г. Чита |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А10-4394/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Липатовой Ю.В. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Васильевой А.И. и Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Субанакова С.К. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия помощником судьи Кузнецовой С.Д. апелляционную жалобу Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2022 года по делу N А10-4394/2020 по исковому заявлению Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ОГРН 1020300971415, ИНН 0326004709) к Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" (ОГРН 1020300796196, ИНН 0322002732) о взыскании 60 280 919 рублей 19 копеек средств субсидии,
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора участвует акционерное общество "Теплоэнерго" (ОГРН 1093818001375, ИНН 3818026815,
при участии в судебном заседании:
от Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия - Базарова Б.Н. - представителя по доверенности от 01.03.2022,
от Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" - Градунцевой Л.М. - представитель по доверенности от 09.01.2023, Выговской Е.А. - представителя по доверенности от 06.03.2023.
от акционерного общества "Теплоэнерго" - Чернышенко О.А. - представителя по доверенности от 30.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее также - истец или Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" (далее также - ответчик или Администрация) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 60 280 919 рублей 19 копеек средств субсидии.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета, спора в деле участвует акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - АО "Теплоэнерго").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 января 2022 года, заявленный иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 июня 2022 года судебные акты первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судом кассационной инстанции указано на необходимость при новом рассмотрении дела учесть все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в том числе проанализировать явившиеся основанием для выдачи субсидии документы, дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, с учетом положений, установленных статьей 71 АПК РФ, разрешить спор в соответствии требованиями действующего законодательства, распределить судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09 июня 2022 года суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции были установлено, что выдача субсидий на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями, как в текущем, так и в предыдущем финансовом году предусмотрена Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надёжной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утверждённым Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27 ноября 2018 года N 669, установлены обстоятельства подачи Администрацией заявки на получение субсидий с приложением обоснования расчётов размера субсидий исходя из показателей отопительного периода 2017-2018 годов.
На основании заключений Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия судами установлены обстоятельства достоверности расчётов объёма субсидий на компенсацию разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, полезным отпуском тепловой энергии, учтёнными в тарифах на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии, фактическим полезным отпуском тепловой энергии за отопительный период 2017/2018 годов (сентябрь-июнь).
Учитывая, что спорным в настоящем деле является вопрос о том, предназначалась ли выданная субсидия на компенсацию убытков ресурсоснабжающей организации (третьего лица), понесённых в год, предшествующий году выдачи субсидий (отопительный период 2017-2018 годов (сентябрь-июнь)).
При указанных выше условиях суд кассационной инстанции полагает невозможным признать соответствующим установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что выдача субсидии на отопительный период 2017-2018 годов (сентябрь-июнь) соглашением не предполагалась.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2022 года в иске отказано. Суд первой инстанции, принимая решение, пришёл к выводу, что по результатам освоения предоставленной субсидии денежные средства ответчик, а в конечном итоге третье лицо использовали в соответствии с целевым назначением.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения, выражая своё несогласие с ним, по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Администрация и третье лицо в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Представители Администрации и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы отзывов.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании заключенного между Министерством и Администрацией соглашения N 118-06/С-2018/М от 07 декабря 2018 года последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 34 799 890 рублей. В свою очередь администрация обязалась использовать субсидию по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, обеспечить софинансирование за счет средств бюджета муниципального образования в размере 34 834,72 рублей, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.
В целях осуществления контроля за целевым и эффективным использованием муниципальным образованием средств субсидии министерство вправе в любое время проводить проверки (выездные и камеральные) исполнения муниципальным образованием условий настоящего соглашения (пункт 2.1.2).
Согласно приложению N 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии.
Во исполнение указанного соглашения по платежному поручению от 14 декабря 2018 года N 458134 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 34 799 890 рублей была перечислена на расчетный счет администрации.
На основании заключенного между Министерством и Администрацией соглашения от 19 августа 2019 года N 148-06/С-2019 последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 54 371 552 рублей.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему соглашению (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о бюджете (сводной бюджетной росписи республиканского бюджета) на 2019 год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств республиканского бюджета на финансовый год и плановый период.
В обязательства Министерства согласно пунктам 5.1.1 - 5.1.3 входят обеспечение предоставления субсидии бюджету муниципального образования "Город Северобайкальск" в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год; осуществление контроля за соблюдением получателем условий предоставления и расходования субсидии, предусмотренных настоящим соглашением; осуществление оценки использования субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии (мониторинг достижения значения (ий) результата (ов), установленных настоящим соглашением на основании данных отчетности, представленной получателем.
Согласно приложению N 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация ресурсоснабжающей организации разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности); мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (предстоящие поставки).
Во исполнение заключенного соглашения по платежному поручению от 21 августа 2019 года N 148741 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 54 371 552 рублей была перечислена на расчетный счет Администрации.
На основании заключенного между Министерством и Администрацией соглашения от 25 декабря 2019 года N 184-06/С-2019/М последнему из бюджета Республики Бурятия предоставлена субсидия на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в размере 96 420 582,9 рублей.
Предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению N 1 к настоящему соглашению (пункт 1.2).
В соответствии с пунктом 5.1.1 Министерство обязуется обеспечить предоставление субсидии бюджету Администрации в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных настоящим соглашением в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2019 год.
Согласно пункту 5.1.3, Министерство обязуется осуществлять оценку использования субсидии с учетом обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии (мониторинг достижения значения(ий) результата(ов), установленных настоящим соглашением на основании данных отчетности, представленной получателем.
В силу пунктов 5.2.3. 5.2.6 получатель субсидии обязуется обеспечить выполнение показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей, установленных приложением N 2 к настоящему соглашению; целевое и эффективное использование субсидии, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего соглашения, соблюдение ответственности за целевое использование средств, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего соглашения, соблюдение порядка и условий предоставления и расходования указанных средств, предусмотренных правилами и Постановлением.
Согласно приложению N 1 к соглашению целью выплаты субсидии является компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями; компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Во исполнение заключенного соглашения по платежному поручению от 26 декабря 2019 года N 606944 из республиканского бюджета сумма субсидии в размере 96 420 582,9 рублей была перечислена на расчетный счет Администрации.
Поскольку в соответствии с Постановлением администрации от 26 сентября 2017 года N 893 единой теплоснабжающей организацией на территории администрации является АО "Теплоэнерго", Администрацией заключены соответствующие соглашения о предоставлении выделенной суммы субсидии теплоснабжающей организации.
В целях проверки использования субсидий из республиканского бюджета, выделенных Администрации на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов в 2018 - 2019 годах, специалистами Министерства проведена камеральная проверка.
По результатам камеральной проверки Министерство пришло к выводу, что субсидии предоставлены Администрации в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на 2018 и 2019 год. Фактический размер субсидии за период 2018 года должен был составить 3 691,04 рублей; размер подлежащей возврату субсидии, полученной по соглашению от 07 декабря 2018 года N 118-06/С-2018/М, составляет 31 108,85 рублей (34 799,89 рублей - 3 691,04 рублей). Фактический размер субсидии муниципальному образованию за период 2019 года должен был составить 116 264, 89 рублей; размер подлежащей возврату субсидии, полученной по соглашению от 19 августа 2019 года N 148-06/С-2019 на сумму 54 371 552 рублей и соглашению от 25 декабря 2019 года N 184-06/С-2019/М на сумму 96 420 583 рублей, составляет 34 527,24 рублей (150 792,13 рублей - 116 264,89 рублей).
Результаты указанной проверки были отражены в акте камеральной проверки от 15 июня 2020 года N 1-06-2020/М.
На основании изложенного Министерство установлено, что общая сумма субсидии, подлежащая возврату в республиканский бюджет, составляет 65 636 090 рублей.
Министерством 06 августа 2020 года в адрес Администрации направлено претензионное письмо с требованием о возврате части суммы предоставленной субсидии в размере 65 636 090 рублей.
В связи с неисполнением Администрацией требования Министерства в добровольном порядке оно обратилось в арбитражный суд за взысканием средств субсидии в размере 65 636 090 рублей.
В связи с частично произведенным ответчиком возвратом бюджетных средств в размере 5 355 170 рублей 81 копейка, истец уточнил исковые требования до 60 280 919 рублей 19 копеек суммы субсидии, требуемой возврату.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений и в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса под субсидиями бюджета субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Таким образом, правоотношения по предоставлению субсидий, расходованию и контролю за расходованием субсидии относятся к бюджетным правоотношениям.
В статье 38 Бюджетного кодекса сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Соглашения N 118-06/С-2018/М от 07.12.2018, N 148-06/С-2019 от 19.08.2019, N 184- 06/С-2019/М от 25.12.2019 заключены на основании Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.11.2018 N 669 (далее - Порядок N 669), в целях:
- компенсации ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии;
- компенсация ресурсоснабжающей организации разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии; мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности); мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (предстоящие поставки);
- компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями; компенсация организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи с недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Указанный Порядок устанавливает требования по формированию, предоставлению и распределению субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 Порядка N 669 (здесь и далее в редакции, действующей на момент заключения соглашений) субсидии предоставляются муниципальным районам и городским округам соответствующим следующим критериям:
- муниципальное образование относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним территориям;
- общий суммарный объем необходимой валовой выручки по тепловой энергии ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Муниципального образования (за исключением организаций, осуществляющих производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), превышает 200 млн. руб. с учетом налога на добавленную стоимость.
Из пункта 5 Порядка N 669 следует, то для получения субсидии в текущем финансовом году муниципальные образования представляют не позднее 20 декабря текущего 10 финансового года Министерству как главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение субсидии с приложением следующих документов:
а) пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии критериям отбора, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;
б) обоснование заявки с расчетами, подтверждающими объем субсидии;
в) копия решения представительного органа муниципального образования (выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета), подтверждающая наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование субсидии в текущем финансовом году;
г) формы статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за периоды возникновения выпадающих доходов (сверхнормативных потерь), на компенсацию которых предоставляются субсидии;
д) справка Муниципального образования о фактических значениях показателей, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с помесячной разбивкой;
е) заключение Республиканской службы по тарифам о достоверности расчетов объема Субсидии на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями.
В пункте 6 Порядка N 669 приведена формула расчета размера субсидии: С =
Снзт + Спо + Сснп + Смчс, где:
С - общий размер Субсидии, в руб.;
Снзт - размер Субсидии, направляемый на создание муниципального нормативного запаса топлива (угля), в руб.;
Спо - размер Субсидии, направляемый на компенсацию ресурсоснабжающим организациям разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим отпуском тепловой энергии, в руб.;
Сснп - размер Субсидии, направляемый на компенсацию ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии, в руб.;
Смчс - размер Субсидии, направляемый на реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливноэнергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки), в руб.
Снзт = НЗТ x Ц, где:
НЗТ - объем нормативного запаса топлива (угля), утвержденный приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, тонн;
Ц - стоимость 1 тонны угля с учетом НДС, в руб.
Спо = Vт x Т - Vф x Т, где:
Vф - объем фактического полезного отпуска тепловой энергии на соответствующий период, Гкал;
Vт - объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, Гкал;
Т - утвержденный тариф на тепловую энергию на соответствующий период с учетом НДС, в руб. за 1 Гкал.
Сснп = (Уф x Sтф - Уп x Sтп) + (Эф x Sэф - Эп x Sэп), где:
Сснп - размер субсидии, направляемый на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями, в руб.;
Уф - фактический натуральный расход топлива (угля) на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, на соответствующий период, в тоннах;
Sтф - фактическая стоимость одной тонны топлива (угля) на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Уп - натуральный расход топлива (угля), учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в тоннах;
Sтп - стоимость 1 тонны топлива (угля), учтенная в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Эф - фактический расход электрической энергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, за соответствующий период, в кВт*ч;
Sэф - фактическая стоимость 1 кВт*ч электроэнергии на соответствующий период, в руб. с учетом НДС;
Эп - расход электрической энергии на выработку тепловой энергии, в том числе на нужды горячего водоснабжения, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в кВт*ч;
Sэп - стоимость 1 кВт*ч электроэнергии, учтенная в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период, в руб. с учетом НДС.
Согласно пункту 9 Порядка N 669 ответственность за достоверность представляемых в Министерство документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, несут органы местного самоуправления муниципальных образований.
Оценка эффективности использования субсидии Муниципальным образованием в отчетном финансовом году осуществляется Министерством на основании сравнения установленного соглашением и фактически достигнутых Муниципальным образованием по итогам отчетного финансового года значений показателей результативности использования Субсидии "Отсутствие ограничений подачи тепловой энергии по причине отсутствия запасов топлива", "Отсутствие ограничений подачи тепловой энергии по причине ограничения подачи электрической энергии" (пункт 16).
В соответствии с пунктом 19 ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств, качество и достоверность отчетности, представляемой согласно пункту 18 настоящего Порядка, возлагается на органы местного самоуправления Муниципального образования. Неиспользованные субсидии подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с бюджетным законодательством (пункт 21).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Муниципальным образованием условий ее предоставления (расходования), в том числе невозврата средств в республиканский бюджет в соответствии с пунктами 20 и 21 настоящего Порядка, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством (пункт 23).
Вышеуказанными соглашениями установлено, что муниципальное образование приняло на себя обязательства по целевому и эффективному использованию бюджетных средств в соответствии с установленным перечнем мероприятий, по соблюдению условий расходования субсидии, обеспечению возврата средств субсидии, использованных не по целевому назначению средств субсидии.
Согласно пункту 1.3 соглашения от 07.12.2018, подпунктам 5.2.4, 5.2.7, 5.2.9 соглашений от 19.08.2019, 25.12.2019 на муниципальное образование, среди прочих, возложена обязанность по:
- достижению показателя "Снижение количества (введения ограничений) отпуска тепловой энергии по источникам выработки тепловой энергии, связанного с отсутствием неснижаемого нормативного запаса топлива (угля) (далее - целевой показатель), значение которого на 2018 год составляет 100 %;
- выполнению показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей, установленных приложением N 2 к соглашениям;
- целевому и эффективному использованию субсидии, соблюдению ответственности за целевое использование средств, соблюдению порядка и условий предоставления и расходования средств, предусмотренных Правилами и Постановлением;
- соблюдению сроков реализации мероприятий, предусмотренных в приложениях к настоящему соглашению.
Пунктом 2.2.4 соглашения от 07.12.2018 предусмотрено, что в случае недостижения целевого показателя результативности исполнения соглашения, определенного пунктом 1.3. настоящего соглашения, в течение 15 рабочих дней после срока сдачи годового отчета, установленного пунктом 2.2.8 настоящего соглашения, муниципальное образование обеспечивает возврат в доход республиканского бюджета неиспользованной субсидии, рассчитанной с учетом фактического исполнения целевого показателя результативности соглашения, а также перечисление в доход республиканского бюджета штрафных санкций, рассчитываемых по формуле.
В пункте 5.1.4 соглашений от 19.08.2019, от 25.12.2019 сформулировано условие, согласно которому в случае если получателем по состоянию на 31 декабря отчетного финансового года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктами 5.2.4 и 5.2.9 настоящего соглашения и в срок до 1 марта текущего финансового года указанные нарушения не устранены, министерство обязуется рассчитать в соответствии с пунктом 12 Правил объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в республиканский бюджет, и направить получателю требование о возврате средств субсидии в республиканский бюджет в указанном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что исходя из анализа текста Порядка предоставления субсидий N 669, в частности пункта 3, следует, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям на финансирование мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения.
К мероприятиям по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования относятся:
- создание муниципального нормативного запаса топлива (угля);
- компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии;
- компенсация ресурсоснабжающим организациям разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии;
- мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки).
Согласно пункту 7 Порядка N 669 для получения субсидии в текущем финансовом году муниципальные образования представляют не позднее 5 декабря текущего финансового года главному распорядителю бюджетных средств заявку на получение субсидии с приложением следующих документов (далее - Документы):
а) пояснительная записка, содержащая информацию о соответствии критериям отбора, установленным пунктом 2 настоящего Порядка;
б) обоснование заявки с расчетами, подтверждающими объем субсидии;
в) выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета, подтверждающая наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на софинансирование субсидии в текущем финансовом году;
г) в случае представления заявки на получение субсидии на цели создания муниципального нормативного запаса топлива (угля) дополнительно представляется заключение Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о достоверности расчетов субсидии на создание муниципального нормативного запаса топлива (угля);
д) в случае представления заявки на получение субсидии на цели компенсации ресурсоснабжающим организациям разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии, разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии дополнительно представляются:
- формы статистического наблюдения N 11-ТЭР "Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на производство отдельных видов продукции, работ (услуг)", N 1-ТЭП "Сведения о снабжении теплоэнергией", N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за периоды возникновения выпадающих доходов (сверхнормативных потерь), на компенсацию которых предоставляются субсидии;
- справка Муниципального образования о фактических значениях показателей, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, с помесячной разбивкой;
- справка Муниципального образования о датах начала и завершения отопительного сезона;
- заключение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия о достоверности расчетов объема Субсидии на компенсацию разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии, между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии;
е) в случае представления заявки на получение субсидии на цели реализации мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе на оплату за топливно-энергетические ресурсы (погашение задолженности, предстоящие поставки), дополнительно представляется правовой акт об утверждении указанных мероприятий.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Договор должен трактоваться с учетом действительной общей воли сторон.
Если буквальное значение содержащихся в соглашении слов и выражений не позволяет определить его содержание, применяется толкование путем выяснения действительной общей воли сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все сопутствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом формул, содержащихся в пункте 6 Порядка N 669, заявки и иные необходимые документы на предоставление субсидий включают в себя данные о периодах возникновения выпадающих доходов, при этом положениями Порядка N 669 не предусмотрено определение данных периодов как период именно в текущем финансовом годе. Кроме того, в тексте Порядка нет прямого запрета на указание произвольных периодов времени возникновения выпадающих доходов, в том числе предыдущий финансовый год относительно года подачи заявки.
Подпунктом "д" пункта 7 Порядка N 669 предусмотрено предоставление справки о датах начала и конца отопительного сезона, при этом представляется очевидным, что начало отопительного сезона начинается в предыдущем году относительно года подачи заявки.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что положениями Порядка N 669 не предусмотрено определение периода как такового, а также необходимость указания периода в заявке на субсидию только в рамках текущего финансового года. Под периодом может подразумеваться любой период, в том числе и отопительный сезон, начинающийся в предыдущем финансовом годе.
Данный вывод также подтверждается имеющимися пояснениями опрошенного в качестве специалиста заместителя начальника отдела регулирования тарифов в теплоэнергетике РСТ РБ Павловой А.Д., указавшей, что объем субсидии на 2018 год был рассчитан службой, исходя из предоставленной предприятием АО "Теплоэнерго" бухгалтерской и статистической отчетности за период ноябрь, декабрь 2017 года - первое полугодие 2018 года, объем субсидии на 2019 год был рассчитан исходя из предоставленной предприятием бухгалтерской и статистической отчетности за восемь месяцев 2019 года, а в отношении недостающих четырех месяцев были применены плановые показатели (показатели аналогичного периода 2018 года).
При этом одобрение Министерством заявки на субсидии было осуществлено, в том числе, на основании предоставленных РСТ РБ заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между расходом топлива (угля), электрической энергии, учтенным в тарифе на тепловую энергию, и фактическим расходом топлива (угля) и электрической энергии за отопительный период 2017/2018 (сентябрь-июнь) от 14.12.2018, заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии за отопительный период 2017/2018 (сентябрь-июнь) от 15.01.2019, заключения о достоверности расчетов объема субсидии на компенсацию разницы между полезным отпуском тепловой энергии, учтенным в тарифах на тепловую энергию, и фактическим полезным отпуском тепловой энергии на 2019 год от 02.12.2019.
Администрацией МО "город Северобайкальск" при оформлении заявки на получение субсидии был предоставлен весь пакет документов и отчетности за отопительный период ноябрь 2017 года - июнь 2018 года, сентябрь 2017 года - июнь 2018 года, период 2019 года, следовательно, субсидия предоставлялась по показателям соответствующих периодов, указанных в заявке.
На момент одобрения заявки на получение субсидии предоставленный пакет документов и заключения РСТ РБ подтвердили объем запрашиваемых средств субсидии.
Согласно пунктам 15, 17, 18 Порядка N 669 критериями оценки эффективности использования субсидии являются степень достижения значений показателей результативности использования субсидии и выполнение условий соглашения о предоставлении субсидии.
Ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, органы местного самоуправления на основании отчетности хозяйствующего субъекта формируют нарастающим итогом отчет об использовании субсидий и представляют его главному распорядителю бюджетных средств. Срок представления годового отчета - 15 февраля года, следующего за отчетным.
Ответственность за целевое использование выделенных бюджетных средств, качество и достоверность отчетности, представляемой согласно пункту 17 настоящего Порядка, возлагается на органы местного самоуправления муниципального образования.
Судом первой инстанции установлено, что, исходя из представленных в материалы дела отчетов администрации муниципального образования "город Северобайкальск" по предоставленным субсидиям, необходимая степень достижения значений показателей результативности была достигнута. Вся сумма субсидий была направлена Администрацией на указанные в соглашениях цели, фактов нецелевого использования субсидии не было установлено.
Сумма неиспользованной субсидии по соглашению о предоставлении субсидий от 25.12.2019 N 184-06/С-2019/М составила 5 355 170,81 рублей, была возвращена ответчиком истцу.
Таким образом, полученные денежные средства по субсидиям были полностью направлены на соответствующие цели, показатели эффективности предоставления субсидий были достигнуты.
Бюджетный кодекс определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78).
Таким образом, правовая природа субсидии предполагает использование ее не столько в качестве средства стимулирования осуществления предпринимательской деятельности в будущем, сколько в качестве средства возмещения уже произведенных расходов, связанных с организацией либо начальными этапами осуществления такой деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, позиция истца, по сути, направлена на нивелирование достигнутых общественно полезных результатов предоставления субсидии, поскольку субсидии были направлены в конечном итоге на поддержание деятельности единой теплоснабжающей организации в г. Северобайкальск. Требование вернуть субсидию повлечет для ответчика и, в конечном итоге, для третьего лица такой ущерб, при котором ответчик и третье лицо в значительной степени лишались бы того, на что последние рассчитывали при получении субсидии.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Статья 289 Бюджетного кодекса под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.
По смыслу положений статьи 78 Бюджетного кодекса использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследование по существу фактических обстоятельств дела и недопустимо установление только формальных условий применения нормы права, иначе право на судебную защиту, закрепленное частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоотношений.
Как установлено судом первой инстанции, а также подтверждается материалами дела и не отрицается сторонами, по результатам освоения предоставленной субсидии денежные средства ответчик, а в конечном итоге третье лицо использовали в соответствии с целевым назначением.
При этом, как правильного указал суд первой инстанции, истцом, вопреки положениям статьи 65 АПК РФ доказательств того, что бюджетные средства израсходованы получателем субсидии не по целевому назначению в соответствии с условиями соглашений в материалы дела не представлено.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что требование истца удовлетворению не подлежит.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 ноября 2022 года по делу N А10-4394/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4394/2020
Истец: Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия
Ответчик: Администрация муниципального образования город Северобайкальск
Третье лицо: АО "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3018/2023
20.03.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5723/2021
18.11.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4394/20
09.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1367/2022
11.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5723/2021
07.09.2021 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-4394/20