город Ростов-на-Дону |
|
15 марта 2023 г. |
дело N А53-32686/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Деминой Я.А., Шимбаревой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области: представитель по доверенности от 10.01.2023 Мироненко Е.Л.; представитель по доверенности от 18.07.2022 Тоболева Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Харатян Айастан Валентиновны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2023 по делу N А53-32686/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Харатян Айастан Валентиновны об оспаривании решения,
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Харатян Айастан Валентиновна (далее - заявитель, ИП Харатян А.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) от 17.01.2022 N 5538 недействительным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2023 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Харатян Айастан Валентиновна обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции вынес судебный акт с нарушением норма материального права. Также судом не установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованы доказательства, представленные заявителем. Оспариваемое решение налогового органа противоречит налоговому законодательству, выводы инспекции не подтверждаются материалами налоговой проверки.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал правовую позицию по спору по доводам, отраженным в отзыве на апелляционную жалобу.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области проведена выездная налоговая проверка за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт N 2223 от 29.03.2021.
Акт камеральной налоговой проверки N 2223 от 29.03.2021 и извещение N 7702 от 20.10.2021 о времени и месте рассмотрения материалов проверки направлены по почте заказным письмом 25.10.2021 и по ТКС, о чем свидетельствует подтверждение даты отправки электронного документа от 25.11.2021 и извещение о получении электронного документа от 25.11.2021.
Налогоплательщик правом, предусмотренным пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, не воспользовался и не представил в налоговый орган письменные возражения на акт камеральной налоговой проверки N 2223 от 29.03.2021 и подтверждающие документы.
28 декабря 2021 года материалы проверки рассмотрены Инспекцией в отсутствие налогоплательщика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения, о чем составлен протокол N 04-05/2223 от 28.12.2021.
17 января 2022 года по результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение N 5538 от 17.01.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением N 5538 от 17.01.2022 ИП Харатян А.В. доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 836 551 рубль, пени в сумме 77 868,95 рублей, а также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 83 655 рублей и пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 104 569 рублей, с учетом смягчающего ответственность обстоятельства.
Указанное решение направлено налогоплательщику по почте заказным письмом 31.01.2022.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами налогового органа, изложенными в решении от 17.01.2022 N 5538 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области, обжаловало его в УФНС по Ростовской области в сроки, предусмотренные статьями 101, 101.2, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Решением УФНС России по Ростовской области от 27.06.2022 N 15-19/2678 отменено решение инспекции N 5538 от 17.01.2022 в части:
- начисления штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 41 827,50 рублей;
- начисления штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 52 284,50 рублей.
В остальной части решение N 5538 от 17.01.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения МИФНС России N 25 по Ростовской области оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налогового органа, предприниматель обжаловал спорное решение в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам, как каждому в отдельности, так и в их совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятого оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно основополагающему принципу налогового законодательства, регламентированному в части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации, к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Доходы индивидуального предпринимателя, применяющего общую систему налогообложения (ОСНО), от предпринимательской деятельности включаются в основную налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).
На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, рассчитываемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации основная налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении указанной налоговой базы, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением налоговых вычетов, обозначенных в пунктах 2.3 и 6 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели могут воспользоваться профессиональными налоговыми вычетами - уменьшить доходы на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы поименованных доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Недопустимо обоснование виновности лица на предположениях, на соображениях вероятности тех или иных фактов. Таким образом, умысел налогоплательщика должен быть доказан совокупностью обстоятельств совершения налогового правонарушения в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
При этом, согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказывание умысла в налоговом правонарушении состоит в комплексном выявлении и документальном закреплении обстоятельств, как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо (налогоплательщик) осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела и установлено судом, индивидуальный предприниматель Харатян А.В. (ИНН 616483914500, ОГРН 319619600151476) зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29.07.2019 в Межрайонной ИФНС России N 25 по Ростовской области.
Основным видом деятельности ИП Харатян А.В. является строительство жилых и нежилых зданий. Применяется общая система налогообложения.
ИП Харатян А.В. представила по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме "3-НДФЛ" за 2019 год, регистрационный N 1109847528 от 14.12.2020 несвоевременно, в которой налогоплательщиком произведен расчет доходов и расходов, полученных от осуществления деятельности.
Сумма полученного дохода согласно декларации составляет 8 043 758,48 рублей, предпринимателем применен профессиональный налоговый вычет в сумме произведенных расходов на сумму 8 017 738 рублей (в том числе материальные расходы в сумме 7978135 рублей и прочие расходы в сумме 39603,43 рубля). Налогооблагаемая база составила 26 020 рублей. Сумма налога к уплате по данным декларации составила 3383 рубля.
В ходе камеральной налоговой проверки представленной декларации проведен анализ банковских выписок о движении денежных средств по расчетным счетам ИП Харатян А.В., по результатам которого налоговым органом подтвержден доход предпринимателя, полученный в проверяемом периоде.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что предприниматель не представил документального подтверждения заявленного профессионального налогового вычета в сумме 8 017 738,43 рублей.
Пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также- Кодекс) установлено, что индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Во исполнение данного положения Кодекса утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (Приказ Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г. "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" (зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2002 г. N 3756) (далее - Порядок).
Названный Порядок определяет правила ведения учета доходов и расходов, а также документирование и отражение соответствующих хозяйственных операций в учетных регистрах индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2 Порядка, индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами (далее - предпринимательская деятельность).
Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями на основании главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
В силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, подтверждаются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственной операции и представляемых налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение произведенных расходов, уменьшающих полученные доходы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на учет расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом, к первичным документам, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, относятся, в том числе, платежные документы (платежное поручение, выписка банка по операциям на расчетном счете, кассовый чек, оформленный в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", и иные документы (товарные чеки, квитанции), подтверждающие прием (оплату) денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Из толкования изложенных норм следует, что обязанность по подтверждению правомерности уменьшения доходов на произведенные расходы возложена на налогоплательщика.
В адрес ИП Харатян А.В. в рамках пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование N 1932 от 02.03.2021 о предоставлении пояснений, документов, подтверждающих заявленный профессиональный налоговый вычет, а также о предоставлении реестра расходов, книги учета доходов и расходов за 2019 год. Кроме того, согласно требованию налогоплательщику предложено самостоятельно уточнить налоговые обязательства по декларации за 2019 год и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Налогоплательщиком указанное требование оставлено без ответа.
Также налоговым органом в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налоговых органов по месту регистрации контрагентов-поставщиков ИП Харатян А.В. направлены требования, поручения о предоставлении документов (информации).
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 названного Кодекса.
Вместе с этим, в соответствии со статьей 221 Кодекса при исчислении налоговой базы лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Пунктом 1 статьи 252 Кодекса определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации, если налогоплательщик не подтверждает документально произведенные расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет предоставляется в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
По результатам проверки налоговым органом ИП Харатян А.В. предоставлен профессиональный налоговый вычет за 2019 год в размере 20%, что составляет 1 608 751 рубль (8 043 758,48*20%).
Налогооблагаемая база по данным налогового органа составила 6 435 007,48 рублей (8 043 758,48 - 1 608 751)
В связи с чем, по результатам проверки налоговым органом доначислен НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет в сумме 836 551 рубль (6 435 007,48*13%).
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
ИП Харатян А.В. с жалобой представлен пакет документов на общую сумму 7998908,37 рублей для подтверждения расходов, заявленных в декларации 3-НДФЛ за 2019 год.
Наименование объекта учета |
Сумма по накладным |
Сумма по квитанциям |
Расчеты по банку |
Назначение согласно представленным документам |
Ромашкин Алексей Васильевич |
609 000 |
50 000 |
Нет расчетного счета |
Доставка стройматериалов |
Попов Виктор Викторович |
137 000 |
137 000 |
Нет расчетного счета |
Доставка груза |
Смирнов Александр Викторович |
2 890 720 |
2 715 460 |
0,00 |
За пескобетон, цементно-песчанная смесь |
Павличенко Алексей Геннадьевич |
2 467 740 |
0,00 |
Отсутствуют операции, свидетельствующие об осуществлении ФХД |
За звукоизоляцию |
Морозов Александр Дмитриевич |
1 828 280 |
1 828 280 |
Отсутствуют операции, свидетельствующие об осуществлении ФХД |
Шпаклевка, малярная штукатурка, грунтовка, клей |
Прочие расходы (чеки) |
66 168,37 |
66 168,37 |
|
|
Итого: |
7 998 908,37 |
4 796 908,37 |
|
|
При этом, стоит отметить, что указанные документы не были представлены налогоплательщиком в ходе камеральной налоговой проверки, и не исследовались налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности отраженных в них операциях.
Управлением ФНС по Ростовской области в ходе рассмотрения жалобы в отношении контрагентов проведен анализ финансово- хозяйственной деятельности в 2019 году, которым установлены следующие обстоятельства:
Система НО |
Наименование объекта учета |
Дата постановки на учет |
Дата снятия с учета |
Причина снятия с учета |
Сумма по накладным |
Сумма по квитанциям |
Расчеты по банку |
Назначение, согласно представленным документам |
Отчетность отсутствует |
Ромашкин Алексей Васильевич |
26.12.2011 |
07.02.2020 |
В связи со смертью |
609 000 |
50 000 |
Нет банка |
Доставка стройматериалов |
УСН за 2019 год |
Попов Виктор Викторович |
30.08.2013 |
08.11.2021 |
Прекращение деятельности в качестве ИП |
137 000 |
137 000 |
Нет банка |
Доставка груза |
УСН за 2019 год/ПСН |
Смирнов Александр Викторович |
04.03.2015 |
12.04.2021 |
Прекращение деятельности в качестве ИП |
2 890 720 |
2 715 460 |
0,00 |
За пескобетон, цементно-песчанная смесь |
УСН до 31.12.2018 за 2019 отсутствует отчетность, кроме 3-НДФЛ как ФЛ |
Павличенко Алексей Геннадьевич |
11.04.2018 |
07.04.2021 |
Прекращение деятельности в качестве ИП |
2 467 740 |
0,00 |
Отсутствуют операции, свидетельствующие об осуществлении ФХД |
За звукоизоляцию |
УСН за 2019 год |
Морозов Александр Дмитривеич |
04.12.2018 |
19.10.2020 |
Прекращение деятельности в качестве ИП |
1 828 280 |
1 828 280 |
Отсутствуют операции, свидетельствующие об осуществлении ФХД |
Шпаклевка, малярная штукатурка, грунтовка, клей |
Смирнов Александр Викторович (ИНН 772332262487) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13.07.2015 по 12.04.2021 в ИФНС России N 23 по г. Москве.
Основной вид деятельности - 47.52.7 Торговля розничная строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах. Сотрудники в период деятельности отсутствовали.
В ходе анализа информационного ресурса установлено, что налогоплательщиком представлена декларация УСН за 2019 год с "нулевыми" показателями, также заявлен патент на 2019 год - "Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли".
Павличенко Алексей Геннадьевич (ИНН 773571388443) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 11.04.2018 по 07.04.2021 в ИФНС России N 35 по г. Москве. Основной вид деятельности - 42.21 Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Сотрудники в период деятельности отсутствовали.
В ходе анализа информационного ресурса установлено, что налогоплательщиком 03.12.2020 представлена декларация 3-НДФЛ за 2019 год с суммой стандартных и социальных налоговых вычетов - 120 000 рублей, 17.02.2021 представлена уточненная декларация 3-НДФЛ за 2019 год "нулевыми" показателями, иных отчетностей за 2019 год не установлено.
В договорах на оказание транспортных услуг от 06.08.2019 и от 13.09.2019 указан "поставщик" в лице Павличенко А.Г., ОГРНИП 313774624201212 (данный ОГРНИП принадлежит Попову В.В.), в реквизитах сторон также отражен ОГРНИП 313774624201212, но Ф.И.О. "поставщика" - Попов В.В.
Морозов Александр Дмитриевич (ИНН 774330118675) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 04.12.2018 по 19.10.2020 в ИФНС России N 43 по г. Москве. Основной вид деятельности - 20.42 Производство парфюмерных и косметических средств. Сотрудники в период деятельности отсутствовали.
В ходе анализа информационного ресурса установлено, что налогоплательщиком представлена декларация УСН за 2019 год с "нулевыми" показателями, иных отчетностей за 2019 год не установлено.
Попов Виктор Викторович (ИНН 772327499681) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30.08.2013 по 08.11.2021 в ИФНС России N 23 по г. Москве. Основной вид деятельности - 49.4 Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. Сотрудники в период деятельности отсутствовали.
В ходе анализа информационного ресурса установлено, что налогоплательщиком представлена декларация УСН за 2019 год с суммой дохода 1 011 026 рублей.
Ромашкин Алексей Васильевич (ИНН 772001848993) был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 16.12.2011 по 07.02.2020 в ИФНС России N 20 по г. Москве (причина снятия в связи со смертью). Основной вид деятельности - 49.32 Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Сотрудники в период деятельности отсутствовали.
В ходе анализа информационного ресурса установлено, что налогоплательщиком не представлялась отчетность в налоговый орган.
Таким образом, установлено отсутствие признаков ведения указанными контрагентами финансово-хозяйственной деятельности, а также отсутствие отчетности за проверяемый период или представленной с нулевыми показателями.
Налогоплательщиком также представлены товарные чеки, чеки АЗС на 12 листах.
Между тем, суд апелляционной признает выводы инспекции о том, что представленные чеки не являются относимыми и допустимыми доказательствам, подтверждающие расходы предпринимателя в целях налогообложения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2 Порядка заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 22.10.2012 N135н (далее - Порядок), в книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. В графе 2 раздела I данной книги указываются дата и номер первичного документа, на основании которого осуществлена регистрируемая операция. В графе 5 раздела I налогоплательщик отражает расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Порядок признания и учета расходов установлен пунктами 2 - 4 статьи 346.16, пунктами 2 - 5 статьи 346.17, пунктами 2, 3, 5, 7, 8 статьи 346.18 и пунктами 1, 2.1, 4, 6 статьи 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.5 Порядка).
Затраты на приобретение топлива могут быть учтены в качестве расходов на содержание транспорта на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Затраты на проезд по платным участкам дорог, по нашему мнению, не учитываются в расходах по УСН, поскольку подобный вид расходов не предусмотрен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав (пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для подтверждения произведенных расходов на приобретение ГСМ на АЗС в книге учета доходов и расходов указываются дата и N кассового чека. Предприниматель таких доказательств ни инспекции, ни суду не представил.
Кроме того, суд отмечает, что одним из документов, подтверждающих произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@).
Расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены.
Индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие автотранспорт, при заполнении путевых листов используют обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) (далее - Порядок).
ИП Харатян А.В. не представлены путевые листы ни в ходе налоговой проверки, но в судебное заседание.
Относимость чеков к затратам на конкретное транспортное средство при отсутствии путевых листов подтвердить невозможно, суд не усматривает оснований признать обоснованными эти расходы на приобретение ГСМ только на основании чеков.
Следовательно, затраты на приобретение ГСМ не могут быть учтены в составе профессионального налогового вычета.
Сходная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2017 N Ф06-23325/2017 по делу N А12-61801/2016.
Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) в электронной форме. ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (пункт 9 статьи 2 Закона N 54-ФЗ).
Соответственно, при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами должна применяться ККТ.
При осуществлении операций с наличным расчетом, документом, подтверждающим оплату, является кассовый чек. Поскольку ИП Харатян А.В. не представлены кассовые чеки, подтверждающие оплату согласно квитанциям, расходы по квитанциям к приходно-кассовому ордеру не могут являться подтверждением факта оплаты за приобретенные товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, таким образом, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расходами в целях налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Бремя документального обоснования понесенных расходов, их связь с осуществляемой финансово-хозяйственной деятельностью лежит на налогоплательщике. Книга учета дохода и расходов за 2019 год налогоплательщиком не представлена ни в ходе проверки, ни с жалобой.
Следовательно, отсутствует возможность установить реальных контрагентов ИП Харатян А.В. и определить достоверность представленных налогоплательщиком к жалобе документов, подтверждающих понесенные расходы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ИП Харатян А.В. не представлены доказательства несения расходов в размере, заявленном в декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 год.
Следует отметить, что налогоплательщик, представивший в налоговый орган документы в бумажном виде, должен обеспечить возможность свободного чтения текста документов, всех реквизитов, дат, виз, резолюций, иных надписей, печатей, штампов и отметок.
Однако документы, представленные ИП Харатян А.В. с жалобой в подтверждение расходов, не отвечают требованиям допустимости и относимости, поскольку указанные документы представлены подателем жалобы в нечитаемом виде и не могут быть признаны относимыми доказательствами, отсутствует возможность проверки достоверности сведений, заявленных в первичных документах.
Так, в договорах поставки не представляется возможным установить цену и условия сделок с контрагентами. Кассовые чеки АЗС нечитаемые, представляют собой сканированные образы низкого качества.
Таким образом, поскольку предприниматель не представил надлежащим образом оформленные документы в подтверждение несения расходов, Инспекция на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 221 Кодекса правомерно применила профессиональный налоговый вычет в размере 20 процентов от общей суммы доходов.
Инспекцией при вынесении оспариваемого решения было установлено обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика (несоразмерность деяния тяжести наказания ввиду отсутствия умысла на совершение налогового правонарушения), в связи с чем, размер штрафных санкций был снижен в 2 раза.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Налогоплательщиком порядок вынесения оспариваемых решений по существу не оспаривался.
Судом установлено, что процессуальных нарушений при принятии оспариваемых решений налоговым органом допущено не было.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2023 по делу N А53-32686/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-32686/2022
Истец: ИП Харатян Айастан Валентиновна, Харатян Айстан Валентинович
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 25 по Ростовской области, МИФНС N 25 по РО