город Воронеж |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А48-10013/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Капишниковой Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от ООО "Клиника "Альтаир": Искоростинская О.А. - директор, Болдырев А.И. - представитель по доверенности от 18.08.2022, сроком действия на 3 года, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от Департамента здравоохранения Орловской области: Ермакова А.О. - представитель по доверенности от 01.08.2022, сроком действия на 1 год, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании, Михалин Д.А. - представитель по доверенности от 12.01.2023, сроком действия на 1 год, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2022 по делу N А48-10013/2021, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905) об оспаривании бездействия Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308), выразившегося в не рассмотрении возражений на акт проверки и не выдаче ответа по существу поставленных в обращении вопросов, об оспаривании уведомления Департамента N 4-2/2623 от 22.09.2021 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - заявитель, ООО "Клиника "Альтаир", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением об оспаривании уведомления Департамента (далее - ответчик, Департамент) об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности N 4-2/2623 от 22.09.2021 и бездействия, выразившегося в не рассмотрении по существу возражений Общества на акт проверки.
Общество просило обязать Департамент выдать ответ по существу поставленных в возражении вопросов, переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги):
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), а также об обязании Департамента переоформить лицензию, включив в приложение к лицензии на осуществление медицинской деятельности следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи следующие работы (услуги):
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
К материалам дела приобщены отзыв, поступивший от Департамента здравоохранения, дополнения к апелляционной жалобе, поступившие от ООО "Клиника "Альтаир".
В судебном заседании представители ООО "Клиника "Альтаир" поддержали апелляционную жалобу, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.12.2019 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Считает, что оспариваемое уведомление N 4-2/2623 от 22.09.2021 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Клиника "Альтаир".
Утверждает, что соответствует лицензионным требованиям, так как планирует осуществлять искусственное прерывание беременности только медикаментозным способом в амбулаторных условиях. Указывает, что при таком прерывании беременности не используется ни дневной стационар или стационара, ни малая операционная.
Представители Департамента здравоохранения Орловской области возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Просили оставить решение без изменения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Клиника "Альтаир" была выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности), травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии.
20 августа 2021 года ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявитель просил Департамент переоформить лицензию от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 на осуществление медицинской деятельности, включив в приложение к лицензии деятельность:
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности),
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий).
В соответствии с решением Департамента от 20.08.2021 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
Обществом в лицензирующий орган были представлены:
заявления о переоформлении лицензии,
копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном оснований зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в ЕГРН,
копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования и (или) квалификации, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности,
прочие документы, не входящие в обязательный перечень, представленных по усмотрению заявителя;
Договор от 25.10.2018 N 01/10/18 с ООО "Центр Репродукции и Гинекологии" о совместном оказании платных медицинских услуг по лечению бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий, согласно которому в обязанности ООО "Клиника "Альтаир" входит заключение договоров с пациентами на лечение бесплодия с использованием ВТР; информирование о прохождении части лечения в медицинском центре ООО "Центр Репродукции и Гинекологии"; проведение обследования, стимуляции яичников, гормонального и ультразвукового мониторинга; введения триггера финального созревания фолликулов; получения согласия на обработку персональных данных и их передачу ООО "Центр Репродукции и Гинекологии";
В результате проведенной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемых документах, Департаментом установлена возможность переоформления лицензии, что подтверждается актом документарной проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и прилагаемых документах от 20.08.2021.
На основании приказа от 23.08.2021 N 692 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом проведена проверка с целью установления возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности по заявлению ООО "Клиника "Альтаир" о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1) подпунктом "а" пункта 8 Положения N 852 в части: наличия у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), а именно:
отсутствует помещение малой операционной в соответствии с приказом Минздрава России от 20 октября 2020 года N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (далее - Порядок N 1130н);
отсутствует помещение дневного стационара и/или стационара в соответствии с пунктом 99 Порядка N 1130н;
отсутствуют помещения минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов, операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов) в соответствии с приказом Минздрава России от 31.07.2020 N 803н "О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению" (далее - Порядок N 803н);
2) несоблюдение подпункта "б" пункта 8 Положения N 852 в части: наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, а именно:
отсутствие необходимого оборудования в соответствии с Порядком N 1130н при проведении работ (услуг) по искусственному прерыванию беременности;
отсутствие необходимого оборудования в соответствии с приложением N 3 к Порядку N 803н при проведении работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий;
3) несоблюдение подпункта "д" пункта 8 Положения N 852 в части: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно:
не представлены документы врачей специалистов - в соответствии с пунктом 103 Порядка N 1130н искусственное прерывание беременности осуществляется с обязательным обезболиванием на основе информированного добровольного согласия женщины, что требует наличие врача анестезиолога-реаниматолога; - не представлены документы врачей-специалистов - в соответствии с приложением N 2 к Порядку N 803н врача акушера-гинеколога (для проведения программы ЭКО), врача анестезиолога-реаниматолога, врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта.
Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 22.09.2021.
22.09.2021 в Департамент здравоохранения Орловской области от ООО "Клиника "Альтаир" поступило возражение на акт проверки от 22.09.2021.
Приказом Департамента здравоохранения Орловской области от 22.09.2021 N 811 ООО "Клиника "Альтаир" отказано в переоформлении лицензии. Основанием к отказу послужили выводы Департамента о несоответствии соискателя лицензии установленным требованиям (подпунктов "а", "б", "д" пункта 8 Положения N 852).
Возражения приобщены к материалам лицензионного дела и учтены лицензирующим органом.
Департаментом здравоохранения 22.09.2021 в адрес общества направлено уведомление N 4-2/2623 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на приказ Департамента от 22.09.2021 N 811.
Уведомление было получено представителем ООО "Клиника "Альтаир" по доверенности Болдыревым А.И. 22.09.2021, о чем имеется его подпись на уведомлении.
01.10.2021 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с дополнениями к возражениям на акт проверки от 22.09.2021.
Письмом от 25.10.2021 N 4-2/3010 Департамент здравоохранения Орловской области сообщил Обществу, что решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии или бездействие лицензирующего органа может быть обжаловано соискателем лицензии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с уведомлением об отказе в переоформлении лицензии, а также посчитав, что Управление допустило незаконное бездействие, выразившееся в не рассмотрении возражения на акт проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N99-ФЗ) переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 9 данной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 Закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В соответствии со статьей 2 названного Закона выдача лицензии возможна только в случае, когда соискатель (лицензиат) соответствует всем требованиям, установленным применительно к лицензируемому виду деятельности и лицензируемому конкретному виду услуг, должны быть созданы условия, необходимые при оказании ее в полном объеме. При этом соблюдение этих требований носит не формальный характер, а обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В случае, предусмотренном частью 9 статьи 18 данного закона в отношении соискателя лицензии (лицензиата) проводится внеплановая выездная проверка.
В сроки, установленные частями 16 и 17 данной статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 данного закона.
В силу пункта 2 частью 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ основанием для отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу является обоснованность выводов, сделанных должностными лицами Департамента по результатам проведенной внеплановой выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир", отраженных в акте проверки от 22.09.2021, о несоответствии заявителя лицензионным требованиям по заявленному виду медицинских услуг.
Согласно статьи 8 Закона N 99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В пункте 4 Положения N 291 установлены лицензионные требования, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Подпунктами "а", "б", "д" пункта 4 Положения N 291 предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:
- наличие зданий, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
- наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
- наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования N121н).
Подпунктом 4 пункта 2 названных Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Частью 4 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 323-ФЗ) предусмотрены формы оказания медицинской помощи: 1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; 2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; 3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид работ.
Перечень работ (услуг) нормативно закреплен.
Согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, далее - Перечень N 852), лицензированию подлежат работы (услуги) "по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
В соответствии с пунктом 5.3 раздела "В" Приказа Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" подвид медицинской услуги обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
"Комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности", является подвидом услуги, имеющей законченное диагностическое или лечебное значение, однако не имеет самостоятельного законченного значения как вид работ (услуг) применительно к лицензированию медицинской деятельности.
Оказание медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности)" регулируется Порядком оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н. В силу пункта 89 данного порядка медицинская помощь женщинам при искусственном прерывании беременности оказывается в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)".
Пункт 4 Положения устанавливает, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждается классификатор работ (услуг), предусмотренных приложением к Положению.
Пунктом 99 Порядка N 1130н предусмотрено, что для прерывания беременности сроком до двенадцати недель могут использоваться как хирургический, так и медикаментозный методы. Прерывание беременности в сроки, предусмотренные клиническими рекомендациями медикаментозным методом, проводится врачом акушером-гинекологом в амбулаторных условиях или условиях дневного стационара с обязательным наблюдением женщины не менее 1,5-2 часов после приема лекарственных препаратов.
Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится врачом акушером-гинекологом в условиях дневного стационара и стационарных условиях. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины и составляет 3 - 4 часа.
В соответствии с положениями пункта 9 (подпункты 2, 9) приложения N 13 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 N1130н, пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" наличие помещения дневного стационара является обязательным условием для проведения искусственного прерывания беременности с учетом и обязательности наблюдения женщины не менее 1,5-4 часов после приема лекарственных препаратов.
Положением N 291 не предусмотрены исключения в части перечня лицензионных требований к медицинским организациям в зависимости от способа прерывания беременности и не позволяет организации, не способной оказать услугу при необходимости иными способами (при неэффективности медикаментозного метода, в иных случаях) в зависимости от показаний, а также оказать экстренно помощь.
Не оказание услуги в полном объеме в рамках лицензии по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности), является нарушением норм о лицензировании. По смыслу Порядка N 1130н, у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациентка имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является ее выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
Указание на возможность медикаментозного прерывания в амбулаторных условиях означает, что допускается приступить к оказанию медпомощи спорным способом без направления пациентки в дневной стационар, стационар, и без оформления соответствующего листка нетрудоспособности.
Действующее правовое регулирование, с целью минимизации рисков пациенток, своевременности оказания медицинской помощи, в случае необходимости иным способом, в том числе экстренно, не предполагает возможность выбора медицинскими организациями одного из способов прерывания беременности в качестве лицензируемого вида работ и изменения в связи с этим требований к лицензиату (соискателю лицензии).
Законодательство не предусматривает возможность наделения правом осуществлять искусственное прерывание беременности одних медицинских организаций только медикаментозным способом, а других - только хирургическим, в зависимости от их волеизъявления.
В связи с чем, несмотря на то, что медикаментозное прерывание беременности может проводиться в амбулаторных условиях, соискатель лицензии "на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)" должен соответствовать всем требованиям по оснащению и наличию специалистов, предъявляемым к медицинскому учреждению, оказывающему комплексную медицинскую помощь "искусственное прерывание беременности" независимо от рекомендованного и избранного способа.
Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов), а также суррогатное материнство (часть 1 статья 55 Закона N 323-ФЗ).
В пункте 10 Положения перечислена рекомендуемая структура Центра репродуктивных технологий: регистратура; кабинеты врачей-акушеров-гинекологов; кабинет врача-уролога; кабинет врача ультразвуковой диагностики; смотровой кабинет; операционная; процедурная; эмбриологическая комната; помещение для сдачи спермы; клинико-диагностическая лаборатория; дневной стационар; стерилизационная; помещение криохранилища; помещение ожидания для пациентов; ординаторская.
Приложение N 3 к указанному Положению, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.2022 N 803-н, содержит стандарты оснащения центра (лаборатории, отделения) вспомогательных репродуктивных технологий, в частности кабинета врача акушера - гинеколога; процедурной; операционной; эмбриологической комнаты; помещения для сдачи спермы.
Основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в переоформлении лицензии послужили следующие обстоятельства, установленные Департаментом:
- отсутствие помещения малой операционной в соответствии с Порядком N 1130н;
- отсутствие помещения дневного стационара и/или стационара;
- отсутствие помещений минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий (регистратура, кабинеты врачей-акушеров-гинекологов, операционная, процедурная, эмбриологическая комната, помещение для сдачи спермы, клинико-диагностическая лаборатория, помещение ожидания для пациентов, ординаторская, помещение для хранения инвентаря, склад расходных материалов);
- отсутствие необходимого оборудования в соответствии с Порядком N 1130н;
Врача анестезиолога - реаниматолога, врача акушера-гинеколога (для проведения программы ЭКО), врача клинической лабораторной диагностики или эмбриолога, медицинской сестры, медицинской сестры процедурной, операционной медицинской сестры, медицинской сестры-анестезиста, медицинского регистратора, медицинского технолога, медицинского лабораторного техника, фельдшера-лаборанта, лаборанта, что о является основанием для отказа обществу в переоформлении лицензии
Систематизированный Перечень во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предполагает произвольного отнесения той или иной работы (услуги) к числу медицинских услуг, относящихся к подлежащей лицензированию медицинской деятельности.
Перечень изложен понятным и доступным образом, отвечает критерию правовой определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, не допускает неоднозначного толкования при его применении.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами Департамента относительно доказанности отсутствия у заявителя помещений, минимальной структуры центра для выполнения работ (услуг) по использованию вспомогательных репродуктивных технологий, а именно регистратуры, помещения для хранения инвентаря, склада расходных материалов, а также помещения ожидания для пациентов.
Из материалов дела усматривается наличие указанных помещений в клинике.
Вместе с тем, ошибочность выводов Департамента в данной части не свидетельствует о незаконности решения об отказе в переоформлении лицензии заявителя, выраженном в уведомлении N 4-2/2623 от 22.09.2021.
Проанализировав правовые нормы в сфере лицензирования и медицинской деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что лицензия может быть выдана только на вид работ (услуг), предусмотренный Перечнем, и не выдается на их подвид или отдельные этапы. Этим и обусловлены лицензионные требования к соискателю и лицензиату.
Фактически Общество просило переоформить лицензию с целью использования отдельных способов оказания медицинской помощи и выполнения отдельных ее этапов, всем требованиям не соответствовало.
Таким образом, у Департамента здравоохранения отсутствовали правовые основания для принятия положительного решения по заявлению общества, а оспариваемое уведомление не нарушает прав заявителя.
Ссылка Общества на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2021 N АКПИ21-489, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2021 N АПЛ21-469 основана на неверном толковании выраженной в них правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
Выводы по данному делу согласуются с выводами суда кассационной инстанции по делам: N А48-10137/2019 N А48-13173/2019, N, N А48-8612/2021, N А48-9558/2021, N А48-3807/2021, практика применения соответствующих правовых норм признана верной Верховным судом по делу А48-4944/2019 при схожих обстоятельствах.
В рамках настоящего дела, принимая во внимание аналогичные правовое регулирование спорного вопроса и обстоятельства спора, апелляционная коллегия не усматривает оснований для принятия иного судебного акта.
Доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с действующим правовым регулированием в сфере установления лицензионных требований.
При этом вопрос о необходимости получения лицензии на дневной стационар к предмету спора не относится. В связи с чем, довод о том, что система ФРМО не позволяет выбрать для структурного подразделения организации условия оказания медицинской помощи "в условиях дневного стационара" при отсутствии у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности в условиях дневного стационара, не влечет иного исхода данного спора.
Суд не усматривает, также, незаконного, нарушающего права Общества бездействия со стороны Департамента, поскольку, возражения заявителя направлялись на акт проверки с целью влияния на решение на заявление о переоформление лицензии. При этом вопрос о переоформлении лицензии рассмотрен в установленном порядке, ответ заявителю дан. Дополнения к возражению на акт проверки были направлены после принятия решения об отказе в переоформлении лицензии, своим правом на оспаривание отказа в судебном порядке Общество пользовалось неоднократно при аналогичных обстоятельствах. Оценка обоснованности требований Департамента была дана судами различных инстанций.
Следовательно, выводы суда первой инстанции обоснованны и правомерны, сделаны при правильном понимании правового регулирования в сфере лицензирования медицинской деятельности.
Оснований для их переоценки и удовлетворения жалобы апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.11.2022 по делу N А48-10013/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-10013/2021
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравоохранения Орловской области
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1204/2022
14.07.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1204/2022
16.03.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-394/2022
29.11.2022 Решение Арбитражного суда Орловской области N А48-10013/2021
06.10.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-394/2022
22.04.2022 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1204/2022
09.02.2022 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-394/2022