город Омск |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А75-13172/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1050/2023) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2022 по делу N А75-13172/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер" (ОГРН 1058600023602, ИНН 8601026657, адрес: 620144, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Шейнкмана, дом 100, квартира 49) и Администрации Кондинского района к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1028600512093, ИНН 8601009316, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (ОГРН 1028601392380, ИНН 8616003853,628200, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Кондинский район, Междуреченский поселок городского типа, улица Титова, дом 26), Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ОГРН 1118601001485, ИНН 8601044416, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 54/1), о признании недействительным решения по делу N 086/01/16-1233/2021,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Каревой Екатерины Александровныпо доверенности от 28.09.2022 N 12;
от общества с ограниченной ответственностью "Мастер" - Гариной Елены Александровны по доверенности от 18.03.2022;
от Администрации Кондинского района - Лебедева Александра Анатольевича по доверенности от 17.03.2022 N 16;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - заявитель-1, общество, ООО "Мастер") и Администрация Кондинского района (далее - заявитель-2, Администрация), вместе именуемые заявители, обратились в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения по делу N 086/01/16-1233/2021.
Определением суда от 16.08.2022 объединены в одно производство дела N А75-13172/2022 и N А75-13181/2022, объединенному делу присвоен номер N А75-13172/2022.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кондинского района (далее - КУМИ Кондинского района), Счетная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Счетная палата).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2022 по делу N А75-13172/2022 заявленные требования удовлетворены, решение Управления от 12.04.2022 N 086/01/16-1233/2021 признано недействительным; с Управления в пользу ООО "Мастер" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителей.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивал на наличии в действиях Администрации, КУМИ Кондинского района и ООО "Мастер" нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в заключении и реализации соглашения, целью которого явилось строительство ООО "Мастер" объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский Кондинского района" с последующим выкупом указанного объекта за счет бюджетных средств в целях удовлетворения муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий. По мнению подателя жалобы указанный вывод подтверждается следующими обстоятельствами:
Государственная программа N 413-п., а так же государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018 N 338-п, не содержали механизм и порядок отбора лиц, которые осуществляют либо будут осуществлять строительство объектов;
Муниципальная программа N 1805 изначально предусматривала строительство объекта Детский сад на 200 мест в пгт.Междуреченскии за счет финансирования из бюджета автономного округа и местного бюджета, поэтому строительство данного объекта должно было быть осуществлено путем проведения конкурентной процедуры, предусмотренной Законом о контрактной системе;
Муниципальной программой N 2139 предусмотрено приобретение конкретного объекта недвижимости, которого на тот период еще не существовало; земельный участок для строительства объекта "Детский сад на 200 мест в пгт.Междуреченский" предоставлен ООО "Мастер" в нарушение требований норм гражданского, земельного законодательства и законодательства о контрактной системе; действия ООО "Мастер", Администрации, КУМИ Администрации Кондинского района как соисполнителя Муниципальных программ N 1805 и N 2139 изначально направлены на возведение и впоследствии отчуждения (приобретения) готового здания дошкольного учреждения в обход Закона о контрактной системе.
ООО "Мастер", Администрацией, КУМИ Кондинского района, Счетной палатой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "Мастер", Администраций возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в своих письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет, Счетная палата, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В антимонопольный орган поступило обращение Службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре РУФСБ и заявление Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации и ООО "Мастер" (далее по тексту так же - общество) при заключении контракта на приобретение объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский Кондинского района.
По результатам рассмотрения обращения в отношении Администрации и общества на основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 12.08.2021 N 58/21 возбуждено дело N 086/01/16-1233/2021 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что постановлением Администрации Кондинского района от 24.11.2016 N 1805 утверждена муниципальная программа Кондинского района "Развитие образования в Кондинском районе на 2017-2020 года" (далее - Муниципальная программа).
В пункте 4.7 Муниципальной программы указано, что перечень муниципальных образовательных организаций, объекты которых требуют строительства (реконструкции) приведен в таблице 3.
В таблице 3 Муниципальной программой указан перечень объектов капитального строительства, в который включен в том числе объект - Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский, сроки строительства: 2018-2021 годы, источник финансирования: 90-95% - бюджет автономного округа, 10-5% местный бюджет).
Реализация Муниципальной программы осуществляется путем заключения заказчиками государственных (муниципальных) контрактов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных (муниципальных) нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт 4.4.1 пункта 4.4 раздела 4 Муниципальной программы).
Соисполнителем Муниципальной программы N 1805, в том числе в отношении объекта Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский является КУМИ Кондинского района (пункт 3.5 Задачи 3 Подпрограммы 6 Муниципальной программы N 1805).
19.06.2018 между Администрацией и ООО "Мастер" подписано соглашение (далее - Соглашение), предметом которого является намерение сторон по сотрудничеству в целях обеспечения информационно-консультационной поддержки в решении вопросов, возникающих в связи с реализацией инвестиционного проекта на территории Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский.
18.12.2018 Комитет экономического развития Администрации направил в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обоснование экономической целесообразности приобретения объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский", указав при этом срок строительства 2019-2020 годы и осуществления процедуры приобретения объекта - 2021-2023 годы.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в письме от 05.02.2019 сообщил муниципальному образованию, что на строительство/приобретение объекта предусмотрены средства из федерального бюджета в соответствии с соглашением от 05.02.2019 N 073-09-2019-142, заключенного с Министерством просвещения Российской Федерации.
На основании заявления ООО "Мастер" от 05.02.2019 N 25 между Администрацией и ООО "Мастер" 12.02.2019 заключен договор аренды земельного участка N 1-Ю, по условиям которого обществу предоставлен во временное владение и пользование земельный участок из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером 86:01:0401002:1931, находящийся по адресу: ул. Сибирская, N 49а пгт Междуреченский, Кондинский район, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, с разрешенным использованием: образование и просвещение, общей площадью 8 482 кв.м., под строительство объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский". Договор заключен на 2 года с 12.09.2019 по 12.02.2021.
01.04.2019 между МУ "Управление капитального строительства Кондинского района" и ООО "Мастер" подписан договор N 01/04/19-ТН оказания услуг по техническому надзору, в соответствии с которым ООО "Мастер" (Заказчик) поручает, а МУ "Управление капитального строительства Кондинского района" (Исполнитель) принимает на себя обязанность оказывать услуги по осуществлению технического надзора за выполнением работ по строительству объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский".
24.05.2019 ООО "Мастер" получено положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский", подготовленное ООО "Инженерный центр "Альфа Промэк".
Как следует из пункта 2.9 указанного заключения, основанием для разработки проектной документации явилось задание на проектирование объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский", утвержденное директором Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры" от 06.09.2018 и согласованное начальником Управления образования Администрации 04.09.2018.
В соответствии с письменными пояснениями Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры" (вх.N 10504/21 от 22.10.2021), представленными по запросу Ханты-Мансийского УФАС России, техническое задание разработано управлением образования Администрации Кондинского района и утверждено Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры" для планирования бюджетных ассигнований, предусматриваемых на реализацию мероприятий государственной программы, утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 N 413-п.
28.05.2019 Администрацией в адрес ООО "Мастер" выдано разрешение на строительство объекта - "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский".
По запросу Управления МАДУ "Центр развития ребенка - детский сад "Чебурашка" представило документы (техническую документацию, предъявляемую при сдаче объекта), в которых МУ "Управление капитального строительства Кондинского района" указано заказчиком строительства объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский".
Таким образом, анализируя указанные обстоятельства Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что строительство объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" осуществлялось под контролем Администрации в лице МУ "Управление капитального строительства" в рамках договора N 01/04/19-ТН от 01.04.2019, заключенного с ООО "Мастер".
В подтверждение своего вывода, антимонопольный орган отмечает, что ход строительства объекта регулярно освещался на сайте государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (публикации 17.12.2019, 27.02.2020).
Администрация информировала о ходе строительства Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры письмами от 19.03.2020, от 27.04.2020, от 19.05.2020, от 15.07.2020, 31.07.2020.
Антимонопольный орган полагает, что принятие решения о выкупе объекта недвижимости "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" у ООО "Мастер" принято задолго до завершения его строительства (при степени готовности объекта на 65 %) - не позднее марта 2020 года (письмо Администрации от 19.03.2020 N Исх-08-11-2201/20).
30.09.2020 Администрацией обществу выдано разрешение на ввод в эксплуатацию указанного объекта.
30.11.2020 между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - ЮгрыN 11/20.0291 на приобретение объекта.
08.12.2020 между КУМИ Кондинского района и ООО "Мастер" заключен муниципальный контракт N 02/2020 на приобретение объекта общего образования "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский".
В соответствии с предметом муниципального контракта ООО "Мастер" (продавец) обязуется передать в муниципальную собственность муниципального образования Кондинский район, а муниципальный заказчик (КУМИ Кондинского района) принять и оплатить недвижимое имущество объект - "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский", состоящий из 4-этажного нежилого здания (в том числе подземных этажей - 1), общей площадью 5237,6 кв.м., кадастровый номер 86:01:0401002:1994, год ввода в эксплуатацию 2020, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Кондинский район, пгт. Междуреченский, ул. Сибирская, д. 49а, а так же технологиченское оборудование, мебель, мягкий и хозяйственный инвентарь, оборудование, учебно-методические и наглядные пособия, указанные в Приложениях N N 1, 2 к настоящему контракту (пункт 1.1).
Указанное имущество расположено на земельном участке по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Кондинский район, пгт. Междуреченский, л. Сибирская, д. 49а, с кадастровым номером 86:01:0401002:1931, общей площадью 8482 кв.м, предоставленного по договору аренды земельного участка N 1-Ю от 12.02.2019 (пункт 1.3).
Цена муниципального контракта составила 339 554 210,53 рублей, включая НДС в размере 56 592 368,42 рублей (пункт 2.1). Объект передан по акту приема-передачи от 09.12.2020.
Муниципальный контракт заключен на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), распоряжения Главы Кондинского района от 07.12.2020 N 10-р.
Анализируя казанные обстоятельства, Управление делает вывод, что строительство объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" осуществлялось ООО "Мастер" фактически по заказу Администрации, нуждающейся в указанном объекте, КУМИ Кондинского района, являющегося соисполнителем Муниципальной программы и выступающего техническим заказчиком, целью которого был выкуп уже построенного образовательного объекта по основаниям, предусмотренным пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе для удовлетворения муниципальных нужд; приобретение вышеуказанного объекта в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе запланировано до его постройки, о чем все выше указанные лица знали и осознавали. Фактически действия Администрации, КУМИ Кондинского района и ООО "Мастер" изначально направлены на приобретение объекта: "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" без использования конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, о чем свидетельствует так же неконкурентный способ предоставления обществу земельного участка для строительства детского сада.
Решением Управления от 12.04.2022 N 086/01/16-1233/2021 в действиях Администрации и ООО "Мастер" признано наличие нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, целью которого явилось строительство объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" с последующим выкупом указанного объекта за счет бюджетных средств без проведения конкурентных процедур, что привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства нежилых зданий.
Не согласившись с решением Управления 12.04.2022 N 086/01/16-1233/2021, Администрация и ООО "Мастер" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Принятое Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры решение от 13.12.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Под соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
О наличии договоренности в устной форме могут свидетельствовать скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения друг друга, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.
Поскольку Законом о защите конкуренции понятие согласованных действий хозяйствующих субъектов и органов публичной власти не раскрывается, является возможным применение по аналогии нормы статьи 8 Закона о защите конкуренции, определяющей согласованные действия хозяйствующих субъектов как действия, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Установленный нормой статьи 16 Закона о защите конкуренции запрет ориентирован на органы публичной власти и организации, осуществляющие их публичные функции, и распространяется на акты и действия указанных органов и организаций в публично-властной сфере. По существу данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти и указанных организаций на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем соглашений с хозяйствующими субъектами.
Признаками ограничения конкуренции являются любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 N 310-КГ14-6781, для признания органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта лицами, нарушившими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить факт заключения ими соглашения либо совершения согласованных действий, которые не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения.
В рассматриваем случае антимонопольный орган, квалифицируя действия заявителей по статье 16 Федерального закона N 135-ФЗ, пришел к выводу, что между Администрацией Кондинского района, КУМИ Кондинского района и ООО "Мастер" было достигнуто соглашение, связанное со строительством и приобретением объекта для удовлетворения муниципальных нужд минуя конкурентный порядок определения застройщика по строительству объекта, предусмотренный Законом N 44-ФЗ.
При этом антимонопольный орган считает, что такое соглашение приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства зданий; Администрация Кондинского района, будучи заинтересованной в строительстве детского сада в качестве заказчика по строительству объекта, должна была на условиях конкурентного отбора определить подрядчика в целях строительства объекта за бюджетные средства
Вместе с тем антимонопольным органом не принято во внимание следующее.
Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Действительно, размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Из совокупности приведенных выше норм права следует, что размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по общему правилу осуществляется путем проведения торгов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона о контрактной системе).
В целях реализации полномочий в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе соответствующий объект должен существовать как таковой, то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершенного) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (письма Минэкономразвития России от 21.11.2016 N Д28и-3029, от 14.10.2016 N ОГ-Д28- 12301).
Как усматривается из материалов дела, в марте 2018 года на официальном сайте муниципального образования Кондинский район в разделе "Инвестиционная деятельность/информация об инвестиционных предложениях, размещена информация о реализации, инвестиционного проекта: "Строительство детского сада в пгт Междуреченский" (на 200 мест), согласно которой реализация проекта запланирована на земельном участке площадью 0,7311 га по адресу пгт Междуреченский, ул. Сибирская, д. 49а с кадастровым номером 86:01:0401002:1900 (т. 2 л.д. 32-36).
На основании заявления ООО "Мастер" от 05.02.2019 N 25 между Администрацией и ООО "Мастер" 12.02.2019 заключен договор аренды земельного участка N 1-Ю, по условиям которого обществу предоставлен во временное владение и пользование земельный участок из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером 86:01:0401002:1931, находящийся по адресу: ул. Сибирская, N 49а пгт Междуреченский, Кондинский район, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, с разрешенным использованием: образование и просвещение, общей площадью 8 482 кв.м., под строительство объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский". Договор заключен на 2 года с 12.09.2019 по 12.02.2021 (т.1 л. д. 52-61).
Указанный договор аренды земельного участка заключен на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с пунктом 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселении, городских округов. Условиями размещения объектов федерального, регионального или местного значения являются: соответствие приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, а также приоритетам и целям, поставленным соответствующими государственными и муниципальными программами; размещение таких объектов предусмотрено соответствующими документами территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 4 статьи 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального, регионального и местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено соответствующими документами территориального планирования.
Таким образом, размещение указанных объектов в случае, если данные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, должно быть предусмотрено соответствующими документами территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Схемы территориального планирования являются документами территориального планирования. Согласно пункту 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ планируемые для размещения объекты местного значения городского округа подлежат отображению на схеме территориального планирования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.04.2007 N 39-03 "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на схеме территориального планирования муниципального района подлежат отображению следующие виды объектов местного значения: (п.п. 4) в области образования: дошкольные образовательные организации.
Объект - "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" предусмотрен документами территориального, планирования в качестве объекта местного значения (Решение Думы Кондинского района от 23.06.2017 N 290 "Об утверждении Схемы территориального планирования Кондинского района ХМАО - Югры"), в силу чего имелись основания для передачи земельного участка для размещения вышеуказанного объекта в порядке подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов.
Постановлением администрации от 25.04.2018 N 723, с изменениями от 22.01.2019 N 96, утвержден реестр земельных участков для предоставления в аренду без проведения торгов, в который был включен объект местного значения по ул. Сибирской, д. 49а, пгт. Междуреченский, с разрешенным использованием: образование и просвещение.
Согласно позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и об административных правонарушениях в указанной сфере от 16.03.2016, факт заключения договора сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии доказательств наличия согласованных действий, запрещенных этой нормой, и возникших в связи с этим последствий, указанных в соответствующих частях данной нормы.
Вопреки доводам антимонопольного органа, в рассматриваемом случае у Администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка, также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о волеизъявлении иных участников рынка на получение земельного участка в пользование для осуществления строительства дошкольного учреждения.
Доказательств установления администрацией каких-либо условий, способствовавших получению права на заключение договора аренды исключительно ООО "Мастер", антимонопольным органом не представлено.
Данные обстоятельства исключают какую-либо согласованность между Администрацией и обществом.
Материалами дела подтверждается, что строительство объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 28.05.2019 N 86-RU86502000-22-2019 Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 30.09.2020 N 86-RU86502000-22-2019.
Дальнейшее оформление документов, в том числе получение разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию регламентируется ГрК РФ и не зависит от волеизъявления органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или органов местного самоуправления муниципального образования Кондинского района, не свидетельствует о согласованности действий в целях ограничения конкуренции, а направлена на реализацию органами местного самоуправления предоставленных им полномочий.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что объект "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский" включен в Государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года", а последствии с изменениями Государственной программы включен в Государственную программу "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018 N 338-п (далее; Государственная программа).
Цели Государственной программы - обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Разделом 2 Государственной программы предусмотрен механизм ее реализации путем:
- заключения государственными заказчиками государственных контрактов на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных нужд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- предоставления Межбюджетных трансфертов в форме субсидий на софинансирование расходных обязательств возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно пункту 134 таблицы 7 Государственной программы, в качестве объектов капитального строительства указан "Детский сад на 200 мест в шт. Междуреченский Кондинский район".
Данной Государственной программой утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по приобретению и оснащению объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных и (или) общеобразовательных организаций, в том числе за счет бюджетных ассигнований, предоставленных бюджету Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры из федерального бюджета (далее - Порядок) (приложение 5 к Государственной программе).
Настоящий Порядок определяет правила и условия предоставления субсидии из бюджета автономного бюджетам городских округов и муниципальных районов, в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджету автономного округа из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов Местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, по вопрбсам приобретения в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных (включая создание Дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет) и (или) общеобразовательных организаций (далее - объекты недвижимого имущества) и их оснащения (далее - субсидия).
Согласно Порядку, субсидия предоставляется в целях софинансирования мероприятий муниципальных программ, предусматривающих приобретение в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных и (или) общеобразовательных организаций.
Участие органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в Мероприятиях определяются на основании заявок на выделение средств из бюджета автономного округа на приобретение объектов.
Критерием отбора муниципальных образований автономного округа для предоставления субсидии является наличие первоочередного объекта недвижимого имущества, указанного в таблице 7 приложения 1 к настоящему постановлению.
В случае если объект недвижимого имущества не является первоочередным, субсидия муниципальному образованию автономного округа не предоставляется.
Субсидия между муниципальными образованиями автономного округа распределяется исходя из наличия первоочередного объекта недвижимого имущества, указанного в таблице 7 приложения 1 к настоящему постановлению; размера субсидии, рассчитанного в соответствии с пунктом 11 Порядка.
Субсидия предоставляется муниципальному образованию автономного округа при соблюдении следующих условий::
а) наличие муниципальной программы, предусматривающей приобретение в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества для размещения дошкольных образовательных и (или) общеобразовательных организаций, в том числе расположенных во встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных жилых домов;
б) наличие в бюджете муницйпального образования автономного округа бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования автономного округа, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета автономного округа субсидии;
в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета автономного округа местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 06.12.2019 N 475-п.
Соглашение на предоставление субсидии заключает ответственный исполнитель государственной программы с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
Постановлением администрации Кондинского района от 07.06.2018 N 1066 утвержден Порядок принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в целях приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Объект "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский Кондинского района" включен в Государственную программу "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года" утвержден постановлением Правительства от 09.10.2013 N 413-п (пункт 108 таблица 6), в Муниципальную программу Кондинского района "Развитие образования в Кондинском районе на 2017-2020 годы" утвержденной постановлением администрации Кондинского района от 24.11.2016 N 1805 (пункт 6.3.4 подпрограммы 6, пункт 3 таблица 5), в Государственную программу "Развитие образования" утвержденной постановлением Правительства от 05.10.2018 N 338-п (пункт 134 таблица 7), в Муниципальную программу Кондинского района "развитие образования в Кондинском районе на 2019-2025 годы и на период до 2030 года" утвержденной постановлением администрации Кондинского района от 30.10.2018 N 2139 (пункт 3.4.1.1 таблица 2, пункте 5 таблица 7), в инвестиционную муниципальную программу Кондинского района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утвержденной постановлением администрации Кондинского района от 26.12.2019 N 2522 (пункт 1.1 раздела 2).
30.11.2020 между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа Югры N 11/20.0291 на приобретение объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский"
08.12.2020 между КУМИ Кондинского района и ООО "Мастер" заключен муниципальный контракт N 02/2020 на приобретение объекта общего образования "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский.
Материалами дела подтверждается, что контракт заключен после ввода объекта в эксплуатацию, что соответствует требованиям пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, администрация не принимала решения о выделении денежных средств на приобретение объекта "Детский сад на 200 мест в пгт. Междуреченский Кондинский район".
Заявка на указанный объект рассматривалась уполномоченным органом наряду с другими, и гарантией получения субсидии являлось полное соответствие объекта предъявляемым требованиям.
Финансирование приобретаемого объекта в муниципальную собственность осуществлялось органом исполнительной власти исключительно в соответствии с требованиями Государственной программы, утвержденной постановлением Правительства от 05.10.2018, согласно заключенному соглашению от 30.11.2020 N 11/20.0291.
Приобретение указанного объекта стало возможным в связи с осуществлением и реализации государственной и муниципальной программ.
Заинтересованность администрации в создании объекта социальной инфраструктуры, завершении строительства и ввода в эксплуатацию объекта, на что указывает Управление, не свидетельствует о сговоре в целях ограничения конкуренции иных заинтересованных субъектов, а направлена на реализацию возложенных на эти органы задач и функций по обеспечению населения муниципального образования достаточным количеством мест в детских дошкольных учреждениях.
Фактически позиция антимонопольного органа сводится к подмене перечисленных обстоятельств сведениями о наличии нужды муниципального образования в указанном объекте и наличии у общества возможности его построить, в совокупности с целью осуществления обществом, как и любой иной коммерческой организацией, предпринимательской деятельности, обеспечивающей извлечение прибыли или недопущение убытков.
Согласованные действия хозяйствующих субъектов предполагают предсказуемое индивидуальное поведение формально независимых субъектов, определяющее цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.
Антиконкурентное соглашение, не имеющие какого-либо оформления в виде соглашений или достижения каких-либо иных формальных договоренностей, предполагает скоординированные и направленные действия хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.
Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Вместе с тем исходя из анализа обстоятельств, на которые указано в решении антимонопольного органа, действия лиц не были скоординированы, а стороны не использовали возможности друг друга в целях ограничения или недопущения конкуренции.
Отчеты об оценке конкурентной среды, представленные антимонопольным органом и участниками процесса, не имеют правового значения, поскольку стороны действовали вне оцениваемого антимонопольным органом конкурентного рынка по строительству нежилых объектов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит выводу о том, что Ханты-Мансийское УФАС России не доказало наличие обстоятельств, входящих в состав нарушения, предусмотренного статьей 16 Закона о защите конкуренции, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом и Администрацией требования.
В целом доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку антимонопольный орган согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.12.2022 по делу N А75-13172/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-13172/2022
Истец: ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД, ООО МАСТЕР
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ, УФАС по ХМАО-Югре
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОНДИНСКОГО РАЙОНА, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ КОНДИНСКОГО РАЙОНА, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ХМАО-Югры