г. Москва |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А40-242822/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 января 2023 года по делу N А40- 242822/22,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Акционерному обществу "Первая грузовая компания" (ОГРН: 1137746982856, ИНН: 7725806898)
о взыскании денежных средств в размере 10 846,80 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось с исковым заявлением к Акционерному обществу "Первая грузовая компания" о взыскании денежных средств в размере 10 846,80 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 307, 309, 310 ГК РФ, ст.ст. 65, 71, 110, 112, 167-170, 171, 176-177, 180, 181, 276 АПК РФ, Решением от 20 января 2023 г. суд первой инстанции иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судом установлено, между ОАО "РЖД" и ПАО "ПГК" заключен договор на выполнение ремонта вагонов от 22.11.2017 N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17.
В соответствии с договором в случае выявления неисправности вагона, вагон отцепляется от поезда и направляется в ремонт.
ПАО "ПГК" обязуется оплатить железнодорожный тариф по доставке грузовых вагонов в ремонт, а после выполнения ремонта - на станцию назначения.
Данное утверждение подтверждается следующим.
По условиям договора (п. 1.1) ПАО "ПГК" (Заказчик) поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик (ОАО "РЖД") обязуется производить работы по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов.
Пунктом 1.4. Договора предусмотрено, что основанием для отцепки вагонов в ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009.
В процессе перевозки у 3х собственных порожних вагонов (в соответствии со статьей 2 Устава перевозочный документ (транспортная накладная) является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Наименование и реквизиты грузоотправителя, грузополучателя и плательщика, осуществляющего расчеты за перевозку груза, указывает в накладной грузоотправитель. Плательщик - АО "ПГК") следующих по накладным Г0591503, ЭН124147, ЭП145543 и указанных в приложении к исковому заявлению (расчетах), обнаружена техническая неисправность, препятствующая дальнейшему осуществлению перевозки, с необходимостью проведения текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности.
На основании статьи 2 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ (далее - Устав) текущий отцепочный ремонт проводится с отцепкой технически неисправных вагонов в пути следования в целях восстановления их работоспособности, предусматривающий замену или восстановление отдельных составных частей.
Вагоны отцеплены в ремонт.
Согласно статье 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся.
По прибытии вагона на железнодорожную станцию назначения при наличии в накладной в графе "Отметки перевозчика" отметки о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, провозные платежи за его перевозку рассчитываются исходя из кратчайшего расстояния, определенного в порядке, установленным пунктом 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29) (далее - Правила), а именно: отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
Положение статьи 30 Устава не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость.
Северным территориальным центром фирменного транспортного обслуживания выявлены недоборы тарифа в размере 10 846,80 руб. по накладным, оформленным сотрудниками ПАО "ПГК" за пробег порожних собственных вагонов.
Тарифы на перевозку грузов, правила их применения, порядок расчета платы за перевозку грузов установлены в Прейскуранте N 10-01.
По общему правилу, плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов для перевозки, окончательные расчеты за перевозку грузов и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, производятся грузополучателем по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов (ст. 30 УЖТ РФ).
В соответствии с пунктом 39.4 Правил выдачи грузов N 29 по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние определяется:
для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения; для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
Таким образом, при отцепке в пути следования вагона в ремонт по причинам, не зависящим от перевозчика, расчет платы должен производиться отдельно за каждый из вышеназванных участков пути с учетом соответствующего тарифа.
Также необходимость расчета провозной платы отдельно за каждое расстояние до обнаружения неисправности и после обусловлено разностью тарифов (подробный расчет по каждому вагону в приложении).
В ответ на претензию (N ИСХ-11248/СЕВ ТЦФТО от 09.09.2022 г.), направленную в адрес АО "ПГК", получен ответ об отказе в добровольном урегулировании спора.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
По вопросу добора провозной платы в случаях отцепки вагонов в пути следования по причине обнаружения технической неисправности позиция ОАО "РЖД" следующая.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" также указано, что в случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Положения статьи 30 Устава не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость (Определение ВС по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.03.2018 N 305-ЭС17-16722 по делу N А40-101806/2016).
Тарифы на перевозку грузов по российским железным дорогам предусмотрены Прейскурантом N 10-01.
Пунктом 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, предусмотрены случаи взимания платы за перевозку порожних вагонов при увеличении расстояния в связи с текущим отцепочным ремонтом. Неприменение данного правила означало бы, по сути, безвозмездное оказание услуг перевозчиком.
По условиям договора (п. 1.1) ПАО "ПГК" (Заказчик) поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик (ОАО "РЖД") обязуется производить работы по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов.
Пунктом 1.4. Договора предусмотрено, что основанием для отцепки вагонов в ремонт являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утв. на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009.
В соответствии с пунктом 1 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденными приказами Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286 и зарегистрированными в Минюсте РФ 28.01.2011 г. N 19627 (далее "ПТЭ"), железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно п. 21 указанного приложения к ПТЭ не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов. Требование к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами.
Для выяснения наличия или отсутствия неисправностей вагоны подлежат отцепке в текущий отцепочный ремонт (ТОР).
Текущий отцепочный ремонт является предупредительным видом ремонта ("техническим обслуживанием") и направлен на устранение неисправностей отдельных узлов и деталей вагона, возникающих и выявляемых в процессе эксплуатации вагона.
В целях обеспечения безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009 от 30.08.2009, Руководством по текущему отцепочному ремонту РД32-056-97 от 02.09.1997, истец обязан выявлять неисправности вагонов.
В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с закнодательством РФ о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения. Основанием для отцепки вагона в ремонт послужили выявленные специалистами неисправности вагонов.
Прейскурантом N 10-01 установлено, что железнодорожный тариф по доставке грузовых вагонов в ремонт и из ремонта в провозную плату за перевозку вагона (от станции отправления до станции назначения) не включен и оплачивается дополнительно.
Данное утверждение подтверждается следующим.
В пункте 4.1.4 Прейскуранта N 10-01 прямо указано, что затраты на ремонт в тарифе не учитывается и оплачивается дополнительно:
"4.1.4. В плате за услуги по использованию инфраструктуры РЖД не учитываются затраты, связанные с плановыми видами ремонта вагонов, текущим отцепочным ремонтом вагонов".
Согласно ст. 30 УЖТ РФ перевозчику предоставлено право при выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки, произвести перерасчет после выдачи груза.
При этом плата за перевозку спорных вагонов была пересчитана по правилам Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, как за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка грузов с учетом конкретных условий перевозок спорных вагонов.
Так, провозная плата рассчитывалась за кратчайшее расстояние перевозки от станций отправления до станций обнаружения неисправностей и отцепки вагонов, и за кратчайшее расстояние последующих перевозок от станций отцепки до станций ремонта и далее до станций назначения.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации перевозчиком были выявлены обстоятельства, потребовавшие перерасчета стоимости перевозки (отцепка спорных вагонов в пути следования из-за их технической неисправности, доставка в ремонт, доставка из места ремонта до места назначения), ОАО "РЖД" произвело перерасчет провозной платы по спорным вагонам.
В соответствии с п. 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 по прибытии на железнодорожную станцию назначения собственных порожних вагонов, перевозимых маршрутной или групповой отправкой, и при наличии в накладной в разделе "Отметки в пути следования" отметок о выполнении текущего отцепочного ремонта не на железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, произошедшей по причинам, не зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется:
* для вагонов, прибывших по основной накладной, - от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения;
* для вагонов, отцепленных для текущего ремонта по причинам, не зависящим от перевозчика, - отдельно от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции обнаружения технической неисправности, от железнодорожной станции обнаружения технической неисправности до железнодорожной станции ремонта и от железнодорожной станции ремонта до железнодорожной станции назначения.
В случае если отцепка произошла по причинам, зависящим от перевозчика, кратчайшее расстояние перевозки определяется от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения как для вагонов, прибывших по основной накладной, так и для отцепленных вагонов.
При "обычной" перевозке перевозчик обязан выполнить 2 начально-конечные операции и они включены в тариф, а при перевозке с поломкой вагона перевозчик вынужден выполнить 6 начально-конечных операций и дополнительные 4 начально-конечные операции в тариф не включены и оплачиваются дополнительно.
В соответствии с п. 1.16 Прейскуранта N 10-01 установлено, что в тарифы на перевозку грузов, указанные в настоящем Тарифном руководстве, по начально-конечным операциям (операции по приему-сдаче вагонов), входят следующие виды работ и услуг:
1) подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
2) выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении);
3) маневровая работа по расформированию поездов различных категорий (маршрутных, передаточных, вывозных, сборных), прибывших на железнодорожные станции погрузки, выгрузки, по предназначению вагонов и грузов, а также по формированию на железнодорожной станции отправления поездов различных категорий;
4) маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов на (с) выставочные (приемо-сдаточные) пути, принадлежащие РЖД и расположенные в пределах железнодорожной станции;
5) маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых вагонов в места общего пользования железнодорожных станций при осуществлении погрузки (выгрузки) грузов средствами РЖД.
По договору перевозки перевозчик обязан выполняет 2 начально-конечные операции (1 раз начальные операции и 1 раз конечные операции).
Когда вагон отцепляется в пути следования по технеисправности, этого не происходит, а именно - вместо двух начально-конечной операций перевозчик может выполнять шесть начально-конечных операции:
-начальная операция на станции отправления - включена в тариф;
* конечная операция на станции поломки - НЕ включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
* начальная операция на станции поломки - НЕ включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
* конечная операция на станции ремонта - НЕ включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
* начальная операция на станции ремонта - НЕ включена в тариф, т.к. этой операции не должно было быть и тариф за нее не взыскивался, эта операция возникла из-за поломки вагона истца;
* конечная операция на станции назначения - включена в тариф.
Поскольку вышеуказанные операции не включены в тариф при отправлении вагона и вызваны исключительно выявленной неисправностью вагона истца, то для данной ситуации законодатель предусмотрел п. 39.4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29, в соответствии с которым предусмотрены случаи добора провозной платы за перевозку в связи с текущим отцепочным ремонтом.
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО "РЖД", предусмотрены Прейскурантом N 10-01, утвержденным постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.07.2003 N 4882.
Расчет провозной платы вагонов производится ОАО "РЖД" исключительно на основании Прейскуранта N 10-01.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2023 года по делу N А40- 242822/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242822/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"