г. Москва |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А40-195970/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования и науки г. Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2023 по делу N А40-195970/23, по заявлению АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" к Департаменту образования и науки г. Москвы о признании незаконными действий (бездействий),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Грищенко В.В. по доверенности от 22.09.2023;
от заинтересованного лица: Ряскин В.В. по доверенности от 21.04.2022.
УСТАНОВИЛ:
АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента образования и науки г. Москвы (далее - ответчик, департамент) об отказе в предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат в связи с представлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 01.09.2022 по 31.08.2023 (Заседание Окружной комиссии - июнь 2023 г), изложенного в пункте 2 Протокола от 30.06.2023 N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году; об обязании принять решение о предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 01.09.2022 по 31.08.2023 в размере 7 334 550 руб.
Также Заявителем заявлено о взыскании с Департамента в случае неисполнения судебного акта единовременно 1 000 000 руб. при неисполнении решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,2 % от 7 334 550 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Решение Департамента образования и науки города Москвы об отказе в предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат в связи с представлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 01.09.2022 по 31.08.2023 (Заседание Окружной комиссии - июнь 2023 г), изложенного в пункте 2 Протокола от 30.06.2023 N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году признано незаконным.
Суд признал обязать Департамент образования и науки города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 01.09.2022 по 31.08.2023 в размере 7 334 550 руб. (семь миллионов триста тридцать четыре тысячи пятьсот пятьдесят рублей). В случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента образования и науки города Москвы в пользу АНО ОШ "АГ-Фили" денежные суммы: единовременно 300 000 руб. (триста тысяч рублей) при неисполнении Департаментом образования и науки города Москвы решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05 % от 7 334 550 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Взыскать с Департамента образования и науки города Москвы пользу АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей ноль копеек). В остальной части требований - отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в требованиях отказать полностью.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; а именно в обоснование заявленного требования АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" настаивает на наличие оснований для предоставления субсидии в заявленном размере.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представители АНО в судебном заседании возражал по доводам жалобы. 08.02.2024 представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав представителей сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2023.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, Заявитель обратился в Департамент с Заявкой на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в период с 01.09.2022 по 31.08.2023.
Из Приказа Департамента от 07.07.2023 N 627 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ) Заявителю стало известно, что решения о предоставлении АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" субсидии не принято.
Данный вывод Заявитель сделал на основании информации отраженной в Приложении 1 к Приказу, где перечислены Списки частных образовательных организаций - получателей субсидий, период обучения за который предоставляется субсидия, а также ее размер. Согласно данного Приказа, Департамент не предоставил Заявителю право на получение положенной ему субсидии, посредством непринятия Решения. В Приказе разъяснено, что субсидии предоставлены на основании решения Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидий из бюджета города Москвы (Протокол от 30.06.2023 N 3).
Посчитав указанный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование являются предметом регулирования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании" (далее по тексту - Закон об образовании).
Пункт 6 части 1 статьи 8 Закона об образовании наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно части 5 статьи 99 Закона об образовании, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона. Порядок рассмотрения заявок на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям утвержден Приказом Департамента образования города Москвы от 15.03.2019 N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям".
Указанный Приказ определяет процедуру рассмотрения заявок на предоставление субсидии в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения (далее - Порядок).
При этом, исходя из содержания п. 15 Приложения 3 к Порядку, получатель субсидии в целях перерасчета размера субсидии ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет отчет о фактических затратах в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования в период обучения с учетом отклонения контингента (отчет о фактических затратах) в случаях:
- Отклонения контингента в большую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
- Отклонения контингента в меньшую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
Согласно п. 17 Порядка, Отчеты о фактических затратах направляются в ГКУ ЦФО ДОНМ с приложением документов:
- список контингента, в отношении которого требуется корректировка субсидии, зачисленного в текущем учебном году, имеющего место жительства в городе Москве и зарегистрированного на момент подачи заявки в КИС "ГУСОЭВ";
- копии приказов о зачислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году;
- копии приказов об отчислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году, на обучение которых предоставлена субсидия из бюджета города Москвы в текущем учебном году.
Согласно п. 18 Порядка, рассмотрение поступивших отчетов о фактических затратах осуществляется в соответствии с правилами и в те же сроки, которые установлены Правовыми актами и настоящим приказом для рассмотрения заявок о предоставлении субсидии.
Правовой акт, который устанавливает порядок предоставления субсидии частным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2011 N 640-ПП (далее - постановление N640-ПП).
Согласно п. 2.5 постановления N 640-ПП, Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки (в данном случае отчеты) с приложенными документами, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами проводит анализ на соответствие заявки с приложенными документами требованиям, установленным настоящим Порядком, а также на соответствие претендента требованиям, а именно, субсидии предоставляются частным образовательным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика и осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию реализуемых основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (п. 1.2. постановления N 640-ПП).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению ГКУ ЦФО ДОНМ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет организации, подавшей заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 постановления N 640-ПП (п. 2.6 постановления N 640-ПП).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается Отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (п. 2.7 постановления N 640-ПП).
Согласно п. 2.10 постановления N 640-ПП, решение о предоставлении субсидии и ее размере принимается Департаментом на основании заключения Отраслевой комиссии в срок не позднее 30 рабочих дней со дня регистрации последней представленной заявки.
С учётом вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что частично удовлетворяя заявление АНО, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, Заявителем в Департамент были представлены Заявление с приложением соответствующих документов, обосновывающих размер запрошенной субсидии. Указанные заявление и документы в полном объеме соответствовали требованиям Порядка.
Доказательства того, что заявка была рассмотрена в полном объеме и по результатам рассмотрения было вынесено решение о частичном отказе в предоставлении субсидий, мотивы такого отказа, в дело не представлены.
Исходя из изложенного, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Заявление АНО ОШ "АГ- ФИЛИ" о взыскании с Департамента в случае неисполнения судебного акта денежных средств в части правомерно исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ).
Признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
Дела об оспаривании ненормативных актов, перечисленных в части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 24 АПК РФ.
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержит изъятий относительно возможности применения положений части 4 статьи 174 названного Кодекса о праве истца требовать присуждения денежной суммы на случай неисполнения судебного акта, которым признан недействительным (незаконным) акт государственного органа или органа местного самоуправления и в порядке устранения допущенных нарушений гражданских прав и законных интересов заявителя на данный орган возложена обязанность в установленный судом срок совершить определенные действия.
Таким образом, суд на основании положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе по требованию заявителя присудить денежную сумму, подлежащую взысканию с государственного органа или органа местного самоуправления (ответчика), на случай неисполнения им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия.
Названная сумма определяется на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Введение законодателем положений части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволило лицу, оспаривающему акт органа местного самоуправления, по заявлению которого акт признан недействительным (незаконным) и на этот орган возложена обязанность совершения в установленный законом срок определенных действий, требовать взыскания с органа местного самоуправления судебной неустойки как меры ответственности за неисполнение им судебного акта, обязывающего совершить определенные действия
С учетом изложенного, правомерно взыскано с Департамента в случае неисполнения судебного акта в пользу АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" денежные суммы: единовременно 300 000 руб. при неисполнении Департаментом решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05 % от 7 334 500 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Доказательств неправомерности требований ответчиком не представлено.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьёй 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С учётом вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2023 по делу N А40-195970/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195970/2023
Истец: АНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА "АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ - ФИЛИ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ