г. Вологда |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А44-6444/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Конкорд" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2022 года по делу N А44-6444/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Конкорд" (ОГРН 1157847193745, ИНН 7805317003; адрес: 198216, Санкт-Петербург, проспект Трамвайный, дом 12, корпус 2, литер а, этаж 4, помещение 6Н, офис 60; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (ОГРН 1025300795552, ИНН 5321047553; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 3; далее - Управление) о признании недействительным решения от 01.09.2022 N РНП-53-39, незаконными действий по включению сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков и возложении обязанности устранить нарушение прав заявителя путем исключения сведений об обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025300783848, ИНН 5321033864; адрес: 173009, Новгородская область, Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; дата прекращения деятельности - 01.01.2023, правопреемником является государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, ОГРН 1025300780790, ИНН 5321028857; адрес: 173016, Новгородская область, Великий Новгород, улица Зелинского, дом 9б; далее - Учреждение).
Решением суда от 22 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм материального дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Управление в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения. Полагает, что правомерно усмотрело в действиях Общества при исполнении контракта недобросовестное поведение и приняло решение о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, по итогам проведенного в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) электронного аукциона между Учреждением и Обществом 21.06.2022 заключен государственный контракт N 0250100000322000090_46262-101 на поставку подгузников для детей-инвалидов в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и спецификацией (приложение N 2 к контракту).
Учреждением 11 августа 2022 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в связи с несоответствием поставленного товара требованиям контракта по причине отсутствия регистрационного удостоверения на медицинские изделия и соответствия товара ГОСТ Р 52557-2020 "Подгузники детские бумажные. Общие технические требования", а также неустранением Обществом данных нарушений.
Учреждение 24 августа 2022 года направило в Управление обращение о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), при рассмотрении которого Управление посчитало обоснованным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом его условий, выразившихся в непредоставлении соответствующего регистрационного удостоверения на товар.
Также Управление установило, что Общество, не отрицая возможность поставки товара, соответствующего контракту при условии отнесения закупаемого товара к медицинским изделиям, и несмотря на то, что в направленных в его адрес письмах заказчик, ссылаясь на действующее законодательство, информировал об отнесении закупаемого товара к медицинским изделиям, поставку зарегистрированных в установленном порядке подгузников не осуществило.
В связи с этим Управлением принято решение от 01.09.2022 N РНП-53-39 о включении сведений об Обществе в РНП.
Считая незаконным указанное решение Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В статье 104 Закона N 44-ФЗ закреплен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 указанной статьи).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии если это было предусмотрено контрактом.
Как указано в части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Из представленных в материалы дела документов следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Учреждением 11.08.2022 и в этот же день размещено в единой информационной системе.
Общество в установленный десятидневный срок не устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В связи с этим Учреждением соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Общество обязалось осуществить поставку инвалидам, или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: подгузников для детей-инвалидов, предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и спецификацией (приложение N 2 к контракту), в субъект Российской Федерации - Новгородскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком (Учреждением) в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 года N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а заказчик обязуется оплатить товар.
Из пунктов 3.3.1, 3.3.10 контракта следует, что Общество обязано обеспечить поступление товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта, по наименованию, в количестве и в сроки, которые определены календарным планом, а также представить копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) действующей декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, при поступлении товара.
Согласно техническому заданию к контракту к поставке подлежат подгузники детские до 6 кг, до 9 кг, до 20 кг, свыше 20 кг, имеющие в соответствии с приказом Минтруда России от 05.03.2021 N 107н "Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями" коды 22-01-15, 22-01-16, 22-01-17 и 22-01-18.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и пункту 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, медицинские изделия подлежат государственной регистрации.
Частью 2 статьи 36 Закона N 323-ФЗ установлено, что при оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 31.05.2019 N 348н, согласно которому подгузники детские отнесены к гастроэнтерологическим медицинским изделиям.
Также постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, которые определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р.
Согласно данным Правилам подгузники для детей весом до 6 кг, до 9 кг, до 20 кг, свыше 20 кг поименованы как технические средства реабилитации под номерами 22-01-15, 22-01-16, 22-01-17 и 22-01-18 и, соответственно, исходя из указанных норм, относятся к медицинским изделиям.
Также в соответствии с указанным распоряжением и приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р", подгузники для детей-инвалидов являются техническим средствами реабилитации, следовательно, в силу подпункта 13.7 приложения N 1 к приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" относятся к медицинским изделиям.
Кроме того, согласно разделу 18 "Требования к изделиям медицинского назначения и медицинской технике" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, подгузники также относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, предметам для ухода за больными и входят в перечень изделий медицинского назначения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в рамках исполнения контракта к поставке подлежат медицинские изделия (подгузники детские), используемые для реабилитации детей-инвалидов, подлежащие государственной регистрации, в отношении которых необходимо представить регистрационное удостоверение.
Согласно пунктам 4.2 и 4.3 контракта выборочная проверка поставляемого товара осуществляется заказчиком до поставки товара получателям в течение трех рабочих дней с даты получения от поставщика информации о поступлении товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 контракта.
При проведении выборочной проверки заказчик проверяет, в частности, наличие инструкции для пользователя товара на русском языке, гарантийного талона (при наличии), а также копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если товар подлежит регистрации), и (или) декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.4 контракта предусмотрено, что по результатам выборочной проверки заказчик в течение двух рабочих дней подписывает акт выборочной проверки поставляемого товара либо направляет поставщику отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения.
В данном случае в ходе выборочной проверки поставляемого товара комиссией Учреждения выявлено несоответствие товара требованиям контракта, о чем составлен акт от 30.06.2022, указывающий на отсутствие регистрационного удостоверения на медицинское изделие и несоответствие товара условиям контракта.
Пунктом 3.3.8 контракта предусмотрено, что в случае выявления Заказчиком при проведении выборочной проверки поставляемого товара нарушения требований, предусмотренных пунктом 4.3 контракта, устранить их (заменить, доукомплектовать товар) в срок не более 5 рабочих дней с даты получения отказа заказчика от подписания акта выборочной проверки поставляемого товара и обеспечить возможность осуществления заказчиком выборочной проверки поставляемой партии товара в порядке и в сроки, установленные разделом 4 контракта.
Письмами от 04 и 22 июля 2022 года Учреждение уведомило Общество о несоответствии товара требованиям контракта и предложило устранить выявленные нарушения до 01.08.2022.
После представления Обществом образцов замененного товара Учреждением составлены акты выборочной проверки от 01.08.2022 и от 02.08.2022, свидетельствующие о тех же нарушениях.
Следовательно, и в сроки, предложенные Учреждением, Общество не устранило выявленные нарушения.
В связи с этим Управление обоснованно посчитало правомерным односторонний отказ Учреждения от исполнения условий контракта в связи с существенным нарушением Обществом его условий.
Исходя из указанных выше норм Закона N 44-ФЗ включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Вместе с тем реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона N 44-ФЗ, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
При этом лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В данном случае содержание условий контракта, в том числе обязательность представления регистрационного удостоверения, нормативные правовые акты, указанные в техническом задании, и назначение товара как средства реабилитации детей-инвалидов однозначно указывает на поставку подгузников для детей-инвалидов как медицинского изделия, о чем Общество обязано было знать при заключении контракта.
Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, у Общества имелась возможность обратиться за разъяснением аукционной документации при наличии сомнений о товаре, возможность и необходимое количество времени, чтобы устранить нарушение и поставить надлежащий товар, вместе с тем такой возможностью участник закупки не воспользовался.
В связи с изложенным решение Управление о включении Общества в РНП является законным и обоснованным.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 декабря 2022 года по делу N А44-6444/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Конкорд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю.Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6444/2022
Истец: ООО "Группа Компаний "Конкорд"
Ответчик: УФАС России по Новгородской области
Третье лицо: ГУ Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ ОПФ РФ по Новгородской обл., АС Новгородской области, Четырнадцатый арбитражный апелляционны суд