г. Пермь |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А60-46190/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Кравцов С.М., паспорт, доверенность от 15.08.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Волков Ф.Ф., паспорт, доверенность N 1 от 09.01.2023, диплом;
от третьего лица: Жеребцов А.П., паспорт, доверенность N 5 от 14.03.2023, диплом.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Синдром бар",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 января 2023 года
по делу N А60-46190/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синдром бар" (ИНН6671103069, ОГРН 1206600007789)
к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817)
об оспаривании решения об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 27.05.2022 N б/н,
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Синдром бар" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) об оспаривании решения об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 27.05.2022 N б/н.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 12.01.2023) в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Синдром бар" отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что административный орган обосновывает свой отказ тем, что из открытой информации, размещенной в сети Интернет, следует, что заявленные для целей лицензирования помещения фактически являются концертно-зрелищным предприятием с концертным залом; заказ в зоне организации общественного питания осуществляется не в течении всего времени работы объекта, а только до начала концерта (во время выступления и после него оказание услуг общественного питания не производится). Между тем, заявителем были приведены доводы, оставленные судом первой инстанции без внимания: Закон N 171-ФЗ прямо разрешает розничную продажу алкогольной продукции организациями при оказании этими организациями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках; время начала и окончания (продолжительность) оказания услуг общественного питания невозможно установить по информации в сети Интернет, это можно сделать, лишь посетив стендап-концерт, чего административным органом в ходе проверки заявления сделано не было; имеющимися в материалах дела видеозаписями концертов подтверждено, что оказание услуг общественного питания осуществляется как до начала концерта, так и во время его проведения (во время выступления артистов).
Далее общество указывает, что административный орган при осмотре помещений удаленно с использованием программы "Skype" делает несколько выводов, положенных в основу решения об отказе в выдаче лицензии: заявленные для целей лицензирования помещения не оборудованы туалетной комнатой для посетителей, поскольку на "запорные устройства изнутри "санузла" отсутствуют, что делает использование указанного помещения посетителя невозможным"; служебный вход для персонала, отдельный от входа для посетителей, не продемонстрирован.
Судом первой инстанции не дана оценка следующим контрдоводам, приведенным Заявителем: не "запорные устройства" делают помещение туалетной комнатой, а наличие унитаза со смывом и раковины с водой и моющими средствами (наличие этого оборудования, было установлено Административным органом); дверь в помещение "санузла" закрывается изнутри на ключ таким же образом, как и открывается снаружи, поскольку врезной замок имеет замочные скважины с двух сторон двери санузла; отдельный вход для персонала не был увиден Административным органом при удаленном осмотре помещений - наличие двух отдельных входов в заявленные для целей лицензирования помещения отражено в имеющейся у Административного органа копии плана объекта с экспликацией от 15.03.2022 г., выполненного ООО "АИВН".
По мнению общества, планом помещений опровергается довод административного органа о нарушении последовательности (поточности) технологических процессов в организации общественного питания, так как на плане видно, что имеется отдельный вход как в зрительный (обеденный) зал, так и в помещение горячего цеха с участком холодного цеха и моечной кухонного инвентаря.
Помещение, в которых находятся вход N 1 и N 2 отделены от общедоступных для посетителей Торгового центра помещений дверью с магнитным замком, оборудованной системой контроля доступа.
Общество полагает, что судом не дана оценка его доводу о том, что он дважды (21.04.2021 и 13.04.2022) обращался в административный орган с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении - объекте общественного питания, находящемся по адресу: 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, строение 10, 5 этаж.
Административный орган дважды отказывал Заявителю в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания - решения от 09.05.2021 г. и от 27.05.2022 года.
Решение об отказе в выдаче лицензии от 09.05.2021 является максимально неконкретным - из содержания текста решения на 4 листах можно увидеть лишь одну четко сформулированную претензию к объекту Заявителя - "наличие помещений с назначением: туалетные комнаты для посетителей среди заявленных для целей лицензирования помещений, не установлено" (страница 2 решения). Отсутствие туалетных комнат для посетителей позволило административному органу прийти к выводу о том, что у объекта, заявленного заявителем как бар, необходимая совокупность признаков общественного питания, установленная для бара в помещениях заявителя отсутствует. Иных оснований для отказа решение не содержит.
После получения решения об отказе заявитель предпринял меры по устранению выявленных замечаний путем оборудования на территории объекта туалетной комнаты и внесения соответствующих изменений в договор аренды, после чего повторно обратился с заявлением о выдаче лицензии.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит апелляционную жалобу удовлетворить, поддерживая позицию общества о наличии оснований для выдачи лицензии и незаконности отказа Министерства в ее выдаче.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Синдром бар" обратилось в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на срок 1 год в обособленном подразделении: бар "StandUp Spot Ekb", расположенном по адресу: 620014, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Вайнера, строение 10 (помещения N 1-5, 5а, 6-8, общей площадью 276,8 кв.м.).
По результатам проверки заявления Министерством назначено проведение выездной оценки соискателя лицензии на основании приказа Министерства от 29.04.2022 N 06-17-03/94, внеплановая выездная проверка проведена дистанционно с использованием с использованием бесплатного программного обеспечения "Skype" для осуществления аудио - и (или) видеосвязи.
По результатам проверки Министерством принято решение от 27.05.2022 N б/н об отказе в выдаче ицензии ООО "Синдром бар" на розничную продажу алкогольной продукции (розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), мотивированное несоответствием заявителя лицензионным требованиям, установленным пунктами 4,10 статьи 16 Ффедерального закона N 171-ФЗ.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Синдром бар" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности оспариваемого ненормативного правового акта, отсутствия нарушений прав и законные интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Полномочия по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции закреплены в Положении о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 N 834-ПП"Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области".
Вопросы лицензирования деятельности по розничной продаже алкогольной продукции регламентированы Федеральным законом N 171-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями.
В силу пунктов 1, 2, 10 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ осуществление такого вида деятельности как розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию, при этом лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а именно специально уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области - Министерством, отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Порядок выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания определен в пункте 3.2-2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельного вида деятельности - розничной продажи алкогольной продукции заявителем в лицензирующий орган подается заявление о выдаче такой лицензии.
Согласно пункту 3.2-2 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ с заявлением о выдаче лицензии (с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ), срока, на который испрашивается лицензия), заявитель представляет в лицензирующий орган: - копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов в случае, если копии документов не заверены нотариусом); - копию документа о государственной регистрации юридического лица; - копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе; - копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии; -документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более; - копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания.
Как следует из материалов дела, общество предоставило с заявлением о выдаче лицензии документы:
- копию договора аренды N 688-05/21 от 12.02.2021 (регистрационная запись N66:41:04001004:37-66/199/2021-164), согласно которому Общество принимает в аренду на срок 5 лет (п. 5.1. договора) помещение общей площадью 290,9 кв.м., в том числе площадь зала обслуживания 230,2 кв.м., а именно: помещение N 685 площадь. 230,2 кв.м., помещение N 706 площадью 5,8 кв.м., помещение N 707 площадью.13,5 кв.м., помещение N708 площадью 1.3,7 кв.м., помещение N 709 площадью 6,9 кв.м., помещение N710 площадью 20,8 кв.м., расположенные на пятом этаже семиэтажного нежилого здания общей площадью 24427,6 кв.м., по вышеуказанному адресу. Разрешенное использование - размещение предприятия общественного питания и стендап клуба под торговой маркой "МЕСТО.ВЕЧЕР". Перечень торгового, производственного и иного оборудования определен в приложении N 8, включает в себя помимо кухонного оборудования и кухонной утвари, оборудование торгового зала (включая кулисы) и оборудование сцены (раздел КИПиА);
- копию дополнительного соглашения к вышеуказанному договору от 15.03.2022 (регистрационная запись N 66:41:04001004:37-66/199/2021-198 дата регистрации 31.03.2022), согласно которому предметом аренды являются нежилые помещения общей площадью 276,8 кв.м., N 1-5, 5а, 6-8, расположенные на пятом этаже семиэтажного нежилого здания общей площадью 24427,6 кв.м.;
- копию плана объекта с экспликацией от 15.03.2022 на нежилое помещение по адресу: Свердловская область, город Екатеринбург, улица Вайнера, строение 10, выполненного ООО "АЙВЫ", согласно которому назначение помещений, заявленных Обществом для целей лицензирования в составе объекта общественного питания следующее: N 1 - санузел для персонала, площадью 3,7 кв.м., N2-гардероб для персонала, площадью 6,9 кв.м., N3-коридор, площадью 11,4 кв.м., N4-санузел для посетителей, площадью 7,2 кв.м., N 5 - обеденный зал, площадью 188,9 кв.м., N 5а - зона бара, площадью 12,6 кв.м., N6-горячий цех с участком холодного цеха и моечной кухонного инвентаря, площадью 21,1 кв.м., N7-гардероб для посетителей, площадью 7,1 кв.м., N8-холл, площадью 17,9 кв.м., всего общей площадью 276,8 кв.м. (далее - техпаспорт). Помещений с назначением "туалетная комната" в числе заявленных нет;
- копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.01.2022 N ЮЭ9965-22-8515452, согласно которой основным видом деятельности Общества по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10); дополнительными видами деятельности - деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (56.10.1), подача напитков (56.30); деятельность в области исполнительских искусств (90.01); деятельность концертных залов, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, включая услуги билетных касс (90.04.1); деятельность зрелищно-развлекательная прочая (93.29).
Проанализировав информацию из открытых источников, имеющуюся в его распоряжении, Министерство пришло к выводу, что заявленный для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания объект является театрально-зрелищным предприятием с концертным залом: объект используется для проведения стендап концертов, вход осуществляется по предварительно купленным билетам, согласно афиши, заказ в зоне организации общественного питания осуществляется до начала концерта, во время выступления и после него оказание услуг общественного питания не осуществляется.
Данный вывод обусловил суждение Министерства о том, что в представленных обществом документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, которая не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 4, 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Кроме того, на основании приказа от 29.04.2022 N 06-17-03/94 должностными лицами Министерства в отношении вышеуказанного обособленного подразделения проведена выездная оценка на соответствие лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом N 171-ФЗ, с использованием средств дистанционного взаимодействия, том числе аудио- и видеосвязи.
При проведении осмотра заявленных помещений установлено следующее.
Согласно переданному изображению помещения расположены на 5 этаже торгового центра "Успенский". Проход к объекту осуществляется через иные помещения торгового центра. Справа от входной двери размещена вывеска с текстом "Stand Up Spot ЕКВ", слева расположена вывеска с указанием реквизитов юридического лица и режимом работы (пн: выходной, вт-чт, сб: 19:30-22:00, пт: 18:30-23:00, сб: 18:30-23:00).
Входная дверь ведет в помещение N° 8 (согласно экспликации холл), оборудованное креслами, столом, зеркалом, информационным стендом.
Слева от входной двери находится помещение N 7 (согласно экспликации гардероб для посетителей), оборудованное вешалками. Далее помещение N 6 (согласно экспликации горячий цех, с участком холодного цеха и моечной кухонного инвентаря), в котором установлено технологическое оборудование для производственных процессов при оказании услуг общественного питания, мойки, холодильное оборудование.
Из помещения N 8 осуществляется проход в помещение N 5 (согласно экспликации обеденный зал), где размещены диваны, стулья, кресла, столы. В помещении выделено две зоны: зона бара, зона сцены. Зона бара-помещение 5а оборудовано барной стойкой, где установлена контрольно-кассовая техника. Зона сцены (на технической документации не обозначено) представляет собой открытую сцену с занавесом, оборудованную акустической аппаратурой и стойкой диджея.
Справа от сцены находится помещение N 4 (согласно экспликации санузел для посетителей). Помещение оборудовано зеркалом, раковиной, полотенцем, унитазом, мусорной корзиной, деревянным стеллажом.
Помещение N 8 (видимо допущена опечатка, так как помещение N 8 это холл, должно быть указано помещение N 5) фактически является концертным залом с выделенной зоной для оказания услуг общественного питания.
Среди продемонстрированных помещений помещение с назначением зал обслуживания посетителей не выявлено, достоверно установить наличие объекта общественного питания не представилось возможным.
Из обстоятельств состоявшегося дистанционно осмотра Министерством сделан вывод, что для осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания общество не имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного объекта общественного питания установленного типа с залом обслуживания посетителей, предусмотренного Федеральным законом N 171-ФЗ, а в представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 4, 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции поддержал позицию Министерства, указав, что обществом не подтверждено соблюдение требований пунктов 4, 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ в части наличия объекта общественного питания, поскольку помещения, заявленные Обществом как объект общественного питания "бар", не соответствуют установленным требованиям к объектам общественного питания, что не позволяет использовать их в совокупности по указанному в законе назначению.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о соответствии решения Министерства действующему законодательству в силу следующего.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Из оспариваемого решения суда первой инстанции следует, что суд основывался на акте Министерства от 26.05.2022 выездной оценки объекта и пришел к выводу, что подтверждение наличия объекта общественного питания установленного типа - бар, обществом не представлено.
Вместе с тем, понятие бара как объекта общественного питания, требования к нему, в том числе к залу обслуживания посетителей и реализуемых услуг и продукции, установлены ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013), ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования" (далее - ГОСТ 31984-2012), ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013).
Объект соответствует предусмотренному ГОСТом 31985-2013 типу объекта общественного питания "бар: Предприятие питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары, в т.ч. табачные изделия" (пункты 27, 47), в котором при оказании услуг общественного питания оказываются дополнительные услуги в виде организации досуга (пункты 41, 45).
Как следует из ГОСТа 30389-2013, по интересам потребителей бары могут быть таких типов, как видео-бар, варьете-бар, диско-бар, кино-бар, танцевальный бар (Дане Холл), караоке-бар, лобби-бар, спорт-бар, СПА-бар, бар - ночной клуб, бар при бассейне, купе-бар и другие.
Согласно ГОСТ 31984-2012 услуги общественного питания в себя включают услуги по организации досуга, в том числе развлекательные (пункт 4.1.).
В свою очередь услуги по организации досуга, в том числе развлекательные согласно пункту 4.6. ГОСТа включают:
- организацию музыкального и развлекательного (анимационного) обслуживания;
- организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм и пр.;
- предоставление потребителям музыкального, развлекательного (анимационного) и телевизионного сопровождения;
- услуги для организации процесса курения (кальяны, сигары, сигареты, спички, зажигалки, пепельницы);
- предоставление потребителям прессы (газет, журналов);
- предоставление потребителям спортивных настольных игр, игровых автоматов, в том числе детям младшего возраста в детских игровых комнатах;
- организацию детских игровых комнат для детей младшего возраста.
Пункт 4.8. ГОСТа 31984-2012 предусматривает, что прочие услуги общественного питания включают: - бронирование мест в залах предприятия общественного питания по заказам потребителей.
Из представленного в материалы дела Плана объекта с экспликацией, составленного ООО "АИВН" 15.03.2022, выполненного кадастровым инженером Трухиным С.А. (далее - План), следует, что спорный объект имеет санузел для посетителей - помещение N 1, гардероб для персонала - помещение N 2, коридор - помещение N3, санузел для посетителей - помещение N 4.
Основную площадь Объекта занимает обеденный зал (188,9 кв. м) - помещение N 5, зона бара составляет 12,6 кв. м, - помещение N 5а, также имеется выделенная зона (сцена) (17,67 кв. м согласно Плану или менее 10% обеденного зала) для организации досуга потребителей (гостей), где проводятся стендап концерты и другие развлекательные мероприятия, с части мест для гостей сцена не видна.
В спорном объекте находится горячий цех - помещение N 6, гардероб для посетителей - помещение N 7, холл - помещение N8.
Согласно пояснениям заявителя в судебном заседании апелляционным судом установлено, что объект имеет два входа для персонала (непосредственно в помещение N 5 и в помещение N 6), а также отдельный вход для посетителей в помещение N 8. Также представитель заявителя указал на наличие вывески на объекте.
Установленные в судебном заседании из Плана объекта с экспликацией и пояснений представителя заявителя обстоятельства представителем Министерства в порядке ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не опровергнуты. Также не опровергнуто назначение частей объекта Плану.
Судом также установлена описка в оспариваемом решении Министерства в части указания, что помещение N 8 фактически является концертным залом с выделенной зоной для оказания услуг общественного питания, поскольку таким помещением согласно представленной экспликации является помещение N 5.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорный объект соответствует минимальным требованиям к объектам общественного питания (бар), предъявляемым пунктом 5.18 ГОСТ 30389-2013 (таблица Б1 приложения Б). Иного в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Как следует из пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.
При этом указанный запрет не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках (подпункт 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Необходимо отметить, что согласно позиции Министерства культуры Российской Федерации понятия концертного и театрального залов, указанные в подпункте 1 пункта 6 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, необходимо рассматривать не в значении отдельного помещения со зрительным залом и сценой, а как комплекс недвижимого имущества (помещений в здании), включающий в себя в том числе помещение, где в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ возможны продажа алкогольной продукции в рамках оказания услуг общественного питания и, соответственно, ее распитие, при условии, что этот объект общественного питания имеет зал обслуживания посетителей.
Согласно пояснениям общества оно предоставляет услуги общественного питания на объекте во время концертно-зрелищных мероприятий (стендап-концертов), организованных индивидуальным предпринимателем Гарьянцем Г.Г. по договору возмездного оказания услуг от 01.01.2022.
Факт того, что спорный объект используется для проведения стендап концертов; вход осуществляется по предварительно купленным билетам согласно афиш; заказ в зоне организации общественного питания и оказание услуг общественного питания осуществляются в ходе зрелищных мероприятий, Министерством не отрицается.
Министерство в отзыве на заявление указывает, что по состоянию на 17.05.2022, согласно информации из открытых источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имеющейся в распоряжении Министерства, заявленные для целей лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания помещения фактически являются театрально-зрелищным предприятием с концертным залом:
- официальный сайт интернет-издания The Village - размещена информация об открытии стендап-клуба, модернизации сцены и рассадки в зале, пространстве клуба, которое похоже на театр со столами, с оказанием услуг питания;
- официальный сайт Торгового Центра "Успенский" разделы: "Рестораны и кафе", "Услуги" размещена информация о нахождении на 5 этаже 3 линии стендап-клуба;
- официальный сайт StandUp Spot размещена информация о проведении концертов в клубе с фиксированными: ценой билетов, временем начала и окончания мероприятия;
- официальный сайт Яндекс.Афиша. - размещена информация о проведении зрелищных мероприятий - концертов, со схемой зоны рассадки относительно сцены и оплатой билетов.
Кроме того, на официальном сайте "StandUpSpot Ekb" размещена информация о расположении в рассматриваемом объекте именно театрально-зрелищного предприятия, на что указывают фотоизображения, правила поведения в зрительном зале, информация для зрителей, продажа билетов на концерт, афиша с ежедневным проведением концертов в часы работы объекта, ограниченный период оказания услуг общественного питания. Аналогичные сведения содержатся на странице театрально-зрелищного предприятия "ВКОНТАКТЕ".
Информация о проведении концертов содержится на официальном сайте "Go Stand up".
Указанные материалы Министерством признало подтверждающим отсутствие возможности оказания услуг общественного питания в соответствии с перечнем, любому потребителю, обратившемуся к обществу с намерением заказать услугу в течение всего режима работы общества.
Вместе с тем, в силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Согласно пункту 16 ГОСТ 31985-2013 под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него
Как установлено выше, в спорном объекте таким залом является помещение N 5, в котором установлены столы и стулья.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.
Процесс обслуживания в общественном питании - совокупность операций/действий, выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги (гостем) в процессе реализации и/или организации потребления продукции общественного питания и/или организации досуга (пункт 45 ГОСТ 31985-2013).
Судом апелляционной инстанции установлено, что вход посетителей в спорный объект осуществляется только при проведении стендап концертов по предварительно купленным билетам. При этом, указанное не свидетельствует о том, что в спорном объекте услуги общественного питания общество не оказывает и не имеет для этого необходимых условий.
Необходимо отметить, что из совокупности приведенных выше норм не следует, что законодатель ставит в зависимость оказание/неоказание услуг общественного питания от того, каким способом потребитель может попасть в место осуществления общественного питания (по предварительно купленным билетам или свободно).
Кроме того, из материалов дела следует и Министерством не опровергнуто, что общество с 10.01.2022 года осуществляет деятельность по ОКПД - 56.10 - услуги ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, 56.10.1 - деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, 56.30 - (услуги по подаче напитков).
Как пояснил представитель заявителя и Министерством не опровергнуто, что общество получает выручку только от реализации продуктов питания и напитков.
Указанное также позволяет признать недоказанным вывод Министерства о том, что общество не оказывает услугу общественного питания в спорном помещении.
Признавая ошибочными выводы Министерства о том, что для осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания общество не имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарного объекта общественного питания установленного типа с залом обслуживания посетителей, предусмотренного Федеральным законом N 171-ФЗ, а в представленных документах выявлена недостоверная, искаженная, а также неполная информация, не позволяющая установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями пунктов 4, 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, апелляционный суд также исходит из того, что соответствующие выводы сделаны по результатам осмотра помещений удаленно с использованием программы "Skype". Непосредственного выхода в спорный объект Министерством не произведено.
Из обстоятельств дела следует, что это привело к тому, что осмотр не охватил все имеющиеся входы в спорные помещения.
Также следует отметить, что Министерство не оспаривает наличие в зале обслуживания необходимой мебели для размещения посетителей и оказания услуг общественного питания, меню, официантов, бармена, горячего цеха, зоны бара, холодильного оборудования, ККТ и прочих элементов оказания услуг общественного питания.
Министерство утверждает, что препятствием для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является то, что оказание услуг общественного питания является не основным видом деятельности общества в спорном помещении.
Данное утверждение обстоятельствами и материалами дела не подтверждается, поскольку из них следует, что заявитель предоставляет услуги общественного питания во время проведения досуговых мероприятий, организованных другим лицом, что не противоречит классификации и видам услуг общественного питания (пункты 4.1, 4.6 ГОСТ 31894-2012). Совместное проведение зрелищных мероприятий и предоставление услуг общественного питания не запрещено.
Оснащение спорных помещений, по мнению апелляционного суда, позволяет оказывать услуги общественного питания.
Утверждение Министерства о том, что не удалось установить наличие объекта общественного питания, не подтверждается материалами дела.
Претензии Министерства к нарушению поточности процесса в оспариваемом решении не отражены. Озвученные в судебном заседании претензии к табличке на туалете (приклеена скотчем) и к способу его закрывания (изнутри на ключ) также не являлись основанием для отказа в выдаче лицензии.
По приведенным в постановлении мотивам, суд апелляционной интенции приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых Министерством принято решение об отказе в выдаче лицензии. Доводы жалобы о незаконности решения находят подтверждение в материалах и обстоятельствах дела.
Несоответствующее требованиям законодательства решение Министерства нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно препятствуя ему в осуществлении предпринимательской деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупность оснований, указанных в статьях 198, 201 АПК РФ, для признания решения недействительным, судом апелляционной инстанции установлена.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Возложение на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя является надлежащим способом восстановления прав заявителя.
По приведенным мотивам заявленные требования подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
Судебные расходы общества, понесенные в связи с оплатой госпошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 4500 руб. следует возложить на заинтересованное лицо на основании статьи 110 АПК РФ с учетом результата рассмотрения спора.
Излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы госпошлину следует возвратить заявителю на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333 40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 января 2023 года по делу N А60-46190/2022 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 27.05.2022 N б/н.
Обязать Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Синдром бар".
Взыскать с Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Синдром бар" (ИНН6671103069, ОГРН 1206600007789) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению 3 000 (Три тысячи) рублей и по апелляционной жалобе 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Синдром бар" (ИНН6671103069, ОГРН 1206600007789) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку по операции 09.02.2023 (плательщик Кравцов С.М.).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46190/2022
Истец: АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "СИНДРОМ БАР"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ