г. Челябинск |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А76-21762/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2022 по делу N А76-21762/2022.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства имущества Челябинской области - Попова Наталья Владимировна (служебное удостоверение, доверенность от 10.01.2022, срок действия на два года, диплом).
Министерство имущества Челябинской области (далее - истец, Министерство, Минимущества) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации Троицкого муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании права собственности Челябинской области на объект недвижимого имущества - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района протяженностью 6 998 м в соответствии с техническим планом сооружения от 13.11.2020, подготовленным кадастровым инженером Христиановичем А.В.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества), общество с ограниченной ответственностью "Новый Мир" (далее - ООО "Новый Мир").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2022 (резолютивная часть от 02.12.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось Министерство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ее податель не согласился с выводом суда первой инстанции о недоказанности Министерством фактического владения спорным имуществом, указал, что в материалы дела были представлены доказательства заключения договора аренды от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р, по которому ОАО "Челябинская региональная распределительная компания" передано недвижимое имущество - объекты газового хозяйства, находящиеся в государственной собственности Челябинской области, в том числе спорный объект газоснабжения.
Апеллянтом указано на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на спорный объект газоснабжения в силу пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Апеллянт отметил, что источником финансирования его строительства являлся областной бюджет, что в постановке объекта на кадастровый учет и в государственной регистрации права собственности на указанное имущество было отказано, что возможность получить или восстановить документы, удостоверяющие право собственности Челябинской области, у Министерства отсутствует, что сведения о спорном объекте в реестрах федерального и муниципального имущества не значатся, в силу чего единственно возможным вариантом легального введения спорного объекта в гражданский оборот является удовлетворение иска о признании права собственности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьих лиц.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу Министерства от ответчика и третьих лиц не поступили.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 24.07.2000 предъявленный к приемке газопровод высокого давления II категории и газопровод низкого давления с. Уварово, колхоза им. XXI съезда КПСС Троицкого района Челябинской области, приняты заказчиком (л.д. 8-9).
Заказчиком строительства газопровода в акте от 24.07.2000 указана фирма "Агроинвест". Генеральным подрядчиком указан концерн "Уралгазстрой".
Из акта приемки от 24.07.2000 следует, что проект шифр 296.93-2-Г3-ГСН и 296,93-2-Г1-ГСН разработан фирмой "Уралгазпроект". Строительные работы произведены в период с января 2000 г. по июнь 2000 г.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 12.09.2000 предъявленный к приемке газопровод высокого давления к котельной N 2 пос. Новый мир, Троицкого района Челябинской области принят заказчиком (л.д. 10-11).
Заказчиком строительства газопровода в акте от 12.09.2000 указана фирма "Агроинвест". Генеральным подрядчиком указан концерн "Уралгазстрой".
Из акта приемки от 12.09.2000 следует, что проект разработан институтом "Челябинскагропромпроект". Строительные работы произведены в период с октября 1992 г. по сентябрь 2000 г.
Министерством представлена справка о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - "Газоснабжение жилого фонда п. Новый мир и с. Уварово, СХПК "Новый мир Троицкого района", в которой указано назначение объекта - газоснабжение потребителей, год начала строительства - 1992 г., дата ввода в эксплуатацию - сентябрь 2000 г., стоимость - 5 934,3 тыс. руб. в том числе дооценка 3 659,3 тыс. руб., источник финансирования - областной бюджет, муниципальное образование Троицкого района, собственные средства СХПК "Новый мир" (л.д. 12).
В соответствии с разделительным балансом объекта "Газоснабжение жилого фонда в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый Мир" Троицкого района, подписанным на основании акта разграничения долей в строительстве, определено, что Челябинской области принадлежит газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района протяженностью 6 993 м (л.д. 16).
В соответствии с техническим планом сооружения от 13.11.2020, подготовленным кадастровым инженером Христиановичем А.В., спорный объект недвижимости представляет собой сооружение - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 998 м, год завершения строительства - 2000. Данный объект недвижимости расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 74:20:1302001:151, 74:20:1509002:66 (л.д. 18-27).
В техническом плане указано, что сооружение представляет собой линейный объект протяженностью в проекции на горизонтальную плоскость 6 998 м. Разрешительная и проектная документация отсутствуют.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от 11.02.2022 N 03-05/156 газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир", протяженностью 6 993 м внесен в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области (л.д. 17).
Согласно письму МТУ Росимущества от 04.02.2022 N 74КН/1896 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения о сооружении - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 993 м (л.д. 33).
Согласно письму Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области исх. N 2556 от 06.11.2020 проектная документация, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 993 м в Управлении отсутствуют (л.д. 34).
Согласно письму Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 10.02.2022 N 222 сооружение - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 998 м в реестре муниципального имущества Троицкого муниципального района не числится (л.д. 35).
Согласно письму Государственного учреждения "Объединенный государственный архив Челябинской области" от 12.10.2020 N Мв-577 в документах архивных фондов "Главное управление дорожного хозяйства Челябинской области и его предшественника - Управления автомобильными дорогами "Челябинскавтодор" с подчиненными организациями" и "Областное государственное унитарное предприятие "Челябоблинвестстрой" проектная документация и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на объект - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 993 м не выявлены (л.д. 36).
Согласно архивной справке архивного отдела Администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 26.10.2020 N 06/249 проектная документация, акты (разрешения) на ввод в эксплуатацию в отношении газопровода со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, протяженностью 6 993 м на хранение не поступали (л.д. 37).
Согласно уведомлению от 14.02.2022 N 186 Областного государственного унитарного предприятия "Областной центр технической инвентаризации" по Челябинской области отказано в выдаче сведений о наличии технического паспорта и иной учетно-технической документации на сооружение - газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района, ввиду их отсутствия в архивах ОГУП "Обл.ЦТИ", ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" (л.д. 38).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на отсутствие в распоряжении Министерства иных доказательств, подтверждающих возникновение права собственности Челябинской области на спорный газопровод, а также на положения статьи 218 ГК РФ, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности возникновения у истца соответствующих прав на спорный газопровод в порядке статьи 218 ГК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы истца, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом, в том числе путем предъявления иска о признании права.
Согласно пунктам 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
При рассмотрении дела судом первой инстанции в качестве правового обоснования заявленных исковых требований истец сослался на пункт 1 статьи 218 ГК РФ, в качестве основания возникновения права собственности на газопровод со смонтированной на нем арматурой от точки врезки в подводящий газопровод в п. Новый Мир и с. Уварово СХПК "Новый мир" Троицкого района протяженностью 6 998 м, указал на факт строительства спорного объекта за счет средств областного бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество являются соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 ГК РФ), предусматривающих наличие совокупности юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 ГК РФ).
Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил (статья 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации").
Доказательства предоставления в установленном законом порядке земельного участка для строительства спорного газопровода (оформления с собственниками земельных участков, по которым пролегает газопровод, разрешения на прокладку по их участкам газопровода) Министерством в материалы дела не представлены.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса, признаются действительными.
До даты введения в действие названного Кодекса объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию в порядке, установленном постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - Постановление N 105), на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленного в соответствии со СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение", утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17.03.1988 N 39 (далее - СНиП 3.05.02-88*), СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", введенным в действие с 01.07.2003 постановлением Госстроя России от 23.12.2002 N 163 (далее - СНиП 42-01-2002).
Согласно пунктам 6, 8 Постановления N 105 государственные приемочные комиссии принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты, приемка оформляется актами.
Приемку законченного строительством объекта системы газоснабжения следует производить в соответствии с обязательными Приложениями 8*, 9* (пункт 9.20 СНиП 3.05.02-88*).
Пунктом 5 Приложения 8* к СНиП 3.05.02-88* установлено, что приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного Приложения 9*.
Из содержания пункта 5 письма Госстроя Российской Федерации от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" следует, что объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с приложением СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, до введения Градостроительного кодекса в действие вышеназванные нормы регулировали ввод объектов газоснабжения в эксплуатацию, а документом, приравненным к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, был акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения.
В материалы дела был представлен акты приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 24.07.2000 и от 12.09.2000, однако из их буквального прочтения не усматривается, что спорный газопровод был построен истцом или по его заказу. Доказательства того, что фирма "Агроинвестстрой" оформила передачу спорного газопровода в областную собственность, материалы дела не содержат.
Обращаясь с рассматриваемыми требованиями, Министерством не было предоставлено сведений о получении разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию в предусмотренном законом порядке, а также о наличии правоустанавливающих документов на земельный участок, что не позволяет сделать вывод о создании спорного объекта в качестве объекта недвижимости в соответствии с требованиями закона.
Предоставленные в материалы дела доказательства в совокупности с отсутствием осуществления кадастрового учета спорного объекта не позволяют сделать вывод о вспомогательном либо самостоятельном назначении спорного объекта.
В случае, если газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к жилым домам, находящимся в собственности физических лиц, требования о признании права собственности на него не могут быть признаны обоснованными вне зависимости от физических характеристик и прочной связи с земельным участком.
Кроме того, в пунктах 2, 59 Постановления N 10/22 разъяснено, что иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
В пункте 58 Постановления N 10/22 разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Таким образом, условием удовлетворения иска о признании права собственности на недвижимое имущество является его возникновение, и наличие обстоятельств владения данным имуществом лицом, обратившимся с иском.
В данном случае судом первой инстанции было установлено, что право государственной собственности на газопровод не было зарегистрировано, хотя его возникновение, исходя из времени создания, имело место в период действия законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Фактическое владение имуществом истцом также не доказано.
Ссылка апеллянта на заключение договора аренды от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р с ОАО "Челябинская региональная распределительная компания" несостоятельна, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о нахождении спорного газопровода в фактическом владении истца. Апеллянтом не были представлены применительно к статье 210 ГК РФ доказательства несения расходов на содержание спорного газопровода.
Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Как установлено пунктом 1 статьи 2, части 1 статьи 4 АПК РФ, каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
Между тем, в обоснование своих требований истец не указывает на совершение ответчиком каких-либо действий, свидетельствующих о нарушении им прав истца в отношении спорного имущества. Доказательств того, что Администрация конкурирует с истцом и претендует на права в отношении спорного газопровода, материалы дела не содержат и, напротив, исключаются пояснениями истца.
Предъявление иска к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленного Министерством иска.
Основания для отмены решения суда первой инстанции по заявленным в апелляционной жалобе доводам судебной коллегией не усмотрены. Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 265, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.12.2022 по делу N А76-21762/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21762/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области
Третье лицо: администрация Троицкгого муниципального района Челябинской области, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЩЕСТВОМ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ И КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТЯХ, МТУ Росимущество в Челябинской и Курганской областях, ООО "Новый Мир", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области