г. Челябинск |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А76-45524/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2022 по делу N А76-45524/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
жилищно-строительного кооператива "Металлург" - Баюшкина Е.Ф. (доверенность N 1 от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом);
органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" - Гривин Р.Н. (доверенность от 09.01.2023 сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Жилищно-строительный кооператив "Металлург" (далее - истец, ЖСК "Металлург") обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к органу местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - ответчик, КУИ ЗГО) о взыскании 45 097 руб. 78 коп. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экостар", Финансовое управление Златоустовского городского округа, индивидуальный предприниматель Кабиров Игорь Алексеевич, общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса", Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - третьи лица, ООО "Экостар", Финуправление ЗГО, ИП Кабиров И.А., ООО "ЦКС", МТРиЭ Челябинской области).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2022 исковые требования удовлетворены в полном размере.
КУИ ЗГО (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилось с решением суда и обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что оборудование площадки для контейнеров твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Если собственники определили способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией. Наличие около многоквартирного дома на землях общего пользования площадки для накопления ТКО, образованной органами местного самоуправления и содержащейся за счет местного бюджета, не устраняет обязанность управляющей компании надлежащим образом оказывать услуги по управлению домом. Лицо, в управлении которого находится МКД, обязано надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, в том числе организовать и содержать место сбора твердых бытовых отходов жителей МКД.
Таким образом, именно на компании, осуществляющей управление многоквартирным домом, лежит обязанность по содержанию, а в том числе и ремонту контейнерных площадок, необходимых для обслуживания многоквартирного дома.
От ЖСК "Металлург" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "Экостар" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ООО "ЦКС" поступило мнение на апелляционную жалобу, которое приобщено судом первой инстанции в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Протокольным определением от 16.02.2023 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 15.03.2023.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2023 в составе суда произведена замена судьи Махровой Н.В. на судью Баканова В.В.
Представителями сторон заявлены ходатайства о приобщении к материалам дела следующих документов, от ответчика - решения Златоустовского городского суда Челябинской области от 29.06.2022 по делу N 2-478/2022, определения Челябинского областного суда от 22.09.022 по делу N2-478/2022, определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 по делу N 88-3232/2023; от истца - дополнительных пояснений с протоколом электронного аукциона, аукционной документацией 2018 года и картами.
Судом апелляционной инстанции представленные сторонами документы приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учитывая мнения представителей истца и ответчика, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОО "Экостар" в рамках осуществления своей деятельности, был обнаружен заглубленный контейнер объемом 5 куб. м, расположенный на контейнерной площадке, по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, 1-ый квартал Северо-Запада, д. 5. Для восстановления заглубленного контейнера, было необходимо заменить мешок и крышку контейнера.
09.09.2021 ООО "Экостар" направило в ЖСК "Металлург" письмо, в котором указало на необходимость в срочном порядке произвести восстановительные работы по замене мешка и крышки контейнера/ов, установленных на площадке для накопления коммунальных отходов у дома N 5 с целью ее приведения в соответствии предъявляемым требованиям (т. 1 л.д. 14).
Также ООО "Экостар" обратилось с жалобой в ГУ "ГЖИ Челябинской области" по вопросу ненадлежащего содержания указанной контейнерной площадки.
С целью предупреждения наступления негативных последствий в результате ликвидации данных контейнеров в виде несанкционированного накопления мусора у дома N 5, а также недопущения нарушения прав собственников на благоприятную окружающую среду, ЖСК "Металлург" вынуждено было произвести работы по замене мешков и крышек у контейнеров.
Для проведения указанных работ ЖСК "Металлург" 13.09.2021 заключило договор об оказании услуг с ИП Кабировым И.А., согласно которому ИП Кабиров И.А. по заданию ЖСК "Металлург" осуществил услуги по замене двух мешков и одной крышки на заглубленных контейнерах объемом 5,0 куб. м на площадке расположенной по адресу: г. Златоуст, ул. Северо-Запад, 1-й квартал, д. 5 (т. 1 л.д. 25-27).
Указанные работы были выполнены в полном объеме, в подтверждение чего в материалы дела представлен акт от 24.09.2021 N 7.
Оплата выполненных работ произведена истцом по платежными поучениями от 30.09.2021 N 325, от 02.11.2021 N 384, от 29.11.2021 N 414 на общую сумму 45 097 руб. 78 коп. (л.д. 20-21)
Впоследствии истцом было установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Реестре муниципального имущества МО ЗГО, указанная контейнерная площадка с установленными контейнерами является собственностью МО ЗГО и учитывается в его муниципальной казне.
Согласно выписке из раздела "Муниципальная казна", представленной письмом КУИ ЗГО от 22.09.2021 N МК-3996 контейнерная площадка с установленными на ней заглубленным контейнером объемом 5 куб. м в количестве две единицы, контейнером для крупногабаритного мусора объемом 8 куб. м количестве одна единица, расположенная по адресу: г. Златоуст, Северо-Запад, 1-й квартал, дом 5, является собственностью Муниципального образования Златоустовский городской округ и учитываются в муниципальной казне МО ЗГО (т. 1 л.д. 17).
Полагая, что расходы по замене двух мешков и одной крышки на заглубленных контейнерах объемом 5,0 куб. м на площадке расположенной по адресу: г. Златоуст, ул. Северо-Запад, 1-й квартал, д. 5 должен было нести орган местного самоуправления в лице КУИ ЗГО, истец обратился к ответчику с претензией от 18.10.2021 N 283, в которой потребовал возместить понесенные расходы (т. 1 л.д. 12-13).
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку спорные контейнеры установлены органом местного самоуправления, являются его собственностью и учитываются в муниципальной казне МО ЗГО, понесенные истцом расходы на ремонт указанных контейнеров, являются неосновательным обогащение ответчика.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Как следует из статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Содержанием рассматриваемого обязательства является право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Пунктом 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В соответствии с пунктом 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества, принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом; размер переданного имущества; период пользования спорным имуществом в целях определения размера неосновательного обогащения.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12, с учетом того, что основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п., распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
В предмет доказывания при взыскании неосновательного обогащения в связи с внедоговорным использованием денежных средств входят факт получения денежных средств, отсутствие законных оснований для пользования денежными средствами и размер неосновательно сохраненного имущества на стороне ответчика.
Под обогащением в правовом смысле следует понимать основательно (правомерно) приобретенное или сбереженное имущество. При этом о приобретении следует вести речь тогда, когда имеет место прибавление (прирост), сбережение же означает избежание потерь (экономия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Данная норма предусматривает возможность возврата исполненного в связи с обязательством, а не исполненного в силу обязательства, т.е. подлежит применению в таких случаях исполнения, которые явно выходят за рамки содержания обязательства, хотя с ним и связаны.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Названная норма подлежит применению только в том случае, если передача денежных средств или иного имущества произведена добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со стороны передающего (дарение) либо с благотворительной целью.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
В силу пунктов 1 - 4 статьи 24.6 ФЗ N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 ФЗ N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
С учетом содержания пунктов 148(3) - 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила), исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом может выступать как региональный оператор по обращению с ТКО, так и управляющая организация, которая согласно пункту 148(7) Правил оказывает услугу посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств ЖСК "Металлург" является управляющей организацией по отношению к МКД N 5 по адресу: г. Златоуст, ул. Северо-Запад, 1-й квартал.
Действительно, согласно выписке из раздела "Муниципальная казна", представленной письмом КУИ ЗГО от 22.09.2021 N МК-3996 контейнерная площадка с установленными на ней заглубленным контейнером объемом 5 куб. м в количестве две единицы, контейнером для крупногабаритного мусора объемом 8 куб. м количестве одна единица, расположенная по адресу: г. Златоуст, Северо-Запад, 1-й квартал, дом 5, является собственностью Муниципального образования Златоустовский городской округ и учитываются в муниципальной казне МО ЗГО (т. 1 л.д. 17).
Факт установки органом местного самоуправления заглубленного контейнера объемом 5 куб. м, на контейнерной площадке, по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, 1-ый квартал Северо-Запада, д. 5, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В силу части 4 статьи 8 ФЗ N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за организацию площадки по уборке отходов (включая ТКО), а потребители - за осуществление сбора отходов на указанной площадке. В обязанности регионального оператора входит сбор отходов на соответствующих площадках, утвержденных на Территориальной схеме, и их доставка к месту утилизации (захоронения).
Пунктом 4 Правил N 1039 предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д (2)" пункта 11 Правил N 491).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что под "организацией мест накопления" понимается создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на истца как управляющую организацию МКД возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Организация и содержание контейнерной площадки невозможна без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ЖК РФ, Правила N 491, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290) следует, что контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в том случае, когда площадь земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не позволяет обустроить в его границах площадку накопления ТКО, поскольку это повлечет нарушение пункта 3.7.6 Правил N 170, согласно которому контейнерная (мусоросборочная) площадка должна быть расположена на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 метров, на организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом, возложена только обязанность известить об этом орган местного самоуправления в области обращения ТКО. Соответственно, обязанность и ответственность за неорганизацию места (площадки) накопления ТКО для многоквартирного дома в этом случае возлагается на орган местного самоуправления в области обращения с ТКО (статья 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Вместе с тем нахождение места (площадки) накопления ТКО за пределами земельного участка, сформированного под многоквартирный дом, не освобождает собственников помещений многоквартирного дома от обязанности по ее содержанию, поскольку они ею пользуются (указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 20 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа, принятых по итогам заседания, состоявшегося 10-11 июня 2021 года в г. Екатеринбурге, по вопросам, возникающим при применении законодательства об энергоснабжении, оказании коммунальных услуг, перевозке, страховании).
Исходя из пункта 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Из анализа приведенных выше норм действующего законодательства следует, что на ЖСК "Металлург" как на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в управлении, в том числе в части оснащения контейнерной площадки МКД специализированным оборудованием - контейнерами для сбора и накопления ТКО.
Исходя из того, что организация мест (площадок) накопления ТКО, в том числе, приобретение контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО, является составной частью содержания общего имущества МКД, ремонт и обслуживание контейнеров для накопления ТКО на придомовой территории МКД является обязанностью собственников помещений данных МКД и истца, как управляющей организации, к обязанностям органа местного самоуправления в рассматриваемом случае данная обязанность не относится.
Относительно включения спорной контейнерной площадки в реестр муниципальной казны апелляционная коллегия отмечает, что само по себе включение спорного имущества в реестр муниципальной собственности не свидетельствует о возложении на орган местного самоуправления обязанности по содержанию спорного имущества, поскольку по исполнение положений установленных федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органом местного самоуправления организовано место накопления ТКО, тогда как с учетом приведенных выше норм действующего законодательства, ЖСК "Металлург" как управляющая организация в силу договора управления многоквартирным домом обязана надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления ТКО для обслуживания МКД.
В рассматриваемой ситуации, учитывая конкретные обстоятельства дела и вышеизложенные нормы права, обязанность по ремонту и обслуживанию контейнеров для накопления ТКО лежит на управляющей организации, следовательно, расходы по замене двух мешков и одной крышки на заглубленных контейнерах объемом 5,0 куб. м на площадке расположенной по адресу: г. Златоуст, ул. Северо-Запад, 1-й квартал, д. 5, относятся к их обычной хозяйственной деятельности и возмещению органом местного самоуправления не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на стороне ответчика не имеется неосновательного обогащения, а требования истца удовлетворению не подлежат.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (подпункт 4 пункт 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционная жалоба КУИ ЗГО - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления относятся на истца в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если апелляционная жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной жалобы. В этих случаях государственная пошлина не взыскивается.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение ее апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2022 по делу N А76-45524/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований жилищно-строительного кооператива "Металлург" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45524/2021
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "МЕТАЛЛУРГ"
Ответчик: "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа"
Третье лицо: Кабиров Игорь Алексеевич, МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Центр коммунального сервиса", ООО "Экостар", Финансовое управление Златоустовского городского округа