город Воронеж |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А14-6280/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено "21" марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Щербатых Е.Ю., |
судей |
Воскобойникова М.С., Поротикова А.И., |
|
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиловой А.В.,
при участии:
от акционерного общества "Хреновской конный завод": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Таловского муниципального района Воронежской области: Лычагина Ю.В., представителя по доверенности N 130-11/4666 от 10.11.2021, паспорт РФ;
от Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хреновской конный завод" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2022 по N А14-6280/2022 (судья Тимашов О.А.)
по исковому заявлению акционерного общества "Хреновской конный завод" (ОГРН 1023600530690, ИНН 3602005058) к Администрации Таловского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023601356558, ИНН 3629001276), к Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) о признании незаконной постановки земельного участка на кадастровый учет и снятии его с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хреновской конный завод" (далее- истец, АО "Хреновской конный завод") обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Таловского муниципального района Воронежской области (далее- ответчик), Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по Воронежской области (далее- ответчик, Управление Росреестра по Воронежской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконной постановки земельного участка с кадастровым номером 36:29:9302014:264 площадью 93177 кв.м, расположенного по адресу: Воронежская обл., Таловский район, Орловское сельское поселение, на кадастровый учет и возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности снять его с кадастрового учета.
Определением суда от 09.08.2022 производство по иску в части требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" прекращено в связи с отказом от иска.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "Хреновской конный завод" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представители истца и Управления Росреестра по Воронежской области не явились.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Представитель Администрации Таловского муниципального района Воронежской области полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, апелляционную жалобу- не подлежащей удовлетворению.
Управление Росреестра по Воронежской области в отзыве на жалобу согласно с решением суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АО "Хреновской конный завод" является собственником 2 земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:29:0000000:47 (единое землепользование) площадью 4555585 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Таловский район, сельское поселение Вознесенское, в границах СХА "Нива", юго-западная часть Таловского кадастрового района.
В выписке из ЕГРН от 27.12.2021 в особых отметках указано, что границы земельного участка с кадастровым номером 36:29:0000000:47 не установлены с соответствии с требованиями земельного законодательства; кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование: 36:29:9302013:6, 36:29:9302014:10, 36:29:9302014:11, 36:29:9302014:9; описание местоположения земельного участка отсутствует.
После завершения кадастровых работ и подготовки межевого плана образуемого земельного участка в газете "Воронежский курьер" (N 51 (4021) от 28.12.2021) опубликовано извещение о необходимости согласования межевания земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности АО "Хреновской конный завод" из исходного земельного участка с кадастровым номером 36:29:0000000:47 общей площадью 98390 кв.м.
Поскольку возражений относительно размера и местоположения выделяемого земельного участка от остальных участников долевой собственности не поступило, на основании положений статьи 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон N 101-ФЗ) истцом было принято решение от 28.01.2022 об образовании земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, утверждении проекта межевания земельного участка.
28.01.2022 истец обратился с заявлением о постановке этого участка на кадастровый учет и регистрации права собственности на него.
14.02.2022 Управлением Росреестра по Воронежской области принято решение о приостановлении до 16.05.2022 осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении указанного земельного участка, препятствием в постановке на кадастровый учет и регистрации права истца в отношении образуемого земельного участка (36:29:0000000:47:ЗУ1) площадью кв.м 98390 кв.м является его пересечение (наложение) на другой земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264. Площадь этого пересечения (наложения) составляет 93176,57 кв.м.
16.05.2022 Управление Росреестра по Воронежской области уведомило АО "Хреновской конный завод" об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, так как проведенный анализ раздела, открытого на земельный участок с кадастровым номером 36:29:0000000:47 и дела правоустанавливающих документов данного раздела показал, что земельный участок 36:29:0000000:47:ЗУ1 образуется за границами земельного участка с кадастровым номером 36:29:0000000:47.
Согласно выписке из ЕГРН N 99/2022/458174686 от 30.03.2022 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:29:9302014:264 площадью 93177 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, Таловский район, Орловское сельское поселение, поставлен на кадастровый учет 24.01.2022.
Право собственности муниципального образования на указанный земельный участок не зарегистрировано в связи с запрещением регистрации на основании определения суда от 21.04.2022 по данному делу о принятии обеспечительных мер.
Земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 сформирован Администрацией Таловского муниципального района на основании заявления от 29.11.2021 главы КФХ Шушерова В.Н. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 93177 кв.м. В связи с поступлением заявления от иного лица о предоставлении данного земельного участка в аренду Администрацией Таловского муниципального района принято постановление N 151 от 14.04.2022 о проведении аукциона.
По мнению истца, из государственного фонда данных (проекта перераспределения земель) усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 образован в границах земель ТОО "Нива", ранее переданных в общую долевую собственность граждан, последующая постановка на государственный кадастровый учет такого земельного участка является незаконной.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельный участок в понимании пункта 3 статьи 6 ЗК РФ, части 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон N 218-ФЗ) - это часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Истец добивается снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 36:29:9302014:264, право собственности муниципального образования на который не зарегистрировано.
В порядке положений статьи 13 Закона N 101-ФЗ истцом принято решение от 28.01.2022 об образовании земельного участка в счет принадлежащих ему земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:29:0000000:47.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13.1 Закона N 101-ФЗ выдел земельного участка в счет земельной доли (земельных долей) производится на основании проекта межевания земельного участка или земельных участков, которым определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером.
Таким образом, собственник земельной доли вправе произвести выдел земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли исключительно из того земельного участка, участником права общей долевой собственности на который он является.
Пунктами 16, 17 Требований к проекту межевания земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 03.08.2011 N 388, установлено, что проект межевания составляется на основе кадастровой выписки о соответствующем земельном участке или кадастрового плана соответствующей территории. При необходимости для подготовки проекта межевания могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Из части 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ следует, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка, то есть существовать на местности пятнадцать и более лет и быть закрепленной с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Земельный участок с кадастровым номером 36:29:0000000:47 является ранее учтенным, его образование и постановка на кадастровый учет осуществлены в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Межевой план указанного земельного участка в материалы дела не представлен.
С учетом положений статей 19 Закона о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Как следует из представленного Управлением Росреестра по Воронежской области дела по выдаче свидетельства на право собственности, пользования землей и перераспределения земель ТОО "Нива", пояснительной записки, проект перераспределения земель ТОО "Нива" выполнен институтом ЦЧОНИИгипрозем в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 85 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Собранием коллектива определен перечень граждан, имеющих право на получение бесплатного земельного пая в количестве 745. Земельный участок для первоочередного выделения бесплатного пая гражданам, пожелавшим выйти из состава ТОО "Нива" с целью организации крестьянского (фермерского) хозяйства намечен площадью 129 га, пашни 119 га. Общая площадь сельскохозяйственных угодий на момент приватизации составила 4745 га. Площадь сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной передаче ТОО "Нива", составляет 3598 га, остальная площадь 1147 га (4745 га - 3598 га), в том числе пашня 1112 га, передана в фонд перераспределения.
Постановлением главы Администрации Таловского района от 30.04.1992 N 360 зарегистрировано созданное на базе колхоза "Нива" и решения комиссии по реорганизации колхозов и совхозов ТОО "Нива", утвержден среднеземельный пай бесплатной передачи земли в собственность граждан площадью 4,78 га.
Постановлением Администрации Таловского района N 668 от 06.12.1992 утверждены проекты перераспределения земель в границах плана землепользований товариществ с ограниченной ответственностью, в том числе ТОО "Нива", предусматривающие выделение земель по категориям землевладельцев и землепользователей согласно приложению N 1. Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам поручено подготовить и выдать сельскохозяйственным предприятиям свидетельства на право собственности (коллективно-долевая) и пользования землей после регистрации в установленном законом порядке, коллективам сельскохозяйственных предприятий - заключить договоры аренды на земли фонда перераспределения, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам товариществ.
Как следует из приложения N 1 к постановлению - экспликации перераспределения земель ТОО "Нива" в коллективно-долевую собственность хозяйству передано 3831 га, земли сельского (поселкового) совета составляют 1205 га, земли крестьянских хозяйств 79 га, земли фонда перераспределения 1187 га.
В качестве плана границ землепользования ТОО "Нива", прилагаемого к свидетельству N ВОО 290156 от 14.05.1993, использован чертеж проекта перераспределения земель, дополненный имеющимися геоданными, экспликацией посторонних землепользователей с использованием материалов межхозяйственного землеустройства 1986 года, имеющийся в деле по выдаче свидетельства на право владения, пользования землей.
Участки, переданные в ведение Орловского сельского совета, фонд перераспределения района, крестьянские хозяйства и другие нанесены на чертеж графическим способом.
СХА "Нива" является правопреемником ТОО "Нива" на основании решения собрания о реорганизации в форме преобразования и зарегистрирована постановлением Администрации Таловского района N 151 от 18.04.1998.
По мнению АО "Хреновской конный завод", земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 сформирован из земельного участка коллективной собственности с кадастровым номером 36:29:0000000:47 бывшего ТОО "Нива", что нарушает его права как участника долевой собственности на этот участок.
В обоснование своей позиции истец ссылается на заключение кадастрового инженера Жаренкова М.Н., согласно которому в процессе анализа сведений из ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 36:29:9302014:264 и проекта распределения земель СХА "Нива", а также картографической информации публичной кадастровой карты посредством сопоставления объектов естественного (балки, овраги, лесные насаждения) и искусственного (дорожная сеть) происхождения установлено, что земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 располагается на землях бывшей СХА "Нива", предоставленных гражданам в общую долевую собственность в счет земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
В суд апелляционной инстанции истцом представлено заключение кадастрового инженера Уколовой Н.В. о том, что земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 расположен на территории земельного участка, переданного в общую долевую собственность (на чертеже перераспределения земель значится как земли первоочередного выдела для вновь создаваемых крестьянских хозяйств).
Администрация Таловского муниципального полагает, что земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 образован из земель фонда перераспределения земель бывшего ТОО "Нива" и ссылается на проект перераспределения земель ТОО "Нива", который имеется в распоряжении Управления Росреестра по Воронежской области.
Проведенный анализ раздела, открытого на земельный участок с кадастровым номером 36:29:0000000:47 и дела правоустанавливающих документов данного раздела, позволил Управлению Росреестра по Воронежской области сделать вывод о том, что земельный участок 36:29:0000000:47:ЗУ1 образуется за границами земельного участка с кадастровым номером 36:29:0000000:47.
Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в государственном кадастровом учете образуемого истцом земельного участка в счет земельных долей и государственной регистрации права на него.
Судебная коллегия соглашается с доводами ответчиков по следующим основаниям.
Как следует из Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах (пункт 3 Указа).
Согласно пункту 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 в фонды перераспределения земель подлежали включению участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Местной администрации предложено для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно - опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь (пункт 7 Указа).
Пунктом 10 постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" предусмотрено, что при определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков: переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе, земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; включенных в фонд перераспределения земель; используемых сортоучастков для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур; переданных данному хозяйству в аренду.
В соответствии проектом перераспределения земель, свидетельством N ВОО 290156 от 14.05.1993, чертежом земельного участка (приложение к свидетельству на право владения, пользования землей) земельный участок истца образован из земель первоочередного выделения для вновь созданных крестьянских хозяйств, что истцом не оспаривается и подтверждается заключением кадастрового инженера Уколовой Н.В.
Вместе с тем с учетом положений Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 земли первоочередного выделения для вновь созданных крестьянских хозяйств, распоряжение которыми осуществляет местная администрация, не могут быть отнесены к земельному участку общей долевой собственности, которым распоряжаются участники долевой собственности.
При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264 правомерно образован из земель фонда перераспределения земель бывшего ТОО "Нива".
В свою очередь, земельный участок 36:29:0000000:47:ЗУ1, который налагается на земельный участок с кадастровым номером 36:29:9302014:264, образован за границами земельного участка общей долевой собственности с кадастровым номером 36:29:0000000:47.
Пунктом 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ предусмотрено, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судебная коллегия полагает, что права истца ответчиками не нарушены в результате постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 36:29:9302014:264, что является основанием для отказа в иске.
Кроме того, отсутствие в материалах дела доказательств допущенных нарушений со стороны регистрирующего органа при постановке земельного участка на кадастровый учет свидетельствуют о том, что Управление Росреестра по Воронежской области не является надлежащим ответчиком.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2022 по делу N А14-6280/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Хреновской конный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
М.С. Воскобойников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6280/2022
Истец: АО "Хреновской конный завод"
Ответчик: Администрация Таловского района ВО, УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФСГР КК