г. Москва |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А41-60721/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Боровиковой С.В., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Богородского городского округа Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2022 по делу N А41- 60721/22, принятое судьей В.С. Желонкиным, по иску Администрации Богородского городского округа Московской области (ИНН: 5031006040, ОГРН: 1025003917289) к ООО "Департамент имущества несостоятельных предприятий" (ИНН: 507271381941, ОГРН: 1047796813790) об обязании использовать земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273 по целевому назначению, об обязании прекратить деятельность по оказанию автомастерских услуг, а также предпринимательскую деятельность по реализации товаров для автомобильного сервиса,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богородского городского округа Московской области (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Департамент имущества несостоятельных предприятий" (далее - ответчик) об обязании использовать земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273, площадью 1918 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения объекта коммунально-бытового назначения (домик-бытовка)", расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Социалистическая, д. 2, по целевому назначению, об обязании прекратить деятельность по оказанию автомастерских услуг, а также предпринимательскую деятельность по реализации товаров для автомобильного сервиса.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2022 по делу N А41-60721/22 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и нарушением норм процессуального права.
10.02.2023 в материалы дела от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Администрации Богородского городского округа Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ООО "Департамент имущества несостоятельных предприятий" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРН Обществу с ограниченной ответственностью "Департамент имущества несостоятельных предприятий" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273, площадью 1918 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения объекта коммунально-бытового назначения (домик-бытовка)", расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Социалистическая, д. 2.
В соответствии с Генеральным планом Богородского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа от 25.08.2020 N 387, и Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Богородского городского округа, утвержденным решением Совета депутатов Богородского городского округа от 29.09.2020 N 401, отнесен к территориальной зоне О-1- многофункциональная общественно-деловая зона.
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 10.11.2020 N П/0412, на земельных участках с видом разрешенного использования "для размещения объекта коммунально-бытового назначения (домик-бытовка)" ведение деятельности по техническом обслуживанию, ремонту автотранспорта (автосервис) не допускается.
По мнению истца, данный факт является нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации, выразившимся в использовании земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302004:273 не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
С учетом изложенного, собственнику земельного участка 05.05.2022 отправлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований земельного законодательства в срок до 06.07.2022.
11.07.2022 администрацией Богородского городского округа Московской области проведен осмотр вышеуказанного земельного участка, в результате которого установлено, что нарушение земельного законодательства не устранено.
Предостережение от 05.05.2022 Обществом с ограниченной ответственностью "Департамент имущества несостоятельных предприятий" не исполнено.
Земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273, площадью 1918 кв. м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения объекта коммунально-бытового назначения (домик-бытовка)", расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, ул. Социалистическая, д. 2, огорожен забором из бетонных плит. Доступ на участок ограничен и осуществляется через выездные ворота.
Земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273 является объектом государственного кадастрового учета, местоположение границ участка установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В результате обследования установлено, что на земельном участке расположены: объект капитального строительства, объект с вывесками "Автомастерская "Сталь-ин", шиномонтаж.
На земельном участке осуществляется деятельность по оказанию автомастерских услуг, а также предпринимательская деятельность по реализации товаров для автомобильного сервиса.
В соответствии с Правилами землепользования застройки (части территории) Богородского городского округа от 29.09.2020, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273 расположен в территориальной зоне О-1 - многофункциональная общественно-деловая зона.
В основных видах разрешенного использования многофункциональной общественно-деловой зоны присутствует вид "объекты дорожного сервиса".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 10.11.2020 N П/0412, на земельном участке с видом разрешенного использования - "для размещения объекта коммунально-бытового назначения (домик-бытовка)" размещение объекта дорожного сервиса не допускается.
Поскольку, по мнению истца, ответчик использует земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302004:273 по нецелевому назначению, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее -уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся обязательные сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (подпункты 1 - 3 пункта 1, подпункты 7, 11, 13, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ устанавливается Правилами землепользования и застройки.
Исходя из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В части 10 статьи 36 ГрК РФ установлено, что в случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Аналогичное ограничение содержится в пункте 4 статьи 85 ЗК РФ, которым определено, что:
- земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
- указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
- в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Таким образом, в силу закона запрет на использование земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости может быть наложен только в исключительном случае - их использование опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 18.06.2013 N 136/13.
Следовательно, администрация, обращаясь в суд с настоящим иском, обязана доказать суду наличие условий для применения положений частей 8, 10 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ.
Между тем, доказательства того, что использование спорного земельного участка и здания создает или может создать угрозу жизни или здоровью человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела, требования истца направлены на запрет использования земельного участка площадью 1918 кв. м с кадастровым номером 50:16:0302004:273 и расположенного на нем здания по нецелевому назначению.
В силу пункта 1 статьи 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). В данном случае таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ установлено, что должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право: осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа (часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, при заявлении настоящего иска администрацией не учтено, что использование земель не по целевому назначению влечет административную ответственность.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указанная правовая позиция согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 23.01.2023 по делу N А41- 83882/2021.
Доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2022 по делу N А41-60721/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60721/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ БОГОРОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"