городского округа (адрес: 172735, Тверская область, город Осташков, проспект Ленинский, дом 46; далее - комиссия) об отмене постановления от 27.09.2022 N 98 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 32 Закона Тверской области от 14.07.2003 N 46-ЗО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 46-ЗО), в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2023 года по делу N А66-13979/2022 заявленные требования удовлетворены.
Комиссия с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Считает доказанным факт совершения обществом вмененного ему в вину правонарушения.
ООО "Эгида Осташков" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом комиссии в период с 17 час 59 мин до 18 час 01 мин 04.08.2022 с помощью работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функцию фото и киносъемки, видеозаписи "Инспектор 2.0", серийный номер: 00003 (свидетельство N С-Т/24-05-2022/163256070 от 24.05.2022), установлен и зафиксирован факт ненадлежащего содержания обществом закрепленной за ним придомовой территории земельного участка с кадастровым номером 69:45:0080223:3 (город Осташков, улица Володарского дом 175), выразившегося в непроведении мероприятий по скосу и уборке травы (при высоте травы более 15 см), что привело к зарастанию земельного участка.
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах обследования территории (объекта) от 04.08.2022 N 33, 34, 35 (три точки замера).
Посчитав, что выявленное деяние свидетельствует о нарушении заявителем положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства, утвержденных решением Осташковской городской Думы от 27.09.2018 N 162 (далее - Правила благоустройства), комиссией вынесено постановление от 27.09.2022 N 98, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 32 Закона N 46-ЗО, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция при рассмотрении настоящего дела исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Пунктом 1 статьи 32 Закона N 46-ЗО определена ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области правил уборки и содержания прилегающих или закрепленных территорий.
Как указывалось ранее в постановлении, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужит вывод комиссии о несоблюдении им положений статьи 4.8, пункта 4 статьи 4.11, пункта 5 статьи 4.52 Правил благоустройства (не проведены мероприятия по скосу и уборке травы (при высоте травы более 15 см), что привело к зарастанию земельного участка).
При этом, как следует из оспариваемого постановления, административное правонарушение зафиксировано комиссией с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства аппаратно-программного комплекса "Инспектор 2.0" (далее - АПК "Инспектор 2.0").
Полагая, что применение указанного технического средства позволяет применить особый порядок привлечения к административной ответственности, административный орган, применив положения части 1 статьи 2.6.1, части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, не оформлял протокол об административном правонарушении и вынес постановление по делу об административном правонарушении без участия представителя общества.
В подтверждение факта совершения обществом отраженного в постановлении от 27.09.2022 N 98 правонарушения комиссия ссылается на акты осмотра от 04.08.2022 N 33, 34, 35, выписку из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 17.08.2022, скрин выписки из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по дому N 175 по улице Володарского в городе Осташков Тверской области, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 18.08.2022, приказ Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области от 09.10.2020 N 1641-Л, паспорт и сертификат на прибор "Инспектор 2.0", постановление от 27.09.2022 N 98 по делу об административном правонарушении, протокол от 27.09.2022 о рассмотрении дела об административном правонарушении, доказательства направления заявителю копии постановления от 27.09.2022 N 98.
Однако, проанализировав предъявленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о незаконности постановления комиссии от 27.09.2022 N 98.
Действительно статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности.
Из части 3 статьи 28.6 КоАП РФ следует, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного частями 3.1 - 3.4 статьи 8.2, главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Между тем согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Кроме этого, с учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется, в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к выводу об отсутсвии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что АПК "Инспектор 2.0" является таким специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, размещенным в установленном порядке в стационарном положении и предназначенным для выявления административных правонарушений в области благоустройства территории, определенных законами субъектов Российской Федерации.
В апелляционной жалобе комиссия указывает на ошибочность приведенных выше выводов суда.
Данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
В материалы дела представлена копия описания типа средства измерения, из содержания которого следует, что АПК "Инспектор 2.0" представляет собой штатив с установленными на нем основанием, антенной, подвижной платформой с видеокамерой (для модификации Инспектор 2.0 БД), лазерным датчиком, линейкой, подпятником.
В представленной в материалы дела копии паспорта АПК "Инспектор 2.0" действительно указано, что данный прибор должен находиться в стационарном положении. Вместе с тем, под стационарностью, исходя из контекста следует понимать нахождение прибора в момент съемки в неподвижном состоянии.
Сведений о том, что с целью правильной эксплуатации указанного АПК его необходимо установить на какую-либо стационарную опору, то есть неперемещаемую и неразрывно связанную с землей, указанные паспорт и описание типа средства измерения не содержат.
Напротив, из актов обследования территории от 04.08.2022 N 33, 34, 35 усматривается, что фотографии сняты с различных точек. Таким образом, в процессе замеров должностное лицо комиссии свободно перемещало АПК "Инспектор 2.0", что также исключает вывод о стационарности технического средства.
Кроме этого, фотоматериалы не содержат указание на дату и время фотофиксации правонарушения.
Учитывая изложенное апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что АПК "Инспектор 2.0" функционировало без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, либо было размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, и осуществляло фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Следовательно, особый порядок привлечения к административной ответственности в данном случае не мог быть применен.
Кроме того следует отметить, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ определены моменты, с которых дело об административном правонарушении считается возбужденным, к нему пунктом 3 этой части отнесено и составление протокола об административном правонарушении или вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Наличие события административного правонарушения подлежит выяснению в рамках уже возбужденного дела об административном правонарушении (пункт 1 статьи 26.1 КоАП РФ).
Согласно положениям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения фиксируется в протоколе, который в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении комиссией не составлялся, иные установленный частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ процессуальный документы комиссией не выносились, что свидетельствует о том, что дело об административном правонарушении фактически не было возбуждено и кроме того, общество было лишено возможности реализовать свое право на защиту в предусмотренном статьей 28.2 КоАП РФ объеме.
Также в связи с ошибочным толкованием комиссией положений части 3 статьи 28.6 КоАП РФ оспариваемое постановление вынесено без участия представителя общества, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком и требований части 1 статьи 25.1 КоАП РФ, обеспечивающих гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что допущенные комиссией нарушения процессуальных требований носят существенный характер, являются неустранимыми и не позволили полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление комиссии не соответствует КоАП РФ и правомерно признано судом незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09 января 2023 года по делу N А66-13979/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии Осташковского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-13979/2022
Истец: ООО "Эгида Осташков"
Ответчик: Административная комиссия Осташковского городского округа
Третье лицо: Арбитражный суд Тверской области