г. Москва |
|
26 июня 2024 г. |
Дело N А40-195970/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2024 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Анисимовой О.В., Петропавловской Ю.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: автономной некоммерческой организации общеобразовательная школа "Академическая гимназия - Фили" - Ильясова З.З., представитель по доверенности от 17 июня 2024 года;
от заинтересованного лица: Департамента образования и науки г. Москвы - Раскин В.В., представитель по доверенности от 21 апреля 2022 года;
рассмотрев 19 июня 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента образования и науки г. Москвы
на решение от 7 декабря 2023 года
Арбитражного суда города Москвы
на постановление от 4 марта 2024 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делуN А40-195970/2023
по заявлению автономной некоммерческой организации общеобразовательная школа "Академическая гимназия - Фили"
к Департаменту образования и науки г. Москвы
о признании незаконными действий (бездействий).
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация общеобразовательная школа "Академическая гимназия - Фили" (далее - заявитель, АНО ОШ "АГ-Фили") обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента образования и науки г. Москвы (далее - департамент) об отказе в предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат в связи с представлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года (Заседание Окружной комиссии - июнь 2023 года), изложенного в пункте 2 Протокола от 30 июня 2023 года N 3 заседания Отраслевой комиссии по рассмотрению заявок частных образовательных организаций на получение субсидии из бюджета города Москвы в 2022/2023 учебном году; об обязании принять решение о предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат, в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования по заявке в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года в размере 7 334 550 руб.
Также Заявителем заявлено о взыскании с Департамента в случае неисполнения судебного акта единовременно 1 000 000 руб. при неисполнении решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,2% от 7 334 550 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 7 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2024 года, требования удовлетворены частично. Решение департамента об отказе в предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии признано незаконным. Суд также обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении АНО ОШ "АГ-Фили" субсидии в целях возмещения затрат. В случае неисполнения судебного акта взыскать с Департамента в пользу АНО ОШ "АГ-Фили" денежные суммы: единовременно 300 000 руб. (триста тысяч рублей) при неисполнении Департаментом решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу, с дальнейшим взысканием судебной неустойки из расчета 0,05% от 7 334 550 руб. за каждый день второго и последующих месяцев неисполнения решения суда до фактического его исполнения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В заседании кассационной инстанции представитель департамента настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель АНО ОШ "АГ-Фили" возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель обратился в Департамент с заявкой на предоставление субсидии, в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного образования в период с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года.
Из Приказа Департамента от 7 июля 2023 года N 627 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - Приказ) Заявителю стало известно, что решения о предоставлении АНО ОШ "АГ-ФИЛИ" субсидии не принято.
Посчитав указанный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" (далее - Закон об образовании), Порядка рассмотрения заявок на получение субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям утвержденного Приказом Департамента образования города Москвы от 15 марта 2019 года N 87 "О предоставлении субсидий из бюджета города Москвы частным образовательным организациям" (далее - порядок), порядка предоставления субсидии частным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 года N 640-ПП (далее - постановление N 640-ПП) пришли к выводу о несоответствии отказа департамента нормам действующего законодательства.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно части 5 статьи 99 Закона об образовании, субсидии на возмещение затрат частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитываются с учетом нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания пункта 15 Приложения 3 к Порядку, получатель субсидии в целях перерасчета размера субсидии ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет отчет о фактических затратах в связи с предоставлением гражданам дошкольного и общего образования в период обучения с учетом отклонения контингента (отчет о фактических затратах) в случаях:
- Отклонения контингента в большую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
- Отклонения контингента в меньшую сторону от общей численности контингента, представленного в заявках в текущем учебном году.
Согласно пункту 17 Порядка, Отчеты о фактических затратах направляются в ГКУ ЦФО ДОНМ с приложением документов:
- список контингента, в отношении которого требуется корректировка субсидии, зачисленного в текущем учебном году, имеющего место жительства в городе Москве и зарегистрированного на момент подачи заявки в КИС "ГУСОЭВ";
- копии приказов о зачислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году;
- копии приказов об отчислении обучающихся, имеющих место жительства в городе Москве, для обучения в организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в текущем учебном году, на обучение которых предоставлена субсидия из бюджета города Москвы в текущем учебном году.
Согласно пункту 18 Порядка, рассмотрение поступивших отчетов о фактических затратах осуществляется в соответствии с правилами и в те же сроки, которые установлены Правовыми актами и настоящим приказом для рассмотрения заявок о предоставлении субсидии.
Правовой акт, который устанавливает порядок предоставления субсидии частным образовательным организациям на возмещение затрат в связи предоставлением гражданам начального общего, основного общего, среднего общего образования и бесплатного питания в период обучения утвержден Постановлением N 640-ПП.
Согласно пункту 2.5 постановления N 640-ПП, Департамент принимает и незамедлительно регистрирует заявки (в данном случае отчеты) с приложенными документами, и в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации заявки с приложенными документами проводит анализ на соответствие заявки с приложенными документами требованиям, установленным настоящим Порядком, а также на соответствие претендента требованиям, а именно, субсидии предоставляются частным образовательным организациям, зарегистрированным в установленном порядке в качестве налогоплательщика и осуществляющим свою деятельность на территории города Москвы, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и государственную аккредитацию реализуемых основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (пункт 1.2 постановления N 640-ПП).
В случае отказа в приеме заявки к рассмотрению ГКУ ЦФО ДОНМ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня регистрации заявки с приложенными документами направляет организации, подавшей заявку, письменное уведомление об отказе в приеме заявки к рассмотрению с указанием причин такого отказа способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного уведомления.
Основанием для отказа в приеме заявки к рассмотрению является несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов установленным требованиям (в том числе наличие неполного комплекта документов, представляемых претендентом) и (или) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 1.2 постановления N 640-ПП (пункт 2.6 постановления N 640-ПП).
Для рассмотрения заявок претендентов и прилагаемых к ним документов, а также определения размера субсидий Департаментом создается Отраслевая комиссия по рассмотрению заявок на получение субсидии (пункт 2.7 постановления N 640-ПП).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем в Департамент были представлены заявление с приложением соответствующих документов, обосновывающих размер запрошенной субсидии. Указанные заявление и документы в полном объеме соответствовали требованиям Порядка и у департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении субсидии.
Вопреки доводам кассационной жалобы, способ защиты нарушенного права, избран заявителем верно.
Суды нижестоящих инстанций также обоснованно сочли подлежащими удовлетворению требования заявителя о взыскании с Департамента в случае неисполнения судебного акта денежных средств, поскольку признание судом названных актов недействительными является одним из способов защиты гражданских прав. В этом случае нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ (абзац шестой статьи 12, статья 13 ГК РФ).
Суды констатировали: доказательств неправомерности требований ответчиком не представлено. У суда округа отсутствуют основания не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о противоречии отказа департамента действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы департамента были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие департамента с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениям и статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 7 декабря 2023 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2024 года по делу N А40-195970/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ в предоставлении субсидии образовательной организации, обосновав это несоответствием действий ответчика нормам законодательства. Суд обязал ответчика принять решение о предоставлении субсидии и взыскал денежные суммы в случае неисполнения решения. Кассационная жалоба ответчика была отклонена, поскольку доводы не опровергли выводы нижестоящих судов о законности требований заявителя.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 июня 2024 г. N Ф05-11581/24 по делу N А40-195970/2023