город Омск |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А46-16750/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-292/2023) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-16750/2022 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, город Омск, улица Красный Путь, дом 3) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, дом 21, дополнительный адрес: 644009, Омская область, город Омск, улица Лермонтова, дом 171А) о возврате части денежных средств, предоставленных в виде субсидии в размере 2 765 105 руб. 06 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Фертюк Никита Юрьевич по доверенности от 23.01.2023 N 367 сроком действия до 31.01.2024, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство, Минсельхозпрод Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 2 765 105 руб. 06 коп. о возврате части денежных средств, предоставленных в виде субсидии в размере 2 765 105 руб. 06 коп.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 требование истца удовлетворены в полном объеме. С ответчика взысканы средства субсидий в размере 2 765 105 руб. 06 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Администрация ссылается на то, что судебные акты по делу N А46-17744/20212 не могут являться доказательством ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по соглашениям, так как их предметом являлась оценка действий подрядчика по муниципального контракту - общества с ограниченной ответственностью "Азовский строительный отдел" (далее - подрядчик, ООО "АСО").
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания ответчик явку своего представителя в процесс не обеспечил, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.01.2020 Администрацией в рамках подпрограммы 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях" к государственной программе Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.12.2019 N 425-п (далее - Программа), подана заявка на участие в отборе муниципальных образований для предоставления субсидии на софинансирование строительства поселкового водопровода в древне Петровка.
По результатам рассмотрения представленных документов, 15.01.2020 комиссией по осуществлению отбора муниципальных образований Омской области для предоставления отдельных субсидий местным бюджетам, Администрация признана прошедшей отбор для предоставления в 2020 году субсидии.
Между Администрацией и Минсельхозпродом Омской области заключены соглашения от 01.07.2020 N 4 МБТ и от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003, в соответствии с которыми бюджету Омского муниципального района Омской области предоставлена субсидия в общем размере 14 216 958 руб. 72 коп.
В свою очередь, Управлением жизнеобеспечения населения района администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Управление) (заказчик) был заключен с ООО "АСО" (подрядчик) муниципальный контракт от 08.10.2020 N 01522000047200012920001 на строительство объекта "Водоснабжение д. Петрова Омского муниципального района Омской области" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.3 контракта работы выполняются подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном проектной документацией, а также иной технической документацией, предусмотренной контрактом.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет 18 384 998 руб. 34 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 % - 3 064 166 руб. 39 коп. (пункт 2.1 контракта).
Пунктом 2.3 контракта предусмотрено, что выполненные подрядчиком работы, а также использованные при выполнении работ товары, не предусмотренные настоящим контрактом, не принимаются заказчиком и оплате не подлежат.
В силу пункта 3.2 контракта подрядчик обязан использовать при выполнении работ товары (материалы), предусмотренные проектной документацией.
22.12.2020 между Управлением (заказчик) и ООО "АСО" (подрядчик) заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, согласно пункту 1 которого стороны пришли к соглашению внести изменения в локальный сметный расчёт N 02-01 "Водопроводная насосная станция" муниципального контракта от 08.10.2020 N 01522000047200012920001 по замене производителя водопроводной насосной станции "Адмирал-1644-3.3-CR 64-2-Н-9х6х3" на производителей комплектного оборудования "Бизнес модуль" и "ГидроПро" без изменения технических характеристик, и без увеличения сметной стоимости.
31.12.2020 между Управлением и ООО "АСО" заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 08.10.2020, согласно пункту 2 которого стороны определили, что цена контракта составляет 14 809 332 руб., в том числе НДС - 20% - 2 468 222 руб.
В рамках дела N А46-17744/2021 Управление обращалось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к ООО "АСО" о взыскании 3 261 207 руб. 88 коп. неосновательного обогащения.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного от 17.08.2022 N А46-17744/2021 с ООО "АСО" пользу Управления было взыскано 2 880 317 руб. 77 коп. - сумма неосновательного обогащения, возникшего в результате замены материалов и оборудования, используемых при исполнении муниципального контракта, на более дешевые модели.
В связи с указанными обстоятельствами, Министерство сочло, что субсидия в размере взысканной суммы израсходована не по целевому назначению, следовательно, денежные средства в сумме 2 765 105 руб. 06 коп. (с учетом уровня софинансирования в 96%) подлежат возврату в областной бюджет.
22.08.2022 Министерством в адрес Администрации направлено требование о необходимости возврата указанной суммы.
Неисполнение такового обусловило обращение Минсельхозпрода Омской области в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением.
08.12.2022 Арбитражный суд Омской области принял решение, обжалованное ответчиком в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
На основании пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии со статьей 34 БК РФ участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны руководствоваться принципом эффективности использования бюджетных средств, то есть исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 162 БК РФ обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств.
Порядок и условия предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ установлено, что правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что постановлением Правительства Омской области от 16.12.2019 N 425-п утверждена государственная программа Омской области "Комплексное развитие сельских территорий Омской области".
Подпрограммой 2 "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры на сельских территориях" к данной государственной программе предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на строительство и реконструкцию поселковых водопроводов.
Разделом X данной подпрограммы установлен Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета (далее - Порядок).
Пунктом 23 Порядка предусмотрен перечень документов, представляемых органами местного самоуправления Омской области в целях проведения отбора муниципальных образований для предоставления субсидий; обязательные положения заключаемого соглашения предусмотрены пунктом 24 Порядка.
В соответствии с пунктом 29 Порядка основанием для внесения изменений в соглашение также является уменьшение сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и реализации проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях, на софинансирование которых предоставляются субсидии на осуществление бюджетных инвестиций, субсидии на благоустройство, по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) уменьшение цены муниципального контракта по результатам торгов на право его заключения.
В случае уменьшения сметной стоимости строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и реализации проектов по благоустройству общественных пространств на сельских территориях субсидии на осуществление бюджетных инвестиций, субсидии на благоустройство предоставляются в размере, определенном исходя из уровня софинансирования, предусмотренного соглашением.
Согласно пункту 42 Порядка результатом использования субсидии является при предоставлении субсидии местным бюджетам на строительство и реконструкцию поселковых водопроводов, строительство распределительных газовых сетей - ввод в эксплуатацию муниципальных объектов в пределах нормативных сроков строительства, километров.
Пунктом 50 Порядка предусмотрено, что расчет объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет, осуществляется отдельно для каждого мероприятия и (или) объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества), в отношении которого допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 24 подпрограммы, с учетом применения результатов использования субсидии на осуществление бюджетных инвестиций, субсидии на благоустройство, предусмотренных для такого мероприятия и (или) объекта капитального строительства (объекта недвижимого имущества). Общий объем средств, подлежащих возврату, определяется как сумма объемов средств, подлежащих возврату, для каждого из мероприятий и (или) объектов капитального строительства (объектов недвижимого имущества), в отношении которых были допущены нарушения, в соответствии с пунктами 47 - 49 подпрограммы.
Из материалов дела следует, что между Администрацией и Минсельхозпродом Омской области заключено соглашения от 01.07.2020 N 4 МБТ, предметом которого являлось предоставление из бюджета Омской области в 2020 году бюджету Омского муниципального района Омской области субсидий на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности.
В силу пункту 2.1 соглашения от 01.07.2020 N 4 МБТ объем бюджетных ассигнований, в целях которых предоставляется субсидия, в 2020 году составляет 4 618 251 руб. 83 коп.
Пунктом 4.3.7 соглашения от 01.07.2020 N 4 МБТ предусмотрен возврат в бюджет Омской области неиспользованной по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остатка средств субсидий в сроки, установленные бюджетным законодательством.
Согласно приложениям N 1 к соглашению от 01.07.2020 N 4 МБТ предусмотрено строительство объекта "Водоснабжение д. Петрова Омского муниципального района Омской области", мощность 8,8 км, сроки строительства - 2020 год, сметная (предполагаемая предельная стоимость) - 37 378 620 руб.
Согласно приложениям N 2 к соглашению от 01.07.2020 N 4 МБТ объем финансового обеспечения капитальных вложений составляет всего 4 618 251 руб. 83 коп., в том числе средства субсидии из бюджета субъекта РФ - 4 433 521 руб. 76 коп. (96 процентов).
Кроме того, между Администрацией и Минсельхозпродом Омской области заключено соглашения от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003, предметом которого являлось предоставление из бюджета Омской области в 2020 году бюджету Омского муниципального района Омской области субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий.
В силу пункта 4.3.3 соглашения от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003 муниципалитет обязался обеспечивать:
а) достижение результатов использования субсидий, установленных в соответствии с приложением N 3 к соглашению;
б) исполнение графика строительства объектов капитального строительства согласно приложению N 4 к соглашению.
Согласно приложениям N 1 к соглашению от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003 предусмотрено строительство объекта "Водоснабжение д. Петрова Омского муниципального района Омской области", мощность 8,8 км, сроки строительства - 2020 год, сметная (предполагаемая предельная стоимость) - 37 378 620 руб.
Согласно приложениям N 2 к соглашению от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003 объем финансового обеспечения капитальных вложений составляет всего 13 859 133 руб. 43 коп., в том числе средства субсидии из бюджета субъекта РФ - 13 304 768 руб. 09 коп. (96 процентов).
По соглашения от 01.07.2020 N 4 МБТ и от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003 показателями результативности использования субсидий является введение в действие локальных водопроводов (приложений N 3).
Дополнительным соглашениями к соглашению от 01.07.2020 N 4 МБТ в пункте 2.1 слова "в 2020 году 13 859 133 руб. 43 коп." заменены словами "в 2020 году 13 789 849 руб. 81 коп.".
Дополнительным соглашениями к соглашению от 24.07.2020 N 52644000-1-2020-003 в пункте 2.1 слова "в 2020 году 13 789 849 руб. 81 коп." заменены словами "в 2020 году 11 494 550 руб. 00 коп.".
Из материалов настоящего дела следует, что основанием для направления в адрес Администрации требования о необходимости возврата денежных средств в сумме 2 765 105 руб. 06 коп. явились обстоятельства того, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2022 N А46-17744/2021 с ООО "АНО" в пользу Управления взыскано 2 880 317 руб. 77 коп. - сумма неосновательного обогащения, возникшего в результате замены материалов и оборудования, используемых при исполнении муниципального контракта, на более дешевые модели.
Так, в рамках дела N А46-17744/2021 было установлено, что при заключении контракта N 01522000047200012920001 в пункте 9 локального сметного расчёта N 02-01 "Водопроводная насосная станция" была предусмотрена позиция: комплектная насосная станция "Адмирал-1644-3.3-СR 64-2-H-9х6х3" стоимостью 5 984 960 руб.
Однако в процессе исполнения контракта произведена замена насосной станции ООО "Завод Адмирал" на насосную станцию производителей комплексного оборудования ООО "Бизнес Модуль" и ООО "ГидроПро" без изменения сметной стоимости.
В то время как стоимость насосной станции производителя ООО "ГидроПро", установленной ООО "Азовский строительный отдел", согласно договору поставки от 02.11.2020 N 204-02/11 составляет 2 750 000 руб., стоимость блочно-модульного здания производителя ООО "Бизнес Модуль", установленного ООО "Азовский строительный отдел", согласно договору купли-продажи от 30.10.2020 N 90 составляет 742 000 руб.
При этом установлено, что насосные станции ООО "Завод "Адмирал" и ООО "ГидроПро" имеют различные комплектации.
Разница между стоимостью насосной станции, включенной в акт КС-2 от 22.12.2020 N 2, и фактической стоимостью оборудования по договору поставки от 02.11.2020 N 204-02/11 и договору купли-продажи от 30.10.2020 N 90 составила 2 880 317 руб. 77 коп.
Министерство сочло, что цена муниципального контракта от 08.10.2020 N 01522000047200012920001, заключенного Управлением с ООО "АСО" на строительство объекта "Водоснабжение д. Петрова Омского муниципального района Омской области", фактически уменьшилась на сумму указанного неосновательного обогащения, в силу чего средства субсидии подлежат возврату в указанном размере.
В апелляционной жалобе Администрация оспаривает позицию Министерства, ссылаясь на то, что судебные акты по делу N А46-17744/20212 не могут являться доказательством ненадлежащего исполнения Администрацией обязательств по соглашениям, так как их предметом являлась оценка действий подрядчика по муниципального контракту подрядчика (ООО "АСО"), а не Администрации.
Суд апелляционной инстанции полагает позицию Администрации несостоятельной, поскольку в соответствии с условиями заключенных соглашений именно на муниципалитет возложена обязанность по достижению результатов использования субсидий в виде строительства капитальных объектов, в том числе в соответствии с надлежащим утвержденным локально-сметным расчетом.
Вышеприведенные положения Порядка также предусматривают возврат из бюджета муниципального образования в областной бюджет денежных средств для каждого объекта капитального строительства, в отношении которого допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 24 подпрограммы (пункт 50 Порядка).
Так, из искового заявления истца следует, что расчет части субсидии на софинансирование строительства объекта "Водоснабжение д. Петровка Омского муниципального района Омской области", подлежащей возврату в областной бюджет, выглядит следующим образом:
- размер субсидии предоставленной из областного бюджета в 2020 году:
14 809 332 руб. х 96% = 14 216 958 руб. 72 коп.;
14 809 332 руб. - первоначальная цена муниципального контракта;
96 % - уровень софинансирования, установленный соглашением.
Сумма неосновательного обогащения по муниципальному контракту, взысканная судом - 2 880 317 руб. 77 коп.
Фактическая цена муниципального контракта:
14 809 332 руб. - 2 880 317 руб. 77 руб. = 11 929 014 руб. 23 коп.
Размер субсидии, рассчитанной исходя из фактической цены муниципального контракта, с учетом уровня софинансирования, установленного соглашением:
11 929 014 руб. 23 коп. * 96% = 11 451 853 руб. 66 коп.
Соответственно, размер части субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет, составляет:
2 765 105 руб. 06 коп. = 14 216 958 руб. 72 коп. - 11 451 853 руб. 66 коп.
Со своей стороны, Администрация расчет не оспорила, контррасчет не представила.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований Министерства.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба Администрации не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При изготовлении постановления в полном объеме судом апелляционной инстанции обнаружена техническая ошибка (опечатка), допущенная в резолютивной части постановления, объявленной 21.03.2023, которая выразилась в неверном указании в резолютивной части участвующего при рассмотрении дела судьи, а именно - вместо "судья Рыжиков О.Ю." ошибочно указано "судья Лотов А.Н.", что подтверждается протоколом, аудиопротоколом судебного заседания и вводной частью данного судебного акта.
По правилам части 3 статьи 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
Учитывая, что исправление опечатки не затрагивает существа судебного акта, суд считает необходимым исправить допущенную опечатку.
Судебные расходы по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются в связи с освобождением подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.12.2022 по делу N А46-16750/2022 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16750/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ