г. Москва |
|
17 марта 2023 г. |
Дело N А41-53156/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "Мосстройпрогресс"- Бонин В.И., представитель по доверенности б/н от 04.04.2022, паспорт, диплом;
от ООО "Панавто"- Шукман И.В., представитель по доверенности N 305 от 02.01.2023, паспорт, диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосстройпрогресс" на решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 по делу N А41-53156/22 по иску ОАО "Мосстройпрогресс" к ООО "Панавто" об обязании произвести гарантийный ремонт автомобиля,
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосстройпрогресс" (ИНН 7717030428, ОГРН 1027700460853) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ПАНАВТО" (ИНН 7703618121, ОГРН 1067760437910) об обязании произвести гарантийный ремонт автомобиля.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Мосстройпрогресс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что истцом не были нарушены обязательства по соблюдению периодичности планового технического обслуживания автомобиля.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Панавто" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО "Мосстройпрогресс" имеет в собственности автомобиль Mercedes-Benz S 350d 4MATIC (УШ WDD2221211А443469, 2018 г.в. Указанное транспортное средство приобретено истцом по договору купли-продажи от 21.09.2018.
Согласно Условиям гарантии на автомобили Mercedes-Benz (размещенным на официальном сайте производителя автомобилей www.mercedes-benz.ru) гарантийный срок на транспортное средство исчисляется с даты передачи нового транспортного средства первому покупателю или с даты его первой постановки на учет в зависимости от того, какое событие наступило ранее. Срок гарантии изготовителя на новое транспортное средство составляет 2 (два) года, при этом для легковых и внедорожных автомобилей Mercedes-Benz и автомобилей smart - без ограничения по пробегу.
Датой передачи автомобиля первому покупателю, согласно Паспорта транспортного средства 77 У О 823553 от 14.09.2018 г., является 19.09.2018.
Согласно Условиям программы DZ9: Постгарантийный сервисный пакет на 3-й и 4-й годы (размещенным на официальном сайте производителя автомобилей www.mercedes-benz.ru), обязательства по выполнению работ / оказанию услуг в рамках Постгарантийного сервисного пакета Mercedes-Benz действуют 2 (два) года, начиная строго со дня, следующего за днем истечения гарантийного срока без ограничения по пробегу (как правило, это 3-4 год эксплуатации транспортного средства).
Оказание услуг/выполнение работ, производится в любом официальном сервисном центре Mercedes-Benz исключительно на территории Российской Федерации.
Программа двухлетней постгарантийной сервисной поддержки автомобилей Mercedes-Benz включает выполнение работ по ремонту автомобиля, необходимость выполнения которого возникла при обычном режиме эксплуатации транспортного средства.
В объем покрытия входят работы по ремонту и/или замене основных агрегатов и компонентов автомобиля, включая стоимость необходимых для ремонта запасных частей и материалов.
В объем покрытия входят работы по ремонту и/или замене основных агрегатов и компонентов автомобиля, включая стоимость необходимых для ремонта запасных частей и материалов.
При этом, в перечень основных компонентов и агрегатов автомобиля входит Двигатель (ДВС) и его компоненты (включая механические и электронные компоненты и системы управления): блок цилиндров, кривошипно-шатунный механизм, газораспределительный механизм, система впрыска, турбонагнетатель, впускной и выпускной коллекторы, масляный насос, насос системы охлаждения, вентилятор, генератор, стартер.
Исключения: топливный и воздушный фильтры, компрессор кондиционера, подвеска двигателя (ДВС), система нейтрализации отработавших газов.
Как указывает истец, в июне 2022 года при запуске автомобиля после ночной стоянки появился посторонний звук в работе двигателя, при этом ошибка по двигателю не загоралась, при движении двигатель начал работать неустойчиво.
09.06.2022 АО "Мосстройпрогресс" обратилось в официальный сервисный центр Mercedes-Benz ООО "ПАНАВТО" филиал ООО "ПАНАВТО СИТИ" по адресу: Москва, 1-й Магистральный проезд, д. 9 для проведения диагностики неисправности.
В результате проведенной диагностики выявлена необходимость замены гидрокомпенсаторов, коромысел и распредвалов, масляного насоса для чего требуется демонтаж масляного поддона для промывки от остатков стружки с демонтажом ДВС, что отражено в Предварительном ремонтном заказе N ПРЗ-983886 от 09.06.2022.
Требование АО "Мосстройпрогресс" о необходимости устранения выявленных неисправностей в рамках гарантийных обязательств оставлено ООО "ПАНАВТО" без удовлетворения со ссылкой на то, что отдельные плановые работы по техническому обслуживанию автомобиля проводились не в авторизованном сервисном центре Mercedes-Benz.
На претензию АО "Мосстройпрогресс" от 21.06.2022 ООО "ПАНАВТО" направило ответ от 27.06.2022, в котором сообщило о нарушении обязательств по соблюдению периодичности планового сервисного обслуживания, в связи с чем в предоставлении гарантийного ремонта было отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО "Мосстройпрогресс" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом факта соблюдения условий Постгарантийного сервисного пакета и нарушения ответчиком гарантийных обязательств.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Отношения сторон регулируются положениями 1 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 470 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
Согласно пункту 3 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (пункт 2 статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения пункта 1 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают последствия передачи товара ненадлежащего качества. В частности, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок.
Ответчик является официальным дилером Mercedes-Benz в Российской Федерации, осуществляет продажу и сервисное обслуживание автомобилей Mercedes-Benz (https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/mercedes-benz-cars/dealer-locator.html).
По общему правилу дилерским договором, заключенным между импортером (дистрибьютором) и дилером, импортер передает дилеру неисключительное право и возлагает на дилера соответствующую обязанность в соответствии с условиями названного договора осуществлять продажу автомобилей, а также производить их сервисное обслуживание.
В силу дилерского договора дилер осуществляет сервисное обслуживание всех автомобилей.
Импортер (дистрибьютор) несет ответственность за недостатки товара перед дилером, а дилер отвечает за недостатки товара непосредственно перед покупателем.
Дилер осуществляет необходимые работы в рамках ответственности импортера для каждого клиента бесплатно.
Вышесказанное действует независимо от того, приобрел ли соответствующий покупатель автомобиль у дилера, выполняющего указанные работы, или у какого-либо другого дилера импортера.
Дилер обязуется предоставлять каждому конечному покупателю автомобиля гарантию на каждый автомобиль в объеме не меньшем гарантии, предоставляемой дистрибьютором дилеру.
Дистрибьютор возмещает дилеру затраты по устранению гарантийных претензий в соответствии с соглашением о сервисном и гарантийном обслуживании.
Дилер несет полную ответственность за качество и своевременность, выполняемых им работ по гарантийному обслуживанию, а также выполнения иных взятых на себя перед конечными покупателями автомобилей обязательств.
Следовательно, в случае обращения конечного покупателя дилер обязан осуществлять гарантийное обслуживание согласно требованиям дистрибьютора, условиям настоящего соглашения, а также действующих нормативных актов Российской Федерации.
Сложившаяся по данной категории споров, судебная практика подтверждает наличие именно у ответчика обязанности по выполнению гарантийного ремонта, несмотря на то, что договор купли-продажи спорного автомобиля заключен с другим лицом (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 по делу N А28-8401/2013, от 01.10.2014 по делу N А46-19347/2012, от 25.10.2016 г. N 24-КГ16-13).
Согласно условиям постгарантийного сервисного пакета Mercedes-Benz, размещенным на сайте https://www.mercedes-benz.ru/, оказание услуг/выполнение работ в рамках указанного пакета производится в любом официальном сервисном центре Mercedes-Benz исключительно на территории Российской Федерации.
Стоимость ремонта в рамках Постгарантийного сервисного пакета Mercedes-Benz не может превышать действительную (остаточную) на момент обращения остаточную стоимость автомобиля.
Объем услуг/работ в рамках настоящего сервисного пакета выполняется только при условии соблюдения на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля всех требований, предъявляемых заводом-изготовителем к техническому обслуживанию автомобиля, включая:
- своевременное проведение планового обслуживания* в официальном сервисном центре Mercedes-Benz;
- проведение всех необходимых работ, включая дополнительные регламентные и необходимые ремонтные работы (в рамках текущего или восстановительного ремонта, в том числе кузовного);
- использование исключительно оригинальных запасных частей Mercedes-Benz, поставляемых МБР, и допущенных заводом-изготовителем масел и других эксплуатационных материалов (начиная с 3-го года эксплуатации - с использованием запчастей и материалов Исполнителя работ).
При этом невыполнение или нарушение клиентом обязательств по проведению работ по плановому техобслуживанию являются основанием для отказа в оказании услуг в рамках Постгарантийного сервисного пакета (https://www.mercedes-benz.ru/passengercars/being-an-owner/service-maintenance/2x2-service/content.module.html).
Судом установлено, что дата обнаружения неисправности находится за пределами срока гарантии производителя и относится к периоду постгарантийного сервисного обслуживания.
Согласно указанным выше условиям Постгарантийного сервисного пакета владелец транспортного средства может претендовать на выполнение официальным дилером объема работ и услуг при соблюдении условия о своевременном проведении всех работ по плановому техобслуживанию на СТОА Мерседес-Бенц.
Причиной разногласий между сторонами спора явилось то обстоятельство, что автомобиль АО "Мосстройпрогресс" в период с апреля 2021 по май 2022 года (в пределах срока действия Постгарантийного сервисного пакета) проходил техническое обслуживание в сервисном центре ООО "Автоперворманс".
Кроме того, согласно общей информационной сервисной базы Мерседес-Бенц последняя зафиксированная дата прохождения регулярного технического обслуживания в официальном сервисном центре Мерседес-Бенц принадлежащего истцу автомобиля датируется 02.07.2020 на пробеге 45 446 км.
На момент обращения АО "Мосстройпрогресс" в центр технического обслуживания ООО "ПАНАВТО"- 09.06.2022 года пробег автомобиля составлял 115 164 км., что свидетельствует о нарушении обязательств по соблюдению периодичности планового технического обслуживания.
При этом, судом установлено, что ООО "Автоперворманс" не является официальным дилером Мерседес-Бенц в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении АО "Мосстройпрогресс" условий предоставления Постгарантийного сервисного пакета от официального дилера Мерседес-Бенц в Российской Федерации - ООО "ПАНАВТО".
Ссылка истца на то, что ООО "Автоперворманс" в ремонте использовались только оригинальные комплектующие с учетом вышеизложенного не имеет правового значения.
Ссылка истца на неконкурентные условия пакета постгарантийного обслуживания, обоснованно отклонена судом, поскольку они не ограничивают права истца и являются обычными для договоров такого типа (обращение в стороннюю организацию прекращает гарантийное обслуживание от производителя/дилера/официального сервисного центра).
При этом истец не был лишен права выбора - получать обслуживание в рамках Постгарантийного сервисного пакета от официального дилера либо обратиться к иному исполнителю.
В силу ч. 3 ст. 41, ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Учитывая, что истцом не доказан факт соблюдения условий Постгарантийного сервисного пакета и нарушения ответчиком гарантийных обязательств. суд первой инстанции обоснованно отказал в иске.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а лишь фактически указывают на несогласие с выводами суда, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.12.2022 по делу N А41-53156/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-53156/2022
Истец: ОАО "Мосстройпрогресс"
Ответчик: ООО "ПАНАВТО"