г. Саратов |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А06-7949/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Каустик" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 декабря 2022 года по делу N А06-7949/2022
по заявлению акционерного общества "Каустик" (400097, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 57, ОГРН 1023404355666, ИНН 3448003962)
к Межрегиональному управлению федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 113, ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698),
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Каустик" - Куркина Ильи Владимировича, действующего на основании доверенности N 223/015 от 30.05.2022 (пост.); от иных лиц - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Каустик" (далее - АО "Каустик", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее - Управление, Росприроднадзор) о признании незаконным решения об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в части присвоения объекту - филиалу акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, оформленного в виде свидетельства от 06.06.2022 N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду; об обязании повторно рассмотреть заявление от 25.05.2022 N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, при рассмотрении заявления об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Управлением неправомерно был произведен перевод тепловой энергии (Гкал) в электрическую (МВт), в связи с чем, объект был незаконно отнесен к 1-й категории НВОС. При этом апеллянт указывает, что суммирование критериев тепловой и электрической энергии не предусмотрено. Также общество указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.11.2022 N РН-09-04-34/40375, согласно которому объект "Волгоградская ТЭЦ-3" подлежит отнесению ко II категории НВОС согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III и IV категорий".
Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "Каустик" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и просил решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 декабря 2022 года по делу N А06-7949/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что деятельностью Волгоградской ТЭЦ-3, как теплоэлектроцентрали, является комбинированная выработка электрической энергии и тепловой энергии (пара) посредством установленного оборудования (турбоагрегатов и котлоагрегатов) для производственных нужд АО "КАУСТИК", а также передачи сторонним потребителям.
25 мая 2022 года в связи с изменением характеристик источников вредных выбросов в окружающую среду АО "КАУСТИК" обратилось в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее также - Управление) с заявлением об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, - Волгоградской ТЭЦ-3.
В соответствии с данными, представленными АО "Каустик" в заявлении от 25.05.2022 N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, АО "Каустик" посредством Волгоградской ТЭЦ-3 производит электрическую энергию в объеме 236 МВт/час (при проектной мощности - 430 МВт) и тепловую энергию (пар) в объеме 541 Гкал/час (при проектной мощности - 1220 Гкал).
Руководствуясь представленными выше характеристиками, АО "Каустик" в соответствующем заявлении была задекларирована II категория негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее также - постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N2398).
Рассмотрев представленное АО "Каустик" заявление, Управлением было принято решение о присвоении Волгоградской ТЭЦ-3 I категории негативного воздействия на окружающую среду согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, которое было оформлено путем выдачи свидетельства от 06.06.2022 N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что решение, оформленное в виде свидетельства от 06.06.2022 N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, незаконным, принято в нарушение нормативно-правовых предписаний, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", нарушающим права и законные интересы АО "Каустик", а также незаконно возлагающим на последнее ряд обязанностей, Акционерное общество "Каустик" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований общества.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение) предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 5.5(10) Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, ведет федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
Как предусмотрено пунктом 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 492 (далее-Положение N 492), Межрегиональное управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Астраханской и Волгоградской областей, а также в Каспийском море.
В силу пункта 2.20. Положения N 492, Межрегиональное управление участвует в ведении федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Абзацем 52 статьи 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что под объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, понимаются объекты капитального строительства и (или) другие объекты, а также их совокупность, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов (пункт 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ).
Материалами дела установлено, что в состав АО "Каустик" (далее - общество) входит обособленное подразделение - филиал АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3".
Деятельностью Филиала, как теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), является комбинированная выработка электрической энергии и пара (тепловой энергии), посредством установленного оборудования (турбоагрегаты и котлоагрегаты) для производственных нужд Общества, а также передачи сторонним потребителям.
Согласно выгрузке из ksv.rpn.ru (информационные системы Росприроднадзора) объект "Волгоградская ТЭЦ-3" АО "Каустик" был поставлен на государственный федеральный учет 30.01.2019, как объект II категории, имеющий 97 источников выбросов, с указанием суммарного выброса - 3,86485т/год, ОКПД - Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха - объем 1020740 МВт, проектная мощность - 260 КВт. На объекте АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" основным видом топлива является мазут, резервным - сезонные избытки газа.
25 мая 2021 АО "Каустик" в Управление подана заявка N 6875506 об актуализации сведений об объекте НВОС "Волгоградская ТЭЦ-3". Основанием для проведения актуализации сведений об объекте ПВОС юридическое лицо указывает изменение характеристик источников загрязнения окружающей среды, увеличение количества источников. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух которых составляет 11875.450567903200 т/год. Основным видом деятельности является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций. Информация о производимой продукции: 35.11.10.112 Электроэнергия, произведенная теплоэлектроцентралями (ТЭЦ) общего назначения. Объем-236 мегаватт-час, проектная мощность - 430 мегаватт-час; 35.30.11.111 Энергия тепловая, отпущенная тепловыми электроцентралями (ТЭЦ). Объем - 541 Гкал/час, проектная мощность -1220 гигакалорий.
Согласно данным, представленным в заявке N 6875506 от 25.05.2022, объем производимой продукции составляет 541Гкал/час, проектная мощность 1220 Гкал.
Управлением произведен перевод Гкал в Мвт/час, в результате чего, объем производимой продукции составляет - 629 Мвт/час, проектная мощность - 1418 МВт, что соответствует I категории НВОС. Управлением 06.06.2022 выдано свидетельство N 6875506 об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением объекту по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" 1-й категории НВОС.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении заявления об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Управлением неправомерно был произведен перевод тепловой энергии (Гкал) в электрическую (МВт), в связи с чем, объект был незаконно отнесен к 1-й категории НВОС, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1); сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6); при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на таком объекте, выдается свидетельство об актуализации учетных сведений (пункт 9).
Актуализация учетных сведений об объекте НВОС осуществляется в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ, Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572.
Документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, подаются в тот территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором был поставлен на государственный учет указанный объект НВОС.
Уровень поднадзорности объекта НВОС (федеральный или региональный) определяется согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 года N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" (далее Критерии N 903).
Согласно пункту 7.1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор.
При актуализации учетных сведений об объекте НВОС территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте НВОС в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункты 9, 10 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, пункт 31 Правил, форма свидетельства об актуализации - приложение 2).
Объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории (пункт 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются: уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство); уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления; классификация промышленных объектов и производств; особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (пункт 2 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии N 2398).
Согласно подпункту "6" пункта 1 Критериев N 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС к I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
В свою очередь, критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС ко II категории, в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 2 указанных Критериев, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Дифференциация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на категории осуществляется на основании специальных критериев, при установлении которых учитывается ряд факторов физического, химического, биологического и иного характера.
Как установлено выше, в состав АО "Каустик" входит обособленное подразделение - филиал АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3".
Деятельностью Филиала, как теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), является комбинированная выработка электрической энергии и пара (тепловой энергии), посредством установленного оборудования (турбоагрегаты и котлоагрегаты) для производственных нужд Общества, а также передачи сторонним потребителям.
Тплоэл
ктроцентрамль (ТЭЦ) - разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).
Энергетические продукты - это продукты, которые выделяются, либо напрямую получаются из природных ресурсов (их называют первичными продуктами), таких как сырая нефть, каменный уголь, природный газ, либо производятся из первичных продуктов. Все энергетические продукты, которые не являются первичными, но производятся из них, называются вторичными продуктами. Вторичная энергия получается в результате преобразования первичной, либо вторичной энергии.
Электричество и тепло могут быть получены в форме как первичного, так и вторичного продукта. Вторичное тепло образуется при использовании энергетических продуктов, уже добытых или произведенных (например, тепло, образующееся на ТЭЦ).
Максимальная электрогенерирующая мощность определяется как сумма максимальных мощностей всех отдельных станций, при которых они могут вырабатывать электроэнергию.
Под производственной мощностью понимается потенциальная способность предприятия производить максимальное количество продукции за определенное время при наилучшем использовании оборудования, трудовых, финансовых, материальных ресурсов.
Мощность - это физическая величина, равная скорости изменения энергии системы.
В энергетике принят ряд определений производственных мощностей.
Установленная мощность - это суммарная паспортная мощность энергетического оборудования.
Рабочая мощность - это мощность, с которой оборудование может работать при максимальной нагрузке потребителя, она меньше установленной на величину ограничений (износ оборудования, выведение части оборудования в ремонт).
Теплоэлектроцентраль - ТЭЦ - разновидность ТЭС (теплоэлектростанций). Она, помимо генерации электроэнергии, осуществляет подачу горячей воды в центральную систему отопления и для бытовых нужд.
Определение количества теплоты является задачей термодинамики. Это понятие сравнимо с работой, которую выполняет рабочее тело.
Для оценки эффективности работы тепловых электростанций необходимо соизмерять химическую энергию топлива, сжигаемого в котлах, с количеством электрической энергии, вырабатываемой электростанцией.
Единицами измерения тепла являются калория, джоуль.
На различных устройствах сферы теплоэнергетики указывают различные метрические величины. Так, например, на отопительных котлах и обогревателях чаще указывают киловатт и киловатт в час. На счетных приборах (счетчиках) чаще встречаются Гкал.
Указанные величины имеют постоянное значение.
1 Гкал/ч=1162,7907 КВт или 1.163 МВт.
Перевод из одной системы измерения тепла в другую:
1 Кал = 4,1868 Дж; 1 Дж = 1868= 0,239 Кал
При этом, если величина представлена в МВт ее можно обратно перевести в Гкал/ч, умножив на постоянное значение 0,860.
1 Гкал/час = 4,1868*1000000000 Дж/3600 сек = 11630000 Дж/сек=1,163 МДж/сек=1,163 МВт или 1 МВт=1/1,163=0,860 Гкал/час.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что перевод Гкал в МВт является формальным расчётным процессом различных метрических величин имеющих постоянное значение, Управлением правомерно произведен перевод Гкал в МВт с целью определения в МВт объема производимой продукции и проектной мощности источников НВОС.
В заявке N 6875506 от 25.05.2022 общество указало 98 источников выбросов: суммарный выброс составляет 11875.450567903200 т/год: объем производимой продукции составляет 541 Гкал/час, проектная мощность -1220 Гкал.
При переводе в МВт/ч: объем производимой продукции составляет 629 Мвт/час, проектная мощность - 1418 МВт, что свидетельствует об отнесении спорного объекта к 1 категории НВОС.
Объем производимой продукции и проектная мощность объекта НВОС заявленные обществом превышают 500 МВт.
Согласно подпункту "6" пункта 1 Критериев N 2398 критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС к I категории, является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива).
Таким образом, объект по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"", относится к 1-й категории НВОС.
Доводы Общества о том, что Управлением неправомерно осуществлен перевод Гкал в МВт/час, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку перевод Гкал в Мвт/час возможен, поскольку основан на законах физики. Указанный перевод Гкал в МВт является формальным расчётным процессом различных метрических величин имеющих постоянное значение, перевод Гкал в МВт произведен с целью определения в МВт объема производимой продукции и проектной мощности источников НВОС.
Ссылка общества на письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.11.2022 N РН-09-04-34/40375, в котором говорится о недопустимости суммирования электрической и тепловой мощности, при этом ссылка на нормативно-правовые акты, это подтверждающие, отсутствует. Письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю или неопределенному кругу лиц. Указанное письмо носит информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
Также суд принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2021 по делу N А12-23454/2021 отказано в удовлетворении заявления АО "Каустик" о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям об изменении второй категории на первую категорию негативного воздействия на окружающую среду объекта "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3"", соответственно, признав недействительным свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду в отношении эксплуатируемого объекта - Филиала АО "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" от 02.06.2021 N 4897788; обязании присвоить объекту по адресу: г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 65 "Филиал Акционерного общества "Каустик" "Волгоградская ТЭЦ-3" вторую категорию негативного воздействия на окружающую среду и выдать соответствующее свидетельство. При этом суд исходил из следующего:
Управлением был произведен перевод Гкал в Мвт/час и объем производимой продукции составил 629 Мвт/час; проектная мощность - 1418 МВт., что свидетельствует об отнесении спорного объекта к I категории. Перевод Гкал в Мвт/час, с целью установления объема производимой продукции и проектной мощности не противоречит требованиям действующего законодательства и основан на законах физики.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 N 2045/04 и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации следует, что свойства обязательности и преюдициальности вступившего в силу судебного решения различаются. Если преюдициальность обусловливает лишь признание в другом деле ранее установленных фактов (то есть выступает формальным средством доказывания или основанием для освобождения от доказывания), то общеобязательность является более широким понятием, включающим наряду с преюдициальностью также исполнимость содержащихся в резолютивной части судебного решения властных предписаний о конкретных правах и обязанностях субъектов. Игнорирование в гражданском процессе выводов, содержащихся во вступившем в законную силу решении по другому делу, может привести к фактическому преодолению окончательности и неопровержимости вступившего в законную силу судебного акта без соблюдения установленных законом особых процедурных условий его пересмотра, то есть к произволу при осуществлении судебной власти, что противоречило бы ее конституционному назначению, как оно определено правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в его постановлениях от 11.05.20056 N 5-П и от 05.02.2007 N 2-П.
Таким образом, с учетом неоднократно выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, не допускается вне установленных процедур оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств.
Отнесение фактов к преюдициально установленным означает не только освобождение заинтересованных лиц от доказывания их в обычном порядке, но и запрещение эти факты оспаривать или опровергать в данном процессе с целью замены ранее сделанных выводов на противоположные.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 19 декабря 2022 года по делу N А06-7949/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7949/2022
Истец: АО "Каустик"
Ответчик: Межрегиональное управление федеральной службы по надзору сфере природопользования по Астраханской и Волгогоградской областям