г. Владивосток |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А24-5798/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-1098/2023
на решение от 23.01.2023
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу N А24-5798/2022 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ИНН 4101117450, ОГРН 1074101004570) Сельковой Виктории Викторовны
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)
о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 07.10.2022 N 38-07-08/12- 769 о возврате исполнительного документа
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ИНН 4101117450, ОГРН 1074101004570), Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (ИНН 4101120894, ОГРН 1074101008134),
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Селькова Виктория Викторовна (далее - заявитель, судебный пристав-исполнитель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - УФК по Камчатскому краю) с заявлением о признании незаконным уведомления о возврате исполнительного документа 07.10.2022 N 38-07-08/12-769, а также об обязании устранить допущенные нарушения, приняв к исполнению постановление от 14.06.2022 N 41017/22/47747 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установления нового срока исполнения.
Определением от 19.12.2022 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - Министерство, должник).
Решением суда от 23.01.2023 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным уведомление Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 07.10.2022 N 38-07-08/12- 769 о возврате исполнительного документа, а также обязал Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю повторно рассмотреть вопрос о принятии к исполнению постановления от 14.06.2022 N 41017/22/47746 о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 23.01.2023, УФК по Камчатскому краю просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований судебного пристава-исполнителя. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), указывая на то, что органы федерального казначейства не могут выходить за пределы предоставленных им полномочий и принимать к исполнению иные, не предусмотренные названной главой БК РФ исполнительные документы. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, каковым постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является.
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края в представленных письменных пояснениях считает необходимым прекратить производство по апелляционной жалобе в связи с отсутствием предмете спора.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На исполнении в Межрайонном отделении судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края находится исполнительное производство от 30.05.2022 N 32320/22/41017-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа - исполнительного листа от 26.04.2022 ФС 02397819, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу N 2а-1145/2022, предмет исполнения: обязать министерство в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование Краевого государственного казенного учреждения Служба по охране животного мира и государственных природных заказников Камчатского края служебным огнестрельным оружием самообороны, а также специальными средствами в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 491 "Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственными органами по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N1665 "Об обеспечении служебным огнестрельным оружием, а также разрешенным в качестве служебного оружия гражданским оружием самообороны и охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон".
Поскольку по истечении установленного срока добровольного исполнения исполнительного документа ни сведения о добровольном исполнении либо невозможности исполнения исполнительного документа, ни документы, подтверждающие исполнение требований указанного исполнительного документа, в отдел судебных приставов не поступили, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 14.06.2022 N 41017/22/47746 о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
ОСП отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу направил для исполнения постановление от 14.06.2022 N 41017/22/47746 о взыскании исполнительского сбора в Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю.
Уведомлением от 07.10.2022 N 38-07-08/12-769 УФК по Камчатскому краю вернуло исполнительный документ со ссылкой на отсутствие оснований для исполнения постановления в соответствии с положениями части 3 статьи 239 БК РФ. Отказ мотивирован тем, что указанные постановления не подпадают под действие главы 24.1 БК РФ, данное постановление может быть исполнено в добровольном порядке.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Селькова Виктория Викторовна, полагая, что указанный отказ Казначейства нарушает права и законные интересы ОСП, а также не отвечают требованиям закона, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемых действий УФК по Камчатскому краю требованиям бюджетного законодательства, повлекших для заявителя наступление негативных правовых последствий в виде нарушения его прав и охраняемых законом интересов.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий. Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемых действий исходя из доводов заявителя по делу.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) названный Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 1 статьи 5 Закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (часть 2 статьи 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ в случаях предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 вышеназванной статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном указанным Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Закона N 229-ФЗ).
В силу статьи 12 Закона N 229-ФЗ к числу исполнительных документов отнесены постановления судебного пристава-исполнителя (пункт 7).
Таким образом, по общему правилу принудительное исполнение требований исполнительных документов о взыскании денежных средств в отношении должника по исполнительному производству осуществляется службой судебных приставов-исполнителей посредством обращения взыскания на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что должником по исполнительному производству является бюджетное учреждение, которое финансируется за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 83-ФЗ лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации открываются и ведутся, соответственно, в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном частью 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, в силу пункта 1 которой обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов; исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника (пункт 5 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
Согласно статье 68 Закона N 229-ФЗ исполнение требований исполнительных документов во внесудебном порядке осуществляется посредством применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения в виде обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Исходя из положений части 1 статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 18, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Исключение из установленного пунктом 1 статьи 242.4 БК РФ правила предъявления исполнительных документов в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета, установлено только пунктом 12 статьи 242.4 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно пункту 9 статьи 161 БК РФ казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с названным Кодексом.
Следовательно, исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном главой 24.1 БК РФ.
В части 1 статьи 242.5 БК РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в Управлении Федерального казначейства по Камчатскому краю, иные счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, гербовую и иные печати, штампы и бланки со своим наименованием. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение его деятельности. Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности Министерства. Таким образом, из материалов дела усматривается, что должником по исполнительному производству является исполнительный орган Камчатского края, финансируемый за счет средств краевого бюджета.
При таких обстоятельствах, исполнительный документ (постановление от 14.06.2022 о взыскании исполнительского сбора) обоснованно предъявлено в Казначейство как в орган, осуществляющий в соответствии с Бюджетным кодексом РФ открытие и ведение лицевого счета Министерства.
Иной порядок исполнения бюджетополучателем постановления судебного пристава-исполнителя, признаваемого федеральным законодателем исполнительным документом, названным Кодексом не установлено, право самостоятельно осуществлять исполнительские действия и обращать взыскание на средства бюджета по долгам бюджетополучателя службе судебных приставов не предоставлено.
При этом в части 3 статьи 242.1 БК РФ предусмотрены исчерпывающие основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника;
-нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, принятие постановления о взыскании исполнительского сбора к исполнению органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов учреждения, является обязательным.
Как следует из материалов дела, отказ Казначейства, оформленный уведомления о возврате исполнительного документа 07.10.2022 N 38-07-08/12-769, не содержит в себе ссылок на обстоятельства, предусмотренные пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые действия Казначейства, связанные с отказом в принятии к исполнению постановлений судебного пристава-исполнителя, являются незаконными, не соответствующими положениям статьи 12 Закона N 229-ФЗ и статьи 242.5 БК РФ.
Кроме того, оспариваемый отказ Казначейства в принятии к исполнению постановлений судебного пристава - исполнителя, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должников по исполнительному производству от мер принудительного воздействия.
Иное толкование Казначейством положений бюджетного законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на УФК по Камчатскому краю судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.01.2023 по делу N А24-5798/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5798/2022
Истец: Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу судебный пристав-исполнитель Селькова В.В.
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, УФССП по КК и ЧАО